1. Характеристика героев поэмы.
· Каким предстает Пугачев в этом произведении?
(Есенин создает в поэме образ человека сильного, смелого, способного на решительные, обдуманные действия. К мысли о восстании Пугачев приходит не сразу: ему нужно было увидеть, как «по всем окраинам стонет Русь от цепких лапищ», нужно было преисполниться зреющими в народе болью и гневом, прежде чем решиться бросить призыв к мятежу, «чтобы колья погромные правили над теми, кто грабил и мучил». Мятеж этот представляется ему войной справедливой, он идет в ней до конца, не желая смириться с мыслью о поражении. Но ему не дано обуздать стихию мятежа, не дано наделить своей волевой устремленностью тех, кто рядом с ним.)
· Как объясняется в поэме Есенина причина, по которой Пугачев выдал себя за царя?
(Пугачев услышал о том, что люди сожалеют о смерти Петра III. Сторож говорит, что жизнь испортилась «Спервых дней, как оборвались вожжи, /Спервых дней, как умер третий Петр». Сторож еще раз поминает «имя мертвого Петра», говорит о том, что мятежу нужен вождь: «Нам нужен тот, кто б первый бросил камень». И тогда Пугачева осеняет мысль выдать себя за Петра III: «Как Петра? Что ты сказал, старик?.. Какая мысль!».)
Обратим внимание, что имя «Петр» значит «камень».
· Прочитайте выразительно отрывок из V главы «Уральский каторжник». Что вы можете сказать о Хлопуше? Чем он близок Пугачеву?
(Хлопуша, как и чернь, любит Пугачева «за буйство и удаль…», «Пусть он даже не Петр». Хлопуша, «местно вскормленный бунтовщик», заряжен таким же мощным, как и Пугачев, зарядом ненависти к угнетателям, вместе с ним хочет, «чтобы гневные лица вместе с злобой умом налились».)
· Как изображен народ в поэме? Как он относится к Пугачеву?
(Народ изображен контрастными красками. С одной стороны, это «придавленная чернь», с другой — «золото телесное, родное золото славян». В изображении Есенина изначально мужик «мудрый», привык «прилежно» трудиться, но его придавили: «всех связали, всех вневолили». Народ беден: у сторожа «в дому одна кровать, / И четверо на ней спят ребятишек». В словах сторожа объяснение терпения и бездействия народа: каждый боится наказания, все разобщены, живут по принципу «Только лишь до нас не добрались бы, / Только нам бы, / Только б нашей / Не скосили, как ромашке, головы». Но глухое пока недовольство зреет в народе: «Уж мятеж вздымает паруса». В народе скрыты неизмеримые силы, протест, желание воли. И Пугачева народ любит именно за смелое, открытое проявление собственных желаний, «за буйство и удаль». В словах Хлопуши — страстное стремление к этому народному идеалу, дважды повторенное: «Проведите, проведите меня к нему, / Я хочу видеть этого человека».)
2. Художественные особенности поэмы.
Задание 1. Определить виды тропов (олицетворения, сравнения, метафоры, эпитеты) в следующих цитатах:
«Ржет дорога в жуткое пространство»; (Олицетворение, эпитет.)
«Мне нравится степей твоих медь»; (Метафора.)
«Луна, как желтый медведь»; (Сравнение.)
«Яик, Яик, ты меня звал стоном придавленной черни»; (Олицетворение, эпитет.)
«Словно яблоко тяжелое / Виснет с шеи твоя голова»; (Сравнение.)
«Родное золото славян»; (Эпитет, метафора.)
«Слышен прялки ровный разговор»; (Олицетворение, эпитет.)
«Стонет Русь от цепких лапищ»; (Олицетворение, эпитет.)
«И березами заплаканный наш тракт»; (Олицетворение.)
«Уж мятеж вздымает паруса»; (Метафора.)
«Из пасти темноты / Выдергивают звезды, словно зубы»; (Олицетворение, сравнение.)
«Колокол луны скатился ниже». (Метафора.)
· Как вы считаете, чем объяснить столь насыщенное, обильное употребление эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор в тексте поэмы?
(Движение, развитие образов, их противоборство создает в поэме Есенина драматическое действие. Напряженность его обусловлена крайней эмоциональностью образного строя, где нет места нейтральности, информативности.)
Задание 2. Найдите повторы в тексте, определите их роль.
В тексте поэмы множество повторов. Повторяются обращения (Ты ли, ты ли, разбойный Чаган…; Яик, Яик, ты меня звал…; Русь, Русь!; О Азия, Азия!); повторяются отдельные слова (Наконец-то я здесь, здесь!; Но скажи мне, скажи; Только лишь до нас не добрались бы, Только нам бы, / Только б нашей /Не скосили… головы,), повторяются целые фразы (Проведите, проведите меня к нему /Я хочу видеть этого человека; Вы сума сошли! Вы сума сошли! Вы сума сошли!).
Повторы усиливают воздействие на читателя, нагнетают напряжение, звучат как заклинание. Возникающие обычно в начале монологов, повторы логически обусловлены, но порождаемое ими однообразие ритмического движения дает еще и некоторую напевную настройку.