Социальная защита: понятие и критерии оценки




Содержание

Введение…………………………………………………………..........................3

1. Социальная защита: понятие и критерии оценки…………………………….4

2. Основные направления социальной защиты…………………………………..11

3. Механизм социальной защиты населения Республики Беларусь…………….17

4. Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь……… 24

Заключение………………………………………………………………………….43

Список литературы…………………………………………………………………44

 


 

 

Введение

В философском смысле экономика всегда, во все времена должна быть социальна. Она ведь не может существовать без человека и в принципе не нужна, бессмысленна без него. Это значит, с одной стороны, без людей экономика не может функционировать, от качества самого человека (людей) зависит развитость экономики. А с другой стороны, от уровня и стадии развития экономики зависит человек, уровень и качество его жизни.[2, с.202]

Из духа и смысла Конституции следует, что государство несет ответственность за обеспечение достойной жизни людей в стране, их свободное и полноценное развитие. Вместе с тем это вовсе не означает государственное попечительство над каждым гражданином, а предпо­лагает создание таких экономических, правовых, организационных, социальных и иных возможностей, при которых каждый человек спо­собен собственными усилиями обеспечить себе и своей семье достой­ный уровень жизни, материальное благополучие.

Актуальность выбранной темы для Республики Беларусь обусловлена тем, что с изучаемыми вопросами мы сталкиваемся постоянно, они являются неотъемлемой частью нашей жизни. Социальная устойчивость общества обеспечивается прежде всего на основе социальной политики государства. Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. В нашей стране ведется активная поддержка социальной сферы, разрабатываются и совершенствуются мероприятия по социальной защите. В настоящее время уже проводится работа по созданию системы адресной социальной помощи населению. Развитие социально–культурного комплекса в Республике Беларусь направлено на формирование духовно богатого и физически здорового человека. Предусматривается создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг (прежде всего медицинского обслуживания и общего образования), расширение возможностей выбора их населением.

Государственная поддержка в этих важных сферах общества направлена на обеспечение населения государственными минимальными социальными стандартами, реализацию мер по укреплению их материально–технической базы, а также на повышение статуса их работников. Данная тема широко и многогранно освящена в экономической литературе.

Итак, социальная защита населения рассматривается как особая деятельность государства, направленная на предоставление социаль­но значимых благ и услуг всем его гражданам без каких либо условий и ограничений (трудового вклада, статуса занятости, уровня доходов, наличия детей и пр.). [12с.283-285]

Цель курсовой работы - изучить механизмы, основные направления и пути совершенствования социальной защиты в Республике Беларусь.

Социальная защита: понятие и критерии оценки

Социальная защита представляет собой систему мер, осуществляе­мых обществом в целом и его звеньями по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения граждан. Социальная защита определяется как система мер по защите любого гражданина страны от экономической бедности и социальной деградации в результате потери или резкого сокращения доходов, без­работицы, болезни, инвалидности, старости. Объектами социальной защиты являются все основные слагаемые уровня жизни человека: доходы, жилье, услуги, образование, здравоо­хранение и т. д. Государственная система социальной защиты населения проявляется в разнообразных формах:

- пособия по безработице;

- пенсии;

- пособия по болезни, инвалидности;

- жилищные пособия;

- пособия на получение образования;

- медицинская помощь;

- гарантирование государством минимального уровня доходов.

Социальная защита человека возможна на основе обеспечения ус­ловий для повышения благосостояния, поддержания определенного ста­туса различных социальных групп и отношений между ними, формирования и воспроизводства оптимальной социальной структуры общества. Ее невозможно обеспечить и без развитой социальной инфраструктуры, т. е. жилищно-коммунальных услуг, транспорта и связи, образования и здравоохранения, информации. Объем, качество и характер продукции этой сферы должны способствовать созданию нормальных условий жизнедеятельности и воспроизводства населения. [13,с. 323]

Структурная составляющая социальной политики – политика социальной защиты.Это система принципов, норм и мер, используемых государством для создания и регулирования социально–экономических условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска.

Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция, инвалидность, последствия возраста, смерть кормильца и т.п.).

Для проведения политики социальной защиты создается и развивается система социальной защиты, которая представляет собой совокупность форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнеобеспечения тех групп населения и граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по не зависящим от них обстоятельствам.

Социальная защита осуществляется в двух основных формах: денежной и натуральной. В денежной форме при определенных обстоятельствах выплачиваются разного рода пособия (по безработице; по уходу за ребенком и т.п.), пенсии (трудовые, социальные и др.), субсидии (в связи с оплатой жилья) и т.д. А в натуральной форме социальная защита может реализоваться в виде бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов и приютов и т.п.

Методы социальной защиты представляют на практике большое разнообразие, притом в связи с изменением социальной ситуации, особенно в переходных условиях, могут появляться все новые. Основными методами, используемыми в переходный период, являются следующие:

1.Социальная помощь, осуществляемая как в денежной, так и в натуральной формах на условиях безвозмездности либо льготности по отношению к лицам, объективно находящимся в затруднительном материальном положении (инвалиды, многодетные, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы и т.п.).

Например, социальная помощь гражданам, пострадавшим от Чернобыльской аварии, в Республике Беларусь законодательно поставлена в зависимость от степени загрязнения зоны радионуклидами (этих зон – 5). При этом социальная помощь осуществляется в целом ряде форм: компенсации, льготы, пенсии, денежные пособия, пособия в натуральной форме, медицинская помощь.

2.Социальное страхование – система предоставления финансовой помощи за счет взносов (обязательных или добровольных) при соблюдении зависимости объемов социальной услуги от размеров сделанных взносов. Притом эта система может быть как государственной, так и частной.

3.Социальное попечительство – метод социальной защиты, при котором помощь оказывается вне зависимости от уровня доходов либо взносов, а в связи с выявившейся объективной потребностью (например, в случае, когда дети остались без родителей).

4.Социальная поддержка – способ социальной защиты граждан, чьи доходы оказались ниже установленного прожиточного минимума.

5.Социальное обслуживание – система социальной защиты лиц, оказавшихся в экстремальном положении и неспособных к самообслуживанию. В такой ситуации используются и методы оказания социально–медицинских услуг на дому, и социально–бытовые услуги, и услуги реабилитационного характера.

Однако условия и особенности переходного периода, когда резко усиливается поляризация доходов и положения населения, нарастает распространенность бедности, когда на фоне социальных стрессов резко ухудшается здоровье населения, требуют усиления системы социальной защиты.

6. Политика защиты здоровья и экологической безопасности населения – еще одна составляющая социальной политики, кстати, еще не выделяемая в самостоятельную ни теоретически, ни практически.

Две крупнейшие социальные проблемы: 1) тенденция депопуляции населения страны в переходных условиях и 2) растущая опасность экологической катастрофы – при их соединении способны поставить историческую «точку» не только в решении задач переходного этапа, но и в самом существовании населения страны, региона и даже Земли в целом.

Главными причинами депопуляции являются снижение рождаемости с одновременным ростом смертности населения. Причем, по заключениям специалистов, последний фактор действует на 1/3 сильнее первого.

К тому же следует учесть, что каждый человек как личность, как совокупность способностей уникален. Поэтому потери населения становятся безвозвратными для страны и, как свидетельствует история, они долгим «эхом» отзываются потом на судьбе народов. Без населения, без его активной поддержки никакие переходные задачи, особенно трансформационного типа, просто неосуществимы. Это же можно сказать и об экологической безопасности. Если ее не обеспечить (если дышать людям нечем и питьевой воды нет) – социально – экономическая перестройка обречена на провал. Вот почему защита здоровья населения и обеспечение его экологической безопасности должны стать еще одной, притом важнейшей составной частью социальной политики государства в переходный период. Однако особенности переходного периода и слишком высокая цена неудач социальной политики в это время выдвигают важнейшую общую задачу – научную разработку социальной стратегии. Социальная стратегия – это внутренняя, общая и долговременная основа всей социальной политики.

Главными функциями социальной стратегии можно считать:

1. выявление главной целевой направленности социальной политики;

2. обеспечение комплексности, внутренней непротиворечивости всех звеньев социальной политики.

Чтобы социальная стратегия переходного периода была способна выполнить свои функции, она должна устойчиво опираться на ряд общих принципов, учитывающих специфику переходного периода. Основными из них можно назвать следующие:

- принцип сочетания социальной защиты, социальной поддержки и социального либерализма в связи с разной степенью социальной адаптации разных слоев населения к переходным условиям;

- принцип сочетания предпринимательской и трудовой мотивации всех слоев населения, что обеспечивается ростом престижа образованности и профессионализма, вертикальной мобильностью и, что особенно важно, соответствующей системой оплаты труда;

- принцип сочетания государственной и негосударственной общественной благотворительной деятельности, опирающейся на общие ценности человеческой солидарности, доброты и взаимопомощи;

- принцип маятниковости, при котором возможна и необходима смена приоритетов социальной политики, ее гибкая реакция на быстрые смены ситуаций в переходный период в условиях общей недостаточности финансовых средств.

Весьма непростые усилия по разработке и реализации строго выверенной социальной стратегии и социальной политики окупятся величайшей ценностью переходного этапа – социальной устойчивостью общества.[2, с. 226-229]

Социальная защита населения — основная часть социальной полити­ки любого государства — представляет собой систему законодательных экономических и социальных гарантий, обеспечивающих условия для нормальной жизнедеятельности и развития всех групп населения. Государство несет от­ветственность за обеспечение достойной жизни людей в стране, их свободное и полноценное развитие. Вместе с тем это вовсе не означает государственное попечительство над каждым гражданином, а предпо­лагает создание таких экономических, правовых, организационных, социальных и иных возможностей, при которых каждый человек спо­собен собственными усилиями обеспечить себе и своей семье достой­ный уровень жизни, материальное благополучие.

В мировой практике выделяют два типа социальной защиты — актив­ную и пассивную. Активная социальная защита ориентирована на трудоспособных членов общества и предполагает создание условий для самозащиты людей — в первую очередь через активные действия на рынке труда и через их участие в социальном страховании. Пассивная социальная защита нацелена на нетрудоспособные и социально уязвимые слои населения и заключается прежде всего в прямой материальной под­держке.

Критериями выделения первоочередных объектов социальной за­щиты являются размер среднемесячного дохода на члена семьи (в срав­нении с бюджетом прожиточного минимума), наличие источника средств существования (безработные, нетрудоспособные — полно­стью или частично), экологическое и социальное неблагополучие (жертвы социальных и межнациональных конфликтов, беженцы и пере­мещенные лица, жертвы и жители экологически неблагополучных территорий), потребность в помощи (беременные женщины, ветера­ны войны и блокадники, лица после наказания в исправительно-тру­довых учреждениях). Для каждой категории социально уязвимых сло­ев населения разрабатывается своя программа социальной защиты. В дальнейшем мы обращаемся именно к целевой социальной защи­те населения, предусматривающей содействие со стороны государства и общества наиболее уязвимым слоям населения. В свою очередь, в рамках такой концепции социальной защиты на­селения существуют два основных подхода к пониманию ее сущности:

Социальная защита населения — это социальное обеспечение граждан и членов их семей, трансформированное к новым соци­ально-экономическим условиям.

Социальная защита населения — это социальная помощь, оказы­ваемая отдельным категориям граждан и их семей в виде предо­ставления социальных выплат, натуральной помощи и социаль­ных услуг и имеющая адресный характер.

Различие между этими подходами состоит лишь в том, что социаль­ная помощь, включаемая ранее в систему социального обеспечения, в качестве одной из ее организационных правовых форм получает само­стоятельный статус. В таком понимании социальная защита в целом выступает как социальная помощь.

Иными словами, социальная защита населения охватывает широ­кий комплекс мероприятий по государственной и общественной под­держке населения в том числе и меры, относящиеся к социальному обеспечению, понимаемому как деятельность государства по мате­риальному обеспечению граждан в старости, при нетрудоспособности, в связи с рождением и воспитанием детей, медицинскому обслужива­нию и лечению.

Специфика социальной защиты населения выражается в том, что это форма распределения материальных благ не в обмен на затрачен­ные усилия в процессе трудовой деятельности, а в целях удовлетворе­ния физических, социальных и иных потребностей стариков, больных, безработных, лиц, имеющих минимальные доходы, словом, — тех, кто не способен самостоятельно обеспечить достойную жизнь себе и сво­ей семье, а также всех членов общества в целях охраны здоровья и нор­мального воспроизводства рабочей семьи.

Исходя из этой специфики выделяют следующие признаки социаль­ной защиты населения:

- объективные основания, вызывающие необходимость в примене­нии соответствующих механизмов, направленных на поддержа­ние или обеспечение определенного уровня жизни;

- любые способы предоставления средств к существованию;

- закрепление правил предоставления социальной защиты в социаль­ных, в том числе правовых нормах.

Социальная защита населения строится на следующих основных принципах:

1. Адресность мероприятий, предусматривающая предоставление социальной помощи конкретным гражданам с учетом их индиви­дуальных потребностей. Реализация указанного принципа пред­полагает выделение определенных критериев, в соответствии с которыми предоставляется социальная помощь. В первую оче­редь — это нуждаемость, т. е. отсутствие дохода, обеспечивающе­го величину установленного прожиточного минимума.

2. Дифференцированный подход при определении размеров и ви­дов помощи, предусматривающий выравнивание материального положения различных групп социально незащищенных групп населения и восстановления их статуса как полноценных членов общества.

3. Комплексность социальной помощи, предполагающая возмож­ность предоставления одновременно несколько ее видов.

4. Динамичность оказания социальной защиты, понимаемая как си­стематический пересмотр социальных нормативов по мере роста индекса потребительских цен, а также повышения минимально­го размера оплаты труда и величины прожиточного минимума.

5. Ориентация на активный и опережающий тип социальной защи­ты населения, недопущение социального иждивенчества.

6. Доступность и бесплатность информации о порядке и условиях предоставления всех видов социальной помощи, предполагаю­щие прежде всего широкую публикацию в печати сведений о по­рядке и условиях предоставления социальной помощи; проведе­ние органами исполнительной власти всех уровней и органами местного самоуправления консультаций граждан по вопросам социальной защиты, издание научно-популярных, информаци­онных, статистических и иных материалов по тематике социаль­ной защиты, а также применение других форм агитации и пропа­ганды, обеспечивающих доступность информации.

7. Всеобщность социальной защиты населения, предусматриваю­щая одинаковую для каждого возможность ее получения при наступлении трудной жизненной ситуации вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, местожи­тельства и иных признаков.

8. Социальное партнерство и солидарность всех слоев населения в решении задачи социальной защиты.

9. Широкое участие благотворительных и общественных организа­ций в развитии форм и видов социальной помощи.

10. Взаимодействие органов местного самоуправления и негосудар­ственных организаций с органами государственной власти в сфере социальной защиты населения на основе социального партнер­ства.

Понятие системы социальной защиты населения обозначает опре­деленную целостность, упорядоченность, взаимную связь разных час­тей такого явления, как «социальная защита населения». В состав системы социальной защиты населения включаются следующие под­системы:

- субъекты социальной защиты — граждане и члены их семей, на которых непосредственно распространяется социальная защита населения; а также лица, оказывающие социальные услуги (со­циальные работники);

- формы и виды социальной защиты граждан;

- механизмы социальной защиты населения;

- органы социальной защиты населения, в том числе:

А) сеть организаций (учреждений и предприятий) социальной защиты и социального обслуживания различных организаци­онно-правовых форм, реализующих формы и виды социаль­ной защиты населения;

Б) органы управления социальной защиты населения;

В) органы финансирования социальной защиты граждан и преж­де всего государственные внебюджетные и добровольные фон­ды социального страхования;

Г) программы социальной защиты населения, в том числе програм­мы адресной социальной помощи, представляющие собой систему мероприятий организационного, экономического, социально-пси­хологического и иного характера с указанием сроков реализации и ответственных исполнителей.

Кроме того, система предполагает целый комплекс общественных отношений, складывающихся в сфере социальной защиты: идеологи­ческих, экономических, правовых, эстетических, педагогических и др.[12,с. 283-348]


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: