Основные направления социальной защиты




Основными направлениями формирования эффективной системы социальной защиты считаются: поддержка беднейших слоев населения; гарантия права на труд; регулирование занятости населения.

Непосредственная цель производства в условиях рынка - получе­ние прибыли. Однако такая цель не препятствует обеспечению надеж­ной социальной защиты людей. Структура социальной защиты в рыноч­ной экономике представлена на рис. 2.1

 

 

Рисунок 2.1 - Структура и формы социальной защиты населения

  Социальная защита

 

 

 

  Социальное обеспечение (прямая форма)
  Социальная поддержка (косвенная форма)

 


страхование
помощь
гарантии
льготы

 

 

Такая система социальной защиты получает развитие и в странах с переходной к рынку экономикой. В плане обеспечения социальной за­щиты населения в переходной экономике делается многое: гарантиру­ется правовая защита от необоснованного увольнения, возможность по­вышения квалификации, а также выплата пособий по безработице, тру­доустройство безработных, их переподготовка, переквалификация, обу­чение тем профессиям, которые пользуются спросом.

Рыночное распределение обусловливает необходимость защиты обществом таких социально уязвимых слоев населения, как пенсионе­ры, инвалиды, семьи, оставшиеся без кормильца, и т. д. Для них уста­новлена единая система государственных пенсий, обеспечивается ста­бильность пенсионного обеспечения и повышения его уровня по мере роста благосостояния трудящихся. Пенсии начисляются по старости, по инвалидности, за выслугу лет, в случае потери кормильца. Правитель­ство постоянно корректирует минимальный размер пенсий.

В условиях перехода к рынку в социальной защите начинает нуж­даться все большая часть населения, а не только беднейшие слои. При­чем меры социальной защиты населения, достаточные для одной груп­пы, могут оказаться неприемлемыми для другой, невыполнимыми в от­ношении третьей и т. д.

В странах с развитой рыночной экономикой разрабатываются специальные программы помощи малообеспеченным слоям населения: молодежи, женщинам, имеющим детей, пенсионерам.

Для сохранения определенного уровня жизни граждан, особенно малоимущих, производится индексация доходов, их соотнесение с повышением стоимости жизни. Индексируются выплаты, производимые из бюджета: социальные пенсии, пособия, стипендии, заработная плата работников непроизводственной сферы, денежное обеспечение. Компен­сация потерь от инфляции населению, которое получает доходы не из бюджета (работники производственной сферы), осуществляется на ус­ловиях, предусмотренных коллективными договорами. Индексируют­ся также все выплаты по компенсации урона, нанесенного увечьем или другим повреждением здоровья, связанным с выполнением трудовых обязанностей.

Развитие рынка предъявляет особые требования к образованию и физическому состоянию людей, что обусловливает развитие системы образования и охраны здоровья на принципиально иных началах. В связи с ростом денежных доходов некоторой части населения наряду с бес­платным образованием и медицинским обслуживанием развиваются и их платные формы. Намечается выделение средств на обеспечение насе­ления и лечебных учреждений медикаментами и медицинской техни­кой, а также переход к системе медицинского страхования. Некоторые слои населения получают лекарства на бесплатных и льготных условиях.

Рынок обусловливает потребность в получении экономического и юридического образования людьми, уже имеющими высшее гуманитар­ное и техническое образование. Появляется потребность в подготовке кадров с новыми стереотипами мышления, знанием иностранных язы­ков, компьютерной техники. Здесь хотелось бы отметить, что средства, вкладываемые в развитие образования и здравоохранения, не должны облагаться налогами, равно как и средства, направляемые на благотво­рительные цели, — помощь детям и престарелым, инвалидам, многодет­ным семьям.

Каждая страна формирует собственную систему социального обеспечения. Наиболее высокий уровень социальной защиты достигнут в Швеции, ФРГ, Норвегии, Дании.

Как правило, финансирование программ социальной защиты осу­ществляется из федерального бюджета и специализированных внебюд­жетных фондов (фонда социального страхования, пенсионного фонда), а практическая помощь организуется местными органами власти, обще­ственными и благотворительными организациями.[13, с. 324-326]

 

Однако в процессе жизнедеятельности никто не застрахован от на­ступления обстоятельств, обусловленных действием социально-эко­номических, демографических, экологических и иных факторов, по большей части не зависящих от воли людей. В силу этого преодолеть их самостоятельно они не могут. В этих условиях государство и общество, стремясь оказать содей­ствие лицам, оказавшимся в особо сложном положении, на основе комплекса постоянных и (или) долговременных экономических, социальных, медико-психологических, организационных, правовых и иных мер обеспечивает таким категориям граждан социально-при­емлемый уровень жизни, а также создает условия для полноценного их участия в жизни общества. Иными словами, формируется своего рода «страховочный пояс», который поддерживает людей, находя­щихся в трудной жизненной ситуации, не давая им опустится до уров­ня нищеты. При этом трудная жизненная ситуация рассматривается как ситуация, объективно нарушающая нормальную жизнедеятель­ность человека (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.), которую он не может преодолеть самостоятельно. В этом случае социальная защита населения выступает в качестве целенаправленной деятельности государства и общества по поддержа­нию жизненного уровня трудоспособных и нетрудоспособных граж­дан, находящихся в трудной жизненной ситуации и не способных пре­одолеть ее без внешней поддержки, а также по созданию условий для их самовыражения и самореализации.

Таким образом, социальная защита населения может рассматри­ваться как:

- средство формирования и развития личности, обеспечение ее конституционных прав;

- государственная и общественная поддержка отдельных катего­рий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее самостоятельно, т. е. поддержка, имею­щая целевой характер.

Объект социальной защиты — все группы населения. Однако осо­бые приоритеты при этом имеют его уязвимые слои — семьи с низкими доходами, инвалиды, граждане на попечении государства (престаре­лые, воспитанники детских домов и интернатов), жертвы социальных и межнациональных конфликтов, экологических бедствий, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, молодежь и пожилые люди.

Наиболее рельефно сущность социальной защиты населения про­является в ее функциях: экономической, политической, демографи­ческой и социально-реабилитационной. Экономическая функция заключается в замещении заработка (дохо­да или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособно­стью или потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоиму­щим гражданам. Политическая функция способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения. Демографическая функция призвана стимулировать воспроизвод­ство народонаселения, необходимое для нормального развития страны. Социально-реабилитационная функция направлена на восстанов­ление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других со­циально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Рассмотрение сущности социальной защиты позволяет предста­вить ее в качестве целостного образования, состоящего из совокупных компонентов (частей), взаимодействующих и взаимосвязанных не только друг с другом, но и с внешней средой. Иными словами, речь идет о системе социальной защиты населения.

Особое место в системе социальной защиты населения занимают люди, непосредственно участвующие в отношениях по поводу соци­альной защиты населения. Это граждане и члены их семей, попав­шие в трудную жизненную ситуацию, нуждающиеся в государствен­ной и общественной поддержке; социальные работники, в силу своих профессиональных и должностных обязанностей оказывающие все виды социальной помощи в преодолении человеком или группой возникших у них проблем; представители органов управления соци­альной защитой; иные субъекты отношений по социальной защите населения.

Среди граждан, нуждающихся в социальной защите, выделяют пять основных групп:

Первая группа — трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, в том числе: лица, уволенные из Вооруженных сил; без­работные и незанятые граждане; беженцы и вынужденные пере­селенцы в трудоспособном возрасте; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребен­ком, а также беременные женщины; иные трудоспособные граж­дане в трудоспособном возрасте.

Вторая группа — нетрудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, том числе: инвалиды, в том числе инвалиды детства; лица, имеющие профессиональное заболевание (или инвалид­ность в результате несчастного случая на производстве); иные нетрудоспособные лица в трудоспособном возрасте.

Третья группа — граждане в возрасте младше трудоспособного, в том числе: дети-инвалиды; дети из многодетных и неполных семей; дети-сироты; безнадзорные дети и подростки; иные кате­гории детей, нуждающихся в социальной защите.

Четвертая группа - лица старше трудоспособного возраста, в том числе: одинокие престарелые граждане; пенсионеры по возрасту; инвалиды и участники Великой Отечественной войны; блокад­ники; иные лица старше трудоспособного возраста.

Пятая группа — иные граждане, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе: малообеспеченные, т. е. те, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума; молодые семьи с детьми и семейным стажем до трех лет; иные семьи, находящие­ся в трудной жизненной ситуации.

При этом отметим, что под семьей понимается основанное на кров­ном родстве, браке или усыновлении (удочерении) объединение лю­дей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за вос­питание детей. Другим участником отношений в сфере социальной защиты явля­ются социальные работники, профессионально занимающиеся социаль­ной работой.

Сущность социальной работы заключается в социальной деятель­ности, направленной на создание благоприятных условий жизни и за­щиты прав граждан, оказание им государственно-общественной под­держки при наступлении трудной жизненной ситуации, выраженной в конкретной практической помощи различного характера (экономи­ческой, психологической, информационной, консультативной и иной).

Социальный работник — это работник социальной службы, оказы­вающий социальные услуги ее клиентам, лицо, в силу своих должно­стных и профессиональных обязанностей содействующее семье, группе, либо отдельным гражданам преодолеть трудную жизненную ситуацию.[12, с.287-291]

Проблема социальной защиты наиболее остро проявляется в условиях инфляции, безработицы. Для смягчения падения потребления и жизненного уровня частично применяется индексация доходов, т.е. их увеличение по мере роста розничных цен. Однако возможности индексации доходов ограничиваются опасениями наводнения рынка денежной массой, ведущей, как следствие, к новому росту цен и возникновению инфляционной спирали.

Для определенных слоев и категорий населения со стороны государства существуют различные виды социальной поддержки. Люди, находящиеся на длительном или постоянном иждивении общества и государства, живут в основном за счет социальной отрасли экономики, называемой социальным обеспечением. Наиболее распространенный вид социального обеспечения - пенсионное обеспечение. Право выхода на пенсию, согласно белорусскому законодательству, имеют женщины начиная с 55 лет, а мужчины - с 60 лет. Для военнослужащих и лиц, работающих на вредных производствах, этот возраст еще ниже. Пенсия по возрасту зависит от стажа работы и уровня заработной платы. Закон предусматривает каждому пенсионеру выплату пенсии не ниже минимального уровня.

Наряду с пенсией по старости выплачиваются пенсии по инвалидности, обусловленные состоянием здоровья. Пенсии выплачиваются из средств пенсионного фонда, образуемого за счет отчислений юридических лиц и частично государственного бюджета. В условиях рыночной экономики предприятия получают возможность создавать собственные пенсионные фонды для выплаты пенсий своим работникам.

Из средств государственного и местного бюджетов различным категориям нуждающегося населения предоставляются различные пособия и выплаты. Они могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно разовое предоставление социальной помощи.

Государство создает детские дома, интернаты, принимая на себя заботу о детях, лишенных родителей. Для престарелых людей, не имеющих детей и родных, способных оказать помощь, уход, услуги, создаются дома престарелых.

Для учащейся молодежи распространенным видом денежной помощи является выплата стипендий.

Официально зарегистрированным безработным государство выплачивает пособие по безработице. В первые месяцы помощь безработным выплачивается в объеме, близком к заработной плате, в последующие месяцы снижается.

Особый вид социальной помощи - медицинская помощь. В значительной степени она оказывается бесплатно. В переходный период неизбежно частичное использование денежных средств населения и предприятий на нужды здравоохранения в форме платежей и страховой медицины.

Государство призвано оказывать помощь жертвам противозаконных репрессий со стороны государства, жертвам войн, пострадавшим от катастроф, стихийных бедствий, аварий. В помощи нуждаются также инвалиды по болезни, жертвы эпидемий, пострадавшие от вредных производств, вынужденные переселенцы.[6, с. 192-193]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: