Республики Беларусь
Целью социальной защиты в среднесрочной перспективе является недопущение снижения жизненного уровня населения, особенно наименее защищенных категорий (пенсионеров по возрасту, инвалидности, многодетных и неполных семей), чей совокупный доход ниже установленного бюджета прожиточного минимума.
Основные направления и задачи социальной защиты предусматривают усиление государственной поддержки социально уязвимых слоев и групп населения, повышение эффективности социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на социальную защиту.
В этих целях предполагается:
· обеспечение финансирования социальных программ за счет республиканского и местных бюджетов, а также негосударственных финансовых институтов;
· совершенствование пенсионного обеспечения;
· более широкое использование социального страхования и страховых выплат в сфере социальной защиты населения;
· проведение политики, ориентированной на повышение реальных денежных доходов населения;
· социальное страхование на случай потери работы, временной или постоянной нетрудоспособности.
Для нетрудоспособной части населения будут предусмотрены гарантии материального обеспечения и социального обслуживания за счет социального страхования и бюджетных средств.
В основу реформирования системы социальной поддержки граждан будет положен принцип адресного предоставления социальной помощи отдельным категориям семей и одиноких лиц, совокупный доход которых ниже прожиточного минимума. В настоящее время уже проводится работа по созданию системы адресной социальной помощи населению. В целях выработки единого механизма с 1 июля 2000 г. осуществляются «пилотные» программы по оказанию адресной социальной помощи отдельным категориям семей и одиноких лиц, которые в прогнозируемом периоде будут распространяться на всю страну.
Расширится ресурсное обеспечение программ адресной помощи за счет поэтапного сокращения перекрестного субсидирования и бюджетных дотаций производителям товаров и услуг, а также отмены социально неоправданных льгот и выплат, предоставляемых отдельным категориям граждан. В связи с этим предполагается:
· упорядочить систему пособий, выплат и льгот;
· законодательно закрепить право на получение социальной помощи;
· постепенно заменить большинство льгот, предоставляемых различным категориям населения, адресными формами социальной помощи;
· перевести некоторые виды льгот, установленных отдельным категориям граждан в натуральной форме (например, военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и другим) в форму денежных выплат.
При этом будут сохранены льготы для групп населения, имеющих особый статус в соответствии с законодательством (инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, ликвидаторы катастрофы на ЧАЭС, жертвы политических репрессий).
В целях повышения эффективности адресной социальной помощи предусматривается постепенная ликвидация неэффективных пособий и льгот с целью перераспределения финансовых ресурсов в пользу наиболее нуждающихся граждан. На решение этих задач направлены Комплексная система мер по социальной защите населения Республики Беларусь на 2000 – 2005 гг., а также мероприятия по ее реализации.
В целях обеспечения благоприятных условий для развития семьи и стабилизации рождаемости намечается:
· совершенствование системы государственных пособий семьям, воспитывающим детей;
· развитие социального обслуживания семьи;
· содействие всем формам предпринимательской деятельности семей;
· совершенствование налоговой политики в интересах семьи;
· проведение ежегодного мониторинга социально–экономического потенциала семьи.
Размеры пособий будут увеличиваться в зависимости от среднедушевого бюджета прожиточного минимума.
Молодежная политиканаправлена на решение насущных проблем жизни молодежи – образование, занятость, улучшение жилищных условий, поддержку учащихся и студентов, воспитание патриотизма и добросовестного отношения к труду, повышение престижности труда молодежи в реальном секторе экономики. Эта поддержка состоит в первую очередь в предоставлении молодому человеку возможности трудиться и зарабатывать себе на жизнь. Значительным шагом в решении проблем молодежи станет повышение стипендий. Намечается расширить строительство жилья для молодежи, улучшить и удешевить питание школьников, учащихся ПТУ, студентов.
Продолжится работа по реформированию пенсионной системыреспублики на основе рационального сочетания государственного и негосударственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования. В этих целях предстоит ввести индивидуальный (персонифицированный) учет страховых взносов в системе государственного социального страхования, а уровень пенсионного обеспечения привести в соответствие с бюджетом прожиточного минимума, а в перспективе – с минимальным потребительским бюджетом. Особое внимание уделяется совершенствованию критериев определения размеров пенсий и механизма их исчисления с тем, чтобы размеры пенсий напрямую зависели от трудового стажа и объема уплаченных страховых взносов.
Необходимо подготовить и принять ряд законопроектов по вопросам пенсионного страхования и обеспечения:
«Об основах пенсионной системы в Республике Беларусь»; «О государственном пенсионном страховании»; и других, а также законодательство об общих началах и механизмах организации профессиональных пенсионных систем и принципах их взаимодействия с государственным пенсионным страхованием.
Дальнейшее развитие получит система социального обслуживания населения, в числе приоритетов которой задача удовлетворения специфических потребностей наиболее уязвимых слоев населения: инвалидов, пожилых людей, детей, малообеспеченных семей. Приоритетным остается развитие сети нестационарных учреждений социального обслуживания как наиболее экономичных и приближенных к реальным нуждам населения.
В сфере социального обслуживания населения предусматривается:
· расширение видов предоставляемых услуг;
· создание территориальных центров социального обслуживания семьи, детей, женщин, граждан пожилого возраста и инвалидов в городах и районах с учетом необходимости и наличия обслуживаемого контингента;
· расширение ресурсной базы социальных услуг на основе активного привлечения негосударственного сектора, взаимодействия с благотворительными и религиозными организациями.
Развитие социально–культурного комплекса в Республике Беларусь направлено на формирование духовно богатого и физически здорового человека. Предусматривается создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг (прежде всего медицинского обслуживания и общего образования), расширение возможностей выбора их населением.
Государственная поддержка в этих важных сферах общества направлена на обеспечение населения государственными минимальными социальными стандартами, реализацию мер по укреплению их материально–технической базы, а также на повышение статуса их работников.[2, с. 232-234]
Для регулирования занятости населения разрабатываются и реализуются программы по формированию новых рабочих мест как в государственном, так и в негосударственном секторе экономики, программы занятости инвалидов, обязывающие предприятия предоставлять последним определенный процент рабочих мест от их общего количества.
Разрабатываются программы борьбы с безработицей и помощи безработным, в соответствии с которыми производится подготовка, переподготовка, переквалификация и перемещение рабочей силы, а также выплата пособий безработным. Фонд помощи безработным формируется из трех источников: обязательные взносы предпринимателей; взносы работающих; дотации из бюджета.
Новый механизм социальной защиты населения в условиях перехода к рыночной экономике только формируется. Важно, чтобы его плодами пользовались все граждане общества, а его результаты отражались прежде всего на материальном и духовном развитии малоимущих членов общества. Естественно, гарантом решения всех проблем, связанных с социальной защитой населения, является развитие производственной сферы. Будут прибыльно работать наши предприятия — будут товары, большие доходы у населения, высокий уровень жизни.[13, с. 325-326]
Применительно к каждой области или аспекту общественной жизни формируется соответствующая политика. В интересующей нас в данном случае области трудовой жизни общества первостепенное значение имеет социальная политика, которая имеет дело с выработкой решений, касающихся человека, его положения в обществе, предоставления ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп и слоев населения. Отсюда следует, что предметом социальной политики являются проблемы формирования и развития системы общественных отношений между двумя взаимосвязанными группами граждан, одна из которых представляет трудоспособную часть населения, а другая — нетрудоспособную. Естественно, что сферой социальной политики должны быть обе эти группы.[10, с. 314]
Социальная устойчивость общества обеспечивается прежде всего на основе социальной политики государства. Понятие, критерий, формы, инструменты и источники социальной ориентации государственного регулирования экономики представлены на рисунке 4.1. В центре этой системы находится взвешенная реалистическая социальная политика.
Социальная политика– совокупность принципов, норм и методов, используемых государством по регулированию социально–экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами.
Ныне общепризнано, что целями социальной политики (социальными приоритетами) являются:
- достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;
- обеспечение занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
- гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
- нормализация и улучшение демографической ситуации. Снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;
Важнейшими принципами формирования и функционирования социальной политикиявляются:
- улучшение социальной инфраструктуры
- принцип социального равенства людей – членов данного общества (перед законом, в области национальных отношений, вероисповедания и т.д.);
- принцип социальной солидарности, понимаемый как общая поддержка, опирающаяся на общность основных жизненных интересов и целей населения данной страны;
- принцип социальной справедливости, имеющий исторические особенности, но в целом понимаемый как отношения симметричности (или эквивалентности) в жизни общества и его социальных групп (например, соответствие прав и обязанностей, практического вклада и реального положения человека).
Основные функции социальной политики можно свести к следующему:
· стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения;
· поддержание и стимулирование социальной и экономической активности населения;
· социальная поддержка и защита.
Социальная политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу. Поэтому исходным пунктом ее разработки является выбор перспективной модели социально–экономического устройства общества. Социальная политика должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей. Стратегические цели переходной социальной политики определяются комплексом условий переходной экономики. Состояние социально–трудовой сферы при ограничении финансовых ресурсов и изменении функций государства требует четкого поэтапного разграничения задач и уточнения приоритетов в целях ранжирования мероприятий по социальной защите населения, выделения долговременных, среднесрочных и экстренных (неотложных) мер. В настоящий момент неотложными являются обеспечение условий для социального и физического выживания людей. В среднесрочном периоде – достижение докризисного уровня и качества жизни, присущих им стандартов потребления; а в долговременной перспективе это приближение уровня и качества жизни к стандартам постиндустриального общества, достигнутым на основе научно–технической революции. Наряду со стратегическими установками социальная политика содержит комплекс первоочередных неотложных мер преодоления кризиса. Их разработка требует определения социальных приоритетов. К ним прежде всего относится: прекращение дальнейшего снижения реальных доходов, объемов и калорийности питания; своевременная выплата заработной платы и пенсий; замедление расширения зоны бедности и безработицы; приостановка разрушения социальной сферы.
Рисунок 4.1 - Социальная ориентация государственного регулирования экономики: понятие, критерий, инструменты, источники
Сущность |
Социальная ориентация государственного регулирования экономики |
- регулирование в интересах не только собственников средств производства, но и непосредственных производителей благ, а также других социальных групп общества |
Основной критерий |
- социальная устойчивость |
- социальная политика |
- производство и реализация общественных товаров; - трансфертные платежи; - государственные минимальные социальные гарантии; - социальное страхование; - социальное попечительство и др. |
- налогообложение; - доходы государственной собственности; - внебюджетные фонды. |
Основная форма |
Основные инструменты |
Основные источники |
В дальнейшем при условии ежегодного увеличения ВВП и инвестиций, роста объема промышленного и сельскохозяйственного производства, снижения инфляции и бюджетного дефицита можно будет добиться восстановления дореформенных показателей уровня жизни и приступить к осуществлению долгосрочных целей. Социальные приоритеты касаются также уровня и качества жизни, здравоохранения, образования, культуры, экологии. Для их определения необходимо установить соотношение бюджетных и небюджетных средств; разграничить области применения прямых и косвенных методов регулирования; разработать социальные программы, предполагающие структурную переориентацию экономики, развитие жилищного строительства, образования, здравоохранения, природоохранных мер. По консолидированному бюджету Республики Беларусь объем социально значимых расходов (на социальную сферу, а также различного рода субсидии и дотации, выплату компенсаций по вкладам, льгот и компенсаций пострадавшему населению в результате катастрофы на ЧАЭС) возрос и составляет в 2001 году 49,3% расходов бюджета против 47,3% в 2000 году и 45,9% в 1999 году.
Социальная политика не только многофункциональна, но и сложна структурно. В структуре социальной политики (рисунок 4.2) можно выделить пять важнейших структурных частей:
1) политику регулирования доходов населения;
2) политику обеспечения занятости;
3) политику социальных гарантий;
4) политику социальной защиты;
5) политику защиты здоровья и экологической безопасности населения.
Переходный период в связи со своими особенностями и крупными издержками резко усиливает значимость грамотной и эффективной социальной политики. Более того, без такой политики социальная неустойчивость или того хуже – социальный кризис и взрыв могут свести на нет все усилия по достижению задач переходного периода. Поэтому, проводя социальную политику, важно четко представлять особенности ее структуры и вовремя актуализировать соответствующие функции. [2, с. 205-209]
Рисунок 4.2 - Структура социальной политики
Социальная политика | |||
Политика регулирования доходов населения | |||
Политика обеспечения занятости | |||
Политика социальных гарантий | |||
Политика социальной защиты | |||
Политика защиты здоровья и экологической безопасности населения | |||
Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. В нашей стране ведется активная поддержка социальной сферы.
Об этом свидетельствуют данные (таблица 4.3) статистики.
Таблица 4.3 - Расходы консолидированного бюджета на социально-культурные мероприятия (в процентах к ВВП)
Расходы - всего в том числе на: -образование -здравоохранение -физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации -социальную политику | 13,0 6,2 4,9 0,7 1,2 | 14,0 6,2 4,6 1,1 2,1 | 24,7 5,7 4,4 1,2 13,4 | 22,7 5,1 3,9 1,1 12,6 |
Примечание – Источник: [1, с. 37]
Разработка и реализация направлений социальной политики осуществляются государственными органами, научными институтами и общественными структурами на основе социального императива, ключевых проблем повышения благосостояния населения и развития человеческого потенциала, принципов и приоритетов общеэкономической политики государства, которые закреплены в стратегических и тактических документах Президента и Правительства страны. Такими действующими ныне документами являются Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы и Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года. Эти документы определяют приоритеты, цели и задачи, а также направления и средства их достижения в области социальной политики и социальной сферы.
Степень эффективности социальной политики в связи с этим определяется следующими критериями:
соответствием социальному императиву содержания экономических, экологических, структурно-инвестиционных, инновационных и других программ развития;
уровнем комплексности, взаимосогласованности социальных программ, их методологической зрелостью, ориентацией на принципы и цели социально ориентированной экономики, на прогрессивные в этом смысле решения с учетом отечественного и зарубежного опыта;
эффективностью механизмов практической реализации социальных программ, их нацеленностью на решение актуальных проблем;
опережающим законодательным, нормативно-правовым обеспечением новых институтов, норм, механизмов, структур функционирования социальной сферы;
рациональным сочетанием государственных, негосударственных, самодеятельных начал в организации, функционировании и развитии социальной сферы, форм и методов ее финансирования.
Социальная политика в ближайшие годы должна быть направлена прежде всего на решение острых социальных проблем, которые определяют социальную безопасность государства. Необходимо: предотвратить обнищание населения и решить проблему бедности; снизить дифференциацию доходов населения
обеспечить повышение заработной платы, от которой зависит в конечном счете решение всех других социальных проблем; повысить уровень минимальных социальных стандартов — МПБ, БПМ, МЗП и других; улучшить положение в пенсионном и социальном обеспечении населения; не допустить дальнейшего ухудшения в отраслях социальной сферы.
Главной целью социальной политики является обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи, полностью выполнить социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и другими малообеспеченными слоями населения и др.
В соответствии с поставленной целью основными направлениями социальной политики должны стать:
создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров и др.;
обеспечение общего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания и справедливого распределения;
повышение роли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;
постепенное приближение минимальных и других фиксированных доходов к бюджету прожиточного минимума (в перспективе — к минимальному потребительскому бюджету) на основе опережающего по сравнению с ростом цен повышения размеров минимальных социальных гарантий в области доходов;
содействие росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности, формированию среднего класса как фактора социальной стабильности в обществе;
улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан на основе реформирования пенсионной системы и социального страхования;
снижение уровня малообеспеченности и имущественной дифференциации населения;
повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресной помощи малообеспеченным гражданам, рационализации системы льгот.
Социальное пространство, в котором предусматривается реализация указанных направлений, все в большей степени будет формироваться на рыночных принципах цивилизационного развития. Поэтому совершенствование политики доходов необходимо осуществлять исходя из принципа постепенного переноса социальных расходов (оплаты услуг социальной сферы, в том числе жилищно-коммунальных, бытовых и других, а также пенсионного обеспечения) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан. Другим системообразующим принципом политики доходов и инструментом регулирования оплаты труда является развитие социального партнерства. Этот социальный институт, обеспечивающий взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества в лице трехсторонней системы представительства наемных работников (профсоюзов и объединений работающих), нанимателей (объединений работодателей и частного бизнеса) и органов государственной власти, становится важным средством защиты интересов работающих и влияния на рынок труда. И наконец, третьим фактором, формирующим рыночное социальное пространство, является новая роль государства в решении социальных проблем, заключающаяся в его переходе на инструменты тонкой настройки (финансовые, бюджетные, налоговые, кадровые, информационные), на системы социальных стандартов в реализации социальной политики.
В данном контексте приоритетными направлениями политики в области оплаты труда являются: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности, повышения производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики, роста инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, легализации теневых доходов населения.
Для достижения поставленных целей в области оплаты труда необходимо:
обеспечение роста заработной платы до уровня, адекватного современным требованиям воспроизводства рабочей силы;
формирование рыночных механизмов регулирования оплаты труда, усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и эффективности производства;
поэтапное приближение государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе — к минимальному потребительскому бюджету;
совершенствование структуры заработной платы, повышение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам;
регулирование межотраслевых различий в заработной плате, повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и социально-культурных отраслях бюджетной сферы;
развитие социального партнерства на всех уровнях управления;
усиление законодательной защиты прав наемных работников на труд и его справедливую оплату.
В области политики денежных доходов и оплаты труда предусматривается:
повышение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП;
рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда при некотором снижении численности занятых в экономике;
увеличение доли оплаты труда в ВВП с 36,4 % в 2002 г. до 39_40 % в 2020 г.
Минимальная заработная плата является минимальным социальным стандартом в области оплаты труда. Дальнейшее ее повышение следует осуществлять по мере роста эффективности производства. Имеется в виду поэтапное приближение ее размера к бюджету прожиточного минимума, а в дальнейшем — к минимальному потребительскому бюджету. При этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30—40 %, что соответствует параметрам экономически развитых стран.
Важным направлением социальной политики является оптимизация структуры и норм потребления во взаимодействии с изменением структур производства.
Определение объемов и структуры потребления продуктов питания и обеспечения непродовольственными товарами следует производить с учетом, с одной стороны, необходимости более полного удовлетворения потребностей населения в материальных благах, а с другой — повышения требований к ассортименту и качеству, т.е. сфере производства.
Мероприятия в этой области должны быть ориентированы:
на достижение в среднем по стране научно обоснованного сбалансированного и высококачественного питания за счет роста потребления мяса и мясопродуктов преимущественно нежирных сортов, рыбы и рыбопродуктов, фруктов и ягод; переход от «хлебного» к мясомолочному, насыщенному витаминами питанию; замену высококалорийного питания со значительной долей жиров и углеводов менее калорийным;
рациональную структуру гардероба, способную удовлетворить разнообразные потребности (повседневные, сезонные, эпизодические и др.), связанные с различными видами деятельности (трудовой, бытовой, досуговой и др.);
существенное расширение использования предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения как городским, так и сельским населением.
Повышение уровня потребления и его рационализация возможны лишь на основе устойчивой сбалансированности спроса и предложения по оптимизации производства товаров и развития сферы услуг, совершенствования системы распределительных отношений.
Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи возможна на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.
С увеличением минимальной заработной платы, ростом средней заработной платы и среднедушевых денежных доходов предполагается, что доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума сократится к 2010 г. до 20 %.
Основная цель реформирования пенсионной системы — повышение уровня жизни пенсионеров путем создания стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, отвечающей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям. Предусматривается создать многоуровневую пенсионную систему, сочетающую в себе как распределительные, так и накопительные механизмы и обеспечивающую повышение реального размера пенсий.
В соответствии с концепцией реформы пенсионное обеспечение будет включать три уровня (составляющих);
первый — пенсионное обеспечение на государственной основе (социальные пенсии), имеющее своей целью ограничение бедности;
второй — обязательное пенсионное страхование (страховые пенсии);
третий — дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение (профессиональные пенсии) с сохранением ведущей роли государственного обязательного социального страхования в организации пенсионной системы как целого.
На ближайшие годы намечено:
проведение организационно-структурных преобразований в системе пенсионного обеспечения, принятие пакета законодательных актов, регулирующих отношения в рамках каждой составляющей пенсионной системы;
развитие государственного пенсионного страхования как основной составляющей пенсионной системы, рационализация
условий и норм предоставления пенсий на основе установления более тесной зависимости размера пенсии от страхового стажа и заработной платы;
совершенствование индивидуального (персонифицированного) учета в пенсионном страховании с целью наиболее полного сбора страховых платежей и учета накопленных пенсионных прав;
обязательное пенсионное страхование для работников, занятых в неблагоприятных условиях труда или определенными видами профессиональной деятельности.
В перспективе на основе роста денежных доходов, в том числе заработной платы, при благоприятном развитии финансовых рынков и рынков инвестиций необходимо обеспечить дополнительное пенсионное страхование. Решение поставленных перед пенсионной системой задач, развитие реального сектора экономики и повышение эффективности государственного управления призвано повысить уровень материального благосостояния нетрудоспособных граждан.
Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.
В области организации системы социального страхования требуется решить две важнейшие задачи: обеспечить объективную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального риска для различных категорий работников; добиться справедливого распределения ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений.
Решению этих задач будут способствовать:
установление дифференцированных страховых взносов в зависимости от расходов по каждому виду страхования (класса риска);
увязка размеров страховых услуг с размерами взносов и сроками их уплаты;
персонифицированный учет по отдельным видам страхования;
стимулирование увеличения страховых накоплений за счет собственных средств застрахованных;
осуществление строгого контроля за расходованием страховых средств;
освобождение страховых внебюджетных фондов от выплат пособий нестрахового характера.
Основными задачами в области социальной защиты населения являются обеспечение государственной поддержки нуждающихся групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи.
Сформировавшаяся к настоящему времени система социальной защиты населения представлена социальными программами, которые, однако, не обладают достаточной степенью скоординированности.
В ближайший период предусматривается завершить реформирование системы социальной защиты граждан, направленное на реализацию принципа адресности, обеспечить доведение государственных минимальных социальных гарантий до уровня нормативов стоимости жизни, продолжить совершенствование системы социальных пособий и выплат, механизмов защиты доходов населения от инфляции.
Политику в области социальной помощи населению следует направить и на обеспечение гарантии дохода лицам, имеющим доход или ресурсы ниже определенного уровня, сориентировать на те группы и слои населения, которые не могут быть охвачены программами занятости или мерами социальной защиты и не могут воспользоваться услугами социального обеспечения. (Речь идет о различного рода льготах и разовых выплатах при несчастных случаях, бедствиях и др.) Наряду с государственными формами предполагается параллельное развитие негосударственных форм оказания социальной помощи (спонсорства, благотворительности и др.). В число приоритетов должна войти задача удовлетворения социальных потребностей наиболее уязвимых слоев населения: инвалидов, пожилых, многодетных семей и детей.
Дальнейшее развитие получит социальное обслуживание как вид адресной помощи и неотъемлемая часть государственной системы социальной защиты. Предусматриваются преимущественное развитие сети нестационарных учреждений как наиболее экономичных и приближенных к реальным нуждам населения и расширение практики предоставления социальных услуг на дому.
Важным направлением является создание комплексных территориальных центров социального обслуживания, обеспечивающих оказание максимальной и разносторонней помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения. При этом будут учитываться утвержденные социальные стандарты, что повысит уровень, доступность и качество оказываемых услуг всем нуждающимся.
В комплексе мер по обеспечению устойчивого развития необходимо существенно повысить значимость социальной поддержки ветеранов и инвалидов. Основным направлением государственной социальной политики по отношению к инвалидам предусматривается реабилитационное направление, ориентированное прежде всего на использование социальных механизмов компенсации и адаптации.
Реализация этих мер невозможна без координации различных видов государственной социальной поддержки граждан и создания единой информационной системы социальной помощи.
Основной задачей реформирования социальной сферы (сферы социальных услуг, отраслей социальной сферы) является пересмотр ее структуры и функций в сторону обеспечения их максимальной адекватности традиционным и новым потребностям человека в разнообр