Средневековая схоластика. Галенизм




В период классического средневековья идеология западно-европейского общества определялась прежде всего церковью. До середины XI в. христианская церковь была единой. В 1054 г. она раскололась на западную (или католическую) и восточную (или православную), после чего каждая из церквей обособилась, и они стали полностью самостоятельными.

Согласно христианской религии, знание имеет два уровня: сверхъестественное знание, даваемое в.«откровении» и содержащееся в текстах «Библии», и естественное — отыскиваемое человеческим разумом и выраженное в текстах Платона, Аристотеля и некоторых других античных авторов, признанных или канонизированных христианством. Задача ученых сводилась лишь к подтверждению этих текстов новыми данными.

 

На этой основе сформировалась средневековая схоластика (от греч. schole-—школа) —тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением мысли авторитету догмата веры.

В области медицины главными авторитетами были Гален, Гиппократ и Ибн Сина. Их сочинения, отобранные и отрецензированные церковными служителями, заучивались наизусть. Средневековые схоласты исключили из учения Галена его выдающиеся экспериментальные достижения в области строения и функций живого организма, в то время как некоторые его теоретические представления (о целенаправленности всех жизненных процессов в организме человека, о пневме и сверхъестественных силах) были возведены в религиозную догму и стали знаменем схоластической медицины средневековья. Таким образом возник галенизм — искаженное, одностороннее толкование учения Галена

Попытки заново осмыслить или. переработать освященные церковью догматы жестоко преследовались Накоплению определенных химических знаний способствовала и алхимия, возникшая в первые века нашей эры и достигшая наибольшего развития в средние века. Алхимики верили в трансмутацию металлов и возможность получения химическим путем золота, серебра и драгоценных камней, занимались поисками философского камня и эликсира долголетия.

Несмотря на то, что исходная посылка алхимиков была ложной, их практика способствовала расширению знаний о химико-технических процессах и методах их изучения.

Тем не менее подлинные ученые периода развитого средневековья стремились подойти к вопросу о превращении веществ с естественных позиций. Среди них были Арнольд из Виллановы, написавший трактат «О ядах», и Роджер Бэкон — автор трудов «Могущество алхимии» и «Зеркало алхимии».

Учение Галена и его значение для развития науки трудно переоценить. Произведения Галена в течение 14 столетий были основным источником медицинских знаний на Ближнем и Среднем Востоке и в Европе. В истории науки Гален был и остается родоначальником экспериментальной анатомии и физиологии, блистательным терапевтом, фармацевтом и хирургом— врачом-философом и исследователем, познающим природу. Он принадлежит к плеяде выдающихся ученых мира.

 

1.История медицины - наука, изучающая развитие медицинской науки и практики в различных общественно-экономических формациях в неразрывной связи с общей историей культуры народов. Она дает возможность на основе изучения прошлого медицинской науки и практики правильно оценить достижения современной медицины, что­бы предвидеть ее развитие в будущем. История медицины, как предмет преподавания, является научным профессиональным введением в специальность.

Изучение истории медицины имеет большое значение для формирова­ния научного мировоззрения, исторического мышления, расширения теоре­тических знаний будущего врача, воспитания у него чувств гуманизма, интернационализма, патриотизма. Вместе с тем, знание истории помогает проследить преемственность поколений в медицинской науке и практике. Историю медицины делят на общую и частную. В задачу общей ис­тории медицины, составляющей самостоятельный раздел преподавания, входит изучение вопросов, раскрытие которых дает возможность выявить методологические и естественнонаучные основы медицины различных эпох, важнейшие тенденции и направления ее развития, методы подходов к решению тех или иных явлений общемедицинского характера. Общая история медицины является связующим звеном между всеми предметами, которые изучаются в медицинском вузе.

Частная история медицины изучает возникновение и развитие отдельных медицинских дисциплин, биографии ученых, их вклад в науку, формирование и развитие научных школ, историю медицинских учреждений и т.д. Вопросы частной истории медицины различных медицинских специальностей изучаются на соответствующих медико-биологических и клинических кафедрах. Каждая кафедра на профессиональном уровне должна познакомить студентов с достижениями в своей области медицины. Преподавание современной истории медицинских дисциплин – это задача соответствующих кафедр.

2.

3. первобытного врачевание

Зарождение коллективного врачевания. Природные лечебные средства растительного, животного и минерального происхождения.Развитие абстрактного мышления и речи (поздние палеоантропы). Первые погребения умерших (ок. 65-40 тыс. лет назад). Погребения в пещере Шанидар (территория Ирака) о лекарственном врачевании, заботе о немощных и становлении социальных отношений у поздних палеоантропов (неандертальского вида). Зачатки идеологических (религиозных) представлений.

Врачевание в период зрелости первобытного общества.

Р а н н я я р о д о в а я о б щ и н а охотников, собирателей и рыболовов (ок. 40 тыс. лет назад - ок. VII тысячелетия до н.э.). Характеристика периода. Применение огня. Первобытное искусство и врачевание.Представления о здоровье, болезнях и их лечении как результат рациональных и фантастических представлений об окружающем мире. Рациональные приемы врачевания. Инструменты для врачевания (из камня, кости и т.п.). Зарождение культов, религиозных верований (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия); зарождение лечебной магии. Переход от коллективного врачевания к знахарству. Трепанации черепов (с XII-X тысячелетий до н.э.).П о з д н я я р о д о в а я о б щ и н а земледельцев и скотоводов (мезолит, неолит). Переход от присваивающего хозяйства к производящему: земледелию (с IX-III тысячелетий до н.э.) и скотоводству (с VIII-III тысячелетий до н.э.). Неолитическая революция.Сочетание коллективного врачевания и знахарства. Становление культовой практики. Антропоморфный тотемизм и представления о болезни. Развитие гигиенических навыков и обычаев (табу, инициации и др.).

Врачевание в период разложения первобытного общества

Культ предков (мужчин - при переходе к патриархату, женщин - при переходе к матриархату). Отражение культа предков в представлениях о здоровье и болезни. Появление профессиональных служителей культа врачевания; сфера их деятельности.Расширение круга лекарственных средств и приемов эмпирического врачевания. Хирургические приемы. Инструменты для врачевания (медь, бронза, железо). Наркотические и опьяняющие средства. Роль народного врачевания в становлении национальных систем здравоохранения в ряде развивающихся стран.

4. Народная медицина

Начала греческой медицины теряются в глубокой древности и, несомненно, связаны с медициной древних культур Востока: египетской, вавилонской, индийской.
Медицина в Греции издавна носила светский характер: 'Она основывалась на эмпирии и в своей основе была свободна от теургии, т. е. Призывания богов, заклинаний, магических приемов и т. п.'
Согласно Гомеру в греческом войске времен Троянской войны были искусные народные врачи, которые успешно лечили раны и знали свойства целебных трав.
Когда Махаон был ранен Парисом, все войско пришло в смятение от одной мысли, что врач мог быть убит.
Гомеровский эпос дает некоторые представления об анатомических познаниях того времени и лечении ран. Вскрытия трупов в Древней Греции не производилось, тем не менее медицинская номенклатура 'Иллиады' и 'Одиссеи' составила основу терминологии врачей всей Греции и входит в состав современного анатомического языка.
Лечением и перевязыванием ран в древнегреческом войске занимались не только врачи, но и сами воины. Так, Патрокл перевязывал раненого врача Махона, а раны самого Патрокла, как рассказывает рисунок на античной вазе, перевязывал Ахилл - один из главных героев 'Иллиады'
В произведениях Геродота также есть упоминания о врачевании болезней в Древней Греции и о влиянии климата на здоровье человека. Говоря о заразных болезнях, он объясняет их возникновение вполне естественными причинами, а никак не божественными По его мнению, чума и дизентерия в войске Ксеркса возникли от употребления в пищу травы, листьев и древесной коры вместо хлеба, им же истребленного, от скопления войск и от гниения тысяч непогребенных трупов.
В период от Гомера до Гиппократа многие выдающиеся поэты и историки Древней Греции упоминали в своих произведениях об отдельных болезнях и их врачевании. Из сказанного ясно, что греческая медицина вышла не из храмов. В творениях Гомера, Гесиода, Пиндара и многих других, мы находим многочисленные и веские доказательства несомненного существования с незапамятных времен светской, естественной медицины, которую ее могущественная соперница, медицина храмов, не в состоянии была ни затмить, ни уничтожить.

5. Храмовая медицина

Развитие рабовладельческого строяв Древней Греции и укрепление его к VI в. до н. э. обусловило усиление позиций религии, что явилось ярким выражением классового расслоения общества. Именно к этому периоду истории Греции относится становление храмов, а вместе с ними и храмовой медицины.
Как уже отмечалось, культ Асклепия как бога-целителя сложился в Греции в VII в. до н. э. Несколько позже в Трикке, Эпидавре и на о. Кос были воздвигнуты первые храмы, посвященные этому богу. По меткому замечанию В. П. Карпова, они носили 'лечебно санаторный характер'.
В Древней Греции культ Асклепия был очень популярен. Античные авторы сообщают более чем о 300 храмах. Самым величественным из них считалось святилище Асклепия в Эпидавре, при раскопках которого обнаружены многочисленные архитектурные и письменные памятники, несущие обширную информацию о храмовой медицине Древней Греции.
На территории Храма в Эпидавре, кроме самого храма, были также баня, библиотека, стадион и даже театр, построенный около 450 г. до н. э. Повсюду возвышались многочисленные статуи, изображавшие богов, памятники воздвигнутые в честь знаменитых врачей, и стелы, на которых высекались тексты о случаях удачного исцеления, которые широко афишировались.
После вечерней службы все больные, пришедшие в храм, ложились спать в крытых галереях вдоль стен храма. Под действием одурманивающих окуриваний, внушения и гипноза больные погружались в 'священный' сон. Толкование этих снов составляло существенный фрагмент храмовой медицины. Тем не менее главными средствами врачевания в храмах были: различные формы водолечения, холодные омовения, массаж и гимнастика. Об употреблении лекарств в большинстве случаев не упоминается. Есть только отдельные указания на некоторые хорошо проверенные средства народной медицины, у которой жрецы заимствовали свои приемы. Более того, в трудных случаях, как свидетельствуют источники, жрецы часто приглашали на помощь светских врачей.
В уплату за услуги больные приносили в храм изображения исцеленных частей своего тела, сделанные из мрамора, серебра, золота. При раскопках они найдены в Эпидавре в большем количестве. Это мраморные ноги и руки, серебряные сердца, золотые глаза и уши.
6. Мифоло́гия — наука, изучающая древний фольклор и народные сказания: мифы, эпосы, сказки.,Мифологические представления существовали на определённых стадиях развития практически у всех народов мира. Если европейцы до Эпохи великих географических открытий были знакомы лишь с античными мифами, но затем постепенно они узнавали о наличии мифологии у жителей Африки, Америки, Океании, Австралии. В Библии прослеживаются отголоски мифологической эпохи у семитских народов. У арабов до принятия ислама существовала своя мифология. Таким образом мы говорим об имманентности мифологии человеческому сознанию. Время происхождения мифологических образов не поддаётся определению, их образование неразрывно связано с происхождением языка и сознания. Главная задача мифа заключается в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф служит для ритуализации повседневности, давая возможность человеку обрести смысл в жизни

ВРАЧЕВАНИЕ, ВРАЧ
Врачевание, врач (Иов.13:4). В Библии слово врач в первый раз упоминается в ·кн. (Быт.50:2). Впрочем есть некоторое основание предполагать, что врачи у Евреев существовали и прежде сего времени: так например обрезание над Исааком (Быт.21:4), акушерство (повивальные бабки) по случаю трудных родов Вениамина (Быт.25:17), очевидно производились лицами более или менее знакомыми с врачебными искусством (Быт.50:2). В особенности же врачебная наука процветала в Египте. Обучаясь премудрости Египетской, Моисей, по всей вероятности, изучал и искусство врачевания. Египет, по замечанию Плиния, обиловал болезнями. Геродот говорит, что в Египте каждый врач занимался лечением какой либо одной болезни, и потому на берегах Нила практиковало великое множество врачей. Каждое семейство должно было иметь по каждой отдельной болезни особенного врача, как например по глазным, ушным, зубным и ·т.п., так что представляется неудивительным, когда мы читаем например в ·кн. (Быт.50:2) следующие слова: "Иосиф, повелел своим слугам врачам бальзамировать отца его (·т.е. Иакова), именно, что здесь употреблено множественное число, а не единственное.

7.

8. Медицина др. Месопотами

Усилия врача часто были направлены на облегчение конкретных проявлений болезни. Врачи были большими знатоками лекарственных растений, умели готовить лечебные составы из минералов и продуктов животного. В состав лекарств входило иногда не менее 20 компонентов. Эти лекарства при перевязках наносили на полоски кожи или ткани, втирали с маслом в процессе массажа, использовали при полосканиях и обмываниях, применяли в виде мазей, порошков, пилюль.

Рецепта писали на клинописной медицинской таблички.

В Месопотамии существовала почта. Письма писали на глиняных табличках и запечатывали в глиняные конверты-ларцы. Многие из них сохранились до наших дней. Из этой переписки стало известно о существовании больниц при храмах. Лечили там знатных особ.

По свидетельству Геродота, в Месопотамии существовал обычай выносить больных на площади и улицы городов. Каждый прохожий был обязан остановиться, расспросить больного о его страданиях и посоветовать какое-либо средство избавления от болезни, если оно было ему известно.

Возникновение болезни часто связывали с естественными причинами. Гигиенические предписания были в Месопотамии весьма строгими и касались прежде всего жрецов и персоны царя. Природные и искусственные водоёмы были настолько заражены, что существовал обычай — не пить сырой воды из каналов и рек.

9. медецина др. Египта

Все болезни считались нарушением индивидуального равновесия между пациентом и космосом, поэтому лечение проводилось не только на физическом уровне, но и на других. Иногда лечение пациента рассматривалось как битва Гора против Сета. Одним из элементов посвящения, которой проходил египетский жрец-врачеватель, было самоизлечение.

Многие приёмы имели явно шаманский характер и были буквально переполнены магическим подтекстом.

Одним из наиболее влиятельных символов, используемых древними египтянами в их искусстве врачевания, магии и защиты, было Око Гора.

Главным богом врачевания был Тот, хотя самым главным врачом египтяне считали Имхотепа Египтяне считали, что Гор приносил исцеление физическому телу; умственное здоровье находилось во владении Баст и кошачьих божеств. В Фиванский период приносящим здоровье божеством считался Хонсу.

10. Медицина др. Китая

Медицина Древнего Китая берет свое начало с IV тыс. до н.э.

Древнекитайская медицина придерживалась таких теоретических представлений: организм человека состоит из пяти элементов - огня, земли, воды, дерева и металла.

Медицинскую помощь оказывали фамильные врачи, то-есть врачи, которые передавали искусство из поколения в поколение, врачи-жрецы при храмах и врачи - эмпирики. С целью диагностики болезней применялось опрос больного (анамнез), исследование общего вида тела. Врачи пристально исследовали уши, ноздри, рот, глаза, анус, часами выслушивали пульс, исследовали мочу на вид и вкус.

Китайские медики чрезвычайно развили фармакопею. Из лекарств растительного происхождения на первое место был поставлен корень жень-шеня, из лекарств животного происхождения - рога молодых пятнистых оленей, мускус, костный мозг. Из минеральных веществ использовалась ртуть при сифилисе и сера при чесотке. Исключительно китайскими методами стали лечения иглоукалывания и лечения прижиганием.

Применялось хирургическое лечение: ран, переломов, вывихов; изготовлялись протезы при потере конечности. Придавалось большое значение гигиеническим мероприятиям. Каждые пять дней рекомендовалось обмывать все тело, голову мыть каждые три дня, а руки пять раз в день.

С целью предотвращения заболеваний оспой засохшие струпья осповых пустул вдувались в ноздри детей.

11. Врачевание др. Индии

Получает развитие с III тысячелетия до нашей эры. Источниками изучения индийской медицины является письменные памятники - Аюрведы и законы Ману.

В Индии получило широкое распространение анатомирования трупов. Теоретические представления индийских медиков были такие: тело человека состоит из желчи, слизи и воздуха. Жизнь телу предоставляет бессмертная душа. Нарушение соотношения желчи, слизи и воздуха приводит к болезням.

Медицинскую помощь оказывали врачи - жрецы, которые готовились в гражданских медицинских школах. При школах были больницы и библиотеки.

Врач, практика, которого будет успешной, должен быть здоровым сам, опрятным, скромным, терпеливым, носить коротко подстриженную бороду, тщательно вычищенные и обрезанные ногти, белую одежду. Речь его должна быть тихая, приятная и обнадеживающая. Он должен иметь открытое, сочувственное сердце, добрый характер, спокойный темперамент, быть умеренным в своих желаниях. Он должен всегда стараться делать добро. Хороший врач обязан часто посещать и внимательно исследовать больных. Не быть робким и нерешительным. Если врач легкомысленно берется вылечить больного неизлечимой болезнью, он рискует потерять репутацию.

Среди терапевтических мероприятий индийские врачи предпочитали слабительные и рвотные, кровопускание. Их фармацевтический арсенал насчитывал тысячу названий лекарств растительного происхождения.

Из хирургических методов лечения применялись кесарево сечение, поворот плода на ножку при поясничном положении, трепанация черепа, ампутация конечностей, остановка кровотечения лигатурами. В древней Индии рабов наказывали, отрезая уши и нос. Это заставило индийских врачей разработать пластические операции и соответствующие хирургические инструменты

Среди гигиенических мероприятий предпочтение отдавалось вставанию до восхода солнца, утренней зарядке, водным процедурам, танцам, играм.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: