Цюрих, Герден-Штрассе, 149»




.

Вот еще один памятный сувенир, доставленный сюда в традиционные Дни чая, – это самовар с выгравированной на нем надписью: «Дорогую для меня реликвию дарю Дому чая. Тамара Лежава, заслуженный работник культуры Грузинской ССР. Апрель 1977 года».

Много незабываемых воспоминаний семьи Тамары и Шалвы Лежава связано с этим самоваром. Его им подарили в день их свадьбы, и он помнит много знаменательных встреч за стаканом чая и в мирное время, и в грозные годы Великой Отечественной войны. Выгравированные на самоваре слова рассказывают о том, что 13 апреля 1942 года великие мастера советской сцены В. Качалов, О. Книппер-Чехова, В. Рыжова, М. Тарханов и другие были покорены чаем, которым угощала их редакция грузинской республиканской газеты «Заря Востока». Этот самовар помнит и приезд в Тбилиси в декабре 1944 года командира первого полка легендарной партизанской дивизии С. А. Ковпака – Героя Советского Союза Давида Бакрадзе. Тогда снова запылали угли, закипела вода. Редакция угощала дорогого гостя, борца за жизнь на земле, «эликсиром жизни». Вкус чая из этого самовара и сердечность хозяйки помнят мастера грузинской литературы, искусства, науки, которых принимала редакция, где работала Тамара Шербаковна Лежава.

— Мы очень дорожим этими подарками и письмами, потому что видим в них проявление подлинного внимания к нашему труду, – говорит мне Нуну Ивановна.

А в зале Дома чая, сидя за столиком, слышишь от соседей такие слова:

— А ведь правда, какая хорошая штука – чай!.. Выпьешь в жару – станет прохладней, в мороз согревает, устанешь – придает бодрости, расстроишься, возвращается хорошее настроение...

В тон им вторит бодрый, веселый старик:

— Не зря в народе говорят: «Чай не пьешь – откуда силы берешь?» Эта поговорка в том или ином варианте бытует во многих странах. Наблюдения ученых показывают, что люди, систематически и со знанием дела употребляющие бодрящий напиток, обычно до глубокой старости отличаются высокой трудоспособностью и редко болеют. Видимо, его любители с незапамятных времен сознательно или подсознательно чувствовали это.

Поход за культуру чаепития в Грузии породил замечательный обычай – отмечать Дни чая, которые проводятся в последнюю неделю марта. В эти дни в ресторанах, столовых, кафе, буфетах грузинских городов и сел царит необычное оживление. Люди пьют приготовленный с особым старанием чай, слушают беседы и лекции о нем. Звучат стихи и песни, прославляющие чудодейственный напиток и его творцов. И центром событий в этот день, конечно, становится тбилисский Дом чая.

Этот новый народный праздник имеет не только экономическое, но и большое воспитательное значение. В Дни чая народ республики славит труд грузинских чаеводов и работников чайной промышленности. В последние годы этот праздник принято завершать каким-нибудь ярким, запоминающимся мероприятием. Например, в 1972 году Дни чая закончились «чайным конкурсом», на котором состязались между собой разные сорта черного и зеленого байхового чая.

Обладателями первых призов стали Дидичконская, Ланчхутская и Чаквская чайные фабрики. Подобные конкурсы поощряют мастеров переработки чая, способствуют развитию творческого соревнования.

И так каждый год.

Отмечать Дни чая вслед за Грузией стала и Москва. В мае 1968 года одним из центров чайного праздника стало молодежное кафе «Лира». Кажется, еще никогда здесь не было так многолюдно и шумно, как в эти дни, когда грузинский чай торжественно приветствовала столица Советского государства. Главное в меню – чай всех сортов, на все вкусы. Повара приготовили для гостей деликатесы, которыми еще наши предки любили окружать кипящий самовар. И добрые тульские самовары именинниками возвышались на столах среди этих яств.

Русские самовары, грузинский чай!... Крепкий, душистый, он дымится в расписных фарфоровых чайниках. Идет дегустация – на этот раз не профессиональная, а общественная, столь же серьезная, сколь и веселая.

— Пейте «Букет Грузии»! – провозглашает главный распорядитель.

— Приглашаем к чаю «Экстра», – слышится у соседнего стола.

Девушки в белоснежных передниках разносят стаканы с напитком цвета янтаря:

— Попробуйте зеленый...

С выводами можно не спешить. Перед каждым лежит «дегустационный листок» – он донесет оценку знатока и любителя чая до тех кудесников, которые придают «зеленому золоту» его совершенные формы.

— Настой – хороший, с золотистым оттенком, аромат – нежный, вкус – хороший, общая оценка – «отлично»,— пишет в своем листке сотрудница Министерства торговли СССР Е. Мезенова. Кулинар треста столовых Дзержинского района В. Роксанова во всех графах ставит пятерки...

Успех Дней чая в Москве превзошел все ожидания. Сверх намеченного плана было проведено много дегустаций, семинаров, встреч, бесед. Живейший интерес проявили к ним известные московские писатели и поэты.

— Хорошая вещь чай, очень хорошая! – говорит на общественной дегустации в «Лире» лауреат Ленинской премии журналист и писатель Василий Песков. – Чем больше чая станут питьлюди, тем меньше будут тянуться к водке – это дело важное, социальное.

— Для меня Грузия – это прежде всего ее замечательные люди,— сказал поэт Сергей Михалков,— а потом уже чай или виноград... А что касается грузинского чая, то я пью его с наслаждением! Нужно больше его выпускать в мелкой расфасовке: подсчитайте-ка, сколько у нас туристов, экскурсантов!

На груди героя Сталинградской битвы генерал-полковника Александра Родимцева две золотые звезды.

— Александр Ильич, вам нравится грузинский чай?

— Да, очень! Я вообще большой чаевник. Это у меня еще с военных лет. Где только не пришлось побывать – в Сибири, на Крайнем Севере, на жарком юге... В мороз меня чай согревает, в жару освежает, дает и бодрость и работоспособность...

Пятиведерного самовара – непременной принадлежности «четвергов» редакции «Известий» – едва хватило на всех сотрудников газеты, пожелавших попробовать грузинского напитка, заваренного по всем правилам искусства специалистами. Организаторы Дней чая рассказали об истории, биологии, агротехнике чая, технологии его переработки, свойствах различных сортов, способах заваривания.

— Дни грузинского чая в Москве прошли с большим успехом, – сказал во время беседы главный редактор «Известий», ныне директор Агентства Печати Новости, Л. Н. Толкунов. – Они являются как бы продолжением Декады искусства Грузии, только

свое искусство на этот раз показали нам мастера грузинского чая.

Беседы за празднично сервированным чайным столом шли в эти дни ив ресторанах «Москва», «Центральный», «Арагви», «Славянский базар», «Новые Черемушки», «Кристалл», в кафе «Хрустальное», «Московское» и во многих других. И никто.не сосчитает, сколько состоялось у москвичей таких бесед в семейном кругу, где добрым словом был отмечен грузинский чай-виновник торжества.

В фирменных магазинах на улицах Кирова и Неглинной, в продовольственных магазинах Москвы еще не бывало такого спроса на этот товар. Специализированный магазин «Чай» на улице Кирова, где продавалось обычно но 150—180 килограммов чая в день, в эти дни реализовал уже по 300 килограммов чая. Протиснуться к прилавку было нелегко. Шли нарасхват «Букет Грузии» и «Экстра», распродан был высокосортный зеленый чай. Чай был в высоком почете во всех гастрономах, и зеленый в особенности. Консультантам, титестерам – специалистам треста «Чай-Грузия» – покупатели буквально не давали передохнуть. Как видно, печать, радио, телевидение сделали свое дело!

В Министерстве торговли СССР был проведен специальный семинар для работников торговли и общественного питания. Перед большой аудиторией выступили директор Тбилисской чаеразвесочной фабрики М. В. Сарджвеладзе, директор тбилисского Дома чая Т. Н. Гванцеладзе, старший инженер Главчая Министерства пищевой промышленности СССР В. С. Тарасов.

Со всей широтой русского гостеприимства принимала Москва грузинских участников Дней чая. Эти дни помогли москвичам лучше узнать прекрасный напиток, наш чай приобрел в столице тысячи новых друзей.

Авторитетный голос Москвы был услышан далеко за ее пределами, он нашел отклик у всех наших чаелюбов – маститых знатоков и неопытных новичков. Дни и.Недели чая были проведены в Свердловске, Ульяновске, Иванове, Алма-Ате, Караганде, Ташкенте, Киеве, Чебоксарах и других городах. В эти Дни и Недели во многих из них были открыты фирменные кафе «Чай» и в знак дружбы было посажено много чайных кустов. Над открывшимся в 1978 году в городе Ульяновске фирменным магазином – Домом чая – шефствует тбилисский Дом чая.

В письме Председателя Совета Министров Украинской ССР А. П. Ляшко была выражена благодарность руководителям нашей республики за то, что проведенная в апреле 1977 года в Киеве Неделя грузинского чая способствовала не только его популяризации, но еще больше укрепила традиционную дружбу между народами Украины и Грузии.

В октябре 1978 г. в Чувашской АССР была проведена Неделя грузинского чая, ставшая еще одной страницей в развитии дружбы этих братских народов. Подлинным праздником чудесного напитка стали и Дни грузинского чая в мае 1979 года в Иркутске, Братске и на БАМе.

Чай все громче заявляет о своих правах. Вкусовые, ароматические, тонизирующие, лечебные качества высших сортов чая – единственное в.своем роде биологическое чудо. Но еще дороже для нас исторически сформировавшаяся «интеллектуальность»

чая, та сердечность, к которой располагает чайное застолье, та ясность мысли, которую чай несет человеку.

Для пропаганды чая сделано уже не мало, но и не так много, как бы хотелось.

Настоящий чай во многих предприятиях общественного питания бывает разве что в Дни чая. Редковато... В прочие же дни о нем остается только мечтать. И это беда не одних лишь грузинских чаелюбов: на противоестественную нелюбовь общепитовцев к чаю жалуются и москвичи, и новосибирцы, и жители других городов.

Повышенным спросом пользуется чай в пакетиках для разовой заварки, но его не хватает. А как аляповато, грубо выглядит порой оформление чайной расфасовки! Работники фабрик сетуют на отсутствие высококачественной бумаги, картона, жести и других материалов.

В общем, и тем, кто делает чай, и тем, кто его продает, и тем, кто его пьет, еще о многом надо подумать.

Дома, на заводе, в учреждении, в поле, в дороге – всюду человеку нужен стакан крепкого горячего чая. Чай должен быть в любом буфете. Не меньше нужны и специальные чайные – большие и маленькие, но обязательно уютные, веселые, с газетами и журналами. Такую чайную не заменит обычный ресторан. Вводимые в последнее время в некоторых ресторанах чайные столы (размещенные часто в самых неуютных местах) как-то не приживаются. Скажем прямо: там, где первую скрипку еще играю! спиртные напитки, чаю не раскрыть своих лучших качеств, не завоевать широких симпатий.

На опубликованные в печати материалы о чае поступает много откликов. Читатели поднимают принципиально важные, назревшие вопросы. Они говорят, что надо установить систему строгого контроля за порядком выработки, перевозки, хранения, продажи чая, чтобы ни на одном из этапов пути от плантации до потребителя качество чая не страдало от нерадивых работников производства и торговли. Слишком мало чая – всего четыре с половиной процента – реализуется сегодня через сеть предприятий общественного питания; этот показатель должен быть значительно увеличен. В ресторанах и столовых предстоит обеспечить возможность посетителю выбирать чай по собственному вкусу, по сортам.

В Грузии потребление чая в последние годы увеличилось почти в полтора раза. И все-таки этого явно недостаточно. В городах и районных центрах, кроме тбилисского и батумского Домов чая, нет специальных чайных, где можно было бы получить все сведения о чае, посидеть с друзьями, почитать газету или журнал. В Тбилиси имеется единственный специальный магазин по продаже чая, хотя Министерство торговли Грузинской ССР давно уже приняло решение открыть такие магазины и здесь, и во всех городах республики. Не все благополучно на «чайном фронте» и в других республиках. Потребление чая в целом по стране за последние годы возросло менее чем в полтора раза. Своего Дома чая москвичи еще не построили, а уже давно пора...

Виновата в этом прежде всего плохая реклама, которая порой наводит на мысль: а отдают ли себе отчет ее организаторы, что они рекламируют? Пили ли когда-нибудь эти люди настоящий чай? Конечно, благородному чаю нужна не оглушительная, а правдивая и вместе с тем веселая реклама. Над одной чайной я видел вывеску: «Здесь укрепляют здоровье, дарят радость». Но как мало подобных хороших рекомендаций чая! А вот в Индии популяризацией чая заняты сто с лишним учреждений. О нем пишут газеты на двенадцати языках. Вот пример, который нам у индийцев и можно, и нужно перенять.

Мы еще далеко отстаем от рекордсменов чаепития – англичан, ирландцев, канадцев, австралийцев, и слишком многие из нас не знают, что такое настоящий чай, не умеют его пить. Правда, появились отдельные рестораны, столовые и кафе, где неплохо готовят чай. Но это отрадное явление еще не стало массовым. Попробуйте ограничить свой заказ в ресторане чашкой чая – и редкий официант не выразит вам своего молчаливого, но недвусмысленного порицания взглядом, а то и словом. Что и говорить: и у добровольных пропагандистов и у штатных покровителей чаепития еще непочатый край работы! Решительно и упорно надо ломать психологию некоторых рестораторов, стремящихся «вытянуть план» за счет водки и дорогих блюд, а ведь подобная «ресторация» – не для народа! Каждому администратору и каждому официанту следует внушить, что дешевизна чая – не постыдный изъян, а благороднейшее достоинство. Ведь дешевы у нас в СССР даже наилучшие, наивысшие сорта чая, дающие знатоку и гурману поистине изысканное наслаждение! Надо воспитывать вкус широких масс на этих лучших образцах.

К сожалению, разносная торговля чаем на полях и плантациях была организована лишь в нескольких колхозах и совхозах республики. По-прежнему тщетно искать продавца чая на автостанциях, в кинотеатрах и в других общественных местах. Со всех сторон приходят еще горестные сигналы чаелюбов о том, что в ресторанах и столовых в День чая их угощают прекрасным напитком, а в прочие дни они видят там лишь его бледную тень. Наша норма заварки – 4 грамма на литр воды – слишком низка, ее следовало бы повысить. В Швеции эта норма выше втрое, в Англии – вшестеро, а в Индии – в десять раз! Часто чай у нас залеживается и портится в магазинах, а новые партии придерживают на складах, предопределяя им такую же участь. Настало время ставить на этикетках дату выпуска: ведь чай имеет определенный гарантийный срок хранения.

Замечательный советский журналист Михаил Кольцов писал в свое время, что грязную, дикую «забегаловку» можно сразить лишь чистой и уютной чайной. Знаменательные слова!

Итак, положительные сдвиги в. чайном деле у нас есть, но их надо усиленно углублять. И здесь – подчеркнем – нужно не только рекламировать чай и всячески его «внедрять», но и повышать его качество, всемерно расширять ассортимент. Наши ученые например, уже давно говорят о том, что вполне возможно организовать у нас производство желтого и красного чая, но лишь совсем недавно на одной из грузинских фабрик была выпущена первая опытная партия желтого чая, а о красном пока от производственников ничего не слышно. А где многообразные по товарно-сортовым возможностям и очень удобные таблетки чая для разовой заварки? Все это в будущем, которое надо ускорить. Особенно перспективна у нас такая новинка, как ароматизированный чай – его в 1978 году было выпущено в порядке эксперимента несколько тонн. Это, по-существу, готовый чай с лимоном.

Высыпал из двухграммового пакетика розовую заварку и пей на здоровье! Грузинские пищевики уже давно догадались сделать из чая ликер, а теперь – честь им и слава! – научились готовить и безалкогольный напиток—лимонад «Чайный» и даже конфеты с добавленным в начинку чайным экстрактом. Но и в виде лимонада и конфет, как и во всех других видах, чай надо энергичней, активней доводить до потребителя.

Однако пить больше чая – это значит больше его производить! Давайте же заглянем в завтрашний день нашего чаеводства в перспективу его развития.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: