Кинематика. Поступательное движение. | 6.1 | ||
Колебания и волны. Собственная частота незатухающих гармонических колебаний. | 19.2 | ||
Задача 1. Поверхностное натяжение. Чему равен коэффициент поверхностного натяжения воды, если с помощью пипетки, имеющей кончик диаметром 0,4 мм, можно дозировать воду с точностью 0,1 г? | |||
Задача 2. Когда лед может быть нагревателем? | |||
Кинематика. Падение тел. | 6.2 | ||
Колебания и волны. Свободные затухающие колебания. | 19.3 | ||
Задача 1. Закон сохранения энергии. В кастрюлю налили холодную воду (t=10ºС) и пставили на электроплитку. Через 10 мин. вода закипела. Через какое время она полностью испарится? | |||
Задача 2. Пустую консервную банку опускают в воду вверх дном на такую глубину, чтобы банка была в состоянии равновесия. Является ли оно устойчивым? Течение в воде отсутствует, а температура воды неизменна. | |||
Кинематика. Движение тела по окружности. | 6.3 | ||
Колебания и волны. Вынужденные колебания. | 19.4 | ||
Задача 1. Закон сохранения энергии. На электрической плитке мощностью W=1 кВт кипит чайник с водой. Найти скорость истечения пара из носика чайника. Площадь сечения носика S=1 см2, пар считать идеальным газом, давление на конце носика равно атмосферному. Считать, что вся энергия, выделяемая плиткой, передается воде. | |||
Задача 2. Как изменяется сила, выталкивающая из воды воздушный пузырек, когда он поднимается со дна на поверхность? | |||
Кинематика. Криволинейное движение. | 6.4 | ||
Колебания и волны. Сложение колебаний. | 19.5 | ||
Задача 1. Закон сохранения энергии. Свинцовая пуля пробивает деревянную стену (скорость входа 400 м/с, скорость выхода 300 м/с). Температура пули в момент удара Т=323К. Какая часть пули расплавилась, если теплота плавления свинца λ = 2,5·10 4 температура плавления Т=600 К, удельная теплоемкость с=125. Считать, что все выделившееся тепло передаются пуле. | |||
Задача 2. Для чего суженную часть воронок для наливания жидкостей делают с продольными гребнями на наружной поверхности? | |||
Динамика. Динамика поступательного движения. | 7.1 | ||
Колебания и волны. Связанные колебания. | 19.6 | ||
Задача 1. Тепловое расширение тел. В центре стального диска есть отверстие диаметром 4,99 мм при 0 ºС. До какой температуры надо нагреть диск, чтобы в отверстие прошел шарик диаметром 5 мм? α=1,1·10 -5 | |||
Задача 2. Почему проколотый мячик не отскакивает при ударе им об пол? | |||
Динамика. Работа, энергия, мощность. | 7.2 | ||
Механические волны. Распространение волн. | 20.1 | ||
Задача 1. Тепловое расширение тел. В одном из двух сообщающихся сосудов, наполненных жидкостью при 10 ºС, до уровня Н0=10 см, температура поднялась на 6 ºС. Какая возникнет при этом разность уровней, если коэффициент расширения жидкости β=0,0026? Расширением сосуда пренебречь. | |||
Задача 2. Почему от горящих поленьев с треском отскакивают искры? | |||
Динамика. Импульс и соударение (столкновение) тел. | 7.3 | ||
Механические волны. Линейные синусоидальные волны. | 20.2 | ||
Задача 1. Уравнение газового состояния. Какое давление имеет 1 кг азота в объеме 1 м3 при 27 ºС? | |||
Задача 2. Почему баллоны электроламп заполнят азотом при пониженной температуре и давлении? | |||
Динамика вращательного движения. Динамика твердого тела. | 7.4 | ||
Механические волны. Поверхностные и пространственные волны. | 20.3 | ||
Задача 1. Определить массу аммиака NH3, содержащегося в баллоне емкостью 20 л при температуре 27 ºС и давлении 190 мм рт. ст.? | |||
Задача 2. В каком случае для нагревания металлического шара до одной и той же температуры требуетсябольше энергии: если шар висит на нити или если он стоит на подставке? Считать, что подставка и нить энергию не поглощают. | |||
Динамика. Гравитация. | 7.5 | ||
Механические волны. Характеристики волнового поля. | |||
Задача 1. Уравнение газового состояния. Сферическая оболочка воздушного шара сделана из материала, 1 кв. метр которого имеет массу 1 кг. Шар наполнен гелием при нормальном атмосферном давлении. При каком минимальном радиусе шар начнет подниматься? Температура гелия и окружающего воздуха равны 0 ºС. Молекулярный вес воздуха принять равным 29. | |||
Задача 2. Можно ли обычным ртутным термометром измерить температуру одной капли горячей воды? | |||
Гидростатика. Давление в жидкости. | 8.1 | ||
Термодинамика. Измерение температуры. | 13.1 | ||
Задача 1. Кинематика. Капля дождя при скорости ветра V1=11 м/м падает под углом 30 º к вертикали. Определить, при какой скорости ветра скорости V2 капля воды будет падать под углом 45º. | |||
Задача 2. Почему самолет при повороте наклоняется в сторону поворота, а корабль – в противоположную сторону? | |||
Гидростатика. Сжимаемость. | 8.2 | ||
Термодинамика. Расширение твердых тел и жидкостей. | 13.2, 13.3 | ||
Задача 1. Кинематика. Тело движется равноускоренно с начальной скоростью V0. Определить ускорение тела, если за время t=2 с оно прошло путь 16 м и его скорость 3 V0. | |||
Задача 2. Небольшой груз падает с мачты корабля на палубу судна, которое движется равномерно и прямолинейно. Какова траектория падающего груза относительно корабля? Относительно берега? | |||
Гидростатика. Подъемная (выталкивающая) сила. | 8.3 | ||
Термодинамика. Расширение газов. | 13.4 | ||
Задача 1. Кинематика. Скорость течения реки 3 км/час, а скорость движения лодки относительно воды 6 км/час. Определить, под каким углом относительно берега должна двигаться лодка, чтобы проплыть поперек реки. | |||
Задача 2. Почему у парусных яхт делают большой киль? | |||
Аэростатика. Давление и объем газа. | 9.1 | ||
Термодинамика. Газовые законы. | 13.5 | ||
Задача 1. Динамика. К грузу А массой 7 кг подвешен на веревке груз В массой 5 кг. Масса веревки 4 кг. К грузу А приложена направленная вверх сила F=188,8 Н. Найти натяжение в верхнем конце и в середине веревки. | |||
Задача 2. Велосипедист, чувствуя, что падает, поворачивает переднее колесо в сторону падения. Почему таким образом ему удается избежать падения? | |||
Аэростатика. Атмосферное давление. | 9.2 | ||
Термодинамика. Количество теплоты. | 14.1 | ||
Задача 1. Кинематика. Две гири неравного веса висят на концах нити, перекинутой через невесомый блок, причем более легкая гиря расположена на 2 м ниже более тяжелой. Если представить гирям двигаться под действием силы тяжести, то через 2 с они будут на одной высоте. Определить соотношение весов гирь. | |||
Задача 2. Можно ли в вагоне движущегося поезда с помощью отвеса обнаружить наклон железнодорожного пути на повороте? | |||
Гидро- и аэродинамика. Течение без внутреннего трения. | 10.1 | ||
Термодинамика. Удельная теплоемкость. | 14.2 | ||
Задача 1. Работа, энергия, мощность. Какой путь S пройдут санки по горизонтальной поверхности после спуска с горы высотой 15 м, имеющей уклон 30 º? Коэффициент трения равен 0,2. | |||
Задача 2. При каком выстреле – холостом или снарядами ствол нагревается сильнее и почему? | |||
Гидро- и аэродинамика. Ламинарное течение жидкостей. | 10.2 | ||
Термодинамика. Теплообмен. | 14.3 | ||
Задача 1. Работа, энергия, мощность. Санки, движущиеся по горизонтальному льду со скоростью 6 м/с, выезжают на асфальт. Длина полозьев санок 2 м, коэффициент трения об асфальт 0,2. Какой путь проедут санки до остановки? | |||
Задача 2. Почему после сильного шторма вода в море становится теплее? | |||
Гидро- и аэродинамика. Турбулентное течение. | 10.3 | ||
Термодинамика. Источники тепла. | 14.4 | ||
Задача 1. Закон сохранения количества движения. Пуля с массой m=10 г подлетает к доске на скорости V0 =600 м/с и, пробив ее в центре, вылетают со скоростью V=400 м/с. Определить, какая часть потерянной кинетической энергии пули пошла на кинетическую энергию доски и какая выделилась в виде тепла. Масса доска М= 1 кг. | |||
Задача 2. Теплый воздух поднимается кверху, Почему же в тропосфере внизу теплее, чем вверху? | |||
Молекулы. Силы межмолекулярного взаимодействия. | 11.1 | ||
Термодинамика. Агрегатные состояния вещества. | 15.1 | ||
Задача 1. Динамика вращательного движения. Внутри камеры автомобильного колеса находится небольшое тело. Радиус колеса R=0,4 м. При какой минимальной скорости автомобиля тело будет вращаться вместе с колесом. Толщиной шины пренебречь. | |||
Задача 2. Почему при вколачивании гвоздя в дерево шляпка его мало нагревается, а когда гвоздь вбит, достаточно несколько ударов для его сильного нагрева. | |||
Молекулы. Движение молекул. | 11.2 | ||
Термодинамика. Испарение и конденсация. | 15.2 | ||
Задача 1. Динамика вращательного движения. Определить плотность планеты, продолжительность суток которой равна Е=24 часа, если на ее экваторе тела невесомы. | |||
Задача 2. В закрытом со всех сторон сосуде находится неидеальный газ, молекулы которого при ударах о стенки передают им часть кинетической энергии. Будет ли нагреваться сосуд, если он теплоизолирован от окружающей среды. | |||
Молекулы. Растворы. | 11.3 | ||
Термодинамика. Пар. | 15.3 | ||
Задача 1. Уравнение газового состояния. Сколько электронов заключается в одном литре кислорода при давлении 10 атм. и температуре 200ºС? | |||
Задача 2. Почему проявление силы когезии между двумя кусками металла показать проще со свинцом, нежели со сталью? | |||
Упругие свойства твердых тел. | |||
Термодинамика. Реальные газы. | 15.4 | ||
Задача 1. Уравнение газового состояния. Баллон, содержащий 1 кг азота, при испытании взорвался при температуре 350 ºС. Какое количество водорода (в граммах) можно хранить в этом баллоне при 20 ºС, имея пятикратный запас прочности? Считать прочность баллона не зависящей от температуры. | |||
Задача 2. Если на наковальню поместить несколько капель воды и ударить по ним тяжелым молотом, то возникнет звук, похожий на выстрел. Почему? | |||
Колебания и волны. Незатухающие гармонические колебания. | 19.1 | ||
Термодинамика. Первый закон термодинамики. | 16.1 | ||
Задача 1. Уравнение газового состояния. В баллоне объемом 10 л содержится водород при 20 ºС и давлении 100 атм. Какое количество водорода израсходовано, если при сжигании оставшегося водорода образовалось 0,5 л воды. | |||
Задача 2. Капля воды, попавшая на раскаленную плиту, начинает на ней прыгать. Почему? | |||
Релятивистская механика. Преобразование Галилея. | 41.1 | ||
Термодинамика. Изохорический, изобарический, изотермический процессы. | 16.2, 16.3, 16.4 | ||
Задача 1. Уравнение газового состояния. В комнате объемом 50 м3 затопили печь и температура воздуха поднялась с 11 ºС до 23 ºС. Давление воздуха в комнате не изменилось и осталось равным 1 атм. Какая часть воздуха при этом ушла из комнаты? Какую работу совершил при расширении воздух, оставшийся в комнате? | |||
Задача 2. Для получения свинцовой дроби расплавленный свинец сквозь узкие отверстия льют с некоторой высоты. Почему? | |||
Релятивистская механика. Преобразование Лоренца. | 41.2 | ||
Термодинамика. Адиабатический, политропный процессы. | 16.5, 16.6 | ||
Задача 1. Пары. Какое количество ртути содержится в 1 м3 воздуха, зараженного ртутью помещения при 20 ºС, если давление насыщающего пара ртути при этой температуре равно 0,0011 мм. рт. ст.? атомный вес ртути µ= 200. | |||
Задача 2. Как объяснить резание стекла алмазом? | |||
Релятивистская механика. Релятивистская кинематика. | 41.3 | ||
Термодинамика. Круговые процессы. | 16.7 | ||
Задача 1. Колебания и волны. Материальная точка совершает гармонические колебания с амплитудой А=4 см и периодом Т=2 с. Напишите уравнение движения точки, если ее движение начинается из положения х0= 2 см. | |||
Задача 2. Одну из бутылок с водой положили на лед с температурой 0ºС, вторую – опустили в воду с температурой 0ºС. Замерзнет ли вода в какой-нибудь из них? | |||
Термодинамика. Второй закон термодинамики. | 16.8 | ||
Термодинамика. Число и масса молекул. | 17.1 | ||
Задача 1. Релятивистская механика. Определите, во сколько раз увеличится время жизни нестабильной частицы (по часам неподвижного наблюдателя), если она начинает двигаться со скоростью 0,9с. | |||
Задача 2. В котельной перестали топить. Вода в отопительной батарее, стоявшей в холодном коридоре, замерзла. Слесарь паяльной лампой отогрел батарею, и из нее потекла вода. Когда лопнула батарея – при замерзании воды или при нагревании ее лампой? | |||
Термодинамика. Давление газов. Скорость молекул. | 17.2, 17.3 | ||
Термодинамика. Энергия молекул. | 17.4 | ||
Задача 1. Релятивистская механика. Собственное время жизни частицы отличается на 1% от времени жизни по неподвижным часам. Определите β=v/с. | |||
Задача 2. Почему летом в ледниках лед пересыпают солью? | |||
Термодинамика. Конвекция, теплопроводность. | 18.1, 18.2 | ||
Термодинамика. Тепловое излучение. | 18.3 | ||
Задача 1. В бочку заливается вода со скоростью 0,5 л/с. Пренебрегая вязкостью воды, определить диаметр отверстия в сосуде, при котором вода поддерживалась бы в нем на постоянном уровне h=20 см. | |||
Задача 2. Почему нагруженный автомобиль на булыжной мостовой движется более плавно, чем такой же автомобиль без груза? |