Современное состояние наземной инфраструктуры космодромов России




Космодром Байконур основан в 1955 г. как испытательный полигон ракетно-космической техники. На космодроме Байконур производятся подготовка и пуски ракет-носителей легкого, среднего и тяжелого классов. Международное сотрудничество России в области космоса в значительной степени ориентировано на использование возможностей космодрома Байконур. На долю космодрома Байконур приходится свыше 50 % запусков КА, в том числе все запуски на геостационарную opбитy и запуски тяжелых космических аппаратов. Только на космодроме Байконур имеются два стартовых комплекса для ракетыносителя тяжелого класса ("Протон").

Общая площадь главных и вспомогательных объектов космодрома составляла 6717 км2. Согласно договоренностям между Россией и Казахстаном на условиях аренды в настоящее время продолжается эксплуатация объектов космодрома по их прямому назначению. При этом пересмотрены границы космодрома, уменьшена площадь земель, отчуждаемых под районы падения отделяющихся частей РН. В состав космодрома входят центры испытаний и применения космических средств и научно-испытательные управления боевых ракетных комплексов, объединяющие инженерно-испытательные части, измерительные пункты и части обеспечения и обслуживания. Всего на космодроме имеется:

- 11 монтажно-испытательных корпусов, в которых размещены технические комплексы для предстартовой подготовки ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов, а также входящие функционально в состав ТК заправочно-нейтрализационные станции для заправки разгонных блоков и космических аппаратов топливом;

- 9 стартовых комплексов (15 пусковых установок) для запуска ракет-носителей "Союз","Циклон-2","Протон","Энергия","Зенит", "Рокот";

- измерительный комплекс для контроля и управления полетом ракет-носителей;

- пусковые установки для испытаний межконтинентальных баллистических ракет.

При создании измерительных комплексов космодрома в основу был положен принцип централизации решения задач сбора и обработки измерительной информации, когда все функции обработки телеметрической информации сосредоточены в одном узле - вычислительном центре полигона. Такая концепция построения ПИК была обоснована при эскизном проектировании многоразовой космической системы "Буран" и реализована при подготовке измерительного комплекса к ее летным испытаниям.

В процессе этой работы трассовые измерительные пункты были оснащены станциями спутниковой связи "Связник" и аппаратурой оперативного выбора регистрируемой радиотехническими средствами (РТС) телеметрической информации, что позволило отказаться от использования на них комплексов обработки информации с соответствующим материальным обеспечением и дополнительным штатом обслуживающего персонала. Это дало возможность упростить техническую структуру трассовых измерительных пунктов, укомплектовав их только средствами приема, регистрации и передачи измерительной информации. Анализ состояния наземных комплексов космодрома Байконур показывает, что в настоящее время они фактически выработали свой ресурс.

Ресурс стартового комплекса РН "Циклон-2", введенного в эксплуатацию в 1967-1968 гг., практически исчерпан. Капитальный ремонт СК для типа Р-7А планировался на 2000-2005 гг. Наземный комплекс РН "Зеьшт", отличающийся высокой степенью автоматизации и малым временем подготовки РН к пуску, принят в эксплуатацию в 1988 г. Одна ПУ этого СК, разрушенная в результате аварии при пуске РН "Зенит" 4 октября 1990 г., требует капитального ремонта.

Космодром Байконур имеет два стартовых комплекса ракетно-сителей "Протон"; по две пусковые установки на каждом СК. Наземные комплексы РН "Протон" выработали гарантийный ресурс. Реально работоспособна одна ПУ. Остальные находятся в стадии ремонта или готовятся к нему. В интересах подготовки разгонных блоков для РН "Протон" на космодроме Байконур используются два технических комплекса РБ,которые находятся в работоспособном состоянии и обеспечивают подготовку существующих РБ для РН "Протон". В настоящее время РКК "Энергия" производит подготовку РБ на техническом комплексе многоразовой космической системы "Буран".

Для проведения заправочных работ на РБ и КА на космодроме Байконур могут использоваться только две заправочные станции. Они предназначены для приема, хранения, подготовки и заправки (слива) компонентов топлива, сжатых газов. Инфраструктура, социально-культурные и социально-бытовые объекты космодрома также характеризуются большой степенью износа.

Космодром Плесецк начал создаваться в 1963 г. как испытательный полигон ракетно-космической техники (официальный статус космодрома получен в ноябре 1994 г.). Объекты космодрома Плесецк можно сгруппировать по их назначению следующим образом: стартовые и технические комплексы, заправочно-нейтрализационные станции, кислородно-азотный завод, прочие технологические объекты, включая объекты ПИК и связи, а также город Мирный, объекты инженерного обеспечения, склады, аэродром, производственную базу строителей.

Космодрому Плесецк принадлежит значительный вклад в реализацию российской космической программы. С него осуществляется около 30 % запусков КА, решающих задачи в интересах ФКП. С космодрома Плесецк производятся пуски РН легкого и среднего классов. Космодром обеспечивает запуски КА военного, научного и народнохозяйственного назначения,а также в интересах международного сотрудничества. В настоящее время на космодроме размещаются восемь СК. Основная часть наземных комплексов находятся в эксплуатационном режиме и выполняют возложенную на них программу пусков. На наземных комплексах космодрома проводятся подготовка к пускам и пуски РН "Космос", "Циклон", "Союз", "Молния", а также ракет космического назначения, созданных на базе МБР.

Стартовый комплекс РН "Космос" в составе двух пусковых установок создан в 1967 г. по проекту Конструкторского бюро транспортного машиностроения. В настоящее время одна пусковая установка законсервирована. Это связано с тем, что из-за недостаточного финансирования капитальный ремонт технологического оборудования этой пусковой установки, технических систем и строительных сооружений всего СК не проводится. Технический комплекс РН "Космос" создавался в 1967 г. параллельно со строительством СК. До настоящего времени на всех строительных сооружениях и технических системах ремонтных работ не проводилось, из-за длительного срока эксплуатации они находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют капитального щмонта.

Стартовый комплекс РН "Циклон" разработан Конструкторским бюро транспортного машиностроения по принципу "безлюдного старта". На СК впервые организован процесс управления подготовкой и пуском РН по единой программе полностью в автоматическом режиме, начиная с подвоза РН к пусковому столу. Уровень автоматизации по циклу предстартовой подготовки РН составляет 100 %, а в целом по стартовому комплексу - не менее 80 %. По своим эксплуатационным характеристикам данный комплекс до настоящего времени не имеет аналогов за рубежом. В состав стартового комплекса РН "Циклон" входят две пусковые установки, технический комплекс имеет два рабочих места подготовки РН.

В состав ТК входят монтажно-испытательный корпус на два рабочих места и корпус обслуживания агрегатов. В настоящее время на ТК выявлены те же недостатки,что и на СК: износ комплектов оборудования, значительная выработка ЗИПа, дефекты сооружений, выход из строя части систем вентиляции, отопления, водоснабжения, условия работы личного состава ниже санитарных норм. В связи с этим предлагается провести на ТК комплекс ремонтно-профилактических мероприятий в интересах обеспечения функционирования космического ракетного комплекса (КРК) в целом. За время, прошедшее с начала эксплуатации СК и ТК, технологическое оборудование, строительные сооружения и технические системы уже выработали назначенные гарантийные сроки и технический ресурс. В настоящее время в работоспособном состоянии находится одна пусковая установка комплекса, вторая - законсервирована.

Учитывая реальное состояние агрегатов и систем наземно-технологического оборудования, зданий, сооружений, а также технических систем СК РН "Циклон", можно сделать вывод о необходимости проведения капитального ремонта с целью продления технического ресурса и обеспечения дальнейшей эксплуатации. Стартовые комплексы РН "Союз" и "Молния" на космодроме Плесецк первоначально были созданы для проведения пусков боевых ракет Р-7А. Впоследствии они были переоборудованы для осуществления пусков ракет космического назначения. За время эксплуатации эти стартовые комплексы периодически подвергались капитальным ремонтам, реконструкциям и ремонтно-восстановительнйм работам после аварий и катастрофы. Указанные работы, а также комплексремонтно-профилактических мероприятий, работы по техническому обслуживанию,проводимые на этих СК,позво-лили продлить технический ресурс этих комплексов и обеспечить возможность их дальнейшей эксплуатации. В настоящее время СК РН "Союз" и "Молния" обеспечивают выполнение возложенных на них задач по пуску ракет космического назначения в интересах науки, народного хозяйства и обороны страны.

Технический ресурс первого СК после капитального ремонта истек в 1983 г., после чего он неоднократно подвергался ремонтно-профилактическим работам с продлением технического ресурса, а с 1989 г. СК использовался как учебно-тренировочный комплекс. В 1986 г. на космодроме Плесецк начато строительство наземного комплекса РН "Зенит". Срок ввода первой очереди СК и ТП неоднократно переносился. СК РН "Зенит" создавался путем нового строительства. В настоящее время ведутся работы по созданию на базе наземного комплекса РН "Зенит" универсального наземного комплекса для обеспечения пусков ряда РН "Ангара".

Универсальный стартовый комплекс (УСК) предназначен для приема, предпусковой подготовки и пуска РКН семейства "Ангара" и представляет собой комплекс дооборудуемых сооружений незавершенного строительства стартового комплекса РКК "Зенит" космодрома Плесецк и вновь создаваемых стартовых сооружений. В перспективе в рамках развития УСК планируется строительство второй пусковой установки.

В состав УСК входят:

- строительные сооружения (пусковая установка, командный пункт, хранилище компонентов ракетного топлива (КРТ), компрессорные и насосные станции, технологические блоки, сооружения промстоков, станция нейтрализации, станция термостатирования и т.п.);

- технологическое оборудование;

- технические системы;

- вспомогательное оборудование;

- автоматизированная система управления УСК;

- комплекты проверочного оборудования РН, РБ, КА.

Впервые в мировой и отечественной практике строительства космодромов создается универсальный стартовый комплекс, позволяющий производить запуски РН легкого, среднего и тяжелого классов.

Космодром Восточный строится в междуречье рек Зеи и Большой Пёры в 8 тысячах километрах от Москвы и в 180-ти километрах от Благовещенска. Его площадь около 700 квадратных километров. Протяженность с юго-запада на северо-восток: 18 километров, а с юго-востока на северо-запад: 36. Почему здесь? Трассы запусков над водой и малонаселенными районами Дальнего Востока, то есть – безопасность для людей и жилья. Здесь уже есть дорожная инфраструктура: БАМ, трасса Чита-Хабаровск. Относительно рядом морские порты, большой запас электроэнергии, производимой в регионе.

СК – это «сердце» комплекса. 83 сооружения площадью 45 тысяч квадратных метров. В одну смену работает 270 человек.

ТК для подготовки перед стартом – в том числе заправка топливом. 121 сооружение, площадь 170 тысяч квадратных метров и 1800 человек в смену.

90% веса ракеты – это топливо. На 42-х гектарах расположены сооружения, инженерные сети и транспортные коммуникации.

Промышленно-строительная база. Здесь – ремонтно-механический завод, склад, дорожное управление, КПП и административно-бытовой корпус со столовой. Всего – 34 тысячи квадратных метров зданий.

Восточный командно-измерительный пункт обеспечивает траекторные измерения движения ракеты-носителя с космическим аппаратом. Анализ данных бортовых систем становится основным беспристрастным документом по полёту. Это исходный материал для принятия решений.

На складе блоков принимаются, хранятся и выдаются незаправленные блоки всех ступеней ракет-носителей и головных обтекателей, которые поступают с заводов-изготовителей. Здание состоит из двух одноэтажных производственных частей и пристройки с помещениями различного назначения. Тепловой тамбур обогревает железнодорожные вагоны, поступающие в холодное время года, перед приемом и разгрузкой, что очень важно в условиях Восточного. Современная транспортно-логистическая система позволяет сэкономить время и сократить издержки приема и обслуживания частей ракет-носителей. Блоки выгружены, поставлены на транспортировку и готовы для передачи на сборку ракеты. Ноу-хау в том, что они сразу передаются в Трансбордерную галерею.

Это главная транспортная магистраль. Она совмещена с производственными корпусами и вспомогательными сооружениями. Галерея предназначена для транспортировки составных частей ракет-носителей из корпуса в корпус при подготовке к пуску. Блоки ракет-носителей, космических аппаратов, разгонных блоков, оборудования и оснастки перемещаются между зданиями технического комплекса. Здание соединено с монтажно-испытательным корпусом ракет-носителей, космических аппаратов, разгонных блоков и головных обтекателей ракет. И с холодильной станцией, складом блоков ракет-носителей «Союз-2» и энергоблоком.

МИК предназначен для размещения технологического оборудования, сборки, входного контроля и автономных и комплексных испытаний ракет-носителей. Ракета среднего класса «Союз-2» использует экологически-чистые компоненты топлива. То есть керосин-кислород. Союз-2 специально доработан для космодрома Восточный. С его помощью выводятся космические аппараты весом до 7,5 тонн. В монтажно-испытательном комплексе ракета собирается в так называемый «пакет». Собирается центральный блок, то есть вторая ступень ракеты. Затем к ней пристыковываются боковые блоки, первая ступень. Потом к ракете присоединяется полезная нагрузка. В этом помещении поддерживается определенный температурно-влажностный режим с помощью специальных вентиляционных систем. Такой комплекс – обязательная часть любого космодрома. Общая площадь здания – почти 45 тысяч квадратных метров. Высота – 37 метров. Ракета-носитель с готовыми первой и второй ступенями с помощью специальных траверсов устанавливается на тележки и едет по направлению к стартовому комплексу. В этом корпусе готовятся и испытываются космические аппараты, разгонные блоки и блоки выведения. Как вы понимаете, именно поэтому необходим особенный, самый высокий класс чистоты. Это требование обеспечивается безусловно.

 

На ЗНС мы будем заправлять космические аппараты и разгонные блоки.

После заправки мы собираем космическую головную часть. То есть – космический аппарат и разгонный блок ракеты-носителя. Первый запуск с космодрома Восточный – это ракета-носитель Союз-2 с космическими аппаратами ЛОМОНОСОВ и АИСТ и блоком выведения ВОЛГА. Они будут доставлять на Землю данные по научным экспериментам. Эти спутники разработаны в сотрудничестве со студентами. ЛОМОНОСОВ разработан в МГУ, АИСТ – в Самарском государственном аэрокосмическом университете. После проведения всех многочисленных контрольных испытаний ракета перегружается на транспортный агрегат и готова к вывозу на старт по специальному железнодорожному пути.

Технологический Блок Кислорода и Азот предназначен для размещения оборудования и систем заправки жидким кислородом, жидким азотом и сжатыми газами.

Блок Керосина и Нафтила. То же самое – только здесь размещается оборудование систем заправки керосином и нафтилом, сбора проливов и промышленных стоков горючего.

Блок Сжатых Газов – оборудование технологических систем производства и хранения сжатых газов.

 

Ну, и наконец, самое интересное. Ракету-носитель произвели, доставили на космодром Восточный, полностью проверили. И она готовится к старту. Чтобы попасть на стартовый комплекс, ракета-носитель идет через Мобильную Башню Обслуживания. Эта мобильная башня уникальна, в ней 7 ярусов. Ее вес – одна тысяча шестьсот тонн, высота пятьдесят два метра. Такая башня впервые будет в России. На космодромах Плесецк и Байконур нет подобного оборудования. Башня позволяет кроме всего прочего, проводить все работы по подготовке к старту в самых сложных климатических условиях, что очень важно для запуска ракет-носителей с космодрома Восточный. Ракета устанавливается в стартовую систему. В ней используется уникальная технология крепления и удержания ракеты. Ракета висит на верхнем силовом поясе, а не стоит, как обычно. Мобильная башня обслуживания как бы наезжает на стартовую систему с ракетой и обхватывает ее. Боевой расчет запуска приступает к окончательной подготовке. Благодаря использованию мобильной башни, люди, обеспечивающие запуск ракет-носителей, находятся в значительно бОльшей безопасности. В том числе здесь есть система аварийной эвакуации. Ракета-носитель заправляется перекисью водорода, которая используется для разгона турбонасосных агрегатов. Это – агрессивный компонент, он требует особых мер безопасности. Затем ракета-носитель заправляется другими, неагрессивными, компонентами топлива. Самым обыкновенным керосином, на котором летают самолеты. И кислородом. Именно поэтому мы решили начинать запуски с космодрома Восточный ракет-носителей типа Союз. Это – одна из самых надежных ракет в мире. После завершения всех необходимых операций ракета-носитель уже полностью готова к старту…

Из Административно-Делового Комплекса управляются и координируются все работы подготовки и запуска космических аппаратов, транспортных грузовых кораблей, пилотируемых полетов и перспективных космических программ. И конечно – повседневной жизни космодрома.

Командный Пункт – это «мозг» космодрома Восточный, 67 км кабеля обеспечивают работу всех систем старта.

Аэропорт. Будем доставлять возвращаемые многоразовые ступени ракет-носителей и пилотируемый космический корабль нового поколения. Аэропорт – это туризм, визиты иностранных партнеров… Это пресс-туры и поездки наших сотрудников.

Будущий город Циолковский. 12 тысяч человек будет жить в 40 домах, водить детей в 4 садика и 2 школы. Конечно, здесь будут спортивные комплексы, торговые центры, кафе, рестораны и автостоянки. Мы сделаем все, чтобы нашим сотрудникам было комфортно. Город будет строиться в 2 очереди, сначала для 7-ми тысяч, потом – еще для 5-ти тысяч.

С космодрома Восточный будут запускаться и отечественные экологически-чистые новые ракеты-носители Ангара. По Ангара тяжелого класса мы работаем в 2 этапа. Сначала – стартовый комплекс с первой пусковой установкой для запусков автоматических космических аппаратов. На втором этапе – еще одна пусковая установка для запусков Ангара-А5 и ракеты-носителя тяжелого класса повышенной грузоподъемности Ангара-А5В, а также пилотируемого транспортного корабля нового поколения. При этом оба этапа мы осуществляем параллельно с созданием космического ракетного комплекса тяжелого класса и наземной инфраструктуры.

С космодрома Восточный можно запускать космические аппараты практически на все Орбиты Земли.Включая солнечно-синхронную.

 

 

Гвианский космический центр (фр. Centre spatial guyanais) — космодром, расположенный в департаменте Французская Гвиана в северо-восточной части Южной Америки на побережье Атлантического океана, в полосе территории длиной 60 км и шириной 20 км между городами Куру и Синнамари, в 50 км от административного центра Французской Гвианы — города Кайенна. Разговорное название — Космодром Куру́ (фр. Kourou).

Совместно эксплуатируется Европейским космическим агентством и французским Национальным центром космических исследований.

 

В 1964 году правительство Франции выбрало Куру из 14 представленных проектов расположения космодрома. Его строительство Франция начала в 1965 году по инициативе Французского космического агентства (CNES). Первый запуск с космодрома в Куру был осуществлен 9 апреля 1968 года.

В 1975 году, когда образовалось Европейское космическое агентство (ESA), французское правительство предложило ESA использовать космодром Куру для европейских космических программ. ESA, рассматривая космодром Куру как свою составную часть, финансировало модернизацию пусковых площадок Куру под программу космических кораблей «Ариан». В настоящее время основные пусковые площадки космодрома являются собственностью ESA.

С тех пор ESA продолжает финансировать две трети годового бюджета космодрома, который идёт на текущее обслуживание полётов и поддержание сервиса космодрома на современном уровне. ESA также финансирует новые проекты на космодроме, такие как пусковые комплексы и промышленные предприятия, которые требуются для запуска новых носителей, таких как «Вега» или для использования «Союзами».

Возможности для космических запуска

Космодром Куру расположен на широте 5°3', около 500 км к северу от экватора, что позволяет космодрому быть оптимальным местом для запуска спутников на геостационарную орбиту.

Благодаря своему географическому расположению европейский космопорт Куру даёт возможность для угла запуска в 102°, что позволяет производить пуски в широком диапазоне траекторий, востребованных для различных целевых задач.

Высокий уровень эффективности космодрома привлекает к нему европейских клиентов, а также клиентов из Соединённых Штатов, Японии, Канады, Индии, Бразилии и Азербайджана.

В 2007 году на космодроме начаты работы по строительству площадок для пуска российских ракет «Союз-2». Первый запуск российской ракеты-носителя Союз-СТБ произведён 21 октября 2011 года. Следующий запуск российской ракеты-носителя класса Союз-СТА состоялся 17 декабря 2011 года.

По состоянию на 2015 год ESA инвестировало более 1,6 миллиарда евро в улучшение и развитие наземной инфраструктуры. ESA владеет возможностями для запуска носителей «Ариан», включая здания по подготовке носителей и спутников, инфраструктурой по управлению запусками, а также заводом по производству твёрдого топлива.

Пусковые комплексы

 

ELV (CECLES/ELA-1) — РН легкого класса Вега

ELA-2 — РН среднего класса Ариан-4 (эксплуатация завершена в 2003 году)

ELA-3 — РН тяжелого класса Ариан-5

ELS[en]/(фр. Ensemble de Lancement Soyouz) — РНсреднегокласса Союз-2

Вспомогательные объекты

· Завод по производству жидкого кислорода.

· Завод по производству жидкого водорода.

· Завод по производству твёрдого топлива для РН «Ариан 5»

· Здание подготовки ракет-носителей.

· Здание заключительной сборки.

· Технический центр

Безопасность

Важной чертой космодрома является его безопасность. Французская Гвиана слабо заселена. Свыше 90 % её территории покрыто экваториальными лесами. Кроме того, Французская Гвиана лишена риска ураганов и землетрясений. Также специально для обеспечения безопасности космодрома здесь расквартирован 3-й пехотный полк французского Иностранного легиона

 

 

III Обеспечение подготовки и пуска РКН

1.1 Технологический процесс подготовки и пуска РКН на РКК

наземного базирования

 

Последовательность организационных и технических операций, выполняемых на территории РКК вначале с элементами, а затем и с РКН в целом, называется технологическим процессом ее подготовки к пуску. На существующих РКК технологические процессы подготовки каждой РН и каждого РКК существенно различны. Однако, несмотря на индивидуальность этих процессов, можно сформировать обобщенную последовательность операций, содержащую обязательные этапы процесса подготовки РКН для большинства существующих и создаваемых в ближайшей перспективе комплексов.

Классификация технологических операций по признаку их физической реализуемости позволит не только уменьшить общее число рассматриваемых процессов, но и получить базис, на основе которого можно оценить степень достижения целевого эффекта РКК. Такая классификация дает возможность представить объем и последовательность работ, необходимых для подготовки и проведения пуска и позволяет получить исходную информацию для структурно-функционального синтеза и анализа ТО РКК.

Существующие комплексы боевых ракет, базирующихся в шахтах, обладают относительно высокой степенью защищенности. Ракеты этих комплексов могут выводить малые КА на круговые околоземные орбиты. Однако в ТО этих комплексов существуют такие специфические элементы, как системы амортизации, транспортно-пусковые контейнеры, защитные крышки и ряд других, отсутствующих в наземных комплексах РКК.

Отвлекаясь от особенностей реализации технологического процесса на ТК, можно выделить следующую обобщенную последовательность этапов подготовки РКН на РКК наземного базирования.

1Транспортировка, которая включает укладку и закрепление элементов РКН на транспорте, доставку транспорта с РКН и ее комплектующих в позиционный район ТК при обеспечении соответствующих условий температурно-влажностного режима и ограничений по перегрузкам в процессе доставки. Этот этап содержит, в основном, процессы движения, торможения, остановки специального транспорта, в качестве которого могут использоваться дооборудованные общепромышленные железнодорожные, автодорожные, морскиеи воздушные транспортные средства.

2 Разгрузка транспорта содержит операции частичного демонтажа оборудования транспортного средства, подведение к перевозимому грузу средств обслуживания, демонтаж технологической оснастки; подведение к ступени ракеты средств перегрузки; закрепление грузозахватных устройств на элементе РКН, его подъем и перемещение на одно из рабочих мест монтажно-испытательного корпуса.

3 Демонтаж технологического оборудования на борту и подготовка его к автономным испытаниям. Это операция состоит из фиксации элемента РКН на стендах, стапелях или же на монтажно-стыковочных такелажах, размещение около испытуемого объекта вспомогательного оборудования для доступа к рабочим зонам, снятия технологической оснастки, проверки целостности и комплектности узлов и агрегатов, подстыковки коммуникаций от комплекса ТО ТК, а также проверки исходного состояния силовой конструкции и бортовых систем.

4 Автономные испытания бортовых систем РКН наземными системами ТО ТК. В число этих операций входят; пневмогидравлические испытания на герметичность и прочность, электрические испытания систем управления на всех режимах работы, испытания командных гироскопических приборов, проверка телеметрической аппаратуры борта и ряд других проверок. Результаты проверок документируются и хранятся.

Для КА объем и сложность этого этапа, как правило, выше. Он включает демонтаж силовой конструкции, монтаж бортового оборудования, извещение, определение и коррекцию координат центра масс, моментов инерции, юстировочные работы с внешними приборами, раскрытие солнечных батарей, имитацию солнечного излучения со снятием вольт-амперных характеристик солнечных батарей; проверки двигательных установок систем ориентации; вакуумные проверки в барокамерах и т.п. Эти операции заканчиваются отстыковкой всех наземных коммуникаций и монтажно комплектующих узлов, доставленных на ТК отдельно от КА.

5Стыковка ступеней РКН выполняется после перегрузки ступеней с мест автонономных проверок с помощью монтажно-стыковочных тележек и стапелей. Процессы стыковки завершаются генеральными испытаниями систем РН. Далее на борт устанавливаются средства разделения ступеней. стыковкой с РН перегружается на кантователь и после перевода в требуемое положение, аппарат стыкуется с РН. Процесс завершаетнатягиваниемголовного обтекателя.

6 Укладка РКН на специальный транспорт предназначена для ее доставки к месту старта. Эта операция состоит из подготовки с транспорта, ложементы которого переводятся в положение для принятия РКН, затем ее перегружают с рабочего места сборки или хранения на транспортно-установочный агрегат и закрепляют на нем. На борт РКН устанавливают сис- темы, обеспечивающие воздушно-влажностный режим в топливных баках, подключают систему заземления, а к головному обтекателю подстыковывают систему термостатирования КА, расположенную на транспортной платформе, входящей в состав транспорта. Кроме этого, в состав эшелона транспортирования должны входить платформы прикрытия, обеспечивающие сглаживание тяговых усилий от тягача и позволяющие вынести за габариты РКН место автотягача.

7 Транспортировка РКН на СК помимо собственно перевозочного транспорта, включает операции его остановки перед СК. При этом выполняются операции отстыковки тягача, подстыковки к специальной плате систем СК и его плавную доводку к месту, где РКН может быть переведена в вертикальное положение. При этом, часть систем ТО СК, стыкуемых транспортом, предназначена для транзитного подключения наземных и коммуникаций РКН

 

8 Установка РКН в вертикальное положение содержит операции установления опор транспортно-установочного агрегата, его блокировки, перевод стрелы в вертикальное положение с предварительным положением наклона РКН, компенсацию возникающего около вертикального положения опрокидывающего момента от веса РКН.

9Вывешивание РКН, находящейся на опорах транспортно-установочного агрегата. выполняется системами этого агрегата, перед ориентацией опор стартовой системы, что обеспечивает подготовку передачи веса РКН с транспорта на стартовую систему.

10 Установка РКН на пусковой стол включает операции: передачу веса РКН с опор транспортно-установочного агрегата и опор РКН, синхронныйперевод тарелей и опор в «нулевую» передачу веса РКН с установщика на пусковой стол, что обеспечивает равномерную нагрузку мест крепления РКН на установщике. В дальнейшем проводится фиксация РКН путем введения механических связей, обеспечивающих защиту от ветро­вого воздействия, крепление и удержание ракеты перед пуском, отвод ложементов транспортно-установочного агрегата от РКН, перевод стрелы установщика в гори­зонтальное положение и его отведение от пускового стола.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: