Посредники инвестиционного типа




Привлекают средства путем продажи ценных бумаг.

Это институты инвестиционной инфраструктуры, выполняющие функции по взаимосвязи между инвесторами и предпринимателями. Их задача - координация и сведение в единое целое интересов тех и других.

Помимо этой основной задачи инвестиционные посредники могут брать на себя функции, как инвестора, так и предпринимателя, по­купая ценные бумаги или выступая в роли эмитента.

В мировой практике к этому типу посредников относятся инвес­тиционные банки, финансовые брокеры, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, финансовые компании и др. У нас к ним отно­сят финансовых брокеров, инвестиционных консультантов, инвести­ционные компании и инвестиционные фонды.

Чтобы приобрести статус инвестиционного посредника, нужно не менее 50% дохода получать от операций с ценными бумагами. На российском финансовом рынке эта группа посредников как само­стоятельная пока практически не выделилась (т.к. эмитенты обыч­но сами распространяет свои ценные бумаги), но она имеет несом­ненную перспективу.

Краткая характеристика инвестиционных посредников

1. Инвестиционные банки

функционируют на первичном рынке ценных бумаг. Их глав­ная функция - обслуживание выпуска ценных бумаг. Банк и эмитент заключают договор, в соответствии с которым банк выкупает весь выпуск с целью последующей перепродажи по более высоким ценам. Это избавляет эмитента от поисков инвесторов, хотя и стоит до­роже.

2. финансовые брокеры

Функционируют на вторичном рынке ценных бумаг. Они явля­ются юридическими лицами и выполняют функции агента по купле - продаже ценных бумаг по поручению клиента на основании договора комиссии (сделка заключается от имени брокера) или договора поручения (сделка заключается от имени клиента). В обоих случа­ях комиссионный процент устанавливается биржей, поэтому между финансовыми брокерами не бывает ценовой конкуренции. Предметом соперничества между ними является объем и качество оказываемых услуг (посреднические функции, информация о состоянии дел интересующей клиента фирмы, хранение акций, накопление дивидендов, предоставление кредитов и т.д.).

3. Инвестиционные компании и инвестиционные фонда

Принцип организации у них один и тот же, роли одинако­вые - покупка ценных бумаг компаний нефинансового сектора. И те, и другие формируют портфель, покупая ценные бумаги различных компаний, т.е. портфель имеет высокую степень диверсификации. Он распределяется между значительным количеством инвесторов.

Но между инвестиционными компаниями (ИК) и инвестиционными фондами (ИФ) есть и отличия:

а) целью создания ИК является получение прибыли на основе преимущественно инвестиционной деятельности. ИК работают только с юридическими лицами и не имеют права работать с населением.

Цель создания ИФ - объединение средств граждан для на­дежного профессионального инвестирования в ценные бума­ги. Поэтому у него есть ряд жестких ограничений Устава:

- полное сосредоточение на работе с ценными бумагами;

- гарантия неагрессивного и не спекулятивного поведения на фондовом рынке;

- побуждение к распределению всей полученной прибыли между акционерами;

б) ИФ работают только с ценными бумагами, а ИК могут зани­маться и иной, кроме своей основной, хозяйственной дея­тельностью и могут совмещать различные виды деятельнос­ти на фондовом рынке (работать в качестве инвестиционно­го консультанта или финансового брокера);

в) создание ИФ ограничивается рядом параметров, не распрост­раняющихся на ИК:

- создание только в форме акционерных обществ;

- обязательное присутствие в штате специалиста по работе с ценными бумагами, имеющего квалификационный аттестат Министерства финансов;

- запрещение покупки ценных бумаг одного эмитента в раз­мере больше 5%.

В мировой практике на смену инвестиционным компаниям пришли траст - фонды. Их основой является доверительная собственность. Это означает, что управление капиталом инвестор поручает доверен­ному лицу. Инвестор именуется выгодополучателем, или бенефициарием.

Сами траст - фонды управляются, как правило, трастовыми от­делами коммерческих банков.

 

5.2.6. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

 

Эмитент - это юридические лица, выпускающие деньги и ценные бумаги

Инвестор - это юридические и физические лица, вкладывающие деньги в ценные бумаги

Финансовые посредники - юридические и физические лица, осуществляющие про­движение денег и ценных бумаг от эмитентов к ин­весторам, а также между инвесторами

Финансовые инструменты - это юридически оформленные денежные документы (банкноты, акции, облигации и т.д.)

Кредит - это отношения по поводу образования, распределения и использования временно свободных денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности, обеспеченности, целевого использования

Ссудный процент - это плата за пользование ссудой. Определяется в денежной форме

Ставка ссудного процента - отношение величины ссудного процента к размеру ссуды, выраженное в процентах

Формула простых процентов - Dt = D0(1 + r) ´ t + D0.

Формула сложных процентов - Dt = D0(1 + r)t

Первичный рынок - это рынок ценных бумаг новых выпусков

Вторичный рынок - это рынок ранее выпущенных ценных бумаг (перепродажа ценных бумаг)

Финансовое инвестирование - покупка ценных бумаг

Ценная бумага - это денежный документ, удостоверяющий имущест­венное право или отношение займа владельца до­кумента по отношению к лицу, выпустившему та­кой документ

Банкнота - денежный знак

Акция - ценная бумага, предоставляющая право собствен­ности на часть капитала акционерного общества и на получение дивиденда

Облигация - ценная бумага, удостоверяющая внесение ее вла­дельцем денежных средств и подтвержденная обя­зательством их возврата в определенный срок, и, как правило, с уплатой процента

Вексель - ценная бумага, представляющая собой письменное долговое обязательство (обычно выписанное под поставку каких-либо товаров), оформленное в ус­тановленной законом форме

Сертификат - письменное свидетельство кредитного учреждения о депонировании (вкладе) денежных средств и ценных бумаг для хранения в этом учреждении

Ликвидность - способность превращаться в деньги

Банк - специфическое учреждение, привлекающее времен­но свободные средства и предоставляющее их субъектам рыночных отношений на условиях сроч­ности, возвратности, платности, обеспеченности, целевого использования

Страхование - обеспечение кого-либо от возможного ущерба за счет периодического внесения взносов спе­циализированному учреждению, которое в случае наступившего ущерба выплачивает денежное воз­награждение

Трастовые операции - операции по доверительному управлению капита­лом клиента

 

5.2.7. ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Какие юридические лица в современных условиях выступают эмитентами денег и ценных бумаг?

2. Почему при предоставлении крупной суммы денег банк, как правило, требует от клиента предоставления определенных гаран­тий?

3. Будет ли способствовать росту банковских депозитов и уп­рочению позиции банка его решение о введении ограничений на вы­дачу ранее вложенных средств?

4. Почему, несмотря на самую низкую процентную ставку, ко­торую выплачивают швейцарские банки, клиенты стремятся помес­тить деньги именно в эти банки?

5. Как вы поведете себя в ситуации, когда в будущем ожида­ется снижение ставки ссудного процента, а у вас есть свободные денежные средства?

6. Как определяется рыночная цена ценных бумаг и от чего она зависит?

7. Почему риск при покупке ценных бумаг снижается, если иметь диверсифицированный портфель ценных бумаг?

8. Чем отличаются облигация и вексель, если обе эти ценные бумаги являются долговыми обязательствами?

9. В чем отличие простого и переводного векселей?

10. Какими характеристиками должен обладать эмитент, чтобы его акции котировались на фондовой бирже?

11. Почему рынок акций выделяется в особый структурный эле­мент финансового рынка?

12. Чем отличается рынок денег от рынка денежного капитала?

13. Что такое финансовое инвестирование?

14. Чем различаются риск неплатежа и рыночный риск?

15. Чем определяется привлекательность для клиентов депони­рования средств в конкретном банке?

16. Чем отличается привлечение средств банком от их привле­чения страховыми организациями и пенсионными фондами?

17. Какие посредники инвестиционного типа специализируются на работе с населением?

 

5.2.8. УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ И ЗАДАЧИ

 

1. Какие кредитные операции используются в каждом из перечислен­ных случаев:

а) молодая семья берет ссуду в банке сроком на несколько лет для строительства жилого дома;

б) государство выпускает облигационный займ для частичного погашения дефицита государственного бюджета;

в) завод по производству автомобильных шин поставляет авто­мобильному заводу партию своего товара с отсрочкой пла­тежа.

 

2. Определите, какую сумму получит клиент, если он вложил в банк 1 млн. р. на срок 4 месяца под 32% годовых?

 

3. Определите, какую сумму клиенту нужно вложить в банк, чтобы через 2 года получить 2млн. р., если ставка про­цента по вкладам равна 10,0% годовых?

 

4. Какую сумму должен вернуть клиент банку, если он получил от него ссуду в размере 10 млн. р. сроком на I год под 30% го­довых с условием выплаты ссудного процента в момент получе­ния ссуды. Определите, выгодны ли такие условия клиенту.

 

5. Сбербанк принимает вклад в размере 100 тыс. р. на срок 3 ме­сяца под 10,0% годовых или на 6 месяцев под 11,0% годовых. Ка­кой из вариантов более выгодный?

 

6. Банк выдал ссуду в размере 200 тыс. р. на 1,5 года под 32% годовых с ежеквартальным начислением. Какую сумму должен будет вернуть клиент?

 

7. Определите доходность акции, если инвестор купил ее за 10 тыс. р., дивиденд по ней составляет 2 тыс. р. в год, а через месяц курс этой акции составил:

а) 12 тыс. р.,

б) 8 тыс. р.

Ставка ссудного процента равна 10,0% годовых. Было ли целесообразно первоначальное приобретение акции? Какие убытки понес инвестор при снижении курса акции до 8 тыс. р.?

 

8. Какой из предлагаемых вариантов использования 10 тыс. р. принесет за год больший доход:

а) покупка облигации под 15,0% годовых;

б) покупка акции с предполагаемым дивидендом в 2 тыс. руб­лей;

в) вклад в банк под 20% годовых с ежеквартальным начислением процента.

 

5.3. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

 

5.3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

 

Товар создаётся с использованием различных факторов производства в совокупности, что обеспечивает усиление их взаимной эффективности.

В ходе производства факторы могут в известных пределах и в определенных пропорциях замещать друг друга, что создает конкуренцию между ними.

Результатом этой взаимозависимости является тот факт, что цена на тот или иной фактор определяется не только его собст­венной стоимостью, но и ценой всех остальных факторов.

В процессе производства, когда факторы используются сов­местно, результативность отдельного фактора определить сложно, хотя каждый из них в отдельности имеет свою собственную ре­зультативность.

Попытка выявления индивидуальной результативности каждого фактора осуществлена в теории предельного продукта.

Согласно этой теории, предельный продукт фактора производ­ства есть добавочный продукт, созданный в результате добавоч­ного привлечения одной единицы данного фактора при неизменнос­ти всех остальных факторов. Фактор, который дополнительно прив­лекается, рассматривается как переменный, а все остальные - как постоянные.

Задача заключается в том, чтобы выяснить, каким образом бу­дет изменяться объем производства и издержки по мере того, как все большее количество переменного ресурса будет присоединяться к постоянным ресурсам фирмы.

В самом общем виде ответ на поставленный вопрос дает закон убывающей предельной отдачи.

Из этого закона следует, что, начиная с определенного мо­мента, последовательное присоединение единиц переменного факто­ра (например, труда) к постоянному фактору (например, капиталу или земле) даёт уменьшающийся добавочный или предельный продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного фактора.

На рынке факторов действуют, в принципе, те же законы спро­са и предложения, что и на других рынках. Но есть одно сущест­венное отличие.

Главным мотивом спроса домашних хозяйств на продукты и услуги является получение удовлетворения от потребления.

Организации бизнеса непосредственного удовлетворения от пот­ребления факторов производства не получают. Они нужны бизнесу для того, чтобы с их помощью произвести продукты, продажа которых принесет прибыль. Поэтому спрос на факторы производства - это вторичный, или порожденный спрос. Он обусловлен спросом на продукты, производимые с помощью факторов производства.

Производный характер спроса на факторы производства озна­чает также, что устойчивость спроса на любой фактор будет за­висеть:

1. От производительности данного фактора при создании про­дукта. Изменение в производительности данного фактора при не­изменности других факторов ведет к однонаправленному изменению спроса на этот фактор.

2. От рыночной цены продукта, произведенного с помощью дан­ного фактора. При прочих равных условиях, изменение в спросе на продукт, производимый с помощью определенного фактора произ­водства, приведет к сдвигу спроса на этот фактор в том же нап­равлении.

3. От цен на другие факторы (в зависимости от того, явля­ются ли они взаимозаменяемыми или дополняющими друг друга).

Предположим, что в процессе производства два фактора (труд и капитал) могут замещать друг друга. Можно производить какую-либо продукцию с большим количеством капитала и меньшим коли­чеством труда и наоборот. Что произойдет со спросом на труд, если цены на капитал снизятся?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть влияние на данный процесс двух противоположных эффектов: эффекта за­мены и эффекта объема производства.

Эффект замены снизит спрос на труд, т.к. то же количество продукции можно дешевле произвести заменяя труд капиталом.

Но если спрос на продукцию фирмы позволяет ей увеличить объем производства, то она увеличит спрос на все факторы, в том числе и на труд. Эффект объема производства приведет к росту спроса на труд.

Таким образом, эффект замены уменьшает, а эффект объема производства увеличивает спрос на труд.

Фактический спрос на труд будет зависеть от относительных величин этих двух факторов.

ВЫВОД. Если эффект замены превышает эффект объема произ­водства, то изменение цены капитала (фактора - заменителя) вызовет однонаправленное изменение спроса на труд (в нашем примере спрос на труд уменьшится). Если эффект объема произ­водства превысит эффект замены, то изменение цены капитала (фактора - заменителя) вызовет разнонаправленное изменение в спросе на труд (в нашем примере спрос на труд увеличится).

Факторы, спрос на которые предъявляется одновременно называются взаимодополняемыми. Так же как и на рынке потребительских товаров, изменения в це­не взаимодополняемого фактора приводят к разнонаправленному изменению спроса на данный фактор.

Эластичность спроса на факторы производства - это чувствительность покупателей факторов к изменению цен на них. Эта чувствительность зависит:

1. От скорости снижения предельного продукта переменного фактора производства по мере его добавления к постоянным фак­торам.

Если эта скорость незначительна, то спрос на переменный фактор будет эластичным.

Если применение дополнительных единиц переменного фактора ведет к резкому снижению его производительности (резкое умень­шение предельного продукта), то спрос на него быстро понижает­ся.

2. От легкости взаимозамещения факторов производства. Чем больше количество подходящих для данного фактора заме­нителей, тем выше эластичность спроса на него.

Особую роль в процессе замены факторов играет время. Не­эластичный спрос на тот или иной фактор с течением времени мо­жет стать эластичным из-за изменения количества заменителей.

3. От эластичности спроса на продукт, производимый с по­мощью данного фактора производства.

Чем выше эластичность спроса на продукт, тем выше эластич­ность спроса на фактор.

4. От соотношения издержек на данный фактор производства и общих издержек.

Эластичность спроса на фактор тем выше, чем больше общих издержек производства приходится на данный фактор.

Обоснуем это утверждение на примере такого фактора как труд. Примем условие неизменности эластичности спроса на про­дукт, производимый с помощью труда. Для сравнения возьмем два варианта. Первый вариант предполагает, что общие издержки на 100% состоят из затрат на труд. В этом случае увеличение ста­вок заработной платы на определенную величину (например, на 20%) привело бы к увеличению общих издержек на такую же вели­чину (т.е. на 20%). Результатом было бы ощутимое снижение про­даж и резкое сокращение объема спроса на труд.

Во втором варианте затраты на труд составляют 50% общих издержек. Аналогичное первому варианту (т.е. на 20%) увеличе­ние ставок заработной платы привело бы к росту общих издержек уже не на 20%, а на 10%. Это сократило бы объем продаж незна­чительно, и объем спроса на труд также сократился ненамного. Он имел бы тенденцию к не эластичности.

Важное значение на рынке факторов имеет формирование цен.

Во-первых, цены на факторы производства определяют доходы домашних хозяйств (заработную плату, ренту, прибыль, процент), а, значит, и их покупательную способность. При этом важным является вопрос о размере долей дохода, идущих конкретным соци­альным группам (доходы от собственности и трудовые доходы), о роли государства в регулировании этих долей. В данной лекции эти вопросы не рассматриваются.

Во-вторых, цены на факторы производства способствуют распре­делению ограниченных ресурсов среди различных отраслей и фирм.

В-третьих, цены на факторы производства являются для фирмы издержками производства. Для того чтобы получить как можно больше прибыли, фирма должна обеспечить производство пользую­щейся спросом продукции с использованием наименее дорогих фак­торов производства в наиболее эффективном их сочетании.

Именно цены на ресурсы (при данном уровне технологии) оп­ределяют то количество земли, труда и капитала, которое можно использовать в производственном процессе.

В отличие от рынка потребительских товаров решение о по­купке на рынке факторов производства принимается большим чис­лом людей. Агенты по закупкам должны следовать официальным ус­тановкам, лимитам и прочим требованиям своих фирм.

Решение вопроса о целесообразности дополнительного приобре­тения фирмой факторов производства рассмотрено в теме "Особен­ности воспроизводства на отдельном предприятии".

Рассмотренные процессы порождения спроса на факторы произ­водства практически одинаковы для всех факторов, формирование же предложения факторов со стороны домашних хозяйств в значитель­ной мере зависит от вида фактора. Поэтому взаимодействие спроса и предложения различных факторов производства рассмотрим на рын­ке каждого фактора в отдельности.

Из четырех основных факторов производства (земля, капитал, труд, предпринимательская способность) мы рассмотрим три, кото­рые в полной мере являются рыночными: земля, капитал, труд. На рынках этих факторов субъекты спроса и предложения различны. Субъектами спроса являются организации бизнеса, а субъектами предложения - домашние хозяйства.

Предпринимательская способность, несмотря на ее важную роль в рыночной экономике, рыночным фактором не является, т.к. субъ­ектами и спроса, и предложения являются предприниматели.

 

5.3.2. РЫНОК ЗЕМЛИ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

 

На этом рынке осуществляется купля - продажа земли или её аренда.

Единица измерения фактора - земли - физическая – м2, гекта­ры и т.д.

Цена пользования землей называется рентой. Это чисто эконо­мическая рента, т.к. она не зависит от затрат. Ренту присваива­ет собственник земли. Ее получение не связано с предпринима­тельской деятельностью.

Аренда земли осуществляется преимущественно для целей сельскохозяйственного производства.

Рента дифференцируется в зависимости от плодородия участка и его местоположения, и поэтому называется дифференциальной. Источником дифференциальной ренты является сверхприбыль, которая образуется вследствие более высокой производительности от­носительно средних и лучших участков земли по сравнению с отно­сительно худшими или вследствие более высокой производительнос­ти дополнительных вложений капитала на одинаковых по качеству земли участках.

Если в аренду берется только земля, то арендная плата пол­ностью состоит из земельной ренты.

Если земля арендуется вместе с постройками, то арендная плата, кроме земельной ренты, содержит амортизационные отчис­ления с этих построек и арендный процент на уровне банковского процента (как форму выражения отношений частной собственности на основной капитал).

В промышленности и строительстве важной характеристикой участка земли является его местоположение к источникам сырья и рынкам сбыта, экологическая ситуация, близость к промышлен­ным и культурным центрам, историческая ценность.

Аренда земли осуществляется в том случае, если не хватает средств для её приобретения или собственник не продает участок, или земля нужна на время, или государство запрещает куплю-про­дажу земли.

Для арендатора и арендодателя при заключении арендного до­говора важным является вопрос о сроке аренды. Арендаторы стре­мятся увеличить срок аренды, т.к. это позволяет им присвоить всю прибыль от вложений капитала в повышение плодородия почвы. Уменьшение срока аренды снижает заинтересованность арендатора во вложении капитала. Арендодатель же стремится к сокращению срока аренды, чтобы при заключении нового арендного договора или продлении старого договора иметь возможность учесть в арен­дной плате рост плодородия земли.

При купле-продаже земли исходная цена её предложения опреде­ляется по формуле:

 

P = (руб./ м2),

 

где P – цена земли;

W- земельная рента;

r – банковский процент.

Экономически это означает, что владелец земли согласен продать её за сумму денег, положив которую в банк, он получит доход в виде процента не меньший, чем прежде получал от земли в виде ренты.

Особенностью рынка земли и землепользования является почти нулевая эластичность предложения.

Это объясняется двумя причинами:

1) ограниченностью земли;

2) использованием в производстве только пригодных для этого производства факторов.

 

 

Земельная S'

рента

(руб/м2)

 

P3

 

P2

D3

P1 D2

D1

 

0 D4 S м2

Рис. 33. Взаимодействие спроса и предложения на рынке земли и землепользования

 

 

 

Приведённый выше график (рис. 33) может быть проанализирован для двух ситуаций.

 

Первая ситуация.

1. вся земля имеет одинаковое качество, а, значит, и одинаковую производительность;

2. вся земля используется для производства только одного продукта - зерна;

3. земля арендуется или продается на конкурентном рынке, где много продавцов и покупателей.

В этом случае из графика видно, что земельная рента зави­сит только от спроса на землю: чем спрос выше, тем она больше стоит. Если спрос по отношению к предложению невелик, то зем­ля выступает как "бесплатный товар" (D4). Подобная ситуация существует в период освоения свободных земель. Изменение зе­мельной ренты не оказывает побуждающего влияния на предложение земли вследствие её ограниченности.

 

Вторая ситуация.

В реальной действительности принятое в первой ситуации ус­ловие об одинаковом качестве земли не существует. Тогда из гра­фика видно, что одинаковые по площади (OS) участки при одина­ковом использовании капитала и труда имеют разную предельную производительность в денежном выражении. Участок земли № 3 на­иболее производителен, земельная рента с него будет равна P3. Участок № 4 наименее производителен, о чем свидетельствует по­ложение кривой D4.

 

5.3.3. РЫНОК КАПИТАЛА

Под капиталом на рынке факторов производства подразумевает­ся реальный капитал или средства производства. Приобретая сред­ства производства, предприниматель осуществляет инвестиции. От чего зависит его решение об объеме инвестиций? Во-первых, от ожидаемого чистого дохода от инвестиций, который он рассчитывает полу­чить от инвестиций. Во-вторых, от ставки процента.

Рассмотрим эти факторы подробней.

Чистый доход от инвестиций - это сумма, которую предпри­ниматель рассчитывает получить от инвестиций, после того как он из выручки вычтет эксплуатационные расходы (расходы на энергию, сырье, рабочую силу, налоги и т.д.) и стоимость приобретенного оборудования.

ПРИМЕР. Ожидаемый доход без эксплуатационных расходов сос­тавляет 220 тыс. р. Он получен в результате использования ново­го станка стоимостью 200 тыс. р. Чистый доход - 20 тыс. р.

 

Ожидаемая норма чистого дохода = 10% ( 100%).

 

К выводу о целесообразности инвестиций предприниматель мо­жет прийти двумя путями.

1. Предпринимателю известно, что станок стоит 1,1 млн. р. Срок эксплуатации - I год. Он ожидает получить чистый доход в размере 0,66 млн. р. Реальная ставка процента - 50,0%.

Норма ожидаемого чистого дохода составит . 100% = 60%.

Сравнив эту норму с реальной ставкой процента, предприниматель приходит к выводу о целесообразности приобретения станка.

2. Предприниматель хочет купить станок, который будет ис­пользоваться три года, надеясь получить чистый доход в раз­мере 6,5 млн. р. с разбивкой по годам: I год - 1,5 млн. р.;

2 год - 3,0 млн. р.; 3 год - 2,0 млн. р. Реальная ставка про­цента - 50%. По какой цене предпринимателю будет целесообразно (выгодно) приобрести станок?

Расчет осуществляется методом дисконтирования стоимости путем модификации формулы сложных процентов, применяемой для определения дохода при вложении денег в банк:

 

Dt = D0 (1 + )t,

 

где Dt - сумма, которую вкладчик получит через t при ставке r;

D0- первоначально вкладываемая сумма;

r - ставка процента;

t - срок, на который вкладываются деньги.

В нашем примере мы знаем Dt, r и t. Надо определить D0.

Для этого используется формула дисконтирования:

 

D0 = ,

где D0 - дисконтированная величина чистого дохода.

По данной формуле мы определяем настоящую (сегодняшнюю) стоимость будущих денег (доходов). Это необходимо для того, чтобы сравнить ожидаемый в будущем доход с осуществляемыми сейчас инвестициями.

Для упрощения расчетов мы дисконтируем только доходы, т.к. рассматриваемые нами инвестиции осуществляются единовременно и не требуют дисконтирования (приведения к настоящему времени).

Если бы в нашем примере предприниматель не распределил ожи­даемый чистый доход по годам, то ему выгодно было купить станок по цене, рассчитанной следующим образом:

D01 = млн. р.

Так как в нашем примере предприниматель предполагает полу­чать чистый доход не равными долями каждый год, то приемлемая (це­лесообразная, выгодная) цена будет определена следующим обра­зом:

 

D02 = млн. р.

Если предприниматель ожидает по годам чистый доход в иных размерах (I год - 3,0 млн. р.; 2 год - 2,0 млн. р.; 3 год - 1,5 млн. р.), то и D0 изменится.

D03 = млн. р.

D0 - это самая высокая цена, которую готов заплатить пред­приниматель за станок (или другой инвестиционный товар). Это це­на спроса.

Болыше этой цены он не будет платить, т.к. ему выгоднее будет положить деньги в банк под процент.

Предположим, что D0 = 2,88 млн. р., а станок предлагается эа 3 млн. р. Целесообразно лй его покупать?

Последовательность рассуждений следующая.

1. Положив деньгн в банк под 50% годовых, предприниматель мог бы получить 3,0 х 3,375 = 10,125 млн. р.

2. Ежегодно предприниматель получит ожидаемый чистый доход в размере: 1 год - 1,5 млн. р.; 2 год - 3,0 млн. р.; 3 год -2,0 шгн. р. Какую сумму процентов он сможет получнть эа 3 года, вкладывая эим деньги в банк?

За первый год эксплуатации станка он получит 1,5 млн. р. прибыли и, положив их в банк на два оставшйхся года, он увеличит свой доход на 1,875 млн. р.

 

1,5 млн. р. х (1,5)2 = 3,375 млн. р.;

 

3,375 - 1,5 = 1,875 млн. р.

За второй год эксплуатаций станка он получит 3 млн. р. прибыли, и за оставшийся год процент составит 1,5 млн. р.

3,0 х 1,5 = 4,5 млн. р.

4,5 - 3,0 = 1,5 млн. р.

Итого, проценты за три года эксплуатации станка от вложения полученного от этой эксплуатации чистого дохода в банк составят:

1,875 + 1,5 == 3,375 млн. р.

Вместе с 6,5 млн. р. ожидаемой прибыли его доход составит 9,875 млн. р. (6,5 + 3,375).

Сравнивая проценты от вложения в банк 3,0 млн. р. (10,125 млн. р.) с этим доходом (9,875 млн. р.) предприниматель решает, что приобретать станок нецелесообразно (невыгодно).

В данном примере 3,0 млн. р. - это цена предложения (SP). Она выше цены спроса (DP = 2,88 млн р.). Предприниматель приобретёт станок, если он будет дешевле 2,88 млн. р., ведь от его эксплуатации он всё равно ожидает получить прибыль в размере 6,5 млн. р.

ВЫВОД: - Если DP>SP, то имеет смысл приобретать дополнительные единицы капитала.

- Еслм DP<SP, то не имеет смысла приобретать ни одной дополнительной единицы капитала.

- Если DP = SP, то можно либо приобретать, либо не при-обретать дополнительные еданицы капитала (оба решения будут правильными).

Цена предложения не изменяется с ростом количества покупаемого отдельной фирмой капитального товара, т.к. индивидуальный спрос этой фирмы не оказывает сушественного воздействия на рыночный спрос.

Кривая спроса на рынке капитала имеет то же направление, что и на рынке других товаров: цена спроса падает по мере роста объёма инвестиций (количества дополнительно приобретаемого капитального товара). Это обьясняется тем, что приобретение дополнительных единиц капитального товара означает расширение производства и увеличенние объёма продаж готовой продукции. При этом риск не реализовать дополнительные объёмы продукции возрастает. Увеличение риска побуждает предпринимателя уменьшать величину ожидаемого чистого дохода, а, значит, и цену спроса. Поэтому кривая спроса будет понижаться по мере роста инвестнции.

 

5.3.4. РЫНОК ТРУДА

 

Труд как производственный ресурс имеет свои особенности. Главная из них состоит в том, что труд неотделим от человека и имеет социальный и политический аспект. У наёмных работников, в отличие от машин, имеются права, и на их защите стоят в современных условнях профсоюзы и государство.

Характер предложения труда со стороны домашних хозяйств оп-ределяется желанием работать за определённую плату. При этом в общем случае в предложении труда противодействуют две тендении:

1) рост ставок ведёт к росту предложения;

1) при достаточно высоких ставках люди хотят меньше работать, хотят иметь дополнмительный отпуск, меньшую по продолжительности рабочую неделю и т.д. Предложение сокращается.

 

S
Ставка

(руб./трудочас)

D

 

Wc C

 

Wu b

 

Wo

 

 

S

D

 
 


Lb Lo L ()

Рис. 34 Взаимодействия спроса и предложения на рынке труда

 

На рисунке 34 эти две тенденции отразились на форме кривой предложения. До ставки Wc преобладает тенденция роста объёма предложения в основном за счёт роста количества желающих работать. Выше ставки Wc количество желающих работать сокращается. Равновесной ставкой является Wo. Кривая предложения труда поднимается потому, что она является кривой издержек упущенных возможностей. Чтобы привлечь работников на определённые рабочие места, нужно, чтобы заработная плата покрывала издержки упущенных возможностей альтернативного использования времени (предложения труда на другом рынке, отдых, занятие домашним хозяйством и т.д.)

Теоретически, когда часовая ставка выше или ниже равновесной, взаимодействие рыночных сил должно было бы вернуть её в равновесное состояние. Это возможно в условиях совершенной конкуренции.

В современных условиях конкуренция на рынке труда является несовершенной. Условия функционирования рынка труда определяются взаимодействием не отдельного работодателя и наёмного работника, а трёх основных сил: союзов наёмных работников (профсоюзов), союзов работодателей и государства.

Основной экономической задачей профсоюзов является повышение заработной платы. Это достигается следующими путями:

1. Повышением спроса на труд путём увеличения спроса на производимые продукты и услуги, путём повышения производительности труда, путём изменения цен на другие вводимые факторы производства.

При этом речь идет о повышении спроса на труд членов профсоюза (часто в ущерб работникам, не явлющихся членами профсоюза).

Сами профсоюзы признают, что этот путь ненадёжен, и их влияние здесь незначительно. Чаше профсоюзы не повьшают спрос, а противодействуют его снижению.

2. Сокращением предложения труда путём ограничения иммиграции, запрещения детского труда, поддержки обязательного ухода на пенсию, выдвижения требований о сокращении рабочей недели, сокращения количества членов профсоюза, введения квалификационного лицензирования профессий (с введением непомерно высоких требований), охвата членством в профсоюзе всех работников отрасли и угрозой забастовки.

Окончательная ставка заработной платы будет зависеть от соотношения сил профсоюзов и союзов работодателей. В современных условиях на рынке труда западных стран часовая ставка не является гибкой. Фирмы устанавливают административные ставки, т.е. жестко контролируют их. В каждой фирме формируетея своя система оплаты труда, в которой ставки д



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: