Остановлюсь и на вопросе устройства детей, оставшихся без попечения родителей.




В республике продолжает активно осуществляться семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

В течение 2014 г. на воспитание в семьи передано 1195 детей, под опеку (попечительство) передано – 755 детей, в приемные семьи – 327 детей.

На усыновление, как наиболее предпочтительную форму семейного устройства, в прошлом году передано 113 детей и здесь можно выделить две основные тенденции.

Первая – снижение на 36% (64 чел.) по сравнению с 2013 г. количества усыновленных детей.

Вторая тенденция в развитии института усыновления – это отсутствие на уровне региона (муниципалитета) мер материальной поддержки усыновителей.

В настоящее время в региональном банке о детях-сиротах находится особый контингент детей:

74% (544 чел.) - дети старшего возраст (от 10 до 18 лет),

49% (361 чел.) - дети-инвалиды,

64% (468 чел.) братья и сестры.

Без принятия кардинальных решений, направленных на дальнейшее развитие форм устройства отдельных категорий детей-сирот, сохранение положительной тенденции сокращения общего числа таких детей затруднительно.

Мы предлагаем транспортировать опыт Москвы, где реализуется пилотный проект по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание детей-сирот старшего возраста, детей-инвалидов. В его рамках приемные семьи, взявшие на воспитание не менее пяти детей-сирот, из которых три ребенка старше 10 лет, являются инвалидами, получают жилье, площадь которого достаточна для комфортного проживания большой семьи. С данным предложением мы обращались к руководителям Исполнительных комитетов 11 июня т.г. в рамках проведения совещания в режиме ВКС. Приводили в пример опыт Нурлатского, Тюлячинского районов по обеспечению жилыми помещениями приемных родителей, принявших на воспитание детей-инвалидов, братьев и сестер.

Одним из важнейших путей улучшения ситуации в сфере семейного устройства детей-сирот в замещающие семьи является подготовка и тщательный отбор потенциальных замещающих родителей, включающий психологическую диагностику. Сегодня в республике функционируют 10 школ приемных родителей, где ежегодно проходят подготовку более 800 семейных пар. В связи со значительным ростом интереса граждан к семейным формам устройства детей-сирот мы проводим во всех организациях «родительские субботы». Благодаря возможности личного общения кандидатов в замещающие родители с детьми значительно повысилось число детей, старшего возраста, в том числе инвалидов, переданных на воспитание в семьи.

Министерство акцентирует внимание не только на обеспечении подготовки кандидатов в замещающие родители, но и на развитии системы служб сопровождения замещающих семей. В течение 2014-2015 учебного года:

- создано 8 профессиональных служб сопровождения замещающих семей на базе действующих детских домов, Центров содействия семейному устройству детей-сирот;

- создан Общественный совет при Министерстве образования и науки Республики Татарстан «Татарстанская Ассоциация приемных родителей»;

 

 

- проводятся детско-родительские смены, форумы приемных родителей. С 31 июня по 17 августа т.г. впервые на базе республиканского лагеря «Костер» организован отдых 150 приемных детей и 50 приемных родителей;

- 26 июня 2015 года на базе Университета управления «ТИСБИ» состоялся республиканский этап Всероссийского конкурса художественного творчества «Ассамблея замещающих семей».

- создана республиканская ветка для общения приемных родителей республики на сайте «Форум приемных родителей. В семью!» (модератор приемная мама Звегенцева Люция);

Мы с уверенностью можем сказать, что в республике создана система активного поиска и обучения замещающих семей, проводятся информационно-просветительские мероприятия по разъяснению преимуществ семейного устройства детей-сирот и повышению престижа замещающих семей. Об информационном сопровождении семейных форм устройства детей-сирот сегодня поделится опытом директор Елабужского детского дома Елена Владимировна Гырдымова.

В республике стали шире использоваться нематериальные формы стимулирования замещающих родителей. Это и вручение благодарственных писем, грамот и ценных подарков от имени глав муниципальных образований за заслуги в воспитании детей, проведение Сабантуев, праздников, фестивалей.

Важная роль в работе по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, отводится волонтерам и некоммерческим организациям. В 2014 году общественной организации «Мы вместе!» было предоставлено помещение под офис в Центре содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей г. Казани - это был первый и пока единственный в республике опыт организации работы госучреждения и общественной организации на одной территории, объединенных одной целью. Специалисты Центра стали значительным ресурсом для воплощения идей организации.

24. Мы делаем все, чтобы учреждения открыли свои двери для общественности, имели «волонтерскую бригаду», которая оказывает содействие в реабилитационной работе с детьми, подготовке их к самостоятельной жизни, а также в их передаче в семьи граждан.

Министерством в рамках социального партнерства совместно с негосударственным Центром бесплатной юридической помощи Республики Татарстан с апреля т.г. реализуется новый проект «Защити меня», в рамках которого организовано взаимодействие с целью оказания информационно-консультативной, аналитической и правовой помощи замещающим родителям на безвозмездной основе, в том числе в течение года с квалифицированными юристами Центра будут организованы встречи, круглые столы, семинары с участием замещающих семей и выпускников организаций для детей-сирот.

О социальных проектах ИУЭП нам доложит директор негосударственного Центра бесплатной юридической помощи Республики Татарстан Н.В.Бабкин.

Актуальным остается вопрос постинтернатной адаптации выпускников организаций для детей-сирот. В 2015 году из детских домов и школ-интернатов планируется выпустить 80 воспитанников. Из них будут обучаться в профессиональных образовательных учреждениях - 77, в том числе по программам подготовки специалистов среднего звена – 17, по программам подготовки квалифицированных рабочих – 60.

С целью поддержки лиц из числа детей-сирот в период их самостоятельного проживания в республике действуют несколько форм их постинтернатного сопровождения.

 

Нами принято решение:

в сентябре текущего года с помощью профессиональных организаций республики составить индивидуальные планы по сопровождению каждого выпускника детского дома, закрепив зону ответственности за администрацией профессиональных образовательных организаций.

Начиная с 2013 года лицам из их числа детей-сирот в среднем в год предоставляется 300 жилых помещений из специализированного жилищного фонда, в текущем году запланировано обеспечить жилым помещением 331человека (275 квартир, 56 домов). 26% получателей это выпускники детских домов, 64% - воспитанники замещающих семей.

В рамках исполнения рекомендаций рабочей группы по подготовке предложений по совершенствованию законодательства в сфере исполнения финансовых обязательств детей-сирот перед жилищно-коммунальными службами муниципальные образования республики с февраля т.г. проводят целенаправленную работу по ликвидации задолженности.

Отмечена положительная динамика по сокращению задолженности детей-сирот пе­ред жилищно-коммунальными службами в целом по республике, общая сумма задолженности по состоянию на 1 февраля 2015 года составляла 58 млн. рублей, по состоянию на 1 августа 2015 года – 26 млн. рублей. С февраля по август удалось сократить сумму долга на 31млн. рублей. За этими сухими цифрами кропотливая работа органов местного самоуправления, заинтересованных ведомств. На сегодня отсутствует задолженность в 24 муниципальных образованиях, сумма задолженности остается очень высокой в Казани – 20 млн. рублей. Работа рабочей группы продолжается. Спасибо Вам за непосредственное активное участие в этой работе.

Коллеги, основной задачей сегодня является обеспечить готовность организаций для детей-сирот к вступлению в силу 481 постановления.

 

Позволю себе напомнить, что постановление Правительства № 481 вступает в силу 1 сентября 2015 года. Требования новых СанПинов также начинают действовать 1 сентября.

С учетом основных задач государственной политики Российской Федерации в сфере поддержки семьи и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, нам представляется возможным выделить следующие приоритетные направления деятельности по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот на современном этапе продолжить:

1) реструктуризацию сети организаций для детей-сирот;

2) разукрупнение организаций для детей-сирот, создание в них безопасных, приближенных к семейным условиям проживания и воспитания;

3) использование ресурсов организаций для детей-сирот в деятельности по профилактике социального сиротства, семейному устройству и социальной адаптации детей-сирот.

 

 

Значимыми направлениями деятельности организаций для детей-сирот, установленными постановлением и на которые хочется обратить особое внимание, являются, в том числе:

организация содействия семейному устройству детей-сирот,

участие в подготовке замещающих родителей;

подготовка детей к передаче на воспитание в семью.

Министерство образования и науки Российской Федерации заканчивает разработку проекта соглашения между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот. В проекте соглашения предусматривается:

порядок продления срока временного пребывания ребенка в организации для детей-сирот по заявлению законного представителя;

порядок предоставления информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации;

порядок предоставления семье консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, оказываемой в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг и условиями соглашения и др.

Кстати, срок, на который организации для детей-сирот, являясь субъектом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, принимают для содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних, имеющих родителей или иных законных представителей, если указанные несовершеннолетние проживают в семьях, пострадавших от стихийных бедствий, либо являются детьми одиноких матерей (отцов), безработных, беженцев или вынужденных переселенцев, установлен подпунктом 2 пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», и составляет, как правило, не более одного года.

На сегодняшний день в Российской Федерации существуют основные проблемы, препятствующие реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот:

отсутствие возможности произвести реконструкцию зданий организаций для детей-сирот по квартирному типу, спроектированных по коридорному типу;

несоответствие зданий организаций для детей-сирот новым санитарным правилам;

отсутствие финансирования капитального ремонта зданий, отсутствие средств для строительства новых зданий;

недостаточный срок «переходного периода» постановления Правительства № 481.

 

 

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации в настоящее время осуществляется разработка ряда законопроектов, касающихся:

внесения изменений в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа;

внесения изменений в Федеральный закон № 159-ФЗ, где предусматривается наделение Правительства РФ и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти полномочиям по определению порядка по обеспечению полным государственным обеспечением детей-сирот и лиц из их числа при получении профессионального образования, уточнения категории лиц, имеющих право на полное государственное обеспечение.

внесения изменений в Федеральный закон № 120-ФЗ, которым предусматривается приведение его положений в соответствие с 442 Законом о социальном обслуживании населения.

внесение изменений в форму статистической отчетности № РИК-103;

внесения изменений в ряд наших основных постановлений Правительства Российской Федерации о порядке устройства детей в семьи.

Пожалуйста, подождите

 

Наличие данных изменений в законодательстве позволят усовершенствовать работу по защите прав несовершеннолетних и действующую систему межведомственного взаимодействия.

Острым вопрос об увеличении штатной численности специалистов органов опеки и попечительства. Дважды в текущем году мы получили отрицательное заключение на законопроект от ЦЭСИ, вместе с тем мы продолжим работу в данном направлении, обязуемся провести еще ряд встреч с заинтересованными лицами.

В заключение хочу отметить, что в рамках нашего совещания мы будет представлен успешный опыт некоторых организаций, даны практические советы по обеспечению защиты прав и законных интересов детей, нуждающихся в помощи государства, так как защита прав детей – это наше общее дело, требующее объединения усилий законодательной и исполнительной власти всех уровней, общественных институтов, всего гражданского общества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: