Диалектический метод Гегеля.




Гегель стремился преодолеть утверждения философии романтизма о том, что истина постигается интуитивно, Абсолют дается непосредственно через веру. Задача, которую Гегель ставит перед собой, состоит в восхождении философии к высотам науки, через открытие и применение нового метода - диалектики. Она становится тем орудием, с помощью которого наш философ придает строгую форму безотчетным порывам романтиков. Диалектика превращается у него в систему научного метода.

[И.Кант под влиянием Д. Юма утверждал, что чистая спекуляция, или разум, когда они вторгаются в область, в которой они не могут быть проверены опытом, необходимо впадают в противоречие, или “антиномии”. Поэтому утверждения не основывающиеся на опыте не могут быть научными. Ведь для каждого аргумента существует равно обоснованный контрагумент. Познавать мы можем только феномены. Наш философ уничтожает кантовскую вещь в себе. ]

Гегель заявлял, что Кант был прав, подчеркнув роль антиномий, но зря беспокоился по их поводу. Противоречие заложено, по Гегелю, в самой природе разума. Это не его слабость, а сила. Благодаря антиномичности разум развивается. То, что мы называем нашим собственным разумом, говорил Гегель, есть не что иное, как продукт исторического развития социальной группы, в которой мы живем, т.е. соответствующей нации. Сознание каждой эпохи рассматривает себя самое как истину и ценность, но заложенные в ней самой противоречия приводят к рождению более полной истины, где разрешаются предыдущие противоречия. Так в истории самораскрывается Абсолютная Истина. (“Отрицание” играет большую роль в гегелевской концепции Духа. Жизнь Духа состоит не в том, чтобы избегать смерти, а в том, чтобы “противостоять смерти и сохранять себя в ней”. Дух “достоин истины, лишь вновь обретая себя в опустошении” (Реале, с. 68)). Это развитие происходит диалектически.

По Гегелю, любое явление в природе и обществе проходит тройственный цикл развития. Каждое состояние бытия неизбежно влечет за собой свою противоположность. Взаимодействие (борьба) этих противоположностей порождает третью стадию, в которой противоположности объединяются - преодолеваются и завершаются - в высший и более полный синтез, который, в свою очередь, становится исходной точкой для следующего диалектического процесса противоположения и единения. И поэтому при разработке своей системы Гегель сначала выдвигает утверждение (тезис), затем это утверждение отрицает (антитезис), и, наконец, примеряет два утверждения между собой (синтез).

Примеры диалектического цикла: почка - цветок - плод. “Текучая природа делает их моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один также необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость составляет жизнь целого”.

Движение как свойство Духа - это движение самопознания. В процессе саморазвития абсолют проходит ряд стадий, содержание которых Гегель и раскрывает в своей философской системе: Идея, Природа, Дух. Идея (Логос, чистая рациональность, субъективность) содержит в себе принцип саморазвития, в силу которого она в самоотчуждении сначала объективируется в Природу, а затем, через отрицание отрицания, возвращается к себе самой в Духе.

 

  Абсолют {   1. Идея-в-себе (=Логос), изучаемая логикой
2. Идея-в-ином (=Природа), изучаемая философией природы)
3. Идея-в-себе-и-для-себя (=Дух), изучаемая философией духа

 

К важнейшим положениям философии Гегеля принадлежит высказывание: “ Все действительное - разумно, и все разумное - действительно ”. Что оно означает и почему наш философ утверждал это?

Платон считал, что только идеи реальны, т.к. они всегда остается все теми же, а вещи преходящи, а потому нереальны. Гегель берет из этой теории уравнение – Идеальное = Действительное. Кант говорил об идеях иначе. Для него они не сверхчувственные сущности, а представления о цели, которые разум ставит для рассудка. Идеи у Канта находятся в уме. Отсюда Гегель заимствует положение, согласно которому идеи представляют собой нечто умственное, духовное или рациональное, что может быть выражено уравнением Идея = Разум. Соединяя эти два уравнения Гегель получает Действительное = Разум, т.е. что развитие действительности совпадает с развитием разума.

Смысл этого важнейшего положения станет понятнее, если усвоить, что, по Гегелю, ничто не случается, помимо Абсолюта, но все есть его неустранимый момент. Все, что существует - есть момент Идеи и ее развития. “Все есть мысль” – говорит Гегель. Это не означает, что все предметы обладают присущей нам мыслью (или сознанием), но предполагает, что все разумно, поскольку определяется мыслью. А раз так, то все существующее - это благо.

Философия истории

Мир - история раскрытия божественного начала, в котором Вселенная познает самое себя и достигает своей свободы. Всякая борьба и всякое развитие находят свое разрешение в осуществлении мировой цели. Человек - с его мыслями, культурой, историей - есть стержень такого откровения. Поэтому теологию Гегелю заменило постижение истории. Бог, по Гегелю, не находится вне творения. Он мыслится пантеистически - не как личный Бог христианства, а как безличный процесс самодвижения понятия. Подобно тому, как только благодаря опыту отчуждения от Бога человек способен ощутить радость от обнаружения собственной божественности, - точно также и Бог может выразить себя только в результате обретения своей конечности в природе и человеке. Свою философию Гегель считал философией христианства, которое он очистил от еврейских искажений.

Разум проявляет себя в человеке, а точнее в человечестве. Человек как индивид всего лишь момент целого и сам по себе ничего не значит. Однако его включенность в общественную жизнь делает его проводником мирового духа. Наиболее разумной, а, следовательно, высшей, лучшей, формой этого человеческого объединения является государство. Лишь в нем индивид может осуществить свою свободу. Государство как бы живой организм, обладающий сознательной и мыслящей сущностью - “разумом” или “духом”. Государство есть сама Идея, проявляющаяся в мире. “Государство - это шествие бога в мире”.

Через государство разум входит в мир. История, рождающаяся из диалектики государств, есть ничто иное, как развертывание этого Разума. “История есть самораскрытие Духа во времени, так же как Природа есть раскрытие Идеи во времени и пространстве” - таков вывод Гегеля.

История, как проявление М.Духа, есть гигантский диалектический силлогизм, умозаключение, суждение. Философия истории есть видение истории с точки зрения Разума. Она научно раскрывает как разум господствует в мире.

Как же объективный дух раскрывает себя в истории? Народный дух, являющийся частным проявлением духа мирового, определяет скрытое историческое предназначение нации. Народ, желая “подняться до существования”, должен утвердить свой дух, выйдя на “сцену истории”, чтобы бороться с другими народами за мировое господство. “Насилие - повивальная бабка истории”. Партикулярный дух отдельного народа может исчезнуть, т.к. он всего лишь звено в цепочке, образованной движением мирового духа, который исчезнуть не может.

Герои, изменившие историю, - это моменты мирового духа. Их действия не продиктованы изнутри, через них дух реализует свои замыслы. Так, о Наполеоне Гегель сказав, что он видел мирового духа на коне. Использовав героев в своих целях, дух бросает их на произвол судьбы.

Мировая история проходит диалектические этапы (“кругообращение ступеней” - Гегель, т.е. спираль), отмечающие рост разумности и свободы: 1) восточный деспотизм; 2) греческая и римская демократии; 3) германо-христианская монархия, высшим проявлением которой является прусское королевство.

Возникает вопрос: означает ли германо-христианская фаза остановку диалектического процесса? Из одних работ Гегеля можно сделать утвердительный вывод. Из других - отрицательный: мировой дух перейдет к другому народу, возможно, к славянскому.

Поскольку в учении Гегеля снимается непереходимая грань между трансцендентным и имманентным, Творцом и творением, возникает удивительная ситуация: 1) человек непомерно возвышается, выступая как настоящий человекобог, всемогущее существо, овладевающее природой и миром, но 2) это мнимое возвышение оборачивается полным уничтожением человека как единичного существа, как конечной экзистенции (существования). Человек возвышается как всеобщий субъект мирового исторического процесса, но как единичное существование почти полностью исчезает.

В философии Гегеля индивид становится средством для достижения целей Мирового Духа, которые, однако, не чужды и самому индивиду. Он может осознать их как свои, когда откажется от своей “партикулярности” и встанет на точку зрения всеобщего. Для этого ничего не нужно менять в своем существовании. Достаточно изучить философию Гегеля, ибо приобщение ко всеобщему означает теоретическое постижение хода и целей мирового процесса.

Все кажущееся злом - на деле только негативный момент, пружина диалектики. Смерть, зло, исчезновение конечного - лишь моменты становления всеобщего. “В войнах становятся крепче народы и нации, внутренний раздор, вытолкнутый в военные действия на стороне, сменяется умиротворением. Конечно, войны небезопасны для собственности, но и это как момент движения необходимо”. Для саморазвития мирового духа безразличны мотивация и характер человеческих поступков. “Хитрость мирового разума” заключается в том, что для достижения “царства свободы” он употребляет как добрые, так и злые, безнравственные дела и поступки. Коль скоро единичное человеческое существование больше не находится в поле зрения философа, то традиционное для христианства различение добра и зла теряет свое значение.

* * *

Гегелевская философская система возымела серьезное влияние в мире. Однако оно потонуло в огромных волнах, которые само и всколыхнуло - в иррационализме и экзистенциализме (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше), диалектическом материализме (Маркс и Энгельс), плюралистическом прагматизме (Джеймс и Дьюи), логическом позитивизме (Рассел и Карнап) и лингвистическом анализе (Мур и Витгенштейн). Но даже противники сохранили к Гегелю нечто похожее на яростную любовь, или любовь-в-ненависти.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: