Хмурень, ревун, зоревник, летопроводец,




Осенние календарные праздники и обряды.

 

Август- зарев, жнивень, разносол, густоед, малоруссы, поляки, чехи и словаки: серпень Народное название: зорничник (созревание нив, зорничник от зорнить=зреть). Работы: дожинать хлеб, косить, пахать, сеять озимь, заламывать в ульях соты, отделывать овины, очищать гумны.

Ильин день 20 июля / 2 августа Пророк Илья в народном представлении ассоциировался с Перуном – громовержцем, разъезжающим по небу на огненной колеснице. В его воле дожди, грозы и засухи. Перунов день в язычестве – праздник воинов и земледельцев. Тогда для праздника, который включал в себя две составляющие части – воинскую и земледельческую, пекли огромный пирог на всю деревню, приготовляли большой кусок творога, варили обрядное пиво. В начале празднества добывали трением «живой огонь», и от него зажигали костёр из дубовых поленьев.

Илья – зачинатель жатвы. Должен быть окончен сенокос и начата жатва. После Ильи вода не годна для купания. Солнце поворачивает на осень. (рубеж: лето-осень) Жертвоприношение в виде всеобщей трапезы с закланием быка или барана.. В народе говорили: "До Ильи облака ходят по ветру, а с Ильи начинают ходить против ветру", "На Илью до обеда - лето, а после обеда - осень", "Илья Пророк - косьбе срок" Ильин День – "сердитый день". В этот день не работали."На Ильин День снопов не мечут: грозой спалит". Различали Илью Мокрого и Илью Сухого: Мокрым его величали во время молений о ниспослании дождей на ниву, а Сухим - во время молений о прекращении затяжных дождей. Если на Перунов (Ильин) День вовсе не было дождя, опасались скорых лесных пожаров.

Осенины – отмечали в разные сроки, в зависимости от климата – от первого спаса до Семёнова дня (14 сентября). Песни «проводы солнца» на вечерней заре. (их же пели на на Успение Богородицы). Устраивался пир. Угощение – магия благополучия.

Первый спас – мокрый, медовый, Маккавей 1 / 14 августа

праздник связан с крещением Руси в 988г. Церковь совершала обряд малого водосвятия, св. водой освящались все колодцы, водоёмы, люди смывали грехи в Иордани. Этот же Спас медовый – «подрезались» первые соты с мёдом. И маковый Спас – дохристианская обрядовая пища была с маком, созревающим к этому времени. Мак и мёд освящались в церкви. Посев озимых.

Второй Спас – яблочный 6 / 19 августа.

Сбор урожая овощей и плодов. Праздник благословения плодов земли, в т.ч. яблок. До этого дня их не полагалось есть. Этот день – первая встреча осени. Пожертвования для нищих (трапеза)

 

Успение 15 / 28 августа. Дожинки, обжинки, оспожинки. Успенщина. Праздник окончания лета, жатвы и начала осени. Пиршества, братское пиво, складчины по поводу окончания жатвенной страды, прославление тяжёлого крестьянского труда. Обжинки – последний день жатвы хлеба. Начинается соление огурцов и грибов. Поминовение усопших. начинались осенние хороводы. Начало молодого бабьего лета (до Ивана Постного)

Третий Спас 16 / 29 августа – ореховый, хлебный (освящают хлеб нового урожая, пекут хлеб из муки нового урожая), холщёвый или Спас на полотне. С этого дня разрешалось собирать и есть лесные орехи нового урожая. Благоприятный день для торговли полотнами и холстами, в этот день устраивались текстильные ярмарки.

 

Сентябрь

хмурень, ревун, зоревник, летопроводец,

рюин и рюень (от рёва копытных, для которых это время спаривания ), малоруссы: вересень (время сбор вереска),

. Народное название сентября: ревун. Первая неделя сентября у народа известна под именем семенской, вторая михайловской, третья никитской, четвертая дмитриевской. В старой русской жизни сентябрь был седьмым месяцем; а когда год начали считать с Семена летопроводца, он был первым.

 

Семёнов день, Симеон Столпник, Семён-летопроводец – 1 / 14 сентября. Семён Летопроводец. (1492г. до1699 г. в этот день праздновали Новый год – Новолетие). Начало нового «церковного» года – магия проводов уходящего и начала нового. (пограничье – «нечисть» – защитные обряды) В селах – начинало бабьих работ по обработке льна, начало бабьего лета. Начало осенних хороводов. Обряд «нового огня», добытого трением. Начинались «засидки» - работа в избах при огне. Похороны мух и тараканов. В этот день справлялись новоселья. Неделя после этого дня считалась «бабьим летом». Убраны яровые. Важно окончить осенний сев. Оканчиваются все с/х договора и сделки. Сажали на коня мальчика «при переходе от младенчества (по четвёртому году)». Начало охоты. Свадебные недели до 28 ноября.

Бабье лето с 1 / 14 сентября В разных местностях бывает в разное время – от 1 до 8 сентября (ст. стиля). В Саратовской и Пензенской губерниях этот день называется: пасиковым. Там в это время убирают улья. В Ярославской и Вологодской губерниях тот же день называется луковым днем. Там в это время вырывают с гряд лук и чеснок. В Рязанской губернии он слывет Аспосовым днем. Там говорят: «Бабье лето по Аспосов день»

17 сентября – Луков день, выкапывают из гряд поздний лук. Другие названия: Пассиков день, Аспосов день и др. также в этот день работали на пассиках.

Рождество Пресвятой Богородицы, (Аспасов (Аспосов) день, Богородичен день, Малая Пречистая, Оспожинки) 8 / 21 сентября. Завершение жатвы, сбор и заготовка овощей. В язычестве - праздник Рода и Рожаниц В этот день приносили требы Роду и предкам. Праздник семьи, убранного урожая и домашнего благополучия. Дни осеннего солнцестояния Обряд «обновления огня»,. Время подведения итогов. Вторая встреча осени. в христианстве девушки и женщины «встречали осень» - с песнями, играми, плясками и с трапезой (с овсяным хлебом) у реки. Праздник сбора урожая – «Оспожинки ». посещение новобрачных. "Если погода на Малую Пречистую хорошая - осень будет хорошая".

Осенины - древний праздник урожая. Благодарение Матери Земли. В земледельческом календаре этот праздник называли "осенинами" или " оспожинками" и отмечался как праздник урожая. Русские женщины с овсяным хлебом выходили на ранней зорьке встречать матушку осенину. Потом этим хлебом пологалось кормить домашнюю скотину. Полагалось в избе загасить огонь старый и зажечь новый, который добывали по старинке. Ходили в гости к молодым, после сытного обеда смотрели их хозяйство, учили уму разуму.

Воздвиженье 14 / 27 сентября В природе – «движение осени к зиме». Окончание жатвы и начало осенних работ. «Хлеб с поля на гумно движется», «кафтан с шубой сдвинулся», «птица в отлёт двинулась». «Гусепролёт» - гуси улетают в тёплые края. Сбор осенних грибов и уборка капусты. Начало капустенских вечёрок. Капустницы на Руси продолжались две недели.обряд похорон тараканов и мух. Начало приготовлений к святкам. А также этот день называют «репорезы» - собирают репу.. Уход гадов, их засыпание – «змея и гад не движется».В язычестве - осенний Змеиный праздник; день, посвящённый Велесу. Свадьба Велеса и Мары., «На Во движенье ни змей, ни гад по Земле Сырой не движется», «На Воздвиженье медведь в берлогу уходит».

По церковному календарю:

Октябрь



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: