Кто себя восхваляет, тот не добудет славы.




ЛАО-ЦЗЫ

 

Когда нам нужно дать определение чему-нибудь, мы часто отталкиваемся от обратного: зло противоположно добру, тепло противоположно холоду и т. д. С точки зрения китайцев, нет большего заблуждения, чем такой взгляд на вещи. Для них нет разделения, но есть процесс перехода между двумя полюсами, которые не могут друг без друга существовать. Решка не отрицает орла: речь идет об одной и той же монете, у которой, естественно, две стороны. Впрочем, нам такое неприятие дуалистического взгляда на вещи тоже не чуждо: разве не говорим мы о человеке, что «его недостатки – это продолжение его достоинств»? А жители гор и велосипедисты прекрасно знают, что «подъем» не является антонимом «спуска»: все зависит от направления, в котором мы движемся.

К чему стремиться
Я предаю забвению понятия удачи и неудачи: сегодняшняя катастрофа завтра может обернуться неожиданным везением. И наоборот.
Прежде чем сказать, что погода плохая, я вспомню, что дождь необходим для выживания планеты. Прежде чем сказать, что погода хорошая, я подумаю о том, к чему может привести засуха.
Я умею ценить трудности, потому что именно они помогают мне двигаться вперед.

Чего избегать
Я не ограничиваюсь поверхностным взглядом на вещи: я всегда думаю об обратной стороне медали.
Я сдерживаю ликование, когда дела идут хорошо, и не поддаюсь унынию, когда дела плохи.
Я остерегаюсь навешивать ярлыки: я учусь менять свое мнение.

 
 

3 Дыхание совершенного человека идет от ступней. Дыхание низкого – от горла

ЧЖУАН-ЦЗЫ

Любой из нас связан со всем сущим, поскольку все мироздание одушевлено одним и тем же «дыханием», которое китайцы называют «ци». Эта энергия – основа жизни во всех ее проявлениях, первичная сущность, которая, сгущаясь, порождает жизнь, а рассеиваясь, ее отбирает. Когда мы появляемся на свет, наша ци находится в необработанном состоянии, и наша обязанность – ее совершенствовать. Наше физическое и психическое благополучие, как и наша человеческая самореализация, зависит от качества ци, которая нас пронизывает. Работа над ци – китайцы называют ее цигун – начинается с умения правильно дышать: контроль над дыханием позволяет почувствовать свою связь с землей и войти в контакт со всей Вселенной.

К чему стремиться:
Я привыкаю дышать глубоко и осознанно: вдыхая, я вбираю в себя чистую ци; выдыхая, избавляюсь от истраченной энергии.
Каждое утро я проветриваю все комнаты.
Плохая осанка мешает циркуляции ци: я не забываю выпрямить спину, расправить плечи, снять напряжение в руках и ногах.

Чего избегать:
Я не посещаю шумные, многолюдные, плохо проветриваемые места.
Я свожу к минимуму факторы, «загрязняющие» организм: стресс, спешку, беспрерывные кофе и сигареты.
Я слежу за тем, чтобы не накапливалась пыль: из-за нее застаивается ци.

 
 

 

4 Жизнь мудрого человека – воплощение воли Неба. В покое она обладает всеми добродетелями инь. В движении обретает силу ян

ЧЖУАН-ЦЗЫ

Энергия ци не статична, а ее движение не является односторонним: она состоит из двух энергий – знаменитой пары инь и ян. Первая символизирует тьму, холод, слабость, пластичность, внутреннее, то есть женское начало. Вторая соотносится со светом, теплом, силой, величием, твердостью, внешним, то есть с мужским началом. Обе эти энергии присутствуют и в мужчине, и в женщине. Когда мы громко и уверенно выражаем себя, мы за- действуем ян; а когда слушаем или размышляем – инь. Если мы научимся распознавать в себе эти два начала, то сможем работать над тем, чтобы они уравновешивали друг друга. А различая их проявления в окружающем мире, мы получаем возможность действовать более эффективно.

К чему стремиться
Во время спора я выслушиваю ар- гументы противника (инь), прежде чем раскрыть свои карты и перейти к действию (ян).
Столкнувшись с дилеммой, я все спокойно обдумываю (инь). Но, сделав выбор, я тверд в своем решении (ян).
Двигаясь вперед (ян), мы иногда отступаем (инь). Три шага вперед, один назад – вот мой девиз.

Чего избегать
Я не соглашаюсь со всем подряд (избыток инь). Бывают обстоятельства, когда нужно уметь выразить свое возмущение.
Я не путаю уверенность в себе с высокомерием (избыток ян). Верить в себя вовсе не значит подавлять кого бы то ни было.
Невнимание к собственной усталости говорит об избытке ян. Лучше сделать паузу и приняться за дело с новыми силами.

 

 
 

5 Ущербное становится совершенным, кривое – прямым, пустое – наполненным, ветхое сменяется новым

ЛАО-ЦЗЫ

Чтобы понять, как взаимодействуют инь и ян, достаточно вспомнить велосипед: я толкаю одну педаль (ян), ослабляя давление на вторую (инь), и благодаря этому чередованию могу двигаться вперед. Всякая форма жизни включает два начала, ни одно из них не может существовать без другого и неизбежно преобразуется в свою противоположность. Вместе с тем китайская мудрость отдает предпочтение мягкости, восприимчивости и умению приспосабливаться, свойственным инь. Не случайно дао сравнивают с ре- кой, по которой достаточно плыть – и все сложится к лучшему. Противостоять бурям и грести против течения иногда бывает необходимо, но, взяв за правило сопротивляться, мы лишь истощим свои силы.

К чему стремиться
Я всегда готов изменить свои планы, если того требуют внешние обстоятельства.
Если кто-то на меня нападает, я не играю по его правилам. Я сохраняю спокойствие и самообладание и жду, пока он успокоится.
В споре я предпочитаю мягко убеждать, а не навязывать свое мнение силой.

Чего избегать
Я никогда не унижаю противника, зная, что при первой возможности он заставит меня расплатиться за это.
Я не хвастаюсь способностями, если не уверен, что они у меня есть.
Я не упорствую, столкнувшись с трудностями. Я ничего не предпринимаю и жду, пока ситуация изменится сама собой.

 
 

6 Он создает не присваивая, он действует, ничего не ожидая. Закончив дело, он не привязывается к нему, и потому дело его пребудет

ЛАО-ЦЗЫ

«Недеяние» – основное понятие даосской философии. Оно не означает «ничего не делать», а скорее означает не делать того, что противоречит естественному ходу вещей. «Не действовать» – значит проникнуться духом дао, забыв о своем эгоизме, амбициях и личных желаниях. Действовать без намерения, а лишь по необходимости, когда иного не остается, будучи уверенными, что это действие ценно само по себе, независимо от того, что конкретно мы получим в результате. Лучшее средство избавиться от стресса и тревоги – делать именно то, что от нас требуется, на пределе своих возможностей. Если результаты зависят не только от нас, какой смысл беспокоиться?

К чему стремиться
Я прислушиваюсь к своей интуиции: в отличие от моего «Я» она всегда знает, как поступить.
Я прихожу кому-нибудь на помощь лишь потому, что должен так поступить. А не для того, чтобы вы- ставить себя в благоприятном свете или извлечь из этого какую-либо выгоду.
Я сосредоточен на своей задаче и не думаю ни о чем другом.

Чего избегать
Отказавшись от ожиданий, я уберегу себя от многих разочарований.
Я меряю ценность своей работы не деньгами, а пользой, которую она приносит.
Я не привязываюсь к плодам своего труда. Закончив работу, я перехожу к другим вещам.

 


7 Золотая середина – это добродетель наивысшая из всех, но давно уже редкая среди людей

КОНФУЦИЙ

Чжун Го, в буквальном переводе «Срединное государство», – так называют Китай, чьи великие мыслители желали, чтобы он был еще и государством золотой середины. Синоним умеренности и согласованности человеческих поступков с силами при- роды, золотая середина – не фиксированная точка между двумя полюсами, а центр притяжения, возвышающий человека. Чтобы объяснить, что это такое, китайские философы часто прибегали к метафоре «стрельба из лука»: лучник должен был попасть в яблочко точно в тот момент, когда звучал гонг, – это требовало не только безупречного владения телом, но и полной сосредоточенности. Подобно ему, мы должны во всем стремиться к золотой середине и дожидаться верного момента, чтобы начать действовать.

К чему стремиться
Я как можно точнее выбираю цели, а затем натягиваю тетиву и жду. Я не спешу и не проявляю нетерпения.
Я пЯ отдаю должное вкусной еде, но не переедаю. Я не отказываю себе в бокале вина, но не напиваюсь.
Воспитывать – значит уметь дер- жаться золотой середины: я умею наказывать своих детей, но также и поощрять их.

Чего избегать
Я не выставляю напоказ своих богатств, не хвалюсь своими успехами. Так мне удается избежать зависти окружающих.
Я не распыляюсь на множество дел. Я намечаю одну цель и не бросаю дело, пока не доведу его до конца.
Я не кричу, но умею заставить слушать себя. Я не ликую, но умею ценить то, что у меня есть.

 
 

8 Благородный муж стойко переносит беды, а низкий человек в беде распускается

КОНФУЦИЙ

По мнению Конфуция – великого мудреца, без которого Китай не был бы тем, что он есть, – человек не плох и не хорош, главное, что он способен совершенствоваться. Достойного человека от заурядного отличает «жэнь», или добродетель человечности: это та искра, благодаря которой человек осознает самого себя, отличает себя от других существ, задумывается о моральной стороне своих поступков. Работать над тем, чтобы стать человечным в полной мере, – значит создавать самого себя, беря за основу свои способности и неуклонно их развивая. Конфуций называет это «исследованием»; по существу это не что иное, как работа над собой.

К чему стремиться
Я стараюсь всегда жить по совести: в своих поступках я исхожу из того, что интересы других людей выше моих собственных.
Когда я сомневаюсь, как поступить, я спрашиваю себя: «А как бы посту- пил достойный человек? И что бы сделал человек заурядный?»
Я приучаю себя к дисциплине, поскольку она – моя лучшая помощница.

Чего избегать
Я не пытаюсь скрыть, что мне недостает каких-то качеств; я стараюсь выработать их в себе.
Я не подпадаю под влияние общественного мнения, мнения соседей или еще кого-нибудь. У меня есть только одна шкала ценностей – моя собственная.
Я не сокрушаюсь, если мои достоинства не признаны. Меня огорчают только мои недостатки.

 

 
 

9 Мудрый человек прозревает подлинное в вещах и всегда верен корню всего сущего

ЧЖУАН-ЦЗЫ

Успех наших начинаний зависит не только от нас; самая блестящая идея может провалиться, если мы выдвинем ее в неподходящий момент или в неподходящей форме. Чтобы успешно управлять своей жизнью, необходимо уметь соотносить свои поступки с обстоятельствами, в которых они совершаются, правильно оценивая природу присутствующей в этот момент энергии. Что сейчас пре- обладает – инь или ян? Надо действовать или следует подождать? Об этом вся Книга перемен (см. с. 27). Настоящий фундамент китайской философии, она отвечает на наши вопросы, снабжая информацией о соотношении энергий в данный конкретный момент и о наилучшем способе использовать этот энергетический фон.

К чему стремиться
Прежде чем просить о повышении зарплаты, я навожу справки о финансовом положении компании и о настроении начальника.
Прежде чем принять решение, я заглядываю в себя, чтобы понять, готов ли я к нему. Потом я рассматриваю внешние обстоятельства.
Чтобы убедить кого-то, я ищу его точку наименьшего сопротивления: я вбиваю гвоздь там, где он причинит наименьшую боль.

Чего избегать
Я не позволяю своим эмоциям руководить мной и воздерживаюсь от безрассудных поступков.
Если кто-то меня обижает, я не реагирую немедленно: сначала я пытаюсь понять ход событий.
Я не бросаюсь вперед сломя голову: я не спеша обдумываю, каковы возможные последствия моих действий.

 
 

10 Отличать происходящее по воле Неба от происходящего по воле людей – вот высшая мудрость

ЧЖУАН-ЦЗЫ

Отличать происходящее по воле Неба от происходящего по воле людей – вот высшая мудрость
ЧЖУАН-ЦЗЫ

В китайской религиозной традиции нет Бога-творца. Высшее начало представлено Небом, олицетворяющим творческую силу; пару ему составляет Земля, символ восприимчивости. Между ними посередине находится человек, венец тварного мира. Отношения между человеком и Небом – это постоянное движение снизу вверх и сверху вниз: человек обращается к Небу, совершая обряды, а Небо ему отвечает. Чтобы все шло гармонично, нужно уметь отличать то, что во власти человека и что мы называем свободной волей, от того, что определяется волей Неба, то есть от судьбы.

К чему стремиться
Моя судьба предопределена с рождения, моя задача – распорядиться ею наилучшим образом.
Каждый вечер я спрашиваю себя: «Уверен ли я, что сделал все, что было в моих силах?»
Я спокойно отношусь к своему старению. Но это не мешает мне использовать все средства, чтобы замедлить этот процесс.

Чего избегать
Я не берусь изменять окружающих. Единственный, кого я могу и должен изменить, – это я сам.
Мое происхождение – часть моей судьбы. Зачем же тогда винить своих предков?
Я не скрываю своего возраста. Потому что это бесполезно и еще потому, что я отдаю себе отчет в его положительных сторонах.


11 Совершенства достигнет тот, кто обретет покой в хаосе
ЧЖУАН-ЦЗЫ

Чань – это китайский аналог буддизма, предшественник японского дзен. Буддизм – единственная чужеземная религия, кото- рой удалось укрепиться и распространиться в Срединном государстве, и это потому, что буддизм имеет много общего с даосизмом. В обеих традициях предполагается, что мир, каким мы его видим, – иллюзия, а единственная реальность – пустота (в буддизме) или хаос (в даосизме). Обе проповедуют отрешенность и бескорыстие. Обе придают большое значение самонаблюдению, созерцательной жизни и медитации. Следуя им, нужно научиться смотреть внутрь себя и сохранять самоконтроль, что бы ни случилось.

К чему стремиться
Я знаю, что мое восприятие вещей часто бывает ошибочно, и не придаю ему слишком большого значения.
Я благодарю за то, что имею, вместо того чтобы жаловаться, что у меня чего-то нет.
Я помню о том, что жизнь течет по закону чередования. Счастье чередуется с несчастьем, периоды здоровья – с болезнями, удовлетворенность с разочарованиями – нет ничего окончательного.

Чего избегать
Я не заражаюсь возбуждением других людей. Когда на меня давят, я остаюсь любезен и невозмутим.
Я не позволяю страху овладеть мной: страх – худший советчик.
Я не боюсь одиночества. Напротив, я ищу его, поскольку это единственное средство познать самого себя.

 
 

 

12 Тот, кто торопится, не достигнет цели. Погоня за мелкой выгодой губит великое дело
КОНФУЦИЙ

Чтобы стать совершенным существом, нужно развивать в себе терпение. Умение ждать – это добродетель, которую высоко ценили великие мудрецы Древнего Китая, и Книга перемен не устает ее воспевать. Когда мы сделали все, что было в наших силах, чтобы достичь цели, единственное, что нам остается, – терпеливо ждать, пока ситуация дозреет. Нет никакого смысла волноваться, торопить события, беспокоить окружающих. Крестьяне в Древнем Китае знали, что небо в конце концов пошлет им дождь, но не знали когда. Закончив сеять, они расходились по домам и отдыхали. Подражая им, нам стоит учиться ждать и не волноваться.

К чему стремиться
Когда дела не движутся, я делаю вывод, что дао советует мне не торо- пить события.
Я не подгоняю время и пользуюсь временем ожидания, чтобы навести порядок в своей жизни и уладить нерешенные дела.
Я следую принципу недеяния: при- спосабливаюсь к естественному ходу вещей, к ритму дао.

Чего избегать
Если событие, о котором я пылко мечтал, откладывается, я не позволяю себе впасть в беспокойство. Я переключаю внимание на что-то другое.
Если я жду важного звонка, а его все нет, я включаю автоответчик, выключаю мобильный и… отправляюсь на прогулку.
Я не поддаюсь постоянно убыстряющемуся темпу жизни. Все куда-то бегут? Я замедляю шаг.

 

 


13 Кто себя выставляет на свет, тот не блистает.

Кто себя восхваляет, тот не добудет славы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: