Методология - учение об организации деятельности:
Деятельность - активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности
Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа); источник активности, направленной на объект.
Субъект самосознание, владение миром культуры, орудиями предметно-практической деятельности, формами языка, логическими категориями, нормами эстетических, нравственных оценок. Активная деятельность субъекта является условием, благодаря которому тот или иной фрагмент объективной реальности выступает как объект, данный субъекту в формах его деятельности.
Объект - то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объект не тождественен объективной реальности, а выступает как та ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом.
Философия
Психология изучает деятельность как важнейший компонент психики.
Системный анализ междисциплинарное или наддисциплинарное положение, рассматривает деятельность как сложную систему, направленную на подготовку, обоснование и реализацию решения сложных проблем: политического, социального, экономического, технического и т. д. характера.
Сопоставление подходов этих трех научных дисциплин: философии, психологии и системного анализа (системотехники) позволяет выбрать общую схему структуры деятельности,
Потребности-необходимое для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом:биологические, социальные, духовные.
Мотивы побудители деятельности человека, социальных групп.
Мотивация - процесс побуждения человека, социальной группы к совершению определенной деятельности, тех или иных действий, поступков.
Цель занимает особое место в структуре деятельности.
Целеполагание - построение процесса определения цели.
Проектирование.
Целевыполнение.
Совершенно особое место в структуре деятельности занимают те компоненты, которые в случае го субъекта называются саморегуляцией, а в случае коллективного субъекта, коллективной деятельности - управлением.
Саморегуляция(индивидуальный уровень)- целесообразное функционирование живых систем.
Структура саморегуляции:
-принятая субъектом цель его деятельности
- модель значимых условий деятельности
- программа собственно исполнительских действий
- система критериев успешности деятельности
- информация о реально достигнутых результатах
- оценка соответствия реальных результатов критериям успеха
- решение о необходимости и характере коррекций деятельности.
Управление(коллективный уровень)- элемент, функция организованных систем различной природы: биологических, социальных, технических, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности.
Внешняя среда- совокупность всех объектов/субъектов, не входящих в систему, изменение свойств и/или поведение которых влияет на изучаемую систему, а также тех объектов/субъектов, чьи свойства и/или поведение которых меняются в зависимости от поведения системы.
Критерии оценки
Нормы (правовые, этические, гигиенические и т. п.)
Принципы деятельности.
Условия деятельности (материально-технические, финансовые, информационные и т. п.).
Инвариантным для любой деятельности является следующий набор групп условий:
- мотивационные,
- кадровые,
- материально-технические,
- научно-методические,
- финансовые,
- организационные,
- нормативно-правовые,
- информационные условия.
Методология обобщает проверенные в широкой общественно-исторической практике рациональные формы организации деятельности.
Характеристика типов организационной культуры
(по В. А. Никитину, [154])
|
Проектно-технологический тип организационной культуры. Еще в прошлом веке, наряду с теориями, проявились такие интеллектуальные организованности как проекты и программы, а к концу ХХ века деятельность по их созданию и реализации стала массовой.
Отметим следующую характерную особенность. И научное исследование, и создание произведения искусства как завершенные циклы продуктивной творческой деятельности вполне подпадают под определение проекта.
«Проект - это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией».
система классификаций проектов:
Тип проекта (по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект): технический, организационный, экономический, социальный, образовательный, инвестиционный, инновационный, научно-исследовательский, учебный, смешанный.
Класс проекта. В зависимости от масштаба (в порядке его возрастания) и степени взаимозависимости выделяют следующие классы целенаправленных изменений:
- работы (операции);
- пакеты работ (комплексы технологически взаимосвязанных операций);
- проекты;
- мультипроекты (мультипроект - проект, состоящий из нескольких технологически зависимых проектов, объединенных общими ресурсами);
- программы (программа - комплекс операций (мероприятий, проектов), увязанных технологически, ресурсно и организационно и обеспечивающих достижение поставленной цели [203]);
- портфели проектов (набор не обязательно технологически зависимых проектов, реализуемый организацией в условиях ресурсных ограничений и обеспечивающий достижение ее стратегических целей).
Исходя из этого фундаментального понятия «проект», разновидности проектов:
- научное исследование;
- практические (практикоориентированные) проекты;
- художественные проекты;
- учебные, образовательные проекты в деятельности каждого обучающегося;
- игровые проекты (в случае организации крупных игровых действий с большим количеством участников).
Жизненный цикл проектаÞфазы, фазы Þстадии, стадии Þэтапы.
триединстве фаз проекта:
- ФАЗЫПРОЕКТИРОВАНИЯ.Проектирование - это начальная фаза проекта;
- ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ФАЗЫ.Технология - это система условий, форм, методов и средств решения поставленной задачи;
- РЕФЛЕКСИВНОЙ ФАЗЫ. Рефлексия - постоянный анализ целей, задач процесса, результатов.