Философско-психологические и системотехнические основанияметодологии




Методология - учение об организации деятельности:

 
 


Деятельность - активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности

 
 


Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа); источник активности, направленной на объект.

Субъект самосознание, владение миром культуры, орудиями предметно-практической деятельности, формами языка, логическими категориями, нормами эстетических, нравственных оценок. Активная деятельность субъекта является условием, благодаря которому тот или иной фрагмент объективной реальности выступает как объект, данный субъекту в формах его деятельности.

 
 


Объект - то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объект не тождественен объективной реальности, а выступает как та ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом.

 
 


Философия

 
 


Психология изучает деятельность как важнейший компонент психики.

 
 


Системный анализ междисциплинарное или наддисциплинарное положение, рассматривает деятельность как сложную систему, направленную на подготовку, обоснование и реализацию решения сложных проблем: политического, социального, экономического, технического и т. д. характера.

Сопоставление подходов этих трех научных дисциплин: философии, психологии и системного анализа (системотехники) позволяет выбрать общую схему структуры деятельности,


 

Потребности-необходимое для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом:биологические, социальные, духовные.

Мотивы побудители деятельности человека, социальных групп.

Мотивация - процесс побуждения человека, социальной группы к совершению определенной деятельности, тех или иных действий, поступков.

Цель занимает особое место в структуре деятельности.

Целеполагание - построение процесса определения цели.

Проектирование.

Целевыполнение.

Совершенно особое место в структуре деятельности за­нимают те компоненты, которые в случае го субъекта называются саморегуляцией, а в случае коллектив­ного субъекта, коллективной деятельности - управлением.

Саморегуляция(индивидуальный уровень)- целесообразное функционирование живых систем.

Структура саморегуляции:

-принятая субъектом цель его деятельности

- модель значимых условий деятельности

- программа собственно исполнительских действий

- система критериев успешности деятельности

- ин­формация о реально достигнутых результатах

- оценка соответствия реальных результатов критериям успеха

- решение о необходимости и характере коррекций деятельности.

Управление(коллективный уровень)- элемент, функция организованных систем различной природы: биологических, социальных, технических, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности.

Внешняя среда- совокупность всех объектов/субъектов, не входящих в систему, изменение свойств и/или поведение которых влияет на изучаемую систему, а также тех объектов/субъектов, чьи свойства и/или поведение которых меняются в зависимости от поведения системы.

Критерии оценки

Нормы (правовые, этические, гигиенические и т. п.)

Принципы деятельности.

Условия деятельности (материально-технические, финансовые, информационные и т. п.).

Инвариантным для любой деятельности является следующий набор групп условий:

- мотивационные,

- кадровые,

- материально-технические,

- научно-методические,

- финансовые,

- организационные,

- нормативно-правовые,

- информационные условия.

 

Методология обобщает проверенные в широкой общественно-исторической практике рациональные формы организации деятельности.

 

Характеристика типов организационной культуры (по В. А. Никитину, [154])
Типы организационной культуры Способы нор­мирования и трансляции деятельности Формы общественного устройства, воспроизводящие способ
Традиционная Миф и ритуал Коммунальные группы, формируемые по принципу «свой-чужой» на отношениях родства.
Корпоративно- ремесленная Образец и рецепт его воссоздания Корпорация, имеющая формально иерархическое строение - мастер, подмастерье, ученик.
Профессиональная (научная) Теоретические знания в форме текста Профессиональная организация, построенная на принципе онто­логических (бытийных) отношений.
Проектно- технологическая Проекты, про­граммы и технологии Технологическое общество, структурированное по принципу ком­муникативности и профессиональных отношений.

 

Проектно-технологический тип организационной культуры. Еще в прошлом веке, наряду с теориями, проявились такие интеллектуальные организованности как проекты и программы, а к концу ХХ века деятельность по их созданию и реализации стала массовой.

Отметим следующую характерную особенность. И научное исследование, и создание произведения искусства как завершенные циклы продуктивной творческой деятельности вполне подпадают под определение проекта.

«Проект - это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией».

система классификаций проектов:

Тип проекта (по основным сферам деятельности, в кото­рых осуществляется проект): технический, организационный, экономический, социальный, образовательный, инвестицион­ный, инновационный, научно-исследовательский, учебный, смешанный.

Класс проекта. В зависимости от масштаба (в порядке его возрастания) и степени взаимозависимости выделяют следующие классы целенаправленных изменений:

- работы (операции);

- пакеты работ (комплексы технологически взаимосвя­занных операций);

- проекты;

- мультипроекты (мультипроект - проект, состоящий из нескольких технологически зависимых проектов, объединен­ных общими ресурсами);

- программы (программа - комплекс операций (меро­приятий, проектов), увязанных технологически, ресурсно и организационно и обеспечивающих достижение поставлен­ной цели [203]);

- портфели проектов (набор не обязательно технологи­чески зависимых проектов, реализуемый организацией в условиях ресурсных ограничений и обеспечивающий дости­жение ее стратегических целей).

Исходя из этого фундаментального понятия «проект», разновидности проектов:

- научное исследование;

- практические (практикоориентированные) проекты;

- художественные проекты;

- учебные, образовательные проекты в деятельности каждого обучающегося;

- игровые проекты (в случае организации крупных игровых действий с большим количеством участников).

Жизненный цикл проектаÞфазы, фазы Þстадии, стадии Þэтапы.

триединстве фаз проекта:

- ФАЗЫПРОЕКТИРОВАНИЯ.Проектирование - это начальная фаза проекта;

- ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ФАЗЫ.Технология - это система условий, форм, методов и средств решения поставленной задачи;

- РЕФЛЕКСИВНОЙ ФАЗЫ. Рефлексия - постоянный анализ целей, задач процесса, результатов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: