Исторический процесс появления и становления музыкальных народных инструментов от ударных до пневматических язычковых.




В летописях и во многих трудах иностранных писателей средних веков находится множество указаний о страстной преданности славян к музыке.[5] Карамзин в “Истории Российского государства” пишет: ”Северные венеды в VI веке сказывали греческому императору, что главное услаждение их жизни есть музыка и что они берут обыкновенно в путь не оружие, а кифары или гусли им выдуманные”. С течением времени интерес к русским музыкальным инструментам не угас.[6]

Русские народные инструменты можно классифицировать под общепринятую систему деления:

· струнные (домра, гусли, балалайка)

· пневматические язычковые (баян, гармошка)

· духовые (рожки, жалейка, свирель, кувиклы, варган)

· ударные (ложки, бубен, трещотки).

Возникновение музыкальных инструментов относится к глубокой древности. Некоторые из них, например рога и примитивные флейты из кости, археологи находят при раскопках поселений человека эпохи палеолита. В памятниках неолитической эпохи встречаются односторонние барабаны, духовые язычковые, первобытные ксилофоны и флейты с игровыми отверстиями. Позднее других появились струнные музыкальные инструменты - простейшие арфы, лютневидные и танбуровидные, но и они были известны некоторым народам задолго до нашей эры. Существуют различные гипотезы происхождения музыкальных инструментов.

Предполагается, что первоначально это были сигнальные орудия и что они в той или иной мере были связаны с трудовыми процессами первобытного человека. Однако, как свидетельствуют археологические материалы, уже на ранней стадии развития человеческого общества существовали инструменты, выполнявшие чисто музыкально-эстетическую функцию: флейты с игровыми отверстиями, позволяющие извлекать звуки разной высоты точно зафиксированного звукоряда (что указывает на зарождение осмысленной музыкальной системы),

Одни музыкальные инструменты, благодаря особенности их конструкции, дошли до нас в первоначальном виде (например, узбекские каменные кастаньеты - кайрак), другие - подвергались усовершенствованию, некоторые выходили из потребления и на смену им приходили новые. Музыкальное искусство развиваясь требовало соответствующих средств выражения, а более совершенные музыкальные инструменты, в свою очередь, способствовали дальнейшему развитию музыкального творчества и исполнительского искусства.

Балалайка

Первое письменное упоминание о балалайке относится ко времени правления Петра I (1688 год). В те времена балалайка была распространена среди крестьян. Скоморохи пели песни, играли на балалайках, веселили народ на ярмарках. Балалайки того времени сильно различались и по форме и по строю, потому как не было единого стандарта и каждый мастер, музыкант делал инструмент на свой лад (встречались балалайки различной формы: круглые, треугольные, четырехугольные, трапециевидные, и с разным количеством струн - от двух до пяти). Знания о приёмах игры и репертуар передавались от отцов и дедов к сыновьям и внукам в устной форме.

Большой вклад в развитие балалайки внёс Василий Васильевич Андреев(14 января 1861 - 26 декабря 1918). Андреев с раннего детства увлёкся народным творчеством, играл на нескольких инструментах, знал множество русских песен и пословиц.[7]

Название инструмента «балалайка» («балабайка») как и русские слова: балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить происходит от общеславянского balalbol. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного.

Балалайка - замечательный инструмент, по-праву носящий звание одного из основных символов русской культур.

Домра

Домра - старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Судьба его удивительна и уникальна в своем роде. Откуда пришла, как и когда появилась домра на Руси, до сих пор остается для исследователей загадкой. В исторических источниках сохранилось немного сведений о домре, еще меньше дошло до нас изображений древнерусской домры. Да и домры ли изображены на дошедших до нас документах, или какие-то другие, распространенные в те времена щипковые инструменты, тоже неизвестно. Первые упоминания о домре обнаружены в источниках XVI века. В них говорится о домре как о довольно распространенном уже в ту пору на Руси инструменте.[8]

Известно также, что домры и исполнители на домрах - скоморохи и «домрачеи», пользовались немалой популярностью в народе. Всевозможные торжества, празднества и народные гуляния во все времена и у всех народов сопровождались песнями и игрой на музыкальных инструментах. На Руси в Средние века развлекать народ было уделом «домрачеев», «гусельников», «скрыпотчиков» и других музыкантов. На домрах, подобно гуслям, аккомпанировали народному эпосу, былинам, сказаниям, а в народных песнях домра поддерживала мелодическую линию. Достоверно известно, что было налажено кустарное производство домр и домерных струн, записи о поставках которых ко двору и в Сибирь сохранились в исторических документах.

Предположительно, технология изготовления домры была такова: из цельного куска древесины выдалбливался корпус, к нему приделывали палку-гриф, натягивали струны или жилы животных. Играли щепочкой, перышком, рыбьей костью. Сравнительно простая технология, по-видимому, позволила инструменту получить на Руси достаточно широкое распространение.

ДОМРА - струнный инструмент, получивший распространение в 16 - 17 вв. преимущественно среди скоморохов. Современная домра была реконструирована в 1896 году В.В. Андреевым на основе вятской балалайки с полусферическим корпусом, которую Андреев считал прямой наследницей древнерусской домры.

 

Русский рожок

Русский рожок имеет разные названия: помимо «русский» - «пастушеский», «песенный», «владимирский».

Название «владимирский» рожок приобрёл сравнительно недавно, в конце XIX века в результате успеха, который имели выступления хора рожечников под управлением Николая Васильевича Кондратьева из Владимирской области. [9]

Существуют 2 типа рожка: для сольной и для ансамблевой игры.

В наше время ансамблевая и сольная игра на рожках частично практикуется, особенно во Владимирской и отчасти в Костромской областях. Кроме того рожки иногда вводятся в состав оркестров русских народных инструментов.

 

Гусли

Гусли - струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые, в более поздних образцах, имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, шлемовидные - 10-30 струн такой же настройки.

На крыловидных гуслях (их также называют звончатыми) играют, как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцам и левой руки, на шлемовидных, или псалтыревидных, струны защипывают обеими руками. Музыкантов, играющих на гуслях, называют гуслярами.

Гусли - музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа. Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара (есть гипотеза, что именно она является предком гуслей).

Баян

БАЯН - один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гармоник.

Баян отличается большой полнотой и силой звука, на нем возможно исполнение сложных музыкальных произведений. Баян впервые был сконструирован в начале настоящего столетия П.Е. Стерлиговым и другими русскими инструментальными мастерами.[10] Известный гармонист-исполнитель Я.Ф. Орланский-Титаренко, также принимавший участие в создании инструмента, предложил назвать его именем легендарного древнерусского поэта, певца и музыканта Бояна.

Гармоника уже давно стала в России (и не только в России) самым распространенным, подлинно массовым музыкальным инструментом, вытеснившим многие другие инструменты. В народном музыкальном быту она используется как сольный и аккомпанирующий инструмент. При сопровождении песен, особенно частушек, партия гармоники часто значительно более развита, чем мелодия голоса. Большую роль, особенно в наши дни, гармоника играет и в профессиональной практике. В оркестре русских народных инструментов используются помимо баянов несколько разновидностей гармоник: гармоника сопрано, альт, баритон и бас.

 

Жалейка

ЖАЛЕЙКА - небольшая трубочка из ивы или бузины, длиной 100 - 150 мм, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. [11]

В Тверской области жалейку называют брёлкой (может быть, от местного наименования ивы - бредина, из которой она изготовляется). Жалейка - преимущественно пастушеский инструмент. На ней играют соло, дуэтом (две жалейки), а иногда совместно с гуслями или гармоникой, исполняя главным образом народные песни, инструментальные наигрыши и танцы. В 1900 г. В.В. Андреев ввел в состав своего оркестра жалейку усовершенствованного образца, названную им брёлкой. Своим внешним видом эта жалейка похожа на народную, она имеет двойной язычок гобойного типа. Кроме обычных игровых отверстий, у нее есть дополнительные, с клапанами, которые позволяют получить хроматический звукоряд.

Свирель

СВИРЕЛЬ - парная продольная свистковая флейта с двумя не скрепленными между собой стволами из ивы, клена, черемухи. Головки стволов имеют клювовидную форму; в нижних частях стволов вырезано или выжжено по 3 игровых отверстия, из которых два - на лицевой стороне и одно - на тыльной.[12]

На свирели играют преимущественно соло (в прошлом на Смоленщине - в ансамбле с крыловидными гуслями) и исполняют народные песни.

 

Бубен

БУБЕН - музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольцы, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки.

Распространен бубен у многих народов: узбекская дойра; армянский, азербайджанский, таджикский дэф; шаманские бубны с длинной ручкой у народов Сибири и Дальнего Востока. Хотелось бы рассказать о истории бубна на Руси. Бубен известен восточным славянам с древнейших времён.

Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа. Возможно, когда в русских летописях встречается название "бубен", под этим следует разуметь инструмент, который позже стал называться "барабаном".[13]

Гармоники

«В гармонике таится все то, чем богата музыка.

Здесь и широчайшая удаль и размах

жизненной энергии танцевальной,

плясовой, здесь возможности

самого подлинного выражения

своей тоски, выражения своей отваги,

с которой человек идет,

рискуя своей жизнью

для завоевания лучшего,

о чем он может мечтать».

А.В. Луначарский

Рис.1. Тульская однорядная гармоника

Кроме того, гармоники могли завезти иностранные мастера, выписанные на тульские оружейные заводы. Несколько позднее среди тульских кустарей существовало мнение о местном происхождении гармоники. [14]Считалось, что ее изобрели оружейные мастера Сизов и Шкунаев. Имеются сведения, что уже в 30-х годах XIX и. в Тульской губернии производились гармоники. К сожалению, нельзя выяснить, о каких гармониках идет речь: о губных или ручных. Уже в середине XIX в. в России широкое распространение получило кустарное производство гармоник в Тульской, Вологодской, Новгородской и Вятской губерниях, а в 80-х годах гармонный промысел развился в Петербурге, Тверской, Симбирской, Ярославской, Нижегородской, Волынской, Московской, Орловской и Костромской губерниях. Первые гармоники, изготовляемые в России местными кустарями, были однорядные. Представительницей однорядных гармоник является тульская восьми клавишная гармоника с аккомпанементом для левой руки (рис. 1). В этой гармонике при нажатии одной и той же клавиши возникали звуки разных тонов: при разжиме меха один звук, при сжиме другой. В дальнейшем такие гармоники стали называться гармониками русского строя.
Тульская гармоника располагала мажорным звукорядом для исполнения мелодии, тоникой и доминантой в аккомпанементе. Одиако этими звуками нельзя было пользоваться свободно, так как при разжиме и сжиме меха одни ноты с аккомпанементом могли звучать только на фоне тонической гармонии, другие - только на фоне доминантовой.

 

Рис. 2. Саратовская гармоника

Основным недостатком первых тульских гармоник являлась не столько ограниченность диапазона звуков, сколько отсутствие свободы звучания в аккомпанементе.
Дальнейшее развитие русской однорядной гармоники шло по линии преодоления этого недостатка. Желание от него избавиться и стремление исполнять на гармонике мотивы местного песенного фольклора привели к созданию различных типов гармоник, называвшихся по месту изготовления и распространения их: саратовские, касимовские, череповецкие, вятские, ливенские, елецкие, сибирские, смоленские и др. Саратовская гармоника (рис. 2) по строю и количеству звуков (8-10 клавиш) была близка тульской. Для левой руки была добавлена третья клавиша (подголосок). Некоторые саратовские гармоники имели в басовой партии четыре клавиши и два колокольчика. Четвертая клавиша располагалась на задней стенке басовой ручки, а колокольчики - спереди ручки: один на верхнем и другой на нижнем концах.[15]

Череповецкие гармоники (черепашки) отличались от тульских крайне малыми размерами и тем, что кнопки басовой клавиатуры размещались непосредственно на стенке корпуса. Эти гармоники (рис. 3) получили широкое распространение в конце XIX. начале XX в. Активным пропагандистом черепашек был известный русский гармонист П. Невский.

 

Рис. 3. Череповецкая гармоника

Работая над усовершенствованием гармоник, мастера Орловской губернии сконструировали гармонику, значительно отличавшуюся от прежних. Такая гармоника по месту изготовления (г. Ливны) была названа ливенкой (рис. 4).

 

 

Характерная особенность этой гармоники заключалась в том, что при разжиме и сжиме меха каждая клавиша давала один и тот же звук. Известно, что западные мастера применили такой порядок расположения звуков значительно позже. В этот же период (70-е годы XIX в.) сибирскими мастерами была изготовлена сибирская гармоника (рис. 5), подобная ливенке. Звукоряд мелодии располагался в одном ряду (15 клавиш), в басовой части - в два ряда (12 клавиш). В 40-х годах прошлого столетия ручная гармоника тульской работы была завезена в Вятскую губернию, где развитию гармонного промысла значительно способствовало умение многих вятских кустарей отлично выполнять столярно-отделочные работы, так как кустарное производство изделий из дерева в Вятской губернии к тому времени уже было развито. [16]

В 70-80-е годы XIX в. гармонный промысел Вятской губернии в связи с улучшением качества голосовых планок и хорошей выработкой всех деревянных частей, а также высоким качеством отделки стал конкурировать с гармонным промыслом Тульской и других губерний. Одновременно с развитием производства гармоник продолжалось их дальнейшее усовершенствование.
В первой половине 70-х годов XIX столетия впервые русскими мастерами были сконструированы двухрядные гармоники в Бологое. Основные конструктивные принципы у бологойских гармоник были те же, что и у тульских. Клавиатура первого ряда мелодии имела звукоряд, аналогичный звукоряду тульской однорядной гармоники; во втором ряду звукоряд повторялся на кварту ниже. Аккомпанемент у бологойской гармоники ограничивался тремя мажорными аккордами.

Рис. 5. Сибирская гармоника

Однако и это усовершенствование не смогло удовлетворить всех требований музыкантов того времени. Репертуар исполняемых произведений выдвигал необходимость создания инструмента с полным хроматическим звукорядом. Создателем первой русской хроматической гармоники был русский музыкант-самородок тульский рабочий-красильщик Николай Иванович Белобородов, который был страстным музыкантом-гармонистом и в течение всей своей жизни стремился к созданию новой гармоники с хроматическим строем. Наконец, в 1870 г. новый инструмент был создан. В гармонике Белобородова (рис. 6) правая клавиатура состояла из двух рядов. Двенадцать клавиш первого ряда, расположенных ближе к сетке, были похожи на черные клавиши фортепиано. Рабочие площадки тринадцати белых клавиш второго ряда имели квадратную форму. Клавиатура для левой руки (басовая) состояла из размещенных в одном ряду десяти больших клавиш такой же формы, как и клавиши современных гармоник и баянов.

Рис.6. Гармоника Белобородова

 

При участии Белобородова тульскими мастерами было изготовлено 20 хроматических гармоник. Таким образом, можно утверждать, что первая хроматическая гармоника была создана русским музыкантом Н. И. Белобородовым в Туле на 20 лет раньше, чем в Западной Европе.[17]
В 80-90-е гг. в обиходе встречались немецкие и венские двухрядные гармоники, но они не получили большого распространения в России. По принципу венской гармоники русские мастера создали более совершенный вид гармоники - венку русского строя (рис. 7).

Рис. 7. Венская гармоника русского строя

Коренное изменение в клавиатурный басовый механизм гармоники было внесено тульским мастером Чулаковым. Был изготовлен гнутый механизм, при помощи которого появилась возможность одновременно извлекать звуки аккомпанемента с разным сочетанием нот при нажатии на одну кнопку, басовой клавиши. Примерно в эти же годы в городе Ельце Орловской губернии появились гармоники, клавиатура которых располагалась по принципу фортепьяно (рис. 8). Первая такая гармоника была сконструирована мастером Ильиным, а вторая, более совершенная, - елецким мастером Черных. Диапазон елецкой рояльной гармоники в мелодии охватывал звуки от ноты до первой октавы до фа третьей октавы включительно. Клавиши для левой руки располагались с обеих сторон грифа.

А. Новосельский в своей "Книге о гармонике" отмечает, что елецкие гармоники известны в России с конца прошлого столетия, в то время как на Западе рояльные гармоники получили распространение в 1910 - 1920 гг. В 1891 г. баварский мастер Мирвальд сконструировал гармонику, клавиатура которой имела полную хроматическую гамму в диапазоне четырех октав. Клавиши мелодии в этой гармонике располагались в три ряда. Каждая клавиша при разжиме и сжиме меха давала один и тот же звук, но аккомпанемент состоял из мажорных трезвучий. Вскоре басовая клавиатура была усовершенствована и расположена в 3 ряда: в первом (от меха) двенадцать басовых нот, во втором - мажорные аккорды и в третьем - минорные.
Примерно в 1892 г. такая гармоника уже была известна в России.

Аккордеон

Аккордео́н (от фр. accordéon) - язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным аккомпанементом на левой. Современная разновидность ручной гармоники. [18]

Аккордеон - музыкальный инструмент, в котором звуки издают свободно проскакивающие металлические язычки – тонкие пластинки, колеблющиеся под действием струи воздуха, нагнетаемой мехами. Ручная гармоника - именно такое название в 1829 году дал венский органный мастер К. Дамиан усовершенствованной им гармонике.

История инструмента:

С историей возникновения аккордеона тесно связано имя Франтишка Киршника. Мастер-ремонтник, он, в отличие от мастеров-производственников, не имел своей мастерской, а переезжал из страны в страну, из города в город, где занимался настройкой и ремонтом органов и клавикордов. Вместе с тем у него был огромный опыт в ознакомлении с различными устройствами, конструкциями, приспособлениями и механизмами, он был высококвалифицированным и уважаемым мастером в среде специалистов. В 1770х гг., работая в мастерской, предоставленной ему для научных опытов и экспериментальной работы.

Христианом Кратценштейном (известный в то время учёный - физик, медик и акустик), он изобретает язычковые планки (создаёт по сути новую конструкцию).

Затем он изобретает маленький орган на основе этого принципа звукоизвлечения и с ним в 1782 г. приезжает в Петербург, где знакомит с новинкой музыкантов и мастеров (которые подхватывают новый принцип звукообразования и начинают приспосабливать его по своему вкусу и возможностям к своим изобретениям). В 1797г. Франтишк Киршник вкладывает опыт изготовления язычковых планок всоздание новых музыкальных инструментов - ручных гармоник.

Инструмент Франтишека Киршника (1780) не слишком напоминает современный аккордеон,

но это уже самая настоящая гармоника. Реконструкция А. Мирека.

Для окончательной настройки ладов использовался такой станок. Планка помещалась в специальное углубление, и голос лада сравнивался с голосом эталона на вращающихся дисках. Потом предстояло подточить язычок и вновь вниматель но слушать, и так раз за разом до полного совпадения. Поэтому настоящий мастер кроме абсолютного слуха должен был обязательно иметь и «золотые руки». В России в 1800 гг. игра на гармониках была уже широко распространена, и было организовано их стабильное производство в Туле. Возможно, принцип звукообразования был открыт и сконструирован здесь, в России параллельно опытам Ф. Киршника. В 1821 г. [19]

Одним из первых изобретателей губных гармоник, которые имеют огромную популярность и в наши дни, стал Христиан Бушман в Западной Европе (в Берлине). Звук инструмента извлекался язычками свободно проскакивающими через отверстие в рамке под давлением струи воздуха вдыхаемой музыкантом. Гармоника получила разновидности диатонической и хроматической. В 1822 году Бушман, приделав кожаный мех к своему усовершенствованному камертону для настройки органов, изобретает маленькую ручную гармонику и совершенствует её.

А название аккордеону дал в 1829 году в Вене мастер Кирилл Демиан, когда изготовил вместе с сыновьями Гвидо и Карлом гармонику с аккордовым аккомпанементом в левой руке. С той поры все гармоники, имевшие аккордовый аккомпанемент, стали называться во многих странах аккордеонами.[20]

Аккордеон-инструмент сравнительно молодой, получивший широкое развитие лишь во второй половине 20-го столетия. В течение нескольких десятков лет продолжалась эволюция аккордеона, формировались школы игры на нем, совершенствовалось педагогическое мастерство. Это был долгий и тернистый путь, приведший в тридцатые годы прошлого столетия к высокой популярности аккордеона почти во всем мире.

 

Заключение

Я считаю, что моя работа на тему ««Народное творчество – чистый родник русской души» актуальна на сегодняшний день. Так как тема очень обширна и включает в себя музыку, пение, творчество, В процессе написания работы я пришел к выводу, что народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство является одним из наиболее важных в формировании активной творческой личности.

В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство познаются традиции, обычаи, особенности жизни своего народа. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально – положительного отношения.

Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства человека, благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный характер.

Русский фольклор – душа русского искусства, русской музыки. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает, и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше.

 

Список литературы:

1. «Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество»: Бордюг Н. Д., Некрасова М. А., Поровская Г. А., Шпикалова Т. Я. — Санкт-Петербург, Владос, 2000 г.- 272 с.

2. «Гармони, Баяны, Аккордеоны». Розенфельд Н. Г., Иванов М. Д. Учебник для техникумов. — 2-е издание. — М.: Лёгкая индустрия, 1974. — 288 с.

3. Источник информации: Газарян С.С. «В мире музыкальных инструментов»: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1985. – С. 145

4. «Из истории аккордеона и баяна». Мирек А. М.. — М.: Музыка, 1967. — 196 с.

5. «Историзм былин и специфика фольклора». Азбелев С.Н. – Л., 1982, -102с.

6. «Календарные праздники и песни»: Изд. Царскосельская гимназия искусств, Л.Н.Куликова, 1997г.,-79 стр.

7. «Народное детское поэтическое творчество»: Г. М. Науменко — Санкт-Петербург, Центрполиграф, 2001 г.- 478 с.

8. «Народное музыкальное творчество»: — Москва, Композитор - Санкт-Петербург, 2009 г.- 568 с.

9. «О русском фольклоре». – Померанцева Э.В. М., 1977.-152с.

10. «Очерки истории русской народной песни». Акимова Т.М. – Саратов, 1977.-245с.

11. «Самоучитель игры на аккордеоне». Мирек А. М. — Нотное издание. — М.: Советский композитор, 1984. — 125 с.

12. «Устное народное творчество обитателей сектора» М1. Составлено Сергеем Петровским, с предисловием и послесловием составителя: Линор Горалик — Москва, Арго-Риск, Книжное обозр, 2011 г.- 96 с.

13. «Устное народное творчество»: Э. Ф. Шафранская — Москва, Academia, 2008 г.- 352 с.

14. «Фольклор»: Джесси Рассел — Москва, Книга по Требованию, 2012 г.- 106 с.

15. «Шедевры русского фольклора»: — Москва, Олма Медиа Групп, 2015 г.- 448 с.

 

 

Приложение№1

Анкета на тему

«Календарные праздники»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: