Что такое здоровье и здоровый образ жизни?




Ценность здоровья: императивы, диагностика и технологии формирования

Внимание государства к проблеме сохранения и укрепления здоровья нации, понимания самоценности человека отразилось в реализации приоритетных национальных проектов, различных стратегий и доктрин.

Воздействие негативных социальных изменений на общественное здоровье повреждающее. Это:

• уменьшение численности населения в результате снижения среднего возраста дожития (смертности), снижения рождаемости и роста межгосударственной миграции («русский крест »);

• рост общей и нервно-психической заболеваемости (70% школьников имеют нервно-психические расстройства);

• рост всех видов социальных девиаций: преступности, алкоголизации, наркотизма, проституции, самоубийств – и заболеваемости и смертности по связанным с ними причинам (убийства; смерти от острого отравления алкоголем, передозировки наркотиков; заболевания, передающиеся половым и инъекционными путями);

• экономическая (материальная) депривация больших групп населения, приводящая к обнищанию, сопряженному с нехваткой средств на полноценное питание, одежду, лекарства, средства личной гигиены, оплату жилья («снижение качества жизни»).

В последнее десятилетие в нашей стране наблюдается повышенный интерес к здоровью и здоровому и безопасному образу жизни, многие молодые люди осознают необходимость сохранения и укрепления здоровья и внешне стараются следовать моде на здоровый образ жизни.

 

Здоровье осознается как ценность для человека, необходимая предпосылка для полноценной жизни, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности.

Социологи подтверждают: здоровый образ жизни сегодня в тренде. Все больше россиян утверждают, что следят за своим здоровьем, – с 2008 года этот показатель вырос на 20% и составляет сегодня около 70%.

Тематика важности здоровья в жизни человека и его профессиональной деятельности имеет давнюю историю. Представления о здоровье, технологиях его сохранения и укрепления менялись вместе со сменой цивилизаций, культур, эпох, способов производства и т.д.

Но как бы государство ни строило здравоохранительную, образовательную, демографическую политику, большую роль в сохранении и укреплении собственного здоровья играют индивидуальные потребности, установки и ориентиры. Эффективность формирования здорового образа жизни напрямую связана с добровольными усилиями самого человека.

Что такое здоровье и здоровый образ жизни?

В целом проблема здоровья человека ставится сегодня в ряд с такими фундаментальными науками, как физика, химия, биология.

При всей важности понятия здоровья не так просто дать ему исчерпывающее определение. Количество попыток справиться с этой задачей увеличивается. Существует около 100 определений.

Всемирная организация здравоохранения в 1948 г. сформулировала следующее определение: «здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие ».

С тех пор прошло почти 70 лет, но эту формулировку, как правило, не обходит стороной ни один из специалистов, занимающийся проблемой здоровья. При этом чаще всего она подвергается критике, однако взамен ничего более универсального и общепринятого на сей счет пока так и не появилось.

Обобщая мнения специалистов относительно феномена здоровья можно сформулировать ряд аксиоматических по своей сущности положений:

1. В абсолютном смысле здоровья не существует. Абсолютное здоровье – идеал.

2. Каждый человек здоров условно. Ни один человек не бывает на протяжении всей жизни вполне здоровым.

3. Каждый человек может быть здоров в определенных условиях (климат, пища, труд). Есть подходящие (нормальные) и неподходящие (вредные) жизненные условия для конкретного человека. Условия, нормальные для одного, могут быть ненормальными для другого (" Что русскому хорошо, то немцу смерть" о еде.).

Здоровый образ жизни человекаэто максимальное количество биологически и социально целесообразных форм и способов жизнедеятельности, адекватных потребностям и возможностям человека, осознанно реализуемых им, обеспечивающих формирование, сохранение и укрепление здоровья, способность к продлению рода и достижению активного долголетия.

Сегодня многие авторы при определении здорового образа жизни делают акцент на индивидуализации этого понятия: «здоровых образов жизни», столько, сколько существует людей. Необходимо говорить о здоровом стиле жизни. При этом необходимо учитывать возрастно-половые различия, социальные условия и личностные особенности человека.

 

 

Показательным является следующий пример: Кто более здоров из этих двух людей?

Первый:

- автор 20 научных премий

- автор двух теоретических направлений современной физики

- написал более 30 книг (как научных, так и научно популярных)

- отец 3-х детей

- совершил полет в невесомости

- озвучивает мультсериалы и рок-композиции

- в настоящее время возглавляет кафедру теоретической физики

(Стивен Хокинг)

Второй

- Заочно закончил институт

- В течение 45 лет проработал в проектном бюро

- отец 2 детей

- В настоящее время – на пенсии

 

Внутренняя картина здоровья является сложноорганизованной системой, включающей в себя несколько компонентов:

1. телесный – ощущение физического комфорта или дискомфорта;

2. эмоциональный – переживания и чувства человека, связанные с состоянием здоровья;

3. когнитивный – знания человека о своем здоровье, о его роли в жизни, знание основных факторов, укрепляющих и повреждающих здоровье;

4. мотивационный – актуализация деятельности человека по сохранению здоровья.

Мотивационный компонент внутренней картины здоровья опосредуется ценностью здоровья и определяет образ жизни, направленный или на сохранение, или на разрушение здоровья.

Мотивационная сфера личности представляет собой совокупность стойких мотивов (причин того или иного поведения), имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности. Вне мотива и смысла невозможна ни одна деятельность, не реализуемы никакие, даже самые усвоенные знания и предельно сформированные умения.

Теории мотивации основаны на классификации потребностей человека. Потребность – это физиологический и психологический недостаток чего-либо. Потребности служат мотивом к действию. Широкую известность получила теория иерархии потребностей Маслоу. Маслоу считал, что потребности человека имеют иерархическую структуру:

1. Физиологические потребности;

2. Потребность в безопасности и защищенности;

3. Социальные потребности;

4. Потребность в уважении;

5. Потребность в самореализации.

Если для человека единственная радость – это вкусно и сытно покушать, то он на дне. На дне пирамиды Маслоу. Так как удовлетворение физиологических потребностей – это самый низший уровень пирамиды. Однако, получать удовольствие, например, от еды и сна – это не плохо. Просто необходимо думать о долгосрочной перспективе. Сейчас вам хочется съесть бутерброд, выкурить сигарету или забить на тренировку. Это краткосрочные удовольствия. Что выходит в долгосрочной перспективе? Бутерброд превращается в лишние килограммы, сигарета – в невозможность пробежать больше километра без одышки.

И наоборот, начав тренироваться прямо сейчас, не завтра, не с первого числа, не с нового года, вы создаёте себе замечательную долгосрочную перспективу. Дело даже не в том, что, поощряя вредные привычки, вы умрёте раньше. Дело в том, что постареете вы гораздо быстрее, вы будете человеком с ограничением в возможностях. Суть в том, что чем выше уровень пирамиды, тем разнообразнее и тем больше удовольствия вы получаете, но это удовольствия другого порядка – духовные. И здоровый стиль жизни – это верхняя точка пирамиды. Вы развиваетесь, становитесь лучше, ставите цели и достигаете их. Вы разнообразите свою жизнь (можете поехать с друзьями за город на велосипедах, устроить пробежку в заснеженном лесу. Более того, у вас появятся новые друзья и знакомства. Спорт сближает). Вы станете красивее. Так Вы поднимитесь со дна пирамиды Маслоу. Цена тоже велика: придётся работать над собой практически каждый день.

Однако этого не всегда удается достичь при работе со здоровыми людьми. У молодого человека, не находящегося в состоянии болезни или предболезни, здоровье редко выступает как ценность, оно скорее рассматривается как имеющийся и неисчерпаемый ресурс. В состоянии полного физического и психического благополучия потребность в здоровье как бы не замечается человеком, выпадает из поля его зрения. Он верит в его нерушимость и не считает нужным, поскольку и так все хорошо, предпринимать какие-то специальные действия по сохранению и укреплению здоровья.

И зачастую здоровье в структуре ценностных ориентаций занимает второстепенное значение (по Рокичу – 6-8 место из 18 в структуре терминальных ценностей – конечная цель к которой нужно стремится).

 

 

Наблюдается рост материальных потребностей, активно насаждаемая рыночная идеология, ориентированная на сиюминутный успех. Человек еще не до конца осознал, что достижения в области материальной культуры неспособны дать ощущение полного счастья. Как остроумно заметил американский деятель альтернативной медицины, бизнесмен и шоумен Пол Брэгг, за деньги можно купить кровать, но не сон; еду, но не аппетит; лекарство, но не здоровье; дом, но не домашний очаг; книги, но не ум; украшения, но не красоту; роскошь, но не культуру; развлечения, но не счастье; религию, но не спасение.

 

Многочисленные исследования показали, что работа по реализации образовательных здоровьесберегающих технологий будет эффективной в том случае, если обучающийся сам захочет научиться сохранять свое здоровье, вести здоровый и безопасный образ жизни и осознает, что здоровье является необходимым условием успешной учебной, социальной и профессиональной деятельности.

Мотивация на здоровый образ жизни должна строиться на особенностях конкретного возраста школьника и его личностных особенностях.

Образ жизни школьника до поры до времени поддается родительскому контролю: лет до 10-12 многим родителям вполне удается устанавливать свои порядки питания, режима дня и гигиенических мероприятий. Однако чем старше ребенок, тем сложнее становится диктовать свои условия – это нормальный ход развития. Ребенок учится рассуждать, обретает самостоятельность.

Поэтому в период взросления зачастую происходят перемены и в образе жизни школьника, которые могут приобрести характер критического противостояния родителя и ребенка.

Требование полного выполнения всех правил, как правило, приводит к развитию выраженного внутреннего конфликта у школьника, что может в конечном итоге вести к реакциям отрицания.

Выросший ребенок, почувствовав возможность неподчинения родителям, нередко начинает делать все наперекор устоявшимся привычкам: вволю есть сладкое и жирное, курить и пить алкоголь, часами засиживаться перед компьютером, забросить даже самые элементарные гигиенические процедуры. Поэтому многие мудрые родители и педагоги формулируют для себя основное правило руководства примерно так: лучше пойти на уступки и разрешить ребенку что-то запретное и не совсем полезное, чем чрезмерно давить на него, переходя индивидуальный порог психологической выносливости.

Психологи уделяют очень большое внимание подростковому и юношескому возрасту, считая его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый. Подростки размышляют, ищут ответы на важные вопросы: «Кто я? », «Куда я иду? », «Кем я хочу стать?».

Подростки испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, девиантного поведения. В случае негативного разрешения кризиса возникает расплывчатость идентичности. Кризис идентичности приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности.

Реализация процесса формирования мотивации здорового и безопасного образа жизни школьников предусматривает изменение внутриличностной сферы школьников посредством сознательно-волевой работы по осмыслению, переосмыслению ими отношения к здоровому образу и к стилю своей жизни.

Попробуем перечислить основные моменты, мотивирующие подростков на соблюдение правил здорового образа жизни.

Мотивация самосохранения. Основано на инстинкте самосохранения, страхе смерти.

У детей 11-15 лет в норме существует 6-10 страхов в зависимости от возраста и пола (у девочек больше). Страхи можно разделить на несколько групп:

· медицинские страхи – боль, уколы, врачи, болезни;

· страхи, связанные с причинением физического ущерба – транспорт, пожар, стихии;

· страх смерти (своей);

· боязнь животных;

· страхи сказочных персонажей;

· страх темноты и кошмарных снов;

· социально-опосредованные страхи – людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;

· пространственные страхи – высоты, глубины, замкнутых пространств;

Действует преимущественно при наличии существенной проблемы со здоровьем или при опасных обстоятельствах. Аллергик, перенесший анафилактический шок, вряд ли будет есть шоколад, если отчетливо помнит, что именно этот продукт стал причиной угрожающего для жизни состояния. Сколь бы вкусным ни было лакомство, оно не станет соблазном для такого человека.

Человеку с преобладающим инстинктом самосохранения (эгофильный тип личности) свойственны такие качества как эгоцентризм; постоянное беспокойство за свое здоровье и благополучие; неготовность к риску; готовность пренебречь потребностями социума для собственной безопасности.

Именно мотивация самосохранения может стать решающей для отказа от употребления наркотиков. Если ребенок с детства знает о частоте «молодых» смертей у наркоманов, то это может оказаться сильной мотивирующей силой.

Однако попытки необоснованного использования мотивации самосохранения могут принести только вред: родитель, говорящий о смертельной опасности курения, не сможет долго «морочить голову» ребенку: увидев, сколько людей разных возрастов курит и продолжает вести активную жизнь, школьник только потеряет доверие к родителю, а это сделает дальнейшие воспитательные усилия бесполезными. Говоря о вреде курения лучше делать акцент на саму зависимость, как потерю свободы, и на проблемы со здоровьем у курильщиков.

Также следует помнить, что мотивация самосохранения у детей относительно невысока: дети часто «носят розовые очки» и уверены, что с ними ничего страшного произойти не может.

Мотивация удовольствия. Это простая гедонистическая мотивировка формулируется так: «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство». Удовольствие от здорового тела является сильным стимулом соблюдения правил здорового образа жизни.

Мотивация подчинения правилам общества. В контексте формирования у подрастающего поколения здорового образа жизни важно следующее замечание относительно структуры содержания ценностного сознания: «существуют «значимые», но не разделяемые личностью – конвенциональные ценности. В данном случае, ценностное представление принадлежит обществу, социальной группе и просто присутствует в сознании личности, позволяя ей ориентироваться на соответствующую формулу социального поведения» (да это важно для каждого человека, но для меня сейчас это не важно). Возникает возможность социального роста. Формулировка: «Если я буду здоров, я смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы».

 

 

Также благодаря мотивации такого типа школьники, общаясь тесными компаниями, перенимают друг у друга привычки и предпочтения. В этом отношении компания с выраженными спортивными установками может стать отличной базой для формирования здорового образа жизни школьника. С психологической точки зрения группа должна быть референтной.

Сложность сегодня состоит в том, что имеет место искажение, а иногда и извращение образа здоровья и здорового образа жизни, и как следствие искажение мотивов, потребностей и установок особенно у подрастающего поколения.

Одной из причин роста числа аддиктивных расстройств в нашей стране является создаваемый масс-медиа (Интернет, телевидение, видеоигры, музыкальные клипы) амбивалентный образ здоровья и жизненного благополучия. С одной стороны много говорится о правильном и полезном питании, с другой стороны, образ идеальной женщины представлен через модельную внешность, требующую отказа от нормального питания. С одной стороны повсеместно пропагандируется ущерб, наносимый здоровью, разнообразными вредными привычками, а с другой образ идеального, успешного мужчины – как непременно курящего и пьющего. С одной стороны пропагандируются семейные ценности – с другой тотальная сексуализация (девушка или юноша изображается исключительно как объект сексуальных желаний). Сексуализация может провоцировать неудовлетворенность собственным телом, депрессию и всяческие нарушения пищевого поведения, может плохо отражаться на здоровом сексуальном развитии

 

Книга и Сергея Минаева «Dyxless: Повесть о ненастоящем человеке» (2006, фильм в 2012 г.)

«Здесь несколько иной контингент, чем в «Галерее». Моложе и свежее. И у всех мальчиков прокачанные руки, а у всех девочек прокачанные животы. Все очень спортивные, слегка загорелые, кричаще модные и гиперсексуальные. Одним словом, молодые боги, с шикарными спортивными телами, пышущими здоровьем, и совершенно порочными лицами….

И все беседы строятся здесь вокруг двух диаметрально противоположных тем – наркотиков и здорового образа жизни...:

Тридцать подходов, как обычно, брали у Вани, она на диете по Волкову – полностью раздельное питание, кокос пополам с «Герасимом», новый корт с хорошим баром, …плавали два километра, не забывает про тренажеры, ага, он уже полгода по вене двигается у него норма два грамма в день, я сегодня умру, если не поеду в фитнес, я щас сдохну, если не возьму ЛСД, я после спортзала, я на отходняках

Так и живут. Утром к тренеру, вечером к дилеру. С утра изматывают себя тренажерами, вечером – наркотиками. Мне кажется, что они так усердно занимаются собственным здоровьем утром только для того, чтобы было чего гробить вечером ».

 

Возникает так называемый когнитивный диссонанс (состояние психики, вызванное столкновением в сознании конфликтующих представлений: идей, ценностей).

В результате такого информационного конфликта зачастую приоритет получают образы поп-индустрии, нагруженные нездоровыми формами поведения.

Бесспорно, развитие критического мышление, здоровое мышление позволят подросткам правильно сделать выбор в пользу здорового образа жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: