ЧТЕНИЕ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИЯ




Нам, людям 21 века, трудно понять зачем читается то, что есть у каждого дома и не в одном экземпляре. Но литургия писалась не в 21, а не в 20 веке. Люди древности были неграмотны, но и это не была основная проблема. В то время книги были роскошью и их имели очень богатые люди. Даже не в каждом храме было Евангелие, а как правило в больших, центральных – кафедральных соборах. У людей была потребность слышать Слово Божие, послания апостольские. Слышать толкования этих слов, которое было и есть основным деланием епископов и священников. Неслучайно известные многим и многими читаемые полюбившиеся толкования на Евангелие и апостол святителя Иоанна Златоустого, это были его проповеди, произнесенные в храме.

Сегодня, к сожалению, эти чтения часто превращаются в формальность. Люди часто не вслушиваются в читаемое или не понимают из-за трудности языка, поэтому часто проповедь священника начинается с пересказа того, что было и так прочитано.

Чтение Апостола и Евангелия говорит нам о нашей возможности спастись. Не о том, что мы родились, нас крестили, и мы уже спаслись, а о том, что у каждого посредством своего собственного подвига, борьбы в первую очередь со злом внутри себя самого есть возможность войти в то Царство, которое вспоминается в начале литургии. То, что нас в детстве крестили, не значит, что мы сразу стали разбираться, какая пища нас приведет к смерти, а какая – к вечной жизни. Мы проходим путь от изгнания из рая до врат Царства Божия и вечной жизни, и собственный подвиг показывает нам самим, насколько было неразумно сразу же вкусить плод познания добра и зла. Это вещь сложная и требующая труда.

Эти два чтения не самостоятельны: чтение апостольских посланий готовит нас к слышанию Слова Божьего, которое ведет нас к спасению. Именно поэтому читается сначала апостольское чтение, а затем Евангельское. Как при Своей земной жизни, Христсо посылал апостолов вперед, чтобы сначала в какой-то город или селение приходили и проповедовали они, как бы готовили почву, а уж потом приходил Сам Христос и Свое Слово давал людям.

ЕКТЕНИИ ЗАЗДРАВНАЯ И ЗАУПОКОЙНАЯ

«Каждый может и должен своими словами молиться о кровных нуждах своего сердца», – писал свт. Феофан Затворник. Это время для каждого из нас помолиться о своих нуждах. В эту часть литургии вставляются и прошения для общей молитвы – например, сейчас мы каждый раз вставляем прошения и молитву о мире на нашей земле. Священник или диакон могут отдельно призвать помолиться всей общиной о каком-то члене общине, который, например, попал в беду и требует нашей усиленной, общей молитвы.

В это время читаются и те имена наших родственников, которые прежде были поданы нами в алтарь для такого поминания, но это не означает, что мы должны просто стоять и выжидать, когда их прочтут. Мы можем сами про себя помолиться о своих родственниках, знакомых, прочитать свои собственные помянники и помолиться о самих себе. И это будет правильно. Ектения называется «сугубой» (усиленной) то есть мы особенно молимся об этих прошениях. Хор не единожды, а трижды отвечет «Господи помилуй» на каждое прошение.

ЕКТЕНИЯ ОБ ОГЛАШЕННЫХ

«Оглашенный» – слово, знакомое многим. Например, «что ты вертишься/ носишься/ орешь как оглашенный?» Такие фразы появились, когда было забыто, что это слово исторически означало. Оглашенный – научаемый. Тот, кому обращен голос. По-гречески просто катехуменос – тот, кто проходит катехизацию, обучение вере, ее основам, учится жить по-христиански, понимать христианскую жизнь. Эти прошения – о взрослых людях, которые хоть и решили принять Христа, но еще не были готовы принять крещение, начать вести церковную жизнь. Сейчас катехизация потихоньку начинает возвращаться, и те, кто уже крестил или собирается крестить ребенка, сталкиваются с необходимостью пройти собеседование перед тем, как стать крестными родителями. Собеседование об основах веры, христианской жизни, покаянии, ответственности, которую собираются взять на себя крестные. Это может быть одна или несколько бесед – на сегодняшний день есть различные практики, которые зависят от многих факторов.

Эта ектения миссионерская. И сегодня, хоть и почти нет оглашенных в подлинном смысле этого слова, но есть много людей, далеких от Церкви. И эти слова молитвы о просвещении людей, о том, чтоб Господь привел их в Церковь, можно отнести и к ним, и о них помолиться. Эта ектения показывает нам переход от жизни без Христа (до крещения) к жизни со Христом. Но часто мы, хоть и крещены были когда-то, должны спросить себя, а со Христом и во Христе ли наша жизнь? Ектения эта помимо того, что имеет миссионерский контекст, еще несет и покаянный смысл. Мы должны задуматься: как мы провели эту неделю? Можно ли про нас казать, что мы имеем отношение к новой жизни? Может быть стоит вместе с оглашенными тихонько выйти из храма и стоять молиться на паперти, каясь в своих грехах. Сейчас такого обычая нет, но раньше, христиане, которые впадали в те или иные грехи получали епетимию, некое наказание, которое было скорее не наказанием, а горьким лекарством, посредством которого человеку легче обратить внимание на свою духовную жизнь. И они стояли не в общине, не внутри храма, а на паперти, где смиренно просили Бога простить им их грех, а проходящих собратьев помолиться о них внутри храма.

ВЕЛИКИЙ ВХОД

На этом завершается то, что называется литургией оглашенных, или литургией слова. Далее следует часть, которая называется литургией верных. Первая часть – это то, что делаем мы. Молимся, просим, читаем Писание, его толкуем, слушаем проповедь. Сейчас начинается таинство, начинает действовать сам Бог. Песнопение, которое будет петься, – «Иже херувимы…» показывает, что мы уподобляемся ангелам, становимся свидетелями тайны Божией. Тут тоже глубокая мысль, ведь если, как поет Церковь, мы уподобляемся херувимам, то не только я уподобляюсь им, но и ближний мой. И я более не могу смотреть на него свысока, как на некий скот, ведь если его Бог так высоко ставит, то кто же я такой, чтобы его с этой высоты спустить? Совершается великий вход.

Вход этот особенный. Преждезаготовленные дары – та жертва, которую мы приносим Богу, – переносятся с жертвенника на престол, и путь этот символизирует крестный путь Христа из Гефсиманского сада на Голгофу, где Он был распят. Это и трагедия, и надежда. С одной стороны мы видим погребальную процессию, с другой – победу над смертью, диаволом, грехом. Для христианина важно увидеть во Христе, даже униженном и распятом, триумфатора, который дориносится, как поется в Херувимской песни, то есть копьеносится (дорос – копье) ангелами, как Тот, Кто одержал главную победу. Дориносится на престол. Слово «дори-носима» в переводе: «носимый на копьях». В древности римские воины при возглашении нового императора, или при одержании им или иным триумфатором великом победы поднимали его копьями на щит и несли в процессии. Это считалось чествованием победителя.

На престоле снова повторится Тайная вечеря, мы услышим слова Христовы: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое…» и «пейте из этой чаши все, эта Моя Кровь, Кровь Нового Завета...»

Это воспоминание той самой Тайной вечери – но не просто вспоминание, как мы вспоминаем те или иные события. Прошлое – это и настоящее, и отражение будущего. То, что произошло 2000 лет назад в Иерусалиме, снова произойдет перед нашими глазами, и более того, мы станем участниками этого события, приобщаясь Тела и Крови Спасителя.

СИМВОЛ ВЕРЫ

Вы слышали очень интересный возглас: «Двери, двери…» Сейчас он мало что означает, а в древние времена диакон призывал выйти из храма всех, кто не причащался. Им нечего было делать далее на службе. И зайти нельзя уже было. Была очень строгая дисциплина.

Прежде причастия, прежде освящения Даров мы с вами повторяем в краткой молитве все богословие Церкви, то, во что мы верим. Недостаточно только быть крещеным человеком, нужно еще иметь веру. Осознанную веру, которую мы декларируем каждый день и дома, во время чтения утреннего молитвенного правила, и при совершении литургии. Человек, зная эти небольшие 12 стихов, знает, во что он верит.

В Небесного Отца Вседержителя, который есть Творец всего сущего.

В Сына Божьего, Которым творится мир и Который вочеловечился во времени.

В Духа Святого, Который после Вознесения Христова господствует в Церкви и Которым совершаются все таинства в Ней.

АНАФОРА

Сейчас мы входит в то время, которое как раз и являет собой Тайную Вечерю. Эта Вечеря дала возможность изменения мира, человеческой природе. Это время пресуществления Святых Даров: из хлеба и вина они становятся Истинным Телом и Истинной Кровью Христовой. Момент этот в службе называется анафорой, т.е. возношением. Возношением к престолу Божию святых даров, нашей жертвы и наших сердец.

Еще во времена Апостолов установился и сохранился между христианами порядок молитв анафоры. Самой древней анафорой, сохранившейся в письменной виде до нашего времени, является анафора ап. Иакова, брата Господня по плоти. В 4-м веке анафора была записана святым Василием Великим, архиепископом Кесарии Каппадокийской, в том виде, в каком она совершалась в его время. Святой Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, сократил некоторые молитвы литургии св. Василия Великого. Так образовались две литургии: св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого, очень сходные между собою. Литургия св. Иоанна Златоуста совершается в течение всего года, литургия же св. Василия Великого – по воскресениям Великим постом и в некоторые празники, всего 10 раз в году. Анафора апостола Иакова в приходских храмах не совершается, в основном совершается только при духовных академиях в день памяти этого святого.

В этой части литургии совершается таинство преложения хлаба и вина в Тело и Кровь Спасителя. Именно в это время событие, которое было в прошлом, актуализирует в настоящем и переходит в будущее. Это хорошо отражается в одной из молитв анафоры: «Поминающе спасительную сию заповедь…» То есть, мы вспоминаем крест, смерть, Воскресение, Вознесение и Второе Пришествие – мы не могли быть свидетелями Второго Пришествия, оно еще только в будущем, но мы говорим о нем в прошедшем времени. Этим еще раз подчеркивается отсутствия времени в Царстве Божием, которое есть литургия.

Диакон: Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити.

То есть: станем с благоговением, будем внимательны, чтобы в спокойствии духа принести жертву святых Даров. На это приглашение молящиеся, указывая, в чем будет состоять их жертва, отвечают:

М илость мира, жертву хваления.

То есть: Получив от Бога великую милость – мир душевный, принесем Ему жертву нашей хвалы и благодарности. Священник же благословляет такое доброе расположение молящихся апостольским приветствием:

Б лагодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие (общение) Святаго Духа буди (да будет) со всеми вами.

Предстоящие, приняв это благословение с наклонением головы, в знак благоговения, отвечают:

И со духом твоим (да будет эта благодать и с твоею душею).

Затем священник еще раз побуждает предстоящих отрешиться умом и сердцем от всего земного и мысленно вознестись к небесному, возглашая:

Горе имеем сердца! (устремим наши сердца вверх, к Богу).

Хор: Имамы ко Господу (мы уже устремили наши сердца к Господу).

По примеру Спасителя, возблагодарившего Бога Отца перед преломлением хлеба на Тайной вечере, священник начинает совершение таинства («Евхаристический канон») возгласом:

Благодарим Господа!

Хор: Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней.

Во время этого пения священник, обращаясь к Богу Отцу, тихо читает следующую молитву:

«Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя хвалить, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте Твоего владычества: ибоТы Бог неизреченный, умом неисследуемый, невидимый, непостижимый, всегда сущий, неизменяемый, Ты, и единородный Сын Твой, и Дух Твой Святый; Ты из небытия привел нас в бытие. После нашего падения опять поднял нас и неотступно делал все для нас до тех пор, пока не возвел нас на небо и не даровал нам Твое будущее царство (небесное). За все эти Твои к нам благодеяния благодарим Тебя и Твоего единородного Сына и Духа Твоего Святого, – благодарим за все Твои благодеяния, известные нам и неизвестные, явленные и неявленные. Благодарим Тебя и за настоящее наше служение, которое Ты благоволил принять от рук наших, хотя и предстоят Тебе тысячи архангелов и множества ангелов, херувимы и серафимы, шестокрылые, многоочитые, как пернатые, парящие в небесных вышинах»

и заканчивает молитву возгласом, относящимся к упомянутым ангелам:

Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще…

Хор же от лица всей церкви присоединяется к пению ангелов, которые на небе взывают:

Свят, свят, свят Господь Саваоф: (Господь сил небесных) исполнь (полны) небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне. Осанна в вышних.

Осанна – радостное приветствие, каким народ встречал Иисуса Христа при торжественном входе Его в Иерусалим, за шесть дней до Пасхи. «Осанна» – еврейское слово, означающее собственно: «спаси, помоги (Бог),» сделалось в устах евреев благожеланием всем лицам, трудившимся для славы Божией и на благо избранного народа Божия. Более все достоин был этого приветствия Мессия – Спаситель. «Осанна в вышних,» т. е.: да будет исполнено Богом наше благожелание. «Благословен идущий во имя Господа!» Этими словами жители Иерусалима встречали своего Мессию – Господа нашего Иисуса Христа.

Во время этого песнопения священник продолжает благодарить Бога:

«С этими блаженными силами (небесными) и мы, Владыка человеколюбче, восклицаем и говорим: свят и пресвят Ты, и единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый; свят Ты, и пресвят, и великолепна слава Твоя: ибо Ты так возлюбил (созданный Тобою) Твой мир, что благоволил ниспослать к нам единородного Сына Твоего, дабы никто из верующих в Него не погиб, но получил жизнь вечную. Пришедши на землю и исполнив все предусмотренное Тобою промышление о нас, Он, единородный Твой Сын, в ту ночь, в которую предан был (учеником), или лучше сказать – Сам добровольно предал Себя за жизнь всего мира, Он, взяв хлеб в Свои святые, пречистые и непорочные руки, благодарив и благословив, освятив и преломив, дал святым Своим ученикам и Апостолам, сказавши»

(громко):

Приимите, ядите, (ешьте) сие есть тело Мое, еже за вы (которое за вас) ломимое во оставление (прощение грехов).

Хор: Аминь.

Священник молится про себя: «Подобным образом и о чаше в конце Тайной вечери, (Спаситель) сказал:» и возглашает:

Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя Новаго Завета, яже за вы (которая за вас) и за многие изливаемая (многих проливается) во оставление грехов.

Хор: Аминь.

После этого, следуя заповеди Спасителя: «Сие творите в Мое воспоминание,» священник продолжает тихо:

«Вспоминая эту заповедь Спасителя и все, бывшее ради нас: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную (Отца) сидение, второе и славное пришествие,»

и заключает громко:

Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся.

То есть: «Твои Дары: хлеб и вино – мы Тебе приносим за всех людей и в благодарность за все Твои благодеяния.» В это время диакон приподнимает над престолом, крестообразно сложенными руками, святую чашу и дискос со святыми Дарами (отсюда и само название Даров – «святое возношение»). Молящиеся же, доканчивая слова священника, поют:

Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим ти ся, Боже наш. То есть: «Тебя славословим, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи, и молимся Тебе, Боже наш.» В это время священник в тайной молитве троекратно призывает Духа Святогона себя и на Дары, лежащие на престоле; делает крестное знамение над дискосом, чашей и над обоими вместе, прося Бога, чтобы Он силою Духа Святого «преложил хлеб в тело Христово, а вино (в чаше) в честную кровь Христову». В это время хлеб и вино таинственно пре-существляются, т. е. изменяют свою сущность, становясь истинным телом и истинною кровью Христовой. Освятивши святые Дары, священник благоговейно кланяется до земли пред ними и молится, чтобы эти святые Дары послужили для причащающихся не в суд или в осуждение, но в прощение грехов, в наследие царства небесного и в жизнь вечную.

Эта часть литургии – самая священная минута, когда мы с величайшим благоговением должны молиться и благодарить Бога за Его несказанную милость в совершении чуда пресуществления святых Даров.

Потом священник тихо молится Богу о всех членах Церкви:

«Еще приносим Тебе эту словесную службу о тех, которые умерли в вере: праотцах, отцах, патриархах, пророках, апостолах, проповедниках, евангелистах, мучениках, исповедниках, постниках, и о всякой праведной душе в вере почившей,»

Как вы слышали священник благодарит от лица всей общины Бога за творение этого мира, домостроительство, то есть заботу о нашем спасении, и о всех Его благодеяниях, которые совершились с нами. Тех, которые мы заметили и о тех, которые были с нами, но прошли мимо нас, остались нами не замеченными, но тем не менее совершились в нашей жизни.

Есть и весьма интересные слова в анафоре: «Твоя от Твоих Тебе приносим…» – то есть даже плоды нашего труда, хлеб и вино, по сути, не наши: Ты дал их нам. Дал нам здоровье, силы, погоду, возможность дальше жить и жизни этой радоваться – и это все, что мы от Тебя получили, Тебе приносим. Мы просим, чтобы Господь принял эти наши дары, освятил их и вернул нам, но уже пропитанными Им, ставшими Им Самим, уже не хлебом и не вином, а Его Телом и Кровью.

Мы просим и о том, чтобы мы все стали другими. «Ниспосли Духа Святого на ны и на предлежащие дары эти». Мы молимся, чтобы мы сами стали Христом. «Имели те же чувствования, которые были во Христе Иисусе», – говорит апостол Павел. А это возможно только тогда, когда в нас самих будет Его Тело, и Кровь Его будет течь в нас. Только так и возможно быть христианином.

Церковь – Тело Христово. Когда в первые века христианства она была гонима со стороны светских властей, вышел императорский указ, предписывающий подвергать смертной казни в первую очередь за совершение литургии. И когда воины ловили христиан, то спрашивали: неужели вы не знаете об этом указе? На что получали ответ: знаем, но мы не можем жить без литургии, без Евхаристии, без Причастия.

После этого «Изрядно», особенно мы поминаем Матерь Божию, без Которой это все было бы невозможным. Без Нее время бы не стало вечностью, Бог не стал бы Человеком, Слово не стало бы Плотью. Без Нее мы бы не смогли причаститься. Ведь Она, как и каждый человек, имела свободную волю и могла сказать архангелу «нет». Согласившись, проявив смирение перед волей Божией, Она открыла возможность для каждого из нас войти в Царство Божие.

ПОМИНАНИЕ ЕПИСКОПОВ

«В первых помяни Господи…» говорит священник сразу после освящения Даров. У нас иное отношение к начальникам, чем в светском мире. В первую очередь Патриарх, Митрополит Киевский, правящий архиерей – духовный руководитель, о котором мы особенно молимся. Без разрешения епископа литургия совершаться не может. На каждом престоле есть особый плат с изображением положения Христа во гроб и подписью епископа, то есть это письменное разрешение архиерея совершать литургию в конкретном храме. Также в этот особый плат – антиминс – вкладывают частицу мощей мучеников, как и в престол, ведь раньше христиане совершали литургию на гробах мучеников. Антиминс и переводится как «вместопрестолие», то есть на нем можно совершать литургию и на неосвященном престоле.

Епископ посвящает всю жизнь служению Церкви, а Церковь – община верующих, благодарит его своей молитвой. Оказывая таким образом ему духовную поддержку, в его служении. Епископ несет ответственность отца по отношению к пастве, отвечает за их спасение, более, чем за свое собственное. Отсюда и послушание наше по отношению к нему, ведь без нашего послушания, о какой его ответственности за нас может быть речь?

ОТЧЕ НАШ

Это второе после веры, выраженную нами в словах Символа веры, условие для Причастия. Когда Христа спросили, как нужно молиться, Он сказал, что если хотите общаться с Богом, произнесите эти слова: «Отче наш…» Это идеал молитвы, так как мы обращаемся к Богу со словами «Отец наш», мы принимаем Бога как Отца, просим прощать нам наши грехи, как мы прощаем недостатки, несовершенства, обиды нашим близким, и просим пищи на каждый день – в первую очередь той Пищи, которая сейчас на престоле, Пищи, которая ведет нас к вечной жизни.

Третье условие: «Святая святым», то есть Святая – Тело и Кровь Христовы – предназначается тем, кто сам свят. То есть кому? Кто безгрешен, кто без недостатков, тем, кого можно назвать хорошими людьми? Нет. Так каким святым? «Будьте святыми, как Я свят», – говорит Господь в Ветхом Завете. Но в чем мы можем Ему подражать? Будучи безгрешными? Это невозможно. В свободе, так как Бог свободен. И природа Божия есть Любовь. Обратиться к этим качествам нас призывает Бог, чтобы мы свободно выбирали участвовать в литургии, свободно близких и давали возможность любить нас. Это довольно сложная вещь – позволить кому-то нас любить, потому что требует от нас способности прощать ближнего. Более того, в ранней Церкви число христиан и число святых было одним. Святость в Церкви была не чем-то исключительно редким, необычным явлением, а естественным выбором, который был связан с тем, что человек, оставив всё, как это сделали апостолы, последовал за Христом. С тем, что ради Христа человек готов был на скорби, на страдания. Мы помним, что первая Церковь — это Церковь мучеников, которые за Имя Христово проливали свою кровь. Мы помним, что в первые века быть христианином означало не просто принять Крещение, получить свидетельство о Крещении или принести ребёнка окрестить, а сделать выбор, за который тебя лишат твоих гражданских прав, имущества и жизни. Люди делали такой выбор, потому что Христа они ставили выше. Он был для них дороже и больше всего. И как таких людей, которые каждый день готовы были умереть за Христа и умирали, когда приходило время, не назвать святыми? Мы часто а них не похожи.

Как и предыдущие все возгласы священника и пение хора – это был диалог так и этом месте: Святая святым. Мы же, смиренно опустив головы говорим: Только Един Господь Иисус Христос свят. Но подобно Петру откликаемся на Его призыв Причащаться и отвечаем: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого!» (Ин. 6: 68–69)

ПРИЧАСТИЕ

Сейчас алтарь стал той самой сионской горницей, где прошла тайная вечеря. И как при этом ужине не было никого постороннего, только Христос и апостолы, так и сейчас в алтаре остается епископ (если есть) и священники для причастия. После причастия духовенства, священник приготовит чашу для причастия мирян. Сегодня миряне и священники причащаются по-разному. Духовенство берет в руки Тело Христово, а затем чуть отпивает от чаши, когда так причащались и миряне, то есть вся община. Но потом заметили, что находились люди, которые не съедали частичку Тела, а оставляли «на потом» или даже использовали для каких-то магических заклинаний… И уже с 4го века священник дробит частички на приблизительное количество верующих, закладывает их в Чашу и мирян причащают частичкой Тела и Крови Христовой с ложечки, которая называется лжицей по-славянски. А в конце литургии, диакон или же, если его нет, то священник потребляют Чашу, то есть съедают все, что остается после причастия.

Мы знаем, что ко причастию нельзя подходить неподготовленным, об этом предупреждает и первохристианскую общину апостол Павел, но что есть подготовка? И можно ли быть достойными причастия? Оказывается, что чтобы мы ни сделали, сколько бы молитв не прочли, мы не можем быть достойными причастия. Тело и Кровь Спасителя называются еще и «Святыми Дарами», то есть это Бодественный дар, подарок, каждому из нас. На этот подарок мы должны отвечать всей своей жизнью, готовностью изменить ее, жить согласно Слову Божию, его заповедям, обращая внимание на страждующего человека рядом. Есть ряд правил, которые помогают человеку понять к чему он приступает и почувствовать тот дух, который должен быть в христианине, когда он приступает к Чаше. Это молитвы тех, кто лучше нас смог это прочувстовав изложить – святителей, преподобных. Но то, что должно стать помощью нам в подготовке ко причастию, не должно стать препятствием. То есть, если человек вдруг, по каким-то причинам не смог вычитать все молитвы, это не должно его отталкивать от Чаши. Ровно как и тот факт, если человеку необходимо, по назначению врача, выпить с утра таблетку не должно его останавливать на пути ко Причастию. Если человеку, который страдает диабетом, необходимо утром принять лекарство и что-то скушать – пусть делает это со спокойной совестью. Бог призывает нас всех устами диакона: «Со страхом Божиим и верой приступите». Вот необходимо что иметь: страх Божий, то есть боязнь Его обидеть, разочаровать, веру твердую и жизнь ей сообразную и любовь к Богу и к ближнему. В Причастии каждый называет свое имя, потому что спасение уготовано для каждого в отдельности, а не для всех скопом.

По причащении верующих священник ставит святую чашу на престол и погружает в нее частички, вынутые из просфор, в память живых и умерших, со словами:

«Отмой, (очисть) Господи, грехи всех здесь поминавшихся Твоею пречистой кровию и молитвам всех святых Твоих.»

Православному христианину следует помнить, что, когда священник опускает в чашу частицы, вынутые из принесенных просфор за его живых и умерших родственников, он молится Богу, чтобы Господь смыл их грехи Своей Кровью, Которую пролил за каждого из нас и за поминавшихся на проскомидии. В это время все помянутые за проскомидией духовно соединяются со Христом, как главой Церкви.

А в конце литургии, диакон или же, если его нет, то священник потребляют Чашу, то есть сьедают все, что остается после причастия и все частички, которые там находятся.

Когда священник опустил в Чашу все частички, то он чистит особой губкой дискос и копие, антиминс, то есть все, где могут быть частички, отдает диакону дискос, а сам берет чашу со словами «Благословен Бог наш», а потом громко «ныне и присно и во веки веков» осеняет всех нас этой Чашей и переносит ее на жертвенник. Этот перенос, и осенение в Царских вратах, являются образом Вознесения Господнего на небеса на 40ой день после Воскресения из мертвых. Что Он обещал апостолом: быть с ними до скончания века и благодать Духа Святого. Так и мы надеемся, что Он каждый день, каждый миг будет присутствовать в нашей жизни и будет обильно нам ниспосылать Духа Святого.

После этого словами: «С миром изыдем,» священник дает дозволение предстоящим на выход из храма. Хор от лица предстоящих изъявляет желание выйти из храма «о имени Господни,» т. е. с благословением Божиим. Священник выходит за амвон и произносит так называемую заамвонную молитву, которая напутствует нас перед выходом из храма.

Диакон произносит заключительнуб ектению, смысл которой, что достойно причастившись мы, с благоговением благодарим Господа и, испросив Его помощи, провести этот день свято, мирно и безгрешно, предаем себя и всю жизнь свою Христу Богу.

Завершение

В одной из последних молитв, которые читает священник в алтаре, говорится: «Исполнение закона и пророков…», – то есть то, чего ждали и чем говорили пророки, закон иудейский исполнилось. Христос воплотился и плоть Свою сделал плодом вечной жизни для каждого, кто свободно и с любовью приступает к Нему. И те, кто сегодня причастились, выйдут из храма обновленными, в них будет что-то новое: вечность, Бог, Его Любовь и свобода выбирать путь Его Царства.

Мы повторяем это действие – Причастие – снова и снова, каждый раз, когда участвуем в литургии. Почему? Причастие – это лекарство от наших духовных болезней: страстей, грехов, несовершенств. Каждый из нас духовно болен. Как больной телесно нуждается в постоянном лечении, так и больной духовно. Если человек единожды принимает лекарство, разве становится сразу здоровым? Или прервав лечение? – ответ очевиден. Так с духовной жизнью.

После завершения литургии, нашего участия в Евхаристии, читаются в храме, или дома самостоятельно благодарственные молитвы. Нам нужно поблагодарить Творца за насыщение пищей бессмертия, за полученную благодать Духа Святого, за приобщение Его Царству и вечности.

Древние христиане жили от причастия до причастия. Это весьма мудрый подход. Ведь часто бывает так, что человек, который был на евхаристии, участвовал в ней, то есть причащался, выходя из храма ведет себя так, как-будто он вообще не крещеный. Некоторые люди делят молитвы ко причастию на несколько дней, а не читают их сразу. Так получается, что исходя из храма они благодарят Бога за участие в Евхаристии, а потом начинают готовится к новому, и выходит, что вся их жизнь становится непрекращающейся Евхаристией – непрекращающимся Царством Божиим уже здесь на земле и сейчас.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: