Медиаторы вегетативной нервной системы и их рецепция. Влияние отделоввегетативной нервно системы на функции внутренних органов.




Синапсы вегетативной нервнойсистемы имеют в целом такое же строение, что и центральные. Однако отмечаетсязначительное разнообразие хеморецепторов постсинаптических мембран.

Передача нервных импульсов спреганглионарных волокон на нейроны всех вегетативных ганглиев осуществляется Н-холинергическимисинапсами, т.е. синапсами, на постсинаптической мембране которых расположены никотинчувствительныехолинорецепторы.

Постганглионарные холинергическиеволокна образуют на клетках исполнительных органов (желез, гладкомышечныхклеток органов пищеварения, сосудов и т.д.) М-холинергические синапсы.Их постсинаптическая мембрана содержит мускаринчувствительные рецепторы(блокатор - атропин).

И в тех, и в других синапсахпередача возбуждения осуществляется ацетилхолином. М-холинергическиесинапсы оказывают возбуждающее влияние на гладкие мышцы пищеварительногоканала, мочевыводящей системы (кроме сфинктеров), железы ЖКТ. Однако ониуменьшают возбудимость, проводимость и сократимость сердечной мышцы и вызываютрасслабление некоторых сосудов головы и таза.

Постганглионарные синаптическиеволокна образуют 2 типа адренергических синапсов на эффекторах:альфа-адренегрические и бета-адренергические. Постсинаптическая мембрана первыхсодержит бета1- и бета2- адренорецепторы.

При воздействии норадреналина на альфа-1-адренорецепторыпроисходит сужение артерий и артериол внутренних органов и кожи, сокращениемышц матки, сфинктеров ЖКТ, но одновременно расслабление других гладких мышцпищеварительного канала.

Постсинаптическиебета-адренорецепторы также делятся на бета1- и бета2-типы. Бета1-адренорецепторырасположены в клетках сердечной мышцы. При действии на них норадреналинаповышается возбудимость, проводимость и сократимость кардиомиоцитов. Активностьбета2-адренорецепторов приводит к расширению сосудов легких, сердца искелетных мышц, расслаблению гладких мышц бронхов, мочевого пузыря, торможениюмоторики органов пищеварения.

Кроме того, обнаруженыпостганглионарные волокна, которые образуют на клетках внутренних органовгистаминергические, серетонинергические, пуринергические (АТФ) синапсы.

Потребности, мотивации и эмоции: определение, классификация, информационнаятеория эмоций. Роль структур лимбической системы мозга и ее медиаторов вформировании эмоциональных и поведенческих реакций.

Потребность – это нужда, которую используеторганизм и которую стремится удовлетворить посредством целенаправленногоповедения. Все потребности человека можно разделить на следующие группы:

1.Биологические (пищевые, половые идр.). В чистом виде у человека не встречаются (исключение – дебилы, имбецилы).

2.Социальные. Желание принадлежать копределенной социальной группе, исполнять нравственные, эстетические июридические нормы.

3.Идеальные. Потребности познания ит.д.

Мотивацией называется эмоционально окрашенное состояние, возникающее в результатеопределенной потребности, которое формирует поведение, направленное наудовлетворение этой потребности (К. В. Судаков).

Эмоции– это психические реакции, отражающие субъективное отношение индивида кобъективным явлениям. Эмоции возникают в составе мотивации и играют важную рольв формировании поведения. Выделяют 3 вида эмоциональных состояний (А. Н.Леонтьев):

1.Аффекты – сильные, кратковременныеэмоции, возникающие на уже имеющуюся ситуацию. Страх, ужас при непосредственнойугрозе жизни.

2.Собственно эмоции – длительноесостояние, отражающее отношение индивида к изменившейся или ожидаемой ситуации.Печаль, тревога, радость.

3.Предметные чувства – постоянныеэмоции, связанные с каким-либо объектом (чувство любви к конкретному человеку ит.д.).

Функцииэмоций:

1.Оценочная. Она позволяет быстро оценить возникающуюпотребность и возможность ее удовлетворения. Например, при чувстве голодачеловек не подсчитывает калорийность имеющейся пищи, содержание в ней белков,жиров, углеводов, а просто ест в соответствии с интенсивностью чувства голода,т.е. интенсивностью соответствующей эмоции.

2.Побуждающая. Эмоции стимулируют целенаправленноеповедение. Например, отрицательные эмоции при голоде стимулируют пищедобывающееповедение.

3.Подкрепляющая. Эмоции стимулируют запоминание иобучение. Например, положительные эмоции при материальном подкрепленииобучения.

4.Коммуникативная. Состоит в передаче своих переживанийдругим индивидам. Эмоции передаются с помощью мимики, а не мысли.

Эмоциивыражаются определенными двигательными и вегетативными реакциями. Например, приопределенных эмоциях возникает соответствующая мимика, жестикуляция. Возрастаеттонус скелетных мышц. Изменяется голос. Учащается сердцебиение, повышаетсяартериальное давление. Это объясняется возбуждением двигательных центров, центровсимпатической нервной системы и выбросом адреналина из надпочечников(полиграфия).

Основноезначение в формировании эмоций принадлежит гипоталамусу и лимбической системе.Особенно миндалевидному ядру. При его удалении у животных механизмы эмоцийнарушаются. При раздражении миндалевидного ядра у человека страх, ярость, гнев.У человека важное значение в формировании эмоций принадлежит лобной и височнойобластям коры. Например, при повреждении лобных областей возникаетэмоциональная тупость. Неодинаково и значение полушарий. При временномвыключении левого полушария возникают отрицательные эмоции – настроениестановится пессимистичным. При выключении правого – возникает противоположноенастроение. Установлено, что первоначально чувство благодушия, беспечности,легкости при употреблении алкоголя объясняется его воздействием на правоеполушарие. Последующее ухудшение настроения, агрессивность, раздражительностьобусловлено действием алкоголя на левое полушарие. Поэтому у людей снедостаточно развитым левым полушарием алкоголь практически сразу вызывает агрессивноеповедение. У здоровых людей эмоциональное преобладание правого полушарияпроявляется мнительностью, повышенной тревожностью. При доминантности левого –этих явлений нет (тест эмоциональной асимметрии мозга - юмор).

Важноезначение в возникновении эмоций принадлежит балансу нейромедиаторов. Например,если в мозге возрастает содержание серотонина, настроение улучшается, при егонедостатке наблюдаются депрессии. Такая же картина наблюдается при недостаткеили избытке норадреналина. Обнаружено, что у самоубийц значительно сниженосодержание этих нейромедиаторов в мозге.

 

Изинформационной "теории" П. В. Симонова:

"Но все перечисленные и подобные им факторыобусловливают лишь вариации бесконечного многообразия эмоций, в то время какнеобходимыми и достаточными являются два, только два, всегда и только двафактора: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворения."

"мы пришли в 1964 г. к выводу о том, чтоэмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальнойпотребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ееудовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранееприобретенного индивидуального опыта. "

"В самом общем виде правило возникновенияэмоций можно представить в виде структурной формулы:

Э = f [П, (Ин — Ис), …. ],

где Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П —сила и качество актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности(возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного ионтогенетического опыта; Ин — информация о средствах, прогностическинеобходимых для удовлетворения потребности; Ис —информация о средствах,которыми располагает субъект в данный момент.

"

"положительная эмоция при еде возникает засчет интеграции голодового возбуждения (потребность) с афферентацией из полостирта, свидетельствующей о растущей вероятности удовлетворения даннойпотребности."

Другими словами: интенсивность эмоции тем больше,чем больше сила потребности и чем больше вероятность ее удовлетворения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: