Матрица четырехпольного SWOT-анализа




Таблица четырехпольного SWOT-анализа

Внутренние факторы Внешние факторы
Сильные стороны: Передовое импортное оборудование и технологии. Отлаженная информационная система получения заказов. Стабильные отношения с поставщиками. Собственная база НИОКР. Высококвалифицированный персонал. Наличие сертификата ISO 9000. Сравнительно низкая себестоимость. Минимальные потери и хищения Возможности: Высокие темны роста спроса на товар в России. Незаменимость товара. Возможность получения квоты на экспорт в ЕС. Большая емкость рынка России. Отсутствие товаров-субститутов. Увеличение числа потребителей по мере роста уровня благосостояния населения
Слабые стороны: Ограниченность складов. Отсутствие региональных представительств. Слабая координация подразделений по обслуживанию потребителей. Отсутствие опыта у ряда работников. Отсутствие собственного грузового транспорта. Недостаток оборотных средств Опасности: Ужесточение конкуренции между существующими конкурентами. Сезонные колебания спроса на товар. Риск появления новых конкурентов. Риск порчи и пропажи товара в пути. Угроза со стороны движения в защиту природы в регионе

 

Основным недостатком методики проведения SWOT-анализа с использованием четырехпольной таблицы является трудность принятия решения и разработки возможных действий по учету факторов рыночной среды из-за небольшой информативности.

Методика качественного SWOT-анализа с использованием четырехпольной матрицы позволяет получить не только перечень сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз рыночной среды, но и варианты стратегических решений для разработки программы развития предприятия (табл. 2).

Таблица 2

Матрица четырехпольного SWOT-анализа

  Возможности: Высокие темпы роста спроса на товар в России. Возможность получения квоты на экспорт в ЕС. Отсутствие товаров — субститутов Угрозы: Ужесточение конкуренции. Сезонные колебания спроса на товар. Угроза со стороны движения в защиту природы в регионе

Окончание табл. 2

Сильные стороны: Собственная база НИОКР. Сравнительно низкая себестоимость. Наличие сертификата ISO 9000 Разработка стратегий, использующих «силу» для реализации «возможностей» Разработка стратегий, использующих силу для устранения «угроз»  
Слабые стороны: Отсутствие региональных представительств. Слабая координация подразделений по обслуживанию потребителей. Недостаток оборотных средств Разработка стратегий, минимизирующих «слабость», преодоление слабости за счет выявления «возможностей» Разработка стратегий, минимизирующих «слабость» и избавления от слабостей и » предотвращения «угроз»

 

2.3. Оценка комплекса маркетинга предприятия

В теории маркетинга существует понятие “комплекс маркетинга”, которое включает в себя совокупность инструментов, используемых в маркетинговой деятельности, чтобы обеспечить желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка. Эти инструменты можно объединить в четыре группы: товар, цена, методы распространения, формы стимулирования.

Товар - это изделия и услуги, предлагаемые целевому рынку.

Цена - сумма денег, уплачиваемых покупателями для приобретения товаров.

Методы распространения - деятельность, с помощью которой организация доводит свои товары до целевых потребителей.

Формы стимулирования - деятельность по убеждению целевых потребителей в необходимости приобретать предлагаемые товары.

Формирование товарной политики предполагает определенный комплекс действий товаропроизводителя по обеспечению последовательных и взаимоприемлемых решений, направленных на формирование ассортимента и управление им; поддержание конкурентоспособности товара; поиск для товара наиболее привлекательных сегментов рынка; разработку и реализацию подходов к упаковке и маркировке товара, сервисному обслуживанию и пр.

Разработка и осуществление товарной политики требуют соблюдения следующих условий: четкого представления о целях производства и сбыта на перспективу; наличия стратегии производственной и коммерческой деятельности предприятия; глубокого знания рынка и основных тенденций, определяющих его развитие; ясного представления о собственных возможностях и ресурсах (материальных, технологических, сбытовых, инновационных, финансовых) в настоящее время и на перспективу. Поскольку рыночный успех является главным критерием оценки деятельности предпринимателя, то трудно переоценить значение грамотно разработанной и умело осуществленной товарной политики. Основные подходы к разработке товарной политики по классификации Е. Дихтеля и Хершгена [9] представлены на рис.1.

Предприниматель может или начать производство нового продукта, или каким-либо образом усовершенствовать выпускаемый товар (модификация), или вообще отказаться от бесперспективного дела (снятие с производства).

Рис. 1. Классификация стратегий товарной политики

 

Причем в инновационном подходе следует различать разработку подлинных товаров-новинок и товаров, новых лишь для данного товаропроизводителя. Подлинные новинки либо предлагают новое решение потребительской нужды (калькулятор вместо логарифмической линейки), либо удовлетворяют потребность, для которой раньше не было никакого товара (кондиционер).

Модификация существующего товара осуществляется путем вариации или дифференцированием. Под вариацией товара понимается изменение его параметров и характеристик, при этом старый продукт исключается из производственной программы.

Основанием для выбора такого подхода могут быть новые требования к характеристикам товара (изменение покупательских представлений и предпочтений) или ответные реакции на действия конкурентов.

Под дифференцированием понимается совершенствование имеющегося товара, приводящее к появлению наряду со старым нового изделия. Этот подход применяется с целью учета различий в отдельных сегментах рынка, (например, расположение рулевого управления в автомобиле зависит от принятой в стране организации дорожного движения). Основная проблема данного подхода состоит в обеспечении баланса между приспособлением товара к индивидуальным запросам покупателей и оптимальной организацией производства.

Процесс ценообразования представляет собой ряд последовательных этапов:

? выбор целей ценообразования;

? оценка рыночной ситуации;

? выбор ценовой стратегии;

? реализация ценовой стратегии;

? выбор методов ценообразования;

? приспособление цен.

Традиционно цели ценовой политики (рис.2) подразделяются на три группы: цели, основанные на сбыте (выживаемость); цели, основанные на прибыли; цели, основанные на существующем положении.

Обеспечение сбыта - главная цель организаций, функционирующих в условиях жесткой конкуренции на рынках, где представлено много производителей с аналогичными товарами.

Такая целевая установка выбирается в случаях, когда спрос отличается высокой эластичностью, а емкость рынка велика. Организация рассчитывает добиться максимального роста объема сбыта и доходов за счет некоторого снижения нормы прибыли с каждой единицы товара (уровня рентабельности). При этом можно ожидать, что увеличение объема реализации позволит сократить относительные издержки производства и реализации, а низкие цены, в свою очередь, отпугнут конкурентов.

Наиболее распространенным приемом в этом случае является использование заниженной цены проникновения, предназначенной для захвата большей доли рынка.

Рис. 2. Система целей ценообразования

 

Оценка рыночной ситуации включает в себя: определение спроса, анализ издержек производства, анализ цен и товаров-конкурентов. Организация на этом этапе определяет концепцию разработки ценовой политики, увязывая в интегрированную систему отдельные решения.

Спрос на товар определяет верхний уровень цены, которую организация может установить. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных затрат) определяют минимальную ее величину. Это особенно важно в случаях снижения цен.

Кроме того, колебания издержек производства, вызванные объективными внешними причинами, также необходимо отражать в продуманной политике ценообразования.

Существенное влияние на цену оказывает поведение конкурентов и их ценовая политика. Анализ цен и товаров конкурентов позволяет не только успешно позиционировать товар на рынке, но и обеспечить стабильное положение организации среди конкурентов.

Выбор ценовой стратегии - один из важнейших этапов разработки ценовой политики.

Различают три основных подхода к определению ценовой стратегии: основанная на издержках, основанная на спросе, основанная на конкуренции.

Стратегия, основанная на издержках, предполагает установление цен, базирующихся на расчете издержек производства, затрат на реализацию продукции и предполагаемого размера прибыли. Спрос в этом случае не изучается. Такая схема ценообразования часто используется организациями, цели которых ориентированы на получение прибыли или дохода от инвестиций.

В случае стратегии, основанной на спросе, цены устанавливаются на приемлемом для потребителей уровне, определяемом в результате изучения их желаний. Такой подход базируется на предположении, что цена выступает в качестве основного фактора в принятии покупательских решений. Поэтому главная задача для такой ценовой стратегии - определение максимального потолка цены, которую согласны заплатить потенциальные потребители. Ее величина зависит от эластичности спроса, доступности товаров-заменителей и важности соответствующей потребности в покупательском восприятии.

При использовании стратегии, основанной на конкуренции, цены могут быть как ниже рыночных (равновесных), так и на уровне или выше рыночных - в зависимости от приверженности потребителей, предоставляемого сервиса, образа товара, реальных или предполагаемых различий между товарами или магазинами. Такой стратегический подход используется организациями, сталкивающимися с конкурентами, продающими аналогичные товары.

Реализация ценовой стратегии включает большое число разнообразных, взаимосвязанных решений:

- стратегия установления стандартных и меняющихся цен;

- стратегия единых и гибких цен;

- стратегия «психологических» цен;

- стратегия установления цен по географическому принципу;

- стратегия установления цен в рамках товарной номенклатуры;

- стратегия глубокого проникновения;

- стратегия «снятия сливок».

Пройдя все описанные выше этапы установления цены, организация может приступить к определению цены на товар. Очевидно, что оптимальная цена должна постоянно возмещать все издержки по производству и сбыту товара, а также обеспечивать получение заранее определенных норм прибыли.

Для этого используются различные методы расчета цены, наиболее распространенные из которых основываются на калькулировании издержек, анализе безубыточности, ощущаемой ценности товара, закрытых торгах, уровне текущих цен.

Наиболее простым и распространенным считается первый из названных методов, предусматривающий формирование цены по традиционной схеме:

Цена = издержки (себестоимость (скидки продукции) + прибыль + надбавки (скидки к цене) + налоги

Таким образом, рассчитываются оптовая цена предприятия, оптовая (отпускная) цена промышленности, розничная цена.

Другой метод ценообразования имеет подобную первому схему, однако в отличие от него ориентирован не на восполнение затрат, а на получение целевой прибыли.

Такой подход также имеет весьма широкое распространение и присутствует в качестве обязательного компонента в каждом бизнес-плане (рис. 3). В этом случае цена (tga) устанавливается организацией из расчета возможного объема продаж. Однако для возмещения издержек производства необходимо реализовать определенный объем продукции (Q1) по данной цене или же по более высокой цене – меньший ее объем.

Здесь особую важность приобретает ценовая эластичность спроса. Используя этот метод, рассчитывают, при каком уровне будут достигнуты объемы продаж, позволяющие покрыть валовые издержки и получить необходимую прибыль.

Расчет цены на основе ощущаемой ценности товара принципиально отличается от рассмотренных выше методов, поскольку основным фактором ценообразования выступают не издержки, а покупательское восприятие товара. Для формирования в сознании потребителя представления о ценности товара продавец использует неценовые формы воздействия: предоставление сервисного обслуживания, особые гарантии покупателям, применение товарной марки в случае перепродажи товара и т.п. Цена в этом случае только подкрепляет ощущаемую ценность товара.

Рис. 3. График безубыточности

 

Назначая цену с учетом уровня текущих цен, организация в основном ориентируется на цены конкурентов и в меньшей степени учитывает как собственные издержки, так и спрос. При этом цена может быть установлена как на уровне, так и выше либо ниже уровня цен основных конкурентов. Метод ценообразования на основе текущих цен довольно популярен (например сельскохозяйственный рынок), особенно в случаях, когда затруднительно количественно оценить эластичность спроса. Кроме того, использование этого метода позволяет сохранить нормальное равновесие в рамках отрасли производства.

Назначение цен на основе закрытых торгов (тендерный метод) получило распространение в случаях торгов за подряды или государственные заказы. В отличие от открытых аукционов на закрытых тендерах цену выбирает заказчик из ряда автономных предложений подрядчиков. Поэтому при назначении своей цены организация ориентируется на ожидаемые ценовые предложения конкурентов, а не на издержки или спрос. Более того, для получения контракта организация должна запросить либо минимальную по сравнению с другими конкурентами цену, либо при близком уровне цены предложить более привлекательные условия (качество, сроки исполнения, гарантия и т.п.).

Последний этап процесса ценообразования - приспособление цен к реальной рыночной ситуации. Цель всех предшествующих этапов можно определить как сужение диапазона цен, в рамках которого и будет выбрана окончательная цена. На заключительном этапе необходимо учитывать не только экономические, но и психологические факторы цены. Предполагаемую цену следует проверить на соответствие установкам практикуемой политики цен - желательного ценового образца организации.

Инструментами, обеспечивающими адаптацию цен к реальной ситуации, являются:

- инициативное изменение цен;

- ценовое лидерство;

- скидки и зачеты;

- цены для стимулирования сбыта.

В основе дистрибутивной политики лежит выбор каналов распределения, которые служат для перемещения в пространстве и времени товаров и услуг и доведения их до конечных потребителей и пользователей.

Каналы распространения могут быть трех видов:

1. Прямые каналы (каналы прямого маркетинга), связанные с перемещением товаров без участия посредника;

2. Косвенные каналы, связанные с перемещением товаров сначала от изготовителя к независимому посреднику (посредникам), а затем от него к потребителю. В зависимости от количества посредников различают каналы разных уровней (одно-, двух-, трехуровневый). Уровень канала - это любой посредник, выполняющий ту или иную функцию в процессе приближения товара и права собственности на него к конечному покупателю.

3. Смешанные каналы - формы распределения и продвижения товара, основанные на сочетании прямых и смешанных каналов распределения (например, на рынках с высокой концентрацией потенциальных покупателей целесообразно создать сеть фирменных магазинов (прямой маркетинг), а на рынках с невысоким спросом - осуществлять сбыт через посредников).

Зачастую традиционный канал распределения, состоящий из независимых производителей и посредников, каждый из которых стремится извлечь максимальную прибыль, становится причиной необоснованно высоких цен на товар. В результате от ценовой недоступности товара страдает не только потребитель, для которого покупка становиться явно «не по карману». В такой ситуации проигрывают все участники канала, включая и товаропроизводителя. Чтобы избежать подобной опасности, в последнее время все большее распространение получают вертикальные маркетинговые системы (ВМС).

Вертикальная маркетинговая система - канал распределения, в котором один из участников владеет другими, либо обладает мощью, обеспечивающей их полное сотрудничество.

ВМС возникли как средство контроля за поведением канала и предотвращения конфликтов между его отдельными участниками, преследующими собственные цели.

Специалисты выделяют три основные типа ВМС (рис. 4): корпоративные, договорные и управляемые.

Рис. 4. Классификация ВМС

 

В корпоративных ВМС последовательные этапы производства и распределения находятся в единоличном владении (например, мясокомбинат владеет сетью фирменных магазинов, торговых киосков, поставляет продукцию на предприятия общественного питания).

Договорная ВМС состоит из независимых организаций, связанных договорными отношениями и координирующих свою деятельность для достижения больших коммерческих результатов и (или) снижения затрат.

Управляемая ВМС координирует деятельность ряда последовательных этапов производства и распределения благодаря размерам и мощи одного из ее участников.

Так, производитель ведущего марочного товара в состоянии добиться сотрудничества и мощной поддержки со стороны промежуточных продавцов этого товара. Например, продукция известнейших модельеров продается в самых дорогих и престижных салонах, которые с большой охотой организуют показы мод и презентации коллекций, участвуют в проведении рекламной кампании и т.п.

Решение о выборе канала распределения - один из важнейших факторов, обеспечивающих предпринимательский успех. Каждый канал характеризуется присущими ему уровнями сбыта и издержек. Формирование канала требует изучения основных вариантов его возможной структуры (тип и количество участников).

В своей коммуникативной политике организация использует комплекс средств по стимулированию сбыта, среди элементов которого специалисты выделяют следующие: реклама, пропаганда, личная продажа, поощрительные средства.

Реклама — любая форма неличного представления и продвижения идей, товаров и услуг, оплачиваемая точно установленным заказчиком.

Пропаганда (“паблисити”) — неличное и неоплачиваемое стимулирование спроса на товар, услугу или организацию посредством помещения коммерчески важных сведений в средствах массовой информации и через публичные заявления.

Личная продажа — устное представление в ходе беседы с потенциальным покупателем (покупателями) с целью совершения продажи.

Поощрительные средства — кратковременные побудительные меры поощрения покупки или продажи товара.

Пропаганда входит составной частью в более широкое понятие деятельности по организации общественного мнения (“паблик рилейшинс“). Основными формами пропаганды являются:

- установление и поддержание связей с прессой (с целью размещения сведений познавательно-событийного характера в средствах массовой информации для привлечения внимания к личностям, товарам и услугам);

- товарная пропаганда (разнообразная деятельность по популяризации конкретных товаров);

- лоббизм (обеспечение более глубокого понимания со стороны общественности);

- консультирование (разработка рекомендаций руководству организации по вопросам общественной значимости, положения и образа фирмы).

В арсенале поощрительных средств по стимулированию сбыта используют: образцы, купоны, упаковки по льготной цене, премии и зачетные талоны, экспозиции и демонстрации, профессиональные встречи и специализированные выставки, конкурсы, лотереи, игры.

Распространение образцов — это предложение товара потребителю бесплатно или на пробу.

Купоны представляют собой сертификаты (свидетельства), дающие право потребителю на скидку при покупке конкретного товара.

Упаковка по льготной цене — это предложение покупателю определенной экономии против обычной цены товара (например, когда по сниженной цене продают вариант расфасовки товара — две пачки по цене одной).

Премии – это товар, предлагаемый по довольно низкой цене или бесплатно в качестве поощрения за покупку другого товара.

Зачетный талон – специфическая премия, которую получают потребители и которую могут обменять на товар в специальных обменных пунктах.

В зависимости от целей рекламы, можно выделить следующие виды: ориентированную на спрос; ориентированную на образ.

Рекламу, ориентированную на спрос, можно подразделить на следующие разновидности:

- информативная (создание первичного спроса на новый товар);

- увещевательная (создание селективного спроса, предпочтения марке);

- напоминающая (стабилизация сбыта, приверженность марке).

Реклама, ориентированная на образ (институциональная), подразделяется на отраслевую (создание общего спроса на основе разработки благоприятного образа отрасли) и корпоративную (селективный спрос на основе разработки благоприятного образа организации).

В зависимости от объекта, спрос на который стимулируется с помощью рекламы, различают следующие ее виды:

- престижная (создание имиджа организации);

- марочная (выделение конкретного марочного товара);

- рубричная (распространение информации о продаже, услуге или событии);

- распродажная (объявление о распродаже по сниженным ценам);

- разъяснительно-пропагандистская (отстаивание конкретной идеи).

Процесс осуществления рекламной кампании в соответствии с рекомендациями специалистов можно представить в виде последовательности следующих этапов: определение целей; распределение ответственности; составление бюджета; разработка темы; выбор средств; разработка временного графика; оценка эффективности рекламы.

О возможных целях рекламной деятельности уже говорилось выше, поэтому начнем рассмотрение со второго этапа, содержание которого заключается в определении участников разработки и осуществления рекламной деятельности. Возможно, осуществлять всю работу силами самой организации или, наоборот, полностью поручить ее специализированному рекламному агентству или компании. Возможен вариант комбинированного участия в осуществлении рекламной деятельности. В конечном итоге все решает квалификация исполнителей и финансовые возможности.

Поэтому разработка бюджета – весьма важный вопрос, от решения которого будут зависеть и масштабы, и средства, и формы проведения рекламной кампании.

Разработка темы определяет общий творческий подход к рекламе и включает в себя формирование идеи обращения, выбор вариантов обращения, исполнение обращения. Идея рекламного обращения представляет собой выраженную в приемлемой для потребителя форме выгоду (благо), заключенную в предлагаемом товаре.

Специалисты выделяют четыре типа потребительского восприятия: рациональное, эмоциональное, социальное и удовлетворение самолюбия.

Очевидно, что ограничиться каким-либо одним вариантом из множества возможных можно лишь на основе их оценки и сопоставления. В качестве критериев для таких оценок рекомендуют использовать желательность, исключительность и правдоподобность, т.е. всякое обращение к покупателю должно быть для него интересным, сообщать нечто особенное, отличающее объект рекламы от прочих подобных, и, наконец, обращение должно быть доказуемым.

Степень воздействия обращения зависит не только от того, что сказано, но и как это сказано, поскольку задача рекламы – привлечь внимание и интерес целевой аудитории.

С этой точки зрения важными элементами в исполнении обращения выступают: содержание, которое строится на акцентировании целевой установки; аргументация, которая содержит основные доводы, тон обращения, который обеспечивает необходимую эмоциональную окраску.

Совокупность вышеперечисленных элементов реализуется в различных вариантах стилевых решений, наиболее часто встречаются следующие: зарисована с натуры; акцентирование образа жизни; создание фантазийной обстановки; создание настроения или образа; мюзикл; использование символического персонажа; акцент на профессиональном или техническом опыте; использование данных научного характера; использование свидетельств в пользу товара.

Выбор средств распространения рекламы зависит от широты охвата, частоты появления и силы воздействия. Основными средствами распространения рекламы являются, прежде всего, средства массовой информации: телевидение, радиовещание, периодические печатные издания, наружная реклама, адресные списки и прочее.

Немаловажную роль в выборе средств играет и финансовая сторона.

Очевидно, что наиболее действенные и доходчивые по широте охвата аудитории средства стоят дороже, например, наиболее дорогим для размещения рекламы является телевидение.

Составление временного графика размещения рекламы осуществляется с учетом сезонности, ожидаемых конъюнктурных изменений, цикличности появления рекламных объявлений; могут применятся равномерные и пульсирующие графики.

Организация рекламной кампании представляет собой осуществление совместных действий с участниками каналов сбыта, торговцами, прогнозирование и противодействие негативным реакциям со стороны конкурентов.

Оценка эффективности рекламной программы осуществляется на основе замеров коммуникативной эффективности (степени восприятия и узнаваемости), а также замеров торговой эффективности (на основе изменения объемов продаж).

В заключении содержатся основные выводы и рекомендации, сформулированные в курсовой работе.

 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ

 

Объект курсовой работы студент выбирает самостоятельно, утверждает его руководитель курсового проектирования.

Работу желательно представить в печатном виде (компьютерном наборе), но допускается и рукописное исполнение.

Работа должна содержать иллюстративный графический материал, схемы, рисунки, таблицы, которые должны иметь соответствующие их содержанию названия и номера по порядку. В отдельных случаях в приложении к работе могут быть помещены различные сопроводительные документы, фотографии, выписки из постановлений, приказов и т.п. Приложения не входят в общий установленный объем работы, станицы, которые они занимают, не нумеруются. Курсовая работа, которая по своему содержанию соответствует установленным требованиям, допускается к защите.


Рекомендуемая литература

 

1. Багиев, Георгий Леонидович. Маркетинг: учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн.— 3-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург: Питер, 2006.— 733 c.: табл., схемы.— (Учебник для вузов).— Библиогр.: с. 726-733.— ISBN 5-469-00482-1.

2. Басовский, Леонид Ефимович. Маркетинг: курс лекций / Л. Е. Басовский.— Москва: Инфра-М, 2005.— 218 с. — (Высшее образование).— Библиогр.: с. 218.— ISBN 5-16-002309-7.

3. Ким, Сергей Алексеевич. Маркетинг: учебное пособие для вузов по специальностям "Маркетинг", "Реклама", "Коммерция (торговое дело)" / С. А. Ким.— 2-е изд. — Москва: Дашков и К, 2010.— 236 c.: ил., табл. — Библиогр.: с. 232-234.— ISBN 978-5-394-00624-1.

4. Котлер, Филип. Основы маркетинга: краткий курс: пер. с англ. / Ф. Котлер.— Москва: Вильямс, 2006.— 646 c.: табл. — Предм. указ.: с. 643-646.— ISBN 5-8459-0376-9.

5. Маркетинг: общий курс: учебное пособие для вузов по направлению 521600 - "Экономика" / А. Я. Якобсон [и др.]; под ред. Н. Я. Калюжновой, А. Я. Якобсона.— 2-е изд., стер. — Москва: Омега-Л, 2007.— 476 c.: ил.— (Высшее экономическое образование).— ISBN 5-365-00766-2.— ISBN 978-5-365-00766-6.

6. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник для вузов по экономическим специальностям / В. А. Алексунин [и др.]; под ред. В. А. Алексунина.— Изд. 6-е.— Москва: Дашков и К, 2008.— 714 c.: ил., табл. — Библиогр.: с. 708-714.— ISBN 978-5-91131-843-7.

7. Морозов, Юрий Владимирович. Основы маркетинга: учебное пособие / Ю. В. Морозов.— Изд. 5-е, испр. и доп. — Москва: Дашков и К, 2006.— 148 с.: ил. — Библиогр.: с. 148.— ISBN 5-94798-810-0.

8. Панкрухин, Александр Павлович. Маркетинг: учебник для вузов по специальности 080111-"Маркетинг" / А. П. Панкрухин; Гильдия маркетологов.— 5-е изд., стер. — Москва: Омега-Л, 2007.— 655 с.: ил. — ISBN 5-365-00636-4


Оглавление

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ- 3

1.1. Структура и порядок оформления пояснительной записки- 3

1.2. Оформление пояснительной записки- 3

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ-- 3

2.1. Структура маркетинговой среды предприятия- 4

2.2. Оценка стратегических позиций предприятия- 11

2.3. Оценка комплекса маркетинга предприятия- 16

3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ--- 29

Рекомендуемая литература- 30

 


 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К КУРСОВОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ТЕОРИЯ МАРКЕТИНГА»

 

Составители МАРЧЕНКО Александр Анатольевич

СМИРНОВ Виктор Николаевич

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: