Формирование советского государственного аппарата. Становление советского делопроизводства (1917 г. - 1920-е гг.).




 

Становление советского гос. аппарата сопровождалось поисками новых, соответствующих времени форм делопроизводства.

Революция 1917 г. была направлена на коренной слом старого гос. аппарата и построение нового, основанного на привлечении к его деятельности широких трудящихся масс.

Всероссийский съезд Советов стал высшим органом государственной власти. В период между его съездами избирался ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитете)- высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган гос. власти РСФСР в 1917-1937. Для непосредственного управления страной образовано первое советское правительство - Совет Народных Комиссаров. Для руководства отдельными отраслями гос. управления были созданы первые 13 народных комиссариатов (наркоматов). По составу новый аппарат принципиально отличался от старого: фактическое отстранение от власти бывших помещиков, дворян, представителей купечества закреплено декретом «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». Для работы в советских учреждениях были привлечены революционеры, рабочие, солдаты и пр., не имеющие спец.образования. Уровень документационного обеспечения понизился. Все дореволюционные правила делопроизводства были отменены, а новые – не созданы. Немногочисленные практические руководства по составлению и оформлению документов типа дореволюционных письмовников не смогли оказать существенного влияния на упорядочение документообразования в административном аппарате, т.к. касались главным образом документов по урегулированию гражданско-правовых отношений. В первые годы советской власти началась работа по демократизации языка официально-делового стиля. Это проявилось прежде всего в упрощении и одновременно в регламентации и унификации языка документов. Основное, что отличает язык и стиль документов революционной эпохи, - это предельная простота изложения. В документах отсутствуют громоздкие синтаксические конструкции, устаревшая лексика, ограниченно используются специфические официально-деловые термины. Требования к языку документов были обусловлены социальным фактором: во-первых, они должны были хорошо восприниматься на слух, а во-вторых, читать их могли немногие, поскольку население России в большинстве было неграмотно или малограмотно. Общая стилистическая окраска текстов приближается к нейтральной, однако привлечением в деловую речь приподнято-торжественной лексики характеризуются почти все документы революционной эпохи.

Использование выразительных средств придает документам патетический характер. Даже такой документ, как «Устав внутренней службы Рабоче-Крестьянской Армии», не лишен патетики, что проявляется в использовании метафорических выражений (как зеницу ока беречь и охранять народное имущество), в инверсии (не щадить сил своих, ни самой жизни своей). В текстах международных д-в этого периода также заметно преобладание средств публицистического стиля, поскольку тематикой их стала борьба за мир. В целом в документах первых лет советской власти происходили сложные языковые изменения. В связи с социальными преобразованиями ушли в прошлое и стали историзмами многие слова, называвшие реалии дореволюционного времени (сословия, титулы, чины) - купец, дворянин, мещанин, граф, князь, коллежский асессор, тайный советник. Все слова со значением сословия были заменены одним: гражданин, который использовался в законодательных актах того времени.

Вместо устаревших названий правительственных учреждений - сенат, департамент, дума, управа, казначейство, палата, присутствие и др. появились новые: органы власти, советы, комиссариаты, комитеты и т.п. Вышли из употребления термины, называвшие единицы административного управления: полиция, полицейский, городовой, пристав, а также некоторые должности: присяжный поверенный, товарищ прокурора, адвокат, арестант и пр. Появились новые названия: защитник, обвинитель, заключённый.

Т.О, разные виды д-в революционных и первых послереволюционных лет свидетельствуют о разрушении норм делового языка царской канцелярии и о возникновении нового стиля документов, написанных не «канцелярским, а революционным языком».

В целом, уровень ДО управления понизился. В то же время на своих местах оставались многие царские чиновники, саботировавшие новую власть. Необходимо было законодательно оформить деятельность властных структур, упорядочить процессы документирования. 30 октября 1917 г. СНК издает декрет «О порядке утверждения и опубликования законов».

2. Декреты первых лет советской власти, затрагивающие вопросы документирования

Первые годы советской власти ознаменованы поисками правил организации делопроизводства, отвечавших задачам, которые ставила новая власть. Большое внимание уделялось упрощению и рационализации делопроизводства.

Были изданы декреты, регламентировавшие порядок законотворческой деятельности.

Для улучшения качества оформления документов было принято Постановление «О форме бланков гос. учреждений». В этом документе перечислялись обязательные реквизиты бланков документов. Декрет «О порядке пользования печатями с гос.гербом» определил порядок использования печатей. Постановление «О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты» и декрет «Об упрощении делопроизводства и переписки в советских учреждениях» были направлены на сокращение потока документов и предписывалось заменить переписку переговорами по телефону, деловые бумаги — телефонограммами, установить контроль за всеми РД.

«Положение о письмоводстве и делопроизводстве» - за основу был принят аналогичный по наименованию и содержанию документ военного ведомства 1911 года. Изменения в новом проекте были незначительными и касались исключения устаревших канцелярских шаблонов при составлении текстов д-в, рекомендаций по использованию меньших форматов бумаги в целях ее экономии.

В этих условиях был создан специальный орган – Народный комиссариат Рабоче-крестьянской инспекции (НК РКИ), который контролировал работу государственного аппарата и осуществлял его рационализацию.

При РКК была создана Центральная Контрольная Комиссия (ЦККРКИ), которая должна была осуществлять мероприятия по рационализации техники управления, делопроизводства, функциями к-го явл

1. изучение гос.аппарата с использованием хронометража,

2. анкетирование,

3. консультации по улучшению деятельности органов управления на местах,

4. методическая помощь.

1920-1930-е годы — особый период в развитии советского делопроизводства, так как это время массового движения, названного НОТ и научной организацией управленческого труда (НОУТ). Движение за НОУТ оказало значительное влияние на формирование и развитие делопроизводства. Благодаря деятельности РКИ в стране в 1920 годы сложилась система научно-исследовательских, хозрасчетных, ведомственных и общественных организаций, разрабатывающих вопросы научной организации управления на единой методической основе. Организационно-научная деятельность по оптимизации в сфере управления была закреплена нормативными документами и созданием целой сети общественных организаций, институтов и лабораторий, занимавшихся вопросами НОТ и делопроизводства.

НОТ –рационализация упр.труда и упр.процессов-как оптимизировать принятие упр.реш-й. с НОТ связано появление первых научных школ упр-я. Как можно рац-ть пр-ный процесс, так и совсетские теоретики эти принципы на пр-ве пытались перенести в рац-ю упр.труда

На рубеже 20-30гг были подвергнуты разгрому в связи с ужесточением системы упр-я. Потому что заговорили об улучшении условий труда (гос.ситуация была иной-затянем пояса, появлколхозов)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: