Эта копия была сделана вскоре после окончания работы над фреской Леонардо да Винчи. Картиной долгое время владели картезианцы Женского Монастыря в Павии. В 1793 году картина перешла во владение бакалейщика в Милане. В последствии, по совету Томаса Лоренса, картина была выкуплена Королевской Академией в Виндзоре.
Иоанн
Креститель.
1513-16
Обращенный к небу
указательный палец его правой
руки – ещё один мотив,
связанный с иконографией
этого святого, пришедшего в
мир, чтобы проповедовать
покаяние, которое «расчистит
путь» грядущему явлению
Мессии. На лице, выделенном
светом, с острым, почти
фавнообразным овалом,
обрамлённом каскадом
кудрявых волос, играет
загадочная интригующая
улыбка, которая не
согласуется с образом
аскетического пророка,
жившего в пустыне и
питавшегося саранчой и
всякой дикой пищей. История
этого произведения, обнаруживающего то ли манерность, то ли поиска языка экспрессии, покрыта тайной. В источниках оно не фигурирует под названием Иоанн Креститель: Вазари говорит об «ангеле» из медичейских коллекций, приписывая его Леонардо, и в его описании эта картина очень напоминает Иоанна Крестителя.
Можно думать, что первой идеей художника было изобразить благовествующего ангела, если только это согласуется со странной фигурой, вызывающей у зрителя скорей чувство неловкости, чем восторженного изумления. В ней различим тот же дух иронии, что характерен для Джоконды, однако здесь отсутствует пейзаж, на который могла бы проецироваться эта ирония, отражая более сложные связи между человеком и природой. В силу этого Иоанн Креститель производит на зрителя странное, даже двусмысленное впечатление. Между тем, картина безусловно принадлежит к кругу работ Леонардо, а по своему замыслу является одной из самых новаторских, поскольку в фигуре Святого Иоанна мастер синтезировал свои поиски средств выражения чувств и природы человека в целом. Перегруженный символикой и иллюзиями, этот образ, кажется, существует на грани загадки и реальности.
Святой
Иероним
Е
Эта работа, вероятно, предназначавшаяся для фрески алтаря (Badia), во Флоренции, осталась незаконченной.
Пустыня... Бесплодный пейзаж с небольшой скалой. Со страданием на лице, Св. Иероним становится на колени в центре изображённого места. Его левая рука касается края одежды, его правая рука держит камень и готова к удару. На его изнуренной, костистой груди-темное пятно в области сердца, вероятно, впитанная кровь, рана, которую святой нанёс себе во время эпитимии.
Перед ним его друг-лев, с широко открытой пастью, кажется, наблюдает и слушает. Взгляд -вправо, там подразумевается Распятие. Таким образом создана связь между собственным страданием кающегося, Распятием на кресте и страданием Спасителя.
В изображении Св. Иеронима, Леонардо выразил идеи, которые он должен был воплотить в большей картине.
Страдающее выражение лица святого отражает понятия о физиономии и физиологии, которые художник записал в примечаниях. Мускулатура и сухожилия плеча могут быть приняты, как ранний интерес Леонардо к анатомии человека
Дева Мария с
Ребёнком
И Св.Анна
Начав работу над картиной,
и не окончив её, Леонардо
возвратился к ней к концу
жизни. Согласно Гиоргио
Вазари, после возвращения
в родной город, он получил
заказ на живопись алтаря
для церкви Сантиссима
Аннунциата во Флоренции.
Работая в монастыре, при
церкви, он сначала выполнил
предаврительный рисунок.
Есть документы, что рисунок
демонстрировался в течение
двух дней и вызвал
восхищение.
Перед нами сцена,
полная движения: Мария – на
коленях у своей матери,
Св.Анны. Годовалый ребёнок
вырывается из рук матери. Он
отвернулся от неё, играя с
ягнёнком. Почти встав с колен
Св.Анны, Мария пытается
оттянуть ребёнка (ягненок-
жертвенное животное, символ
Страсти Христа). Возможно,
Анна представляет Церковь,
которая не хочет, чтобы
что-нибудь стояло на пути Страсти Христа.
Есть некоторые элементы сходные с "Картоном Берлингтонского дома". Особенно удивляет (в обеих картинах), что в лицах Марии и её матери не чувствуется большой разницы в возрасте, как на картинах других художников. Кроме того, кажется, что фигуры женщин сливаются в одну, даже младенец - часть её. Всё это подчеркивает близкое родство между Анной, Марией и Христом, но расположение каждого- указывает на его роль в этой семье.(Св.Анна возвышается)
Помимо богатства движений, живопись поразительна громадным пейзажем, занимающим треть картины, этим характерны работы Леонардо да Винчи.
Высокие горы и долины, даже низины, возвышаются над группой. Природа-она главная! Пейзаж можно также толковать, как символику: бесплодная, выжженная солнцем земля, яркий свет, могут читаться, как символ Марии, просящей за ребёнка.
Вакх
1510-1513
Портрет
Беатриче
Д'Эсте,
Е
Портрет
Музыканта
Портреты, приписываемые
Леонардо, содержат общие
черты: фон их затемнен,
полуфигурное изображение
модели, обычно в
трёхчетвертном повороте,
помогает представить её
зрителю во всей
индивидуальной
характерности. Имена
портретируемых неизвестны,
несмотря на все усилия
историков искусства
раскрыть их, и на
документальные
свидетельства о
деятельности мастера. Ряд
портретов Леонардо связан
с атмосферой двора Сфорца,
где определяющую роль
играло прославление
индивидуума, отражавшее
славу двора. Чистота форм,
достоинство поз,
сочетающиеся с острым
проникновением в характер модели, сближают портреты художника с самыми передовыми для того времени достижениями в данном жанре искусства – с работами Антонелло да Мессина. Они выходят далеко за рамки меморативного формализма мастеров XV века, развивая тип портрета, воплощающего состояние души персонажа и позволяющего значительно углубить характеристику образа. В так называемом Портрете музыканта из Амброзианы в Милане – модель его иногда идентифицируют с регентом Миланского собора Франкино Гаффурио, но на самом деле здесь изображен просто молодой человек с листом нотной бумаги. Ещё различим некоторый геометризм в передаче пластических объёмов, выдающих тосканское влияние. Шапочка на голове и масса курчавых волос образуют две полусферы по сторонам лица; резкость контуров и светотень свидетельствуют уже о знакомстве мастера с портретами Антонелло да Мессина. Сильно реставрированный, переписанный и, возможно, даже оставленный незаконченным, хотя и на довольно продвинутой стадии работы, этот единственный у Леонардо мужской портрет – если он действительно выполнен самим художником – изображает человека с умным и твердым взглядом. Не увлекаясь риторическим прославлением личности, Леонардо передает во внутреннем свете лица и взгляда портретируемого свойственную ему моральную силу.
Крещение Христа
Андреа дель Вероккьо
(Верроккио),
Леонардо да Винчи
Крещение Христа
1473-1475
Хотя Верроккио, может быть,
доверял молодому Леонардо
рисовать некоторые
незначительные детали и в
более ранних своих работах,
все же скорее всего именно в
«Крещении Христа» он
впервые разрешил ему
нарисовать полностью
фигуру. Маленький, одетый в
голубое ангел, по существу,
известил Флоренцию о том,
что появился новый гений.
Верроккио, согласно
изложению Вазари, был
ошеломлен, так как воочию
столкнулся с явлением,
пришедшим из неведомого
будущего. Однако не только
ангелом возвестил о себе
Леонардо — он сделал это
также с помощью изображения заднего фона «Крещения», в котором туманная, таинственная глубина предвосхищает то удивительное, что будет создано им в «Моне Лизе» и в «Мадонне с младенцем и святой Анной».
Когда Андреа дель Верроккио писал на дереве образ с изображением св. Иоанна, крестящего Христа, Леонардо сделал на нем ангела, держащего одежды, и, хотя был еще юным, выполнил его так, что ангел Леонардо оказался много лучше фигур Верроккио, и это послужило причиной тому, что Андреа никогда больше уже не захотел прикасаться к краскам, обидевшись на то, что какой-то мальчик превзошел его в умении.
Леонардо сложился как художник да, вероятно, в значительной мере и как ученый в мастерской Верроккио. Ранние рисунки и картины Леонардо ясно показывают, какой замечательной школой реалистического искусства была ренессансная мастерская. Здесь все делалось для того, чтобы научить с ранних лет правильно рисовать и помочь овладеть реалистическим методом.
Отношения между Леонардо и Верроккио были, по-видимому, сердечными, хотя Леонардо никогда не упоминал с своем учителе в записных книжках. Он жил в доме Верроккио и продолжал там жить уже после того, как был принят в гильдию Святого Луки в 1472 году в возрасте двадцати лет. Подмастерьем Леонардо, следуя обычному порядку, вначале занимался растиранием красок и другой черной работой. Постепенно, по мере накопления опыта и возрастания мастерства, ему стали доверять простейшую часть работы, на которую Верроккио получал заказы.
Леда
Леда
Леда и
Лебедь
1510-1515
Леда с лебедем
Leda
1508 - 1515
Мона Лиза создавалась
в то время, когда
Леонардо Винчи был
до такой степени
поглощен изучением
строения женского
организма, анатомией и
проблемами,
связанными с
деторождением, что
разделить его
художественные и
научные интересы
практически
невозможно. В эти годы
он зарисовал
человеческий эмбрион
в матке и создал
последнюю из
нескольких версий
картины "Леда" на
сюжет античного мифа
о рождении Кастора и
Поллукса от
соединения смертной
девушки Леды и Зевса,
принявшего образ
лебедя. Леонардо
занимался
сравнительной анатомией и интересовался аналогиями между всеми органическими формами.
Мадонна и
Ребенок с
Ангелом
1460-1473
Портрет
Неизвестной
Поклонение
Волхвов
1472-1477
Картина была заказана Леонардо в 1481 году и предназначалась для украшения алтаря церкви Сан Донато Скопенто, находившейся вблизи Флоренции со стороны Порта а Сан Пьеро Гаттолино (в настоящее время Порта Романа). Художник, однако, не закончил это произведение, оставив его во Флоренции при своём отъезде в Милан в 1482 году. Мадонну с младенцем полукругом окружает толпа, приблизившаяся к Святому семейству, чтобы поклониться ему. Здесь представлено множество физиономических типов людей всех возрастов; среди них и юные всадники. Даже животные, как это потом будет часто встречаться у Леонардо, кажется, разделяют человеческие чувства. На заднем плане, из руин палаццо, чья пустая лестница производит впечатление ирреальной, вырывается кортеж путников и всадников. В правой части композиции изображена конная битва, смысл которой остаётся пока неясным. Два дерева в центре – пальма и каменный дуб – служат осями, вокруг которых закручивается спираль всей композиции, как бы вставленной слева – между фигурой старца, погружённого в задумчивость, и справа – фигурой юноши (он указывает на Мадонну с младенцем). На картине мы видим также лошадей, бредущих без всадников, что, возможно символизирует природу, ещё не подчинённую человеком. А в глубине картины возникают обычные для композиций Леонардо высокие горные вершины, намеченные лишь эскизно, они производят величественное впечатление.
По множеству действующих лиц, по силе драматического движения, изображенного в жестах, позах, и по пестрому разнообразию экспрессии лиц, произведение это одно из самых замечательных произведений всей итальянской живописи XV в. Нельзя представить себе более точного изучения параллельных явлений внутренней и внешней жизни. В такие молодые годы, около тридцати лет, Леонардо да Винчи знал и помнил сложную работу мышц при самых разнообразных душевных состояниях.