Список литературы
а) основная литература:
- Беляков С.А. Новые лекции по экономике образования. - М.: МАКС Пресс, 2007. - 424 с.
- Борисов Е. Ф. Экономика – М.: Проспект, 2011. – 320 с.
- Воронин А.А. Экономика высшего образования в новых условиях хозяйствования - М.: Научно-исследовательский институт высшего образования, 2008.-324 с.
- Голиков А. И., Кисилева Е. А., Чепурин М. И. Курс экономической теории – М.: Изд-во АСА, 2011. – 880 с.
- Закон Российской Федерации "Об образовании".
- Уваров Н. Н. Экономика образования: учебное пособие – М.: РИЦ,2009. – 150 с.
- Экономика образования: учебное пособие / А. А. Кольцова, Б. А. Саакян. – СПб.: Изд-во РГПУ, 2010. – 202 с.
8. Экономика: учебник для вузов по экономическим специальностям и направлениям / под ред. А.С. Булатова. – М., 2009.
9. Экономическая теория: учеб. для вузов / под ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 2010. – 591 с.
- Экономическая теория: учебник /под ред. А. И. Архипова, С. С. Ильина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 608 с.
- Экономическая теория: учебник /под ред. А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой. – М.: МНФРА-М, 2010. – 747 с.
б) дополнительная литература:
1. Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР / отв. ред. М. А. Ларионова. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. – 152 с.
2. Вифлеемский А. Б. Новые системы оплаты труда работников образовательных учреждений – М.: НИИ Школьные технологии, 2009. – 400 с.
3. Захарчук Л. А. Экономика образовательного учреждения: учебное пособие – М.: Форум, 2007. – 103 с.
4. Капелюшников Р. И. Трансформация человеческого капитала в российском обществе / Р. И. Капелюшников, А. Л. Лукьянова. – М.: Фонд «Либеральная миссия», 2010. – 191 с.
5. Кошелев А. И. Национальная экономика. Конспект лекций – М.: ЭКСМО, 2008. – 160 с.
6. Кувакова И. М., Соседов Г. А. Процессы институционализации и самоорганизации в сфере образования / под общ. ред. А. Л. Маршака. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2009. – 80 с.
- Модернизация российского образования: ресурсный потенциал и подготовка кадров / Под ред. Т.Л. Клячко. - М.: ГУ - ВШЭ, 2002. - 182 с.
8. Организационно – правовые основы деятельности некоммерческих организаций на базе школы (сборник документов и материалов) / сост. – Е. М. Шайхутдинов. – Красноярск: КРМОО Центр «Сотрудничество», 2004. – 100с.
9. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения /под науч. ред. В. И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 352 с. – Режим доступа: https://window.edu.ru/
10. Совершенствование системы налогообложения образовательных систем: правовой и экономический аспект / Е. Б. Шувалова и др. – М.: Московский гос. ун-т экономики, статистики и информатики, 2009. – 134 с.
11. Современная экономика образования: теория, практика, методология: научно-методическая разработка для студентов высших учебных заведений / Б. А. Саакян, А. А, Кольцова. – СПб.: Книжный дом, 2008. – 268 с.
12. Социальная политика в трудовой сфере. Учебное пособие / под общ. ред. Н. А. Волгина. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – 275 с.
13. Управление персоналом и человеческий капитал современной России: коллективная монография / В. А. Абчук и др; под ред. О. Я. Гелиха, В. П. Соломина, Г. Л. Тульчинского – СПб.: Кн. дом, 2011 – 413 с.
14. Хусайнова Л. А. Финансирование сферы образования: проблемы и перспективы развития – Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2011. – 121 с.
- Шишкин С.В. Экономика социальной сферы: учебное пособие – М.: ГУ - ВШЭТ, 2003. - 367 с.
16. Экономическая теория: учебное пособие / под ред. Н. С. Чернецовой, В. А. Скворцовой, И. Е. Медушевской. – Изд-е 2-е, испр. и доп. – Пенза: Издательство ПГУ, 2011. – 332 с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- ООН и устойчивое развитие [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/development/sustainable/
- Официальный сайт Всемирного банка https://www.WORLDBANK.org.
- Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс]: Стат. сб. / Росстат. - Режим доступа: https://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticCollections/doc_1135087342078
- Россия в цифрах [Электронный ресурс]: Стат. сб. / Росстат. - Режим доступа: https://www.gks.ru/bgd/regl/b10_11/Main.htm
- Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» - Режим доступа: ecsoman.edu.ru
Тематика рефератов:
1. Особенности экономической системы России.
2. Проблемы развития рыночных отношений в России.
3. Многообразие форм хозяйствования и эффективность экономических институтов в российской экономике.
4. Образование и развитие экономики знаний.
5. Проблемы развития рыночной инфраструктуры в России.
6. Проблемы финансирования системы образования в России.
7. Финансирование системы образования: мировой опыт и Россия.
8. Научно-педагогические кадры России.
9. Налогообложение образовательных учреждений: мировой опыт и Россия.
10. Человеческий капитал и развитие системы образования (на примере опыта экономически развитых стран).
11. Человеческий капитал и развитие системы образования в России.
12. Проблема собственности образовательных учреждений.
13. Инвестиции в человеческий капитал в России.
14. Некоммерческие организации в сфере образования: перспективы и проблемы развития.
15. Образование как основа развития экономики.
16. Перспективы развития частного образования в России: экономический аспект.
17. Совершенствование менеджмента образования в России.
18. Роль образования в процессе формирования и развития инновационной экономики.
19. Совершенствование системы образования как основа инновационной модернизации экономики в России.
20. Перспективы развития малого бизнеса в системе образования.
21. Оплата труда учителей в России.
Задания к теме 1.1:
1. Какие функции выполняют деньги в следующих ситуациях:
а) покупка стиральной машины в рассрочку;
б) заключение договора о страховании жизни, автомобиля;
в) погашение ссуды;
г) учет затрат и стоимости имущества предприятия;
д) оплата поставок продукции предприятию;
е) хранение денег на расчетном счете предприятия;
ж) выдача заработной платы персоналу фирмы;
з) получение пособия по безработице;
и) установление цены товара;
к) возврат долга соседке;
л) внешнеторговая сделка фирмы;
м) определение средней зарплаты на предприятии;
н) оценка наследуемого имущества;
о) определение объема национального производства статистическим ведомством;
п) оплата товара в гастрономе наличными;
р) открытие депозитного счета в банке;
с) сбережение средств для поездки в круиз;
т) оплата покупки холодильника чеком;
у) определение в контракте годового оклада служащего;
ф) сбережение денег на «черный день»;
х) указание цен готовящихся блюд в меню ресторана.
2. Какие блага являются экономическими, общественными, а какие – свободными?
А | Экономические блага | 1. | Вода в роднике | |
Б | Общественные блага | 2. | Услуги городской библиотеки | |
В | Свободные блага | 3. | Услуги парикмахера | |
4. | Услуги врача частной практики | |||
5. | Грибы и ягоды в лесу | |||
6. | Лодка и приспособления для рыбалки | |||
7. | Энергия солнца и ветра |
3.Потребности современного человека чрезвычайно разнообразны и постоянно изменяются. Как Вы полагаете, потребности служат источником развития производства или развитие производства приводит к возникновению новых потребностей? В какой мере новые технические средства улучшают или ухудшают условия жизни людей? Как взаимосвязь производства и потребления отражает поговорка «Богатство создано не трудом, а ленью человека»?
4. В экономической теории понятие «производство» охватывает не только создание товаров. Относятся ли следующие виды деятельности к производству:
а) деятельность оптового продавца;
б) приготовление еды дома;
в) услуги банков и страховых компаний;
г) труд фермера на семейной ферме?
Обосновать свой ответ в каждом случае.
Тесты