Примерные экзаменационные билеты по курсу «Обществознание».




Билет №1

1. Общество как сложная динамичная система. Взаимодействие сфер общественной жизни.

2. Конституция об основах государственного строя.

3. 3. Вам предложили организовать группу из студентов вашей группы для подготовки выступления перед пятиклассниками на тему «Как компьютер помогает учебе?». Кого бы из своих одногруппников вы попросили принять участие в этой работе? Какие бы качества личности вы учли бы, осуществляя свой выбор?

Билет №2

1. Природа и общество.

2. Международные документы о правах человека. Конституция России о правах человека.

3. В России в процессе перехода к рыночной экономике разрыв между теми, кто разбогател, и теми, кто обеднел, резко увеличился. В результате 10% самых богатых в 1993 г. Получил около 40% общего дохода населения страны. Каковы причины этого? Какие экономические меры социальной поддержки населения с низкими доходами использует государство?

 

Билет №3

1. Многообразие путей и форм общественного развития. Прогресс. Критерии прогресса.

2. Правонарушения. Юридическая ответственность.

3. Люди, жившие в первой половине ХХ века, не знали ни телевизора, ни мобильного телефона, ни стиральных машин. А для их детей и внуков все это, как и сверхзвуковые самолеты, кондиционеры, персональные компьютеры, стало частью обычной жизни. Какие выводы о развитии науки и образования можно сделать из этих фактов?

 

Билет №4

1. Культура и цивилизация. Типы цивилизаций.

2. Правосознание. Правоотношения.

3. Испанский социолог М. Кастельс вывел следующую формулу постиндустриального общества: «Я думаю, следовательно, я произвожу». Какую черту этого общества постарался выразить ученый? Чем еще характеризуется данное общество?

 

Билет №5

1. Социальные группы. Социальная стратификация.

2. Право в системе социальных норм.

3. «Общество существует ради сильного государства» или «сильное государство надежно служит обществу»? Какое утверждение из двух представленных в вопросе вы считаете верным и почему?

 

Билет №6

1. Глобализация современного мира, его противоречия.

2. Избирательное право. Избирательные системы.

3. Для приобретения компьютера несовершеннолетний гражданин П. решил продать в антикварный магазин дорогую старинную вазу, доставшуюся ему по наследству. При совершении сделки владелец магазина попросил предъявить завещание и паспорт, после чего выдал подростку деньги за приобретенную у него вещь. Узнав о совершенной сделке, родители подростка подали в суд на владельца магазина. Какое решение должен вынести суд по данному делу?

Билет №7

1. Глобальные проблемы современности.

2. Деньги. Функции денег.

3. «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество» – так сформулировал основной принцип рыночной экономики ученый А. Смит. Раскройте смысл этого утверждения и аргументируйте его.

 

Билет №8

1. Взаимодействие биологического и социального в человеке. Антропогенез.

2. Производство. Экономические ресурсы. Экономическая эффективность.

3. На территории, примыкающей к заповеднику, региональные власти решили строить нефтеперерабатывающий завод. Население региона разделилось на два лагеря: защитников природы, выступающих против этого строительства, и сторонников открытия нового предприятия, позволяющего решить серьезную для данной территории проблему безработицы. Вы оказались в группе местных жителей, в которой спорили сторонники той и другой позиции. Какую из этих позиций вы готовы поддержать? Какие аргументы вы приведете?

 

Билет №9

1. Деятельность человека. Структура. Мотивы. Виды.

2. Государство. Политическая система. Механизм государственной власти в РФ.

3. Представьте, что в одной из поездок вы оказались в окружении людей, которые не понимают вашего языка. Что вы будете делать? Какими способами попробуете установить контакт при отсутствии сопровождающего лица?

 

Билет №10

1. Общение. Виды, формы, функции.

2.Формы государственного устройства

3. Ученые сделали попытку изучить воздействие различных факторов повышения производительности труда на рост объемов производства. Согласно их оценкам около 30% этого роста происходит за счет технического прогресса. Назовите другие факторы, которые обеспечивают повышение производительности труда.

 

Билет №11

1. Религия. Формы религии. Религиозное сознание. Функции.

2. Политическая идеология

3. В вашу квартиру, в которой в данный момент находитесь только вы, пришли с обыском сотрудники милиции. Они объяснили, что по их данным в вашем доме хранятся наркотики. Какие предусмотренные законом действия вы можете предпринять в данной ситуации? Куда следует обратиться в том случае, если ваши законные действия сотрудники милиции проигнорируют?

 

Билет №12

1. Духовный мир человека. Мировоззрение, типы мировоззрений.

2. Политический режим. Виды политических режимов.

3. Прочитай отрывок из работы современного социолога. «Родители и дети не могут и не должны быть равноправны в материальном плане. У родителей должна быть власть над детьми – это во всеобщих интересах. И все же их отношения должны в принципе носить характер равноправия. В демократической семье власть родителей основывается на неписаном соглашении». Как ты понимаешь слова автора о том, что власть родителей над детьми отвечает всеобщим интересам? Чьи интересы, кроме интересов детей и родителей, здесь подразумеваются? Каким, на твой взгляд, могло бы быть упоминаемое автором «неписаное соглашение» между родителями и детьми?

 

Билет №13

1. Научное познание. Социальное познание. Самопознание.

2. Формы правления. Политическая система общества.

3. Вам исполняется 16 лет и в летние каникулы вы решили устроиться на временную работу, чтобы заработать деньги для покупки подарка родителям. Какие документы вы должны предоставить работодателю? Какой документ вы должны подписать? На какие пункты подписываемого вами документа следует обратить особое внимание?

 

Билет №14

1. Познание мира. Виды познания. Цель познания. Критерии истины.

2. Государство и его признаки. Государственная символика России.

3. У пятиклассника М. в связи с длительной болезнью появились проблемы с учебой. Возникшие пробелы затрудняют усвоение нового материала. Вас попросили пятикласснику помочь. Составьте план своих возможных действий.

 

Билет №15

1. Человек. Индивид. Личность. Виды личности. Факторы становления.

2. Экономика потребителя. Доходы. Занятость. Безработица.

3. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери однажды написал: «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то». Установи связь между мнением писателя и тем, что ты изучил в курсе обществознания о развитии способностей человека. Что необходимо человеку, чтобы стать музыкантом, поэтом, художником, ученым?

 

Билет №16

1. Семья и брак. Функции и виды семьи.

2. Государство и экономика.

3. Проанализируйте свой нынешний социальный статус. Попытайтесь спрогнозировать его изменения в ближайшем будущем. Какие новые статусные позиции вы хотели бы обрести? Что вы сделаете для этого?

 

Билет №17

1. Культура. Виды, формы, функции культуры.

2. Типы экономических систем.

3. Вам поручили сделать в классе сообщение о важнейших событиях за месяц в стране и в мире. Как вы будете готовиться к выступлению? Запланированные действия объясните.

 

Билет №18

1. Сущность морали.

2. Содержание собственности, формы собственности.

3. Гражданин иностранной державы, находясь за рулем автомобиля, совершил наезд на пешехода в одном из городов России. При составлении протокола на месте ДТП между его показаниями и показаниями пострадавшего возникли разногласия: каждый из них доказывал свою невинностью. Кто из них в данной ситуации имеет больше прав? Имеет ли право иностранный гражданин на получение квалифицированной юридической помощи и на судебную защиту его прав? Аргументируйте ваш ответ.

 

Билет №19

1. Наука как часть культуры. Научная этика.

2. Рынок.

3. В группешел диспут, посвященный выбору профессии. Один из выступающих утверждал, что в основе выбора профессии лежит стремление реализовать свои силы и возможности. Другой высказал соображение, что многими людьми движет желание получать большую зарплату. Третий отметил, что при выборе профессии люди ориентируются на потребности страны в тех или иных специалистах. И одна студентка сказала, что важно также видеть пользу, которую выбранная профессия принесет людям. Кого бы поддержали вы? Обоснуйте вашу собственную позицию по обсуждаемому вопросу.

 

Билет №20

1. Искусство. Виды искусства. Социальный характер.

2. Гражданское общество и правовое государство.

3. Инженер, закончивший вуз в середине позапрошлого века, мог не заботиться о повышении квалификации до конца своей трудовой биографии – институтского багажа было вполне достаточно. Знания выпускников начала прошлого века устаревали через 30 лет; современные инженеры должны переучиваться каждое десятилетие. О какой черте (тенденции) общественного развития говорят приведенные факты? Почему современные специалисты должны так часто обновлять свои знания?

 

Билет №21

1. Образование. Образование в РФ.

2. Гражданство. Принципы, способы приобретения гражданства в РФ.

3. Вашему классу дали задание подготовить устный журнал «Экономические проблемы развития нашего региона». Предложите план подготовки журнала. Какие страницы можно включить в журнал? Где найти материал для их оформления

 

Билет № 22

1.Социальный статус. Социальное неравенство. Социальные роли.

2. Система права. Норма права. Виды, структура нормы права.

3. Гражданка К. оплатила обучение на курсах иностранного языка, но из-за болез­ни педагога занятий было проведено значительно меньше, чем это было предусмот­рено по учебному плану, и программа курса не была пройдена. Гражданка К. решила вернуть свои деньги и подала заявление в суд. Нормы какой отрасли права станут основанием при рассмотрении дела в суде? Приведите два аргумента, подтверждаю­щие ваш ответ.

 

Билет №23

1.Этносы, их виды. Национализм в современном мире.

2.Формы (источники) права. Законотворческий процесс в РФ.

3. В одной семье возник спор о том, как относиться к работе. «Всех дел не переде­лаешь», — утверждал папа. «Без дела жить — только небо коптить», — говорила мама. А дочка посмеивалась: «Белые ручки чужие труды любят». Представьте подобный разговор в вашей семье. Что бы сказали о своем отношении к труду вы сами? Как бы вы обосновали свою позицию?

 

Билет № 24

1. Политические партии и движения. Многопартийность.

2. Добро и зло - основные понятия этики. Моральный выбор.

3. М.Е. Салтыков-Щедрин в своей известной сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» описал действия мужика, который, чтобы спасти генералов, «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков... Потом покопался в земле — и добыл отту­да картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку — и из­влек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. На­конец, развел огонь и напек... разной провизии...». Какую форму деятельности

описал автор? Каковы признаки этой формы деятельности и как они отраже­ны в тексте?

 

Билет № 25

1. Потребности человека.

2. Правовое государство, его основные признаки.

3. Подойдя к двери своей квартиры, вы обнаружили, что замок взломан. Каковы будут ваши действия?

 

Билет № 26

1. Отклоняющееся поведение.

2. Право на труд. Трудовые правоотношения.

3. Председатель Конституционного суда Российской Федерации В.Д. Зорькин считает: «Любая демократическая конституция создается для граждан и для властей, но по разному. Конституция призвана гарантировать права и свободы граждан. Что касается любой из вла­стей, она должна ограничить их свободу действовать «по усмотрению по отношению как к гражданам, так и к другим властям. Конституция в отличие от других законов нуждается в га­рантиях повышенной стабильности, в защите от частых (и не всегда оправданных) изменений, зачастую диктуемых политическими устремлениями». Сформулируйте главные идеи текста. Опираясь на знания курса, объясните, почему конституция нуждается в гарантиях повышен­ной стабильности.

 

Билет № 27

1. Банки и банковская система.

2. Творчество в человеческой деятельности.

3. Составьте перечень своих социальных ролей в семье, школе, компании друзей. Возникают ли противоречия между вашими различными социальными ролями? Если да, то как вы их мо­жете разрешить?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: