Принцип свободы и нравственности в обучении




 

В начале следует сказать, что нравственно-религиозное учение Л.Н. Толстого строилось на идее непротивление злу насилием, но стремлении увеличения добра в мире каждым человеком. Толстой доказывал, что духовный ненасильственный переворот может произойти в человеке со скоростью революционного переворота.

Он говорил о том, что важно не количество знаний, а качество их. Самым важным в образовании он считал соблюдение условия свободы воспитания и обучения на основе религиозно-нравственного учения. Образование, по его мнению, должно быть плодотворным, т.е. содействовать движению человека и человечества ко все большему благу. Это движение возможно лишь при условии свободы учащихся. Однако, чтобы эта свобода не стала хаосом в преподавании, нужны общие основания. Такими основаниями являются религия и нравственность.

Толстой полагал, что и воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.

Толстой считал, что угрозы наказаний и обещания наград не только не содействуют, но более всего мешают истинному образованию. Он полагал, что для того, чтобы образование, будучи свободным как для учащих, так и для учащихся, не было собранием произвольно выбранных, ненужных передаваемых и даже вредных знаний, нужно понимание смысла и значения человеческой жизни, т.е. религии.

Так, при отсутствии общей большинству людей религии невозможен какой бы то ни было определенный выбор знаний и распределение их. Количество предметов знания бесконечно, и так же бесконечно то совершенство, до которого может быть доведено каждое знание.

По мнению Толстого, совершенство в деле образования достигается не тем, чтобы учащиеся усвоили очень многое из случайно избранной области знания, а тем, чтобы, во-первых, из бесконечного количества знаний, были переданы учащимся знания о самых важных и нужных предметах, а во-вторых, тем, чтобы знания эти были доведены до относительно одинаковой степени, так, чтобы передаваемые знания стали подобно радиусам – одинаковой длины и одинаково равномерно друг от друга отделенными – и составляли бы гармоничное целое.

Потому, Толстой считал, что для того, чтобы образование было не вредно, в основу его должны быть поставлены два самых главных и необходимых предмета: религиозное понимание жизни и нравственное учение.

 

Сущность воспитания

 

Для Толстого воспитание есть "воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем". [3, с.41] Воздействовать же на сердце тех, кого воспитываешь, утверждает он, "можно только гипнотизацией, заразительностью примера". "Ребенок увидит, - писал мыслитель, - что я раздражаюсь и оскорбляю людей, что я заставляю других делать то, что сам могу сделать, что я потворствую своей жадности, похотям, что я избегаю труда для других и ищу только удовольствия, что я горжусь и тщеславлюсь своим положением, говорю про других злое, говорю за глаза не то, что говорю в глаза, притворяюсь, что верю тому, во что не верю, и тысячи и тысячи таких поступков или поступков обратных: кротости, смирения, трудолюбия, самопожертвования, воздержания, правдивости, и заражается тем или другим во сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями". "И потому, - делает вывод Лев Николаевич, - все или 0,999 воспитания сводится к примеру". [4, c.12]

"В воспитании всегда, везде, - пишет Лев Николаевич, - у всех была и есть одна ошибка: хотят воспитывать разумом, одним разумом, как будто у ребенка только и есть один разум. И воспитывают один разум, а все остальное, то есть все главное, идет, как оно хочет. Обдумают систему воспитания разумом опять, и по ней хотят вести все, не соображая того, что воспитатели сами люди и беспрестанно отступают от разума. В школах учителя сидят на кафедрах и не могут ошибаться. Воспитатели тоже становятся перед воспитанниками на кафедру и стараются быть непогрешимыми". [5, т.61, с. 122]

Толстой настаивает на том, что воспитание, бессознательное внушение, есть самое важное и для того, чтобы оно было нравственным, необходимо воспитателю самому жить нравственной жизнью. Только в этом случае, личный пример учителя становится мощным воспитательным фактором. Если отец, мать одеваются, едят, спят умеренно и работают и учатся, то и дети будут то же делать. Толстой также подчеркивает, что лучше, чтобы дети знали про слабые стороны своих воспитателей, чем то, чтобы они чувствовали, что у них есть скрытая и показная жизнь. Лев Николаевич считал, что нравственно воспитывает не только положительное, но и отрицательное. Хорошим учителем нравственности, считал он, может быть и дурной человек, но только при одном условии: он должен делать усилия добра. Кроме того, безобразное и нравственно уродливое вызывает как в ребенке, так и во взрослом чувство отвращения, ведь в них Богом вложено нравственное чувство, в них пульсируют силы добра.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: