Глава 2. Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого в Яснополянской школе




Создание Яснополянской школы и ее принцип организации

 

Именно желание образовать весь народ и побудило Льва Николаевича посвятить себя педагогической деятельности.

Толстой думал, что народ бесконечно выше культурных классов и что господам надо заимствовать высоты духа у мужиков. Он деятельно занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и во всём Крапивенском уезде.

Л. Н. Толстой подчеркивал, что дети из народа должны получить такие же знания, как и дети из привилегированного общества. По его мнению, крестьянские дети должны быть введены в мир искусства, благородных идей и переживаний.

Яснополянская школа принадлежит к числу оригинальных педагогических попыток. Толстой решительно восстал против всякой регламентации и дисциплины в школе. Всё в преподавании должно быть индивидуально — и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Никакой определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия вел сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих.

Поначалу намерение графа организовать в своем доме бесплатную школу было встречено крестьянами с недоверием. В первый день лишь 22 ребенка несмело переступили школьный порог. Но прошло пять-шесть недель, и число учеников возросло более чем в три раза. Учеба здесь сильно отличалась от обычных школ.

Толстой построил обучение на полной свободе учеников. Занятия начинались в 8-9 часов утра. В полдень - перерыв на обед и отдых. Затем снова занятие еще 3-4 часа. Каждый учитель давал ежедневно 5-6 уроков. В зависимости от возраста, подготовленности и успехов ученики делились на три группы: младшую, среднюю, старшую. Ученик не имел строго определенного для него места. Каждый садился там, где ему хотелось. Заданий домой не задавали.

Преобладающей формой занятий был не урок в обычном смысле, а свободная беседа с учениками: в ходе ее дети обучались чтению, письму, арифметике, закону Божию, усваивали грамматические правила, доступные для их возраста сведения по истории, географии, природоведению. Их обучали также рисованию, пению.

Содержание обучения изменялось в соответствии с развитием детей, возможностями школы и учителей, желанием родителей. Сам Лев Николаевич преподавал в старшей группе математику, физику, историю, некоторые другие предметы. Чаще всего знания по основам науке он излагал в форме рассказа. Ни за поведение, ни за плохую успеваемость детей не порицали.

Яснополянская школа для крестьянских детей помещалась рядом с домом писателя - во флигеле, который сохранился до наших дней. В школе вид Толстой принимал серьезный. Требовал чистоты, бережливости к учебным вещам и правдивости. Не любил, если кто из учеников допускал какие-нибудь глупые шалости. Любил, чтобы на вопрос ему отвечали правду, без задней выдумки. Порядок был образцовый за все три года.

В Яснополянской школе изучались двенадцать предметов: чтение, письмо, грамматика, русская история, математика, рисование, беседы из естественных наук, черчение, пение и другие. Также он выделил участок земли, который обрабатывали школьники. Ребята посеяли и вырастили лен, горох, морковь, репу и сами убрали урожай. По словам очевидцев, они работали здесь с радостью.

Яснополянская школа была полной противоположностью казенным школам - русским и зарубежным. В ней царил дух сознательной дисциплины, который ревностно охранялся и развивался самими учениками, очень любившими свою школу и своего учителя - Толстого.

Очень скоро школа в Ясной Поляне, благодаря необычайно быстрым успехам детей, приобрела самую лучшую репутацию у окрестных крестьян, так что к Толстому порой возили учеников за 50 верст.

Известно, что Яснополянская школа оказала определённое влияние на других отечественных педагогов. К примеру, именно её в качестве образца при создании собственной школы «Бодрая жизнь» в 1911 г. первоначально взял за основу С. Т. Шацкий.

Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого высоко оценивалась теми, кто посещал Яснополянскую школу и наблюдал за занятиями учеников.

Вот именно в связи с вышеприведенными словами, можно с уверенностью сказать, что процесс обучения по педагогической концепции Л.Н. Толстого был эффективным и может быть применен и в наши дни.

 

Заключение

 

В результате проведенного исследования мной были сделаны следующие выводы:

1. Лев Николаевич ратовал за свободу в образовании, нравственность в воспитании, непрерывное развитие не только самого учащегося, но и учащего, поскольку, по его мнению, самую большую роль в воспитании играет личность воспитывающего, его личный пример, образ жизни. Его педагогическая деятельность в Ясной Поляне полностью подтверждала выработанные им принципы: он учил детей свободно, с удовольствием как для них, так и для себя самого, пребывал в непрерывном развитии и как учитель, и как личность.

2. Отзывы современников Льва Николаевича свидетельствуют о том, что введенная им система обучения, отстаиваемые им принципы образования и воспитания приносили свои плоды и способствовали эффективному обучению детей, быстрому усвоению предложенного материала и накладывали светлый отпечаток на всю их дальнейшую жизнь.

Таким образом, я могу с уверенность сказать, что педагогическая концепция Л.Н. Толстого оказалась способна повысить заинтересованность учеников в обучении и улучшить эффективность образовательного и воспитательного процесса.

В целом, подводя итоги своей работы, могу с уверенностью сказать, что любовь к ученикам, нравственная чистота и твердые моральные убеждения являются самыми важными качествами в учителе, если он будет обладать ими, то не сможет плохо учить и воспитывать. Такими качествами обладал и без сомнения великий человек – граф Лев Николаевич Толстой, и его вклад в отечественную педагогику, да и мировую педагогику тоже, велик.

 


Список литературы

 

1. "Ясная-Поляна", журналъ педагогическiй, издаваемый гр. Л. Н. Толстымъ. Январь 1862. Режим доступа: https://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1530oldorfo.shtml

2. Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Пед. соч. – М.,1989. – С.210-212.

3. Толстой Л.Н. О воспитании // Полн. собр. соч. Т.38. – М.: ГИХЛ, 1936. – С.62-63

4. Толстой Л.Н. Мысли о воспитании // Собр. соч.: В 24 т. - М., 1913. Т.14.

5. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. - М.; Л., 1928 - 1958.

6. Размещено на Allbest.ru

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: