"Мотивация учения - основное условие успешного обучения"




1. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия// Москва, Просвещение 2008

2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

3 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

4. Тайницкая В.В. Коммуникативная компетентность учителя как ресурс повышения качества обучения Челябинск: Изд-во ИИ-УМЦ "Образование", 2008

5. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. — М., 2007.

6. Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. — М., 2004.

 

 

Педсовет:

"Мотивация учения - основное условие успешного обучения"

Подготовка, организация, проведение –

(автор: Уварова В.М.)

 

Презентация

Цель: через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности способствовать систематизации наших знаний о ключевых понятиях «Мотивация учения» и получению представлений о формировании мотивационной сферы учения.

 

Задачи:

1.Обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевых понятиях – «Мотивация учения».

2.Разработать структурную схему «Мотивационная сфера учащегося».

3.Используя практический опыт учителей, познакомиться с приемами формирования мотивационной сферы учения.

 

План проведения:

1. Сообщение о теме педсовета, его цели и задачах.

2. Обоснование выбора темы.

3. Краткие теоретические сведения по проблеме.

4. Работа в группах.

5. Создание структурной схемы «Формирование мотивации учения»

6. Защита проекта группы.

7. Принятие решения.

 

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, 5 ватманов, 5 маркеров.

 

Ход педсовета:

Уважаемые коллеги!

Посещая уроки учителей нашей школы, администрация, как правило, выделяет следующие положительные моменты:

· соответствие материала по сложности и типу класса;

· оптимальный темп урока;

· общая эрудиция учителей;

· культура и выразительность речи учителей;

· сотрудничество с учащимися.

Но вместе с тем есть и негативные моменты:

недостаточная мотивировка учащихся;

стандартность форм работы на уроке;

недостаточное внимание к созданию ситуации успеха на уроке.

Негативные моменты ставят проблему, которую необходимо решить педагогическим коллективом.

Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности.Для того, чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые.

Что побуждает его совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе учения? Иными словами, что мотивирует и направляет деятельность ученика?

Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если мы не можем этого сделать, то «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».

Учитель должен уметь вызвать у учащихся это желание, а это значит, что он должен формировать у учащихся соответствующую мотивацию.

Вспомним,что же такое "мотив" и "мотивация":

Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.

Мотивация -побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.

Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями:

Смысл учения внутреннее отношение школьника к учению. Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента:

- осознание ребенком объективной значимости учения;

- понимание ребенком субъективной значимости учения.

Мотив учения побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.

Постановка целей это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.

Эмоции реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.

Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.

 

Дальнейшая наша работа будет проходить по группам, всего групп пять, по количеству компонентов сферы учения.

Каждой группе предлагается своё задание: из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию одного из компонентов мотивационной сферы учения, выписать эти утверждения маркером на отчётный лист (ватман).После окончания работы каждая группа прикрепляет подготовленный отчётный лист на стенд и защищает свой проект.

 

Задание для I группы:

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – смысл учения.

В задачу Вашей группы входит:

1. Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование смысла учения. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.

2. Выбранные Вами утверждения написать на отчетный лист.

3. Подготовить защиту своего проекта (с примерами из практики).

 

Установки и действия педагога:

совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;

выбор средств, адекватных цели;

учет возрастных особенностей школьников;

выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

нестандартная форма проведения уроков;

создание ситуации успеха;

создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;

эмоциональная речь учителя;

использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

применение поощрения и порицания;

вера учителя в возможности ученика;

формирование адекватной самооценки учащихся;

стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.

 

Смысл учения внутреннее отношение школьника к учению. Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента:

осознание ребенком объективной значимости учения;

понимание ребенком субъективной значимости учения.

 

Задание для II группы:

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – мотив учения.

В задачу Вашей группы входит:

1. Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование мотива учения. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.

2. Выбранные Вами утверждения написать на отчетный лист.

3. Подготовить защиту своего проекта (с примерами из практики).

 

Установки и действия педагога:

совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;

выбор средств, адекватных цели;

учет возрастных особенностей школьников;

выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

нестандартная форма проведения уроков;

создание ситуации успеха;

создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;

эмоциональная речь учителя;

использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

применение поощрения и порицания;

вера учителя в возможности ученика;

формирование адекватной самооценки учащихся;

стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.

 

Мотив учения побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.

 

Задание для III группы:

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – постановка целей.

 

В задачу Вашей группы входит:

1. Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование постановки целей. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.

2. Выбранные Вами утверждения написать на отчетный лист.

3. Подготовить защиту своего проекта (с примерами из практики).

 

Установки и действия педагога:

совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;

выбор средств, адекватных цели;

учет возрастных особенностей школьников;

выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

нестандартная форма проведения уроков;

создание ситуации успеха;

создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;

эмоциональная речь учителя;

использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

применение поощрения и порицания;

вера учителя в возможности ученика;

формирование адекватной самооценки учащихся;

стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.

 

Постановка целей это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.

 

Задание для IV группы:

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – эмоциональный настрой.

 

В задачу Вашей группы входит:

1. Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование эмоционального настроя. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.

2. Выбранные Вами утверждения написать на отчетный лист.

3. Подготовить защиту своего проекта (с примерами из практики).

 

Установки и действия педагога:

· совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;

· выбор средств, адекватных цели;

· учет возрастных особенностей школьников;

· выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

· использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

· нестандартная форма проведения уроков;

· создание ситуации успеха;

· создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

· использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;

· эмоциональная речь учителя;

· использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

· применение поощрения и порицания;

· вера учителя в возможности ученика;

· формирование адекватной самооценки учащихся;

· стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

· оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.

Эмоции реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.

 

Задание для V группы:

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – интерес к учению.

 

В задачу Вашей группы входит:

1. Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование интереса к учению. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.

2. Выбранные Вами утверждения написать на отчетный лист.

3. Подготовить защиту своего проекта (с примерами из практики).

 

Установки и действия педагога:

· совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;

· выбор средств, адекватных цели;

· учет возрастных особенностей школьников;

· выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

· использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

· нестандартная форма проведения уроков;

· создание ситуации успеха;

· создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

· использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;

· эмоциональная речь учителя;

· использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

· применение поощрения и порицания;

· вера учителя в возможности ученика;

· формирование адекватной самооценки учащихся;

· стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

· оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.

 

Интересы познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.

 

После выступления всех групп получается макет проекта "Формирование мотивации учения"

 

Решение педсовета:

Учитывая актуальность данной темы для успешного обучения, систематизировав теоретические основы по про­блеме мотивации учения, педагогический совет выносит следующее решение:

1. Взять за основу в практической деятельности каждого учителя выработанную схему формирования мотивационной сферы учащегося.

2. Провести Единый методический день № 1 по данной проблеме в январе 2009 года

3. Обобщить опыт учителей-предметников по применению наиболее эффективных форм работы по данной проблеме.

Литература, которую можно использовать при подго­товке и проведении данного педагогического совета:

1. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии.

2. Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит. М.:Московский психолого-со­циальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.

3. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятель­ности учителя и классного руководителя. М.: Педагоги­ческий поиск, 2001

 

Мастер – класс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: