Особенности воспитания детей с различным темпераментом




Ответ на вопрос 21. Темперамент: Понятие, теории темперамента. Особенности воспитания детей с различным темпераментом

Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Первую - гуморальную - теорию темперамента предложил древнегреческий врач Гиппократ. Согласно его точке зрения, темперамент зависит от преобладающей в организме человека жидкости (гумор):

* если преобладает кровь (сангвис), то темперамент будет сангвинический - энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный тип, легко переносящий жизненные трудности и неудачи;

* если преобладает желчь (холе), то человек будет холериком - желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный, с быстрой сменой настроения;

* если преобладает слизь (флегма), то темперамент флегматичный - спокойный, медлительный, уравновешенный тип, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям;

* если преобладает черная желчь (мелэна холе), то темперамент будет меланхолический - несколько болезненно застенчивый и впечатлительный тип, склонный к грусти, робости, замкнутости, быстро утомляющийся и чрезмерно чувствительный к невзгодам.

Конституционная теория темперамента появилась в начале XX в. Ее главная идея заключалась в установлении связи темперамента с врожденной конституцией (телосложением) человека. Конституционные теории опирались на наглядно различимые признаки в строении человеческого тела. Наиболее известные модификации данной теории принадлежат немецкому психиатру и психологу Эрнсту Кречмеру и американскому врачу и психологу Уильяму Шелдону.

Конституционная теория отражает реально существующие связи между внешним обликом человека и его психическими особенностями. Вместе с тем она не позволяет выявить основу, по которой группируются определенные физические и психические свойства индивида в тот или иной тип темперамента.

Наиболее распространенной ныне является психофизиологическая теория И. П. Павлова, связавшая тип темперамента человека с типом его нервной системы. Павлов выделил четыре типа нервной системы:

o первый тип - сильный, уравновешенный, подвижный;

o второй тип - сильный, неуравновешенный; возбудимый;

o третий тип - сильный, уравновешенный, инертный;

o четвертый тип - слабый.

Выделив четыре типа нервной системы, Павлов сопоставил их с классическими типами темперамента, показав высокую степень соответствия между ними. Это дало ему основание для вывода: именно свойства нервной системы определяют давно описанные темпераменты.

Сангвиник (нервная система первого типа) - человек, легко приспосабливающийся к изменениям условий жизни. Реакции быстрые, обдуманные. Настроение уравновешенное, жизнерадостное. В высшей степени подвижен, общителен, часто меняет привязанности. Имеет широкий круг знакомств. При большом интересе к делу продуктивен, энергичен; в противном случае вял, скучен, неинтересен. Характеризуется высокой сопротивляемостью к различным трудностям.

Холерик (нервная система второго типа) - человек, нервная система которого характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. Отличается энергичностью при недостатке выдержки и самообладания. Вспыльчив, несдержан, нетерпелив. Увлекаясь чем-то, полностью истощает свои силы и теряет интерес к начатому. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Флегматик (нервная система третьего типа) - человек, который очень медленно реагирует на любые раздражители, но устойчив, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям. Характеризуется уравновешенностью, стабильностью настроения и работоспособности.

Меланхолик (нервная система четвертого типа) - человек, плохо сопротивляющийся воздействию сильных стимулов. Часто заторможен и пассивен. Отличается слабой выносливостью, тревожностью. Теряется в новой обстановке, среди новых людей..

Особенности воспитания детей с различным темпераментом

1. Холерик

Энергию холерика следует использовать «в мирных целях»: поддерживать любые полезные увлечения, связанные с двигательной активностью (подвижные игры, спортивные развлечения), стремиться так организовать его жизнь, чтобы активность находила полезное применение - тогда для отрицательных форм активности просто не хватит ни сил, ни времени.

Ребенок легко возбуждается. С возбудимым ребенком следует говорить спокойно, но требовательно, без уговоров.

Возбудимым детям полезны все виды занятий, помогающие развитию сосредоточенного внимания: настольные игры (но не те, где соревнуются!), любые виды конструкторов, выпиливание, рисование, вышивание, лепка - словом, все то, что требует усидчивости.

Полезны подвижные игры, правила которых предусматривают внезапную остановку, без права продолжать движение («Замри!»), игры, в которых кто-то (не ребенок-холерик) отдает приказания, а ребенок должен четко их выполнять.

И конечно, постепенно следует приучать детей к правилам общения: говорить спокойно, ждать своей очереди высказаться, не перебивать того, кто говорит, считаться с чужими желаниями, просить, а не требовать. Итак, необходимо поддерживать и направлять его энергию на полезные дела, исключать из обстановки все, что возбуждает нервную систему, строго соблюдать режим дня, развивать и укреплять процессы торможения путем организации спокойной деятельности и упражнений, знакомить с правилами поведения, принятыми в обществе, добиваться сдержанного поведения, учить управлять собой.

2. Сангвиник

Ребенок охотно выполняет установленный порядок дня, подчиняется любым распоряжениям взрослых, выполняет поручения. Дети этого типа легко вступают в контакт с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причем могут и руководить, и подчиняться. Сангвиники живо откликаются на все, что видят и слышат, задают много вопросов, одновременно интересуются самыми различными явлениями. Ребенок за короткое время легко осваивается в детском саду, период привыкания к новому режиму длится недолго; утром привели в детсад, а к вечеру он чувствует себя как дома.

Общительность, покладистость, жизнерадостность детей располагает к ним взрослых, поэтому иногда за внешней формой поведения могут скрываться первые проявления не очень-то привлекательных черт характера.

Ребенок послушен.

У малыша разнообразные интересы. Ребенок охотно берется за любое дело.

В отношении сангвиника важно всегда проявлять строгость и требовательность, контролировать его действия и поступки.

Сангвиник быстро устает от однообразия. Привлекательной для него деятельностью он может заниматься долго, но как только наступают моменты, требующие однообразия, (а они неизбежны в любой деятельности) он стремится прекратить эту деятельность.

Во всех подобных ситуациях от детей обязательно нужно добиваться, чтобы начатое дело было окончено с хорошим качеством:

Важно формировать у ребенка устойчивые интересы. Возникший случайно интерес следует всячески поддерживать и развивать,

Таким образом, воспитывая ребенка сангвиника, нужно формировать у него устойчивые привязанности и интересы, приучать доводить до конца начатое дело, обращать особое внимание на качество деятельности, постоянно контролировать поступки и действия ребенка.

3. Флегматик

При воспитании детей флегматиков взрослые особенно часто допускают ошибки. Главная из них - предъявление к ребенку требований без учета его природных особенностей, проявление недовольства нерасторопностью, неловкостью. Родители детей редко задумываются над тем, что их ребенок, проигрывая в темпе, выигрывает в чем-то другом, более важном, и без конца подчеркивают его недостатки

Окрики, угрозы, поторапливание еще ни одному флегматику не помогли стать быстрым. Скорее наоборот: такой сильный раздражитель, как окрик, оказывает тормозящее влияние на ребенка, и, вместо того чтобы торопиться, он действует еще медленнее.

Важно набраться терпения и с самого малого возраста учить медлительного ребенка правильным приемам одевания, умывания, ухода за вещами, разным видам домашнего труда. На первых порах это будет отнимать у взрослого много времени, но труд окупится сторицей. Главное - не торопить ребенка.

Полезны любые игры соревновательного характера, типа «Кто быстрее?»

Дети с малоподвижной нервной системой предпочитают спокойные игры.

Флегматиков следует побуждать к движениям, заниматься с ними гимнастикой, разучивать подвижные игры, учить ходить на лыжах, кататься на коньках, плавать, бегать. Для развития умения приспосабливаться к непривычным условиям полезно ходить с ребенком в гости, давать поручения, связанные с необходимостью пойти, например, к соседям, знакомым, а когда станет постарше – в магазин. Итак, в воспитании малоподвижного ребенка главное: развивать интерес к движению, формировать трудовые навыки, следить, чтобы сын или дочь всегда были заняты, привлекать их к деятельности в коллективе, учить посредством игр, занятий ускорять темп действий, поощрять любые, самые малые проявления быстроты, подвижности, расторопности.

4. Меланхолик

Поскольку нервная система не выдерживает длительных раздражителей, дети быстро устают - от шума, от новых людей, от замечаний.

В воспитании ребенка меланхолика необходимо, прежде всего, придерживаться принципа постепенности. Малыш не переносит сильных раздражителей. нужно ограничивать и шум, и новые знакомства, и количество игрушек, но в то же время надо приучать ребенка не пугаться небольшого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку, учить активно действовать с новой игрушкой.

Дети со слабой нервной системой требуют особо бережного обращения: на них нельзя повышать голос, проявлять к ним чрезмерную требовательность, наказывать - все эти меры вызывают нежелательную реакцию. Дети, о которых идет речь, отличаются внушаемостью, поэтому целесообразно пользоваться данной особенностью для закрепления положительных чувств:

Детям-меланхоликам особенно полезно заниматься спортом: это не только развивает движения, но и учит преодолевать трудности, проявлять упорство, стойкость.

Для воспитания работоспособности очень хорошо, если взрослый вовремя приходит на помощь ребенку.

Воспитывая ребенка со слабой нервной системой, необходимо развивать у него стремление к активности (активность движений, речи, чувств), привлекать к совместному со взрослыми труду, развивать общительность, работоспособность, умение преодолевать трудности, поддерживать положительные эмоции, проявлять по отношению к ребенку доброжелательность, чуткость.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: