Фирма в условиях совершенной конкуренции




Фирма в условиях совершенной конкуренции. Фирма в условиях несовершенной конкуренции. Монополия. Ценовая дискреминация

Виды рыночных структур определяются в зависимости от главных субъектов рынка – покупателей (psoneo – от греч.) и продавцов (poleo – от греч.) и количества субъектов (mono – один субъект; oligos – несколько; poly -много). В соответствии с этим можно построить матрицу рыночных структур (См. презентацию).

 

Признаки, определяющие рыночную структуру:

- количество фирм в отрасли и их размеры;

- количество покупателей;

-тип производимой фирмами продукции (однородная, стандартная) или дифференцированная);

- возможность для входа в отрасль и выхода из нее других фирм;

- тип конкуренции (ценовая или неценовая);

-информированность продавцов и покупателей относительно изменения факторов спроса и предложения.

 

Фирма в условиях совершенной конкуренции

 

Совершенно конкурентная фирма (СКФ) – это фирма, принимающая цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции.

Спрос на продукцию отдельной фирмы, объем продаж которой не оказывает никакого влияния на изменение рыночной цены, отражает кривая абсолютно эластичного спроса.

Основная проблема совершенно конкурентной фирмы – поиск объема выпуска, который максимизирует прибыль в условиях, когда спрос на ее продукцию является абсолютно эластичным.

На краткосрочном интервале СКФ, принимая решение об увеличении количества продаж, не имеет достаточно времени для увеличения объема производства. Поэтому фирма пытается приспособить свой объем производствадля максимизации прибыли или минимизации убытков.

 

Возможныдва варианта:

1). Фирма сравнивает общий доход и общие издержки (TR и TC). TR-TC=TPr

2. Фирма сравнивает предельный доход и предельные издержки (MR и MC). MR-MC =MPr

 

 

 

 

Рис. Нахождение оптимального объема производства в условиях совершенной конкуренции

 

Анализ графика:

Фирма:

1) – получает прибыль, выпуская продукцию в объемах (Q3 – Q5), когда общий доход больше общих издержек (TR>TC);

2) получает максимальную прибыль при объеме производства Q4,когда общий доход превышает общие издержки на максимальную величину (TR-TC)max;

3) несет убытки, производя продукцию в объеме (0-Q3), когда общие издержки больше общего дохода (TC>TR). Фирма будет работать, даже неся убытки, если эти убытки меньше постоянных издержек – издержек, которые она имела бы даже при нулевом выпуске;

4) - минимизирует убытки при объеме производства, когда общие издержки больше общего дохода на наименьшую величину (TC-TR)min;

5) имеет нулевую прибыль при критических объемах производства (Q3; Q5), когда общие издержки равны общему доходу (TR=TC)- состояние безубыточности;

6) – находится в точке безразличия (фирме все равно – производить или закрыться), если производит продукцию в объеме Q2, когда убытки фирмы равныпостоянным издержкам (TC-TR) = FC;

7) – должна прекратить производство (закрыться), если производит продукцию в объеме Q1, когда убытки больше постоянных издержек (TC-TR) >FC.

 

 

2). Разница между MR и MC показывает, как изменится прибыль от продажи дополнительной единицы продукции. Фирма максимизирует прибыль, продолжая выпускать продукцию, пока предельная прибыль положительна.

MR –MC = MPr

Условие для фирмы, максимизирующей прибыль, это равенство MR=MC. Зная условие максимизации, можноопределить равновесный выпуск. Это выпуск, при котором рыночная цена равна предельным издержкам и предельному доходу (P = MC =MR). Любой выпуск ниже этого уровня означает, что фирма может повысить выпуск продукции для роста прибыли и наоборот.

 

 

 

 

Определяя выпуск, максимизирующий прибыль, учитываем: (Слайд)

 

* Если рыночная цена (P5) выше минимальных средних общих издержек производства (P>ATCmin), то общий доход фирмы превышает общие издержки, и фирма максимизирует прибыль – экономическая прибыль;

* Если рыночная цена (P4) равна минимальным средним общим издержкам производства (P = ATCmin), то общий доход фирмы равен общим издержкам. В результате фирма имеет экономическую прибыль, равную нулю. (Фирма имеет нормальную прибыль и находится на уровне самоокупаемости (точка безубыточности) – покрывает свои издержки);

* Если рыночная цена (P3) существенно ниже минимально возможных средних общих издержек производства, но превышает минимум средних переменных издержек, то общие издержки фирмы превысят общий доход, фирма понесет убытки (ATCmin>P>AVCmin);

* Если рыночная цена (P2) равна минимальным средним переменным издержкам производства (P = AVCmin), то общий доход фирмы меньше общих издержек, и фирма получит убыток, равный постоянным издержкам. В этом случае фирме безразлично – продолжить производство или закрыться;

* Если рыночная цена (P1) ниже минимальных средних переменных издержек производства (P<AVCmin), то общий доход фирмы будет меньше ее общих издержек, а убытки фирмы больше постоянных издержек. Фирма находится в точке прекращения операций.

При любой цене, опускающейся ниже минимально возможных средних переменных издержек, потери фирмы превышают постоянные издержки и фирма закрывается.

 

 

Рис. Максимизация прибыли фирмой в краткосрочном периоде

 

Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде совпадает с восходящей частью кривой MC, лежащей выше точки минимума AVC.

 

Долгосрочный временной интервал предполагает мобильность всех производственных ресурсов и изменение числа фирм в отрасли. Новые фирмы вступают в отрасль, если прибыль в ней выше той, которую можно получить в других отраслях. Если же экономическая прибыль в отрасли имеет отрицательное значение, и фирмы получают прибыль ниже нормальной прибыли, то они покидают отрасль. Когда же в отрасли экономическая прибыль равна нулю, то фирмы не получают стимула для входа в отрасль или выхода из нее. Совершенно конкурентная фирма производит продукцию на долгосрочном временном интервале только в том случае, когда цена не опускается ниже долгосрочных средних издержек.

 

Д олгосрочное конкурентное равновесие:

 

MC=MR=P=minLATC



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: