Совершенная конкуренция и эффективность экономики




 

Модель рынка совершенной конкуренции служит эталоном эффективности распределения и использования ресурсов. Совершенная конкуренция предполагает такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий, а чью-либо долю в получении результата уже невозможно увеличивать, не сократив другую. Общество находится на границе полезности – возможности. Ресурсы эффективно распределяются как в сфере производства, так и в сфере потребления. Участвующие в производстве фирмы выпускают набор продукции, наиболее предпочтительный, полезный для потребителя. Производство осуществляется таким образом, что издержки для общества становятся минимальными.

Однако существуют и слабые стороны модели совершенной конкуренции.

В конкурентной рыночной системе отсутствуют мотивы оптимального распределения доходов. Распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ. Отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей производственной техники и способствовать медленному темпу технического прогресса.

На практике модель совершенной конкуренции реализуется довольно редко. Фирмы своими действиями могут оказывать влияние на рыночную цену. Если на рынке существуют продавцы и покупатели, которые способны воздействовать на рыночную цену (обладают монопольной властью), то такая конкуренция называется несовершенной конкуренцией.

Источники монопольной власти:

- исключительные права (авторские права, патенты, лицензии, фрэнчайзинг);

- устойчивые предпочтения потребителей (низкая эластичность спроса);

- контроль над ресурсами (местонахождения, источники сырья);

- эффект масштаба (оптимальный объем выпуска при удовлетворении всего рыночного спроса).

Фирмы, обладающие монопольной властью, влияют на эффективность распределения и использования ресурсов. Формы такого влияния:

1.Ограничение объема производства и установление более высокой цены. В результате, ресурсы общества используются не в полном объеме, и необходимая обществу продукция не производится.

2.Отсутствие стимулов к снижению издержек производства. Обновление производства, снижение издержек и гибкость производства для фирмы-монополиста не являются вопросами выживания. Слабо заинтересованы такие фирмы и в научно-исследовательских разработках и использовании новых достижений научно-технической революции.

3. Имеют место расходы, связанные с сохранением и укреплением монопольной власти.

Основой для диктата цен является непреодолимость барьеров для входа в отрасль новых фирм.

 

Барьеры для входа в отрасль:

- Естественные – возникают по экономическим причинам (низкие издержки крупного производства, т.е. экономия от масштаба производства, собственность на весь предложенный объем какого-либо производственного ресурса);

- Искусственные - создаются институциональным путем вследствие действий правительства (предоставление исключительных прав: патентов, авторских прав, лицензий), или нечестные действия монополиста.

В зависимости от степени контроля цен (монопольной власти) в условиях несовершенной конкуренции можно выделить такие ее формы, как чистая монополия, монополия с эластичным спросом по цене, естественная монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

 

Антимонопольное законодательство устанавливает рамки и правила слияний и поглощений компаний, уровень монополизации экономики, и, следовательно, степень власти монополиста над ценой.

 

Простейшим показателем, измеряющим степень власти над ценой, является индекс Лернера (L):

 

L = (P – MC): P = 1: Еd

 

Еd – ценовая эластичность спроса на товар

 

Индекс Лернера показывает, насколько цена товара монополиста превышает его предельные издержки (P>MC).

0<L<1

Чем ближе значение индекса к единице, тем выше степень власти монополиста над ценой.

Чем больше разрыв между P и MC, тем выше степень монопольной власти.

При совершенной конкуренции, когда P= MC, L=0.

 

Антимонопольное законодательство следит за тем, чтобы разница между P и MC не наносила вреда обществу, оставляя место для конкуренции.

 

Монополия и ее виды

Чистая монополия – тип рыночной структуры, который характеризуется наличием единственного производителя (продавца) товара, не имеющего близких заменителей. Понятие «фирма» и «отрасль» совпадают. Покупатели не имеют возможности выбора. Спрос совершенно неэластичен по цене.

Чистый монополист обладает полной властью над ценой и устанавливает такой объем выпуска, который принесет ему сверхприбыль. Ограничитель – уровень максимального дохода покупателей и здравый смысл.

Видымонополий:

- административная (закрытая) – носит долгосрочный характер, т.к. имеет юридическую защиту от конкурентов (выпуск денег, оружия);

- естественная – носит долгосрочный характер, защищена эффектом экономии в масштабах производства (электроэнергетика, железные дороги и т.д.);

- экономическая (открытая) монополии – носит временный характер, т.к. связана с исключительными правами, закрепляющими права собственности какого-нибудь уникального товара.

Монополия с эластичным спросом по цене является более реалистичной моделью. В пределах своего рынка, обладая властью над ценой, есть возможность увеличить объем продаж, используя эффект дохода: при выпуске каждой следующей партии товара монополист снижает цену для расширения сбыта.

В этом проявляется эластичность спроса по цене. Но в случае монополии она невысока (E<1). При низкой эластичности спроса выгодно не снижать, а повышать цены, т.к. спрос слабо реагирует на изменение цены.

Производитель, занимая монопольное положение на рынке, выпускает меньше продукции, чем необходимо обществу, сознательно создавая дефицит. В результате товар продается по более высокой цене.

Следовательно, низкая эластичность спроса по цене позволяет монополисту получать сверхприбыль.

Кривая спроса на продукцию монополиста совпадает с кривой рыночного спроса: данная кривая убывающая, так как объем продаж можно увеличивать только за счет снижения цены.

 

Динамика предельного дохода фирмы в условиях несовершенной конкуренции

Выпуск (Q) Цена (P) Валовой доход (TR) Предельный доход (MR)
       
       
       

 

 

В результате предельный доход будет меньше, чем цена для каждого уровня выпуска, кроме первого, и кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса.

 

 

Фирма-монополист увеличивает производство до такого объема, когда предельный доход будет равен предельным издержкам (MR = MC). Дальнейшее увеличение объема выпуска хотя бы на одну единицу принесет превышение дополнительных издержек над дополнительным доходом. Сокращение же хотя бы на одну единицу продукции будет означать упущенный доход, получение которого было бы возможно от продажи еще одной дополнительной единицы.

Объем выпуска, при котором MR =MC, обеспечивает фирме-монополисту максимальную прибыль в объеме

(Pm - ACm) *Qm.

 

Цена монополиста PM выше его средних издержек ACM.

 

 

Рис. Равновесие монополии с эластичным спросом по цене

 

Равновесный объем производства, соответствующий равенству спроса и предложения D=MC=AC при совершенной конкуренции, больше, чем объем QM, который производит монополист при MC=MR.

Именно потому, что равновесный объем выпуска монополиста несколько меньше потребности отрасли QM<QE, монополист даже в состоянии равновесия фирмы получает сверхприбыль (экономическую прибыль).

Монополист, обладая властью над ресурсами и ценой, совершенно объективно недопроизводит часть продукции, требующейся обществу в объеме QE. В результате на рынке создается некоторый дефицит и, как следствие, повышаются цены.

Та часть продукции, которую недополучает общество, в связи с особенностями монополистической организации производства и ценообразования, заключающимися в создании искусственного дефицита, называется «мертвым убытком» или чистыми, безвозвратными потерями общества.

Рис. Чистые потери общества в условиях монополии

 

«Мертвый убыток» представлен в виде заштрихованной фигуры (B=C), состоящей из двух частей: потерянной части ренты потребителя (B) и невосполнимой потери части ренты производителя (C), что в сумме является чистой потерей для всего общества.

 

Монополизм перекраивает ренту потребителя: часть ее переходит в пользу фирмы-монополиста.

Рента потребителя при совершенной конкуренции - область выше конкурентной цены Рc.

Рента потребителя при монополии –область выше цены монополиста РМ.

Недопроизводство продукции характерно для любого вида монополизма.

Чем выше власть монополиста над ценой, тем больше он недопроизводит и тем выше чистые потери общества.

 

Если рыночные условия неблагоприятны, то фирма-монополист может не получить прибыль в пределах краткосрочного временного интервала.

 

Если цена, соответствующая выпуску продукции, при котором MR =MC, упадет ниже средних издержек, то фирма-монополист понесет убытки (P<ATC).

 

Если цена превышает минимально возможные средние издержки (P>ATC), то фирма монополист получает экономическую прибыль.

Если фирма-монополист покрывает все свои издержки, но не получает прибыль, то имеет место положение безубыточности.

В некоторых ситуациях фирмы, обладающие монопольной властью, могут осуществлять ценовую дискриминацию. Она предполагает политику установления разных цен на один и тот же продукт для разных категорий покупателей, не отражающих различий в издержках производства.

 

Цель ценовой дискриминации – увеличение прибыли за счет перераспределения потребительского излишка в пользу продавца.

 

Условия осуществления ценовой дискриминации:

 

1.Наличие монопольной власти у фирмы, чтобы контролировать производство товара и ценообразование.

2. Отсутствие у покупателя возможности перепродажи продукта, купленного у монополии.

3. Наличие у продавца возможности разделять покупателей на группы (сегментирование рынка) в соответствии с их возможностью заплатить (исходя из эластичности спроса на покупаемый продукт).

 

 

Типы ценовой дискриминации (по А.Пигу):

 

- ценовая дискриминация первой степени (совершенная ценовая дискриминация) – фирма может назначать максимальную цену спроса на товар для любого потребителя. Результат – перераспределение всего потребительского излишка в пользу монополиста и увеличение объема производства до конкурентного уровня (где P=MC);

- ценовая дискриминация второй степени (по объему продаж) – назначение цены в зависимости от объема покупки (розничный и оптовый рынок);

- ценовая дискриминация третьей степени (сегментированная ценовая дискриминация) – назначение разных цен для разных групп покупателей (гостиничные тарифы для иностранцев и россиян).

Объектом ценовой дискриминации являются в основном мало эластичные товары.

 

 

Монополистическое производство оправданотехнологически: только крупный производитель может использовать эффект масштаба и длительное время снижать издержки при наращивании объема выпуска.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: