ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ. ЦЕЛЬ, ОБЪЕКТЫ, ПРИНЦИПЫ. УРОВНИ И ФОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ. ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ. ЛОГИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.




План:1- что такое пед пр-ие(ПП) 2- Цель,объекты,принципы. 3- Уровни и формы 4- Этапы 5- Логика

 

1 ----- Пед-ое пр-е(ПП) - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деят-ти уч-ся и педагогов.ПП является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с уч-ся) или коммуникативная. В 1989 г.появляется первый самостоятельный труд по ПП известного педагога В.П. Беспалько.

2-----ЦельПП состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деят-ти и прогнозировать ее результаты.

Объектами ПП могут быть: пед. системы, пед. процесс, пед. ситуации.

Пед. процесс для педагога - главный объект проектирования,который представляет собой объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.

Педагогическая ситуация как объект проектирования всегда существует в рамках какого-либо педпроцесса, а через него - в рамках определенной подсистемы.

Педагогическая ситуация - составная часть пед.процесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.

Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и, как правило, разрешаются тут же. Проектирование педситуаций входит в проектирование самого процесса.

Принципы ПП подразумевают общие регулятивы, нормирующие деятельность, объективно обусловленные природой проектирования и тем самым определяющие принадлежность тех или иных действий педагога к проектной сфере.

- прогностичности обусловлен самой природой проектирования, ориентированного на будущее состояние объекта. Особенно ярко он проявляется при использовании проектирования для создания инновационных образцов. В этом смысле проект может быть определен как пошаговое осуществление потребного будущего.

-пошаговости. Природа проектной деятельности предполагает постепенный переход от проектного замысла к формированию образа цели и образа действий. От него — к программе действий и ее реализации. Причем каждое последующее действие основывается на результатах предыдущего.

- нормирования требует обязательности прохождения всех этапов создания проекта в рамках регламентированных процедур, в первую очередь связанных с различными формами организации мыследеятельности.

-обратной связи напоминает о необходимости после осуществления каждой проектной процедуры получать информацию о ее результативности и соответствующим образом корректировать действия.

-продуктивности подчеркивает прагматичность проектной деятельности, обязательность ее ориентации на получение результата, имеющего прикладную значимость. Иными словами, на «продуктную оформленность» результатов процесса проектирования.

-культурной аналогии указывает на адекватность результатов проектирования определенным культурным образцам. Опасность получения проектного результата, лежащего вне культурного поля, снимается, если у участников проектной деятельности есть понимание того, что индивидуальное творчество ученика или педагога не является самодостаточным. Чтобы быть включенным в культурный процесс, необходимо научиться понимать и чувствовать свое место в нем, формулировать собственный взгляд на достижения человечества на основе изучения культурно-исторических аналогов. При этом получение научных знаний и знакомство с культурными ценностями важно осуществлять в сопоставлении с собственными суждениями и результатами познавательной деятельности.

Принцип саморазвития касается как субъекта проектирования на уровне ветвящейся активности участников, так и порождения новых проектов в результате реализации поставленной цели. Решение одних задач и проблем приводит к постановке новых задач и проблем, стимулирующих развитие новых форм проектирования.

 

3---уровни и формы ПП может осуществляться на разных уровнях. Под уровнем в данном случае понимается степень обобщенности (универсальности) проектных процедур и результата, которая используется в рамках проектных действий. Представляется, что в зависимости от требований к результату и формам представления продукта педагогическое проектирование может быть выполнено на концептуальном, содержательном, технологическом, процессуальном уровнях

Соотношение уровней и продуктов педагогического проектирования

Концептуальный Концепция, модель, проект результата,этот уровень ориентирован на создание концепции объекта или на его прогностическое модельное представление (модель образ-го стандарта, концепция программы, проект уч. плана). Продукт, полученный на этом уровне, носит универсальный хар-р и может служить методологической основой для создания аналогичных продуктов следующего уровня.
Содержательный предполагает непосредственное получение продукта со свойствами, соответствующими диапазону его возможного использования и функционального назначения Положение (о научном или образ-м учр-и), программы (образ-ые, исследовательские, развития), Гос. стандарты
Технологический позволяет дать алгоритмическое описание способа действий в заданном контексте (Должностные инструкции, организационные схемы управления, уч. планы, технологии, методики
Процессуальный Алгоритмы действий, дидактические средства, программные продукты, графики уч. процесса, метод. рекомендации, разработки уч. тем, сценарии праздников

Формы ПП – это документы, описывающие создание и действие пед. систем, процессов или ситуаций. Одной из форм является концепция. Она строится на результатах научных исследований, имеет большое практическое значение, хотя бывает обобщенной и абстрактной. Назначение концепции заключается в умении изложить теорию в конструктивной, прикладной форме. каждая концепция должна включать в себя только те теоретич. знания, которые можно применить в практич. деят-ти в какой-то системе, процессе. Особой форма - мечта. Под мечтой понимается образ, создаваемый нашим воображением, это предмет наших желаний, стремлений, хотя мечтой можно назвать и инструмент познания. Таким образом, мечта – это эмоц-ая способность к проектированию человеком своего будущего. Другой формой ПП является план. это документ, в котором перечисляются мероприятия, порядок и место их проведения. это учебные планы, план учебно-воспитательной работы, план урока, план мероприятия и многие другие. Каждый из планов имеет свое назначение и свою структуру. 4--- Выделяют 3 этапа ПП I этап - моделирование II этап - проектирование; III этап -конструирование;. 5---логика -заранее продуманная поэтапная последовательность организации проектных действий, осознанно выстраивается и на стороне уч-ся, на стороне педагога, инициирующего выполнение проекта. Она подчиняется определенным закономерностям, что предполагает специальное освоение этой логики всеми, кто участвует в ПП.Логик несколько(по авторам: по Е.С. Заир-Бек,, по В.С. Безруковой,, по С.Я. Батышеву,,по Ю.К. Конаржевскому,,по О.Г. Прикот,,по Д.А. Махотину,,по Л.Н. Дахину Важно понять, что ни одна из логик не является абсолютной истинной, применимой во всех случаях. Каждый конкретный проект требует своей логики проектирования. Это зависит от его масштаба, замысла, степени теоретической разработанности проблемы. Можно взять любую из логик в «готовом виде», а можно создать собственную, исходя из специфики своего проекта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: