Восхвалим убо мужи славны и отцы наши в бытимужи славны и отцы наши в бытии
(т. е. отцов нашего рода).
(Прем. Иис. сына Сирах, 44. 1).
«Жизнь великих людей слита с жизнью народа; сохранение их в памяти у древних греков предписывалось законом и освящено было религией»
(И. М. Снегирев).
Великим, славным мужем «нашего рода» бесспорно был Платон, Митрополит Московский. Знаменитый церковный деятель, красноречивейший вития, стяжавший название «Русского Златоуста» был в то же время носителем русского национально патриотического духа, и потому деятельность его имела большое значение в истории для жизни не только Церкви нашей, но и общества и государства, 11 (24) ноября с. г. (1912–го – прим. А. Р.) исполнилось ровно сто лет со дня кончины знаменитого Святителя-патриота. Эта столетняя годовщина являетсямало сказать, достаточным поводом и случаем, но непременным долгом, Святою обязанностью потомков вспомнить и «восхвалить» «славного отца (их) в бытии». В сознании этого долга мы и изготовили нижеследующие строки, пользуясь обширнейшим капитальным трудом И. М. Снегирева «Жизнь Московского Митрополита Платона». Москва 1891.
Не знаменитость места, не знатность происхождения не предвещали славы и величия Петру; он родился въ1737 году в с. Чашникове, в 4-х верстах от Москвы; отцом его был причетник Георгий Данилов, а восприемником — крестьянин Корольков.
Глубоко чтил Митрополит Платон память родителей своих и с благодарностью говорит (в «Записках» своих) о заботах их по его воспитанию и образованию. Они (и больше мать Татиана, надолго пережившая отца) утешены были при жизни своей началом возвышения сына и его к ним почтительностью. Мать его скончалась 7 лет во время свирепствовавшей в Москве в 1771 году чумы. Особое обстоятельство было причиною смерти отца. Он умер, можно сказать, от радости при внезапной встрече с сыном после долговременной разлуки с ним. Платон был уже Архиепископом Тверским и ехал в Москву; на Лубянке ему попался отец его, который шел и, по обыкновению своему, разговаривал сам с собою. В это время он был уже священником (викарным) при одной из московских церквей. Платон велел кучеру остановиться и стал звать к себе родителя. Старик, выведенный из своей задумчивости, удивился и обрадовался; но тут же почувствовал боль в боку. Пришедши домой, он все твердил о сыне своем Платоне, лег уснуть и более не вставал.
Младенец Петр отличался миловидностью, невольно заставлявшею любоваться им, и исключительною смышленостью. С 6 лет начали учить его грамоте; на восьмом году он уже читал и пел повседневные церковные стихи и по навыку мог один на клиросе справить всю Литургию. Голос у него был свежий, гибкий и приятный.
Школьное образование Платон, как и брат его Александр (впоследствии протопоп Московского Успенского собора), получил сначала в Коломенской семинарии, а потом в Московской Славяно-греко-латинской Академии, где оба они и приняли фамилию Левшиных. Учась в Москве, братья жили у старшего брата своего Тимофея, пономаря при церкви Святой Софии Премудрости Божией (в Садовниках), а потом у родственника их, диакона при церкви в Спасской. Ходив босиком в училище с грошом на обед, по своей бережливости и скудности родителей, Петр носил в руках свои новые боты, чтобы их не истоптать и надевал их близи Академии.
Читать и писать по латыни Петр Левшин выучился всего лишь в две недели. За изучение греческого языка он поспешил приняться самостоятельно. Так как по бедности не на что было купить учебника, то он, выпросив у товарища грамматику (Лащевского), всю ее тщательно переписал. Не ограничиваясь теоретическим изучением греческого языка, Левшин начал ходить в греческий монастырь к службам, познакомился и стал говорить с греками и мало помалу достиг того, что мог понимать греческих писателей и объясняться на простом греческом языке. Из греческих писателей, он особенно любил Святителя Иоанна Златоуста и говаривал, «что для одного этого Святителя можно учиться еллинскому языку». Среди богословских наук юного Петра более всего занимали послания Апостола Павла и в особенности послание к римлянам. Прочитав их раз двадцать, он почти все их знал наизусть.
Даровитый и любознательный юноша, пристрастясь к наукам, не ограничивался тем только, что было предметом изучения в школе. Он всеми мерами старался расширить и углубить свое образование. Красноречиво свидетельствует об этом и следующее.
Случилось матери его, хотя и безграмотной, но знавшей любовь своего сына к книгам, купить на площади сочинение Цицерона (106-43 до Р. Х.) «О должностях» и Квинта Курция (I век) «Жизнь Александра Великого». И то и другое сочинение так понравились Петру предметом и слогом своим, что он выучил их на память.
Службу свою Платон начал в 1757 году 20-ти лет от рождения учителем в пиитическом классе Московской Славяно-греко-латинской Академии с годовым жалованием в 170 р. Почти с самого основания Академии, учители ее привлекались к проповедованию слова Божия. На это поприще вступил и Левшин. Он быстро заслужил на нем всеобщее удивление и любовь и даже успел возбудить восторг в Москве. Его там называли: «то вторым Златоустом, то Московским Апостолом».
Не прошло и одного года службы Левшина в должности учителя пиитического класса в Московской Академии, как неожиданно последовало перемещение его в учителя риторики в Троицкую семинарию. Пришлось расстаться сполюбившей его Москвою, и ехать к новому месту службы в Троице-Сергиеву Лавру.
В стенах лавры ожидал его скорый разрыв с миром. 14-го (27) августа накануне Успеньева дня 1758 года последовало пострижение Петра в монашество сименем Платона, а вскоре затем и посвящение в чин иеродиакона.
К 5 (18) сентября того же 1758 года к празднику преподобного Сергия прибыл из Петербурга в Лавру Архимандрит ее, знаменитый Гедеон Криновский (1726-1763), состоявший в то же время в должности придворного проповедника. Увидав и услыхав Платона, Гедеон так его полюбил, что почти не отпускал его от себя, прислушивался к его суждениям и столько ему благодетельствовал, что Платон называл его первым по родителях своих. По отъезде своем в Петербург Гедеон неоднократно вызывал к себе туда Платона для доставления ему новых средств к образованию себя в новой столице.
В Петербурге узнали Платона близкие к Государыне вельможи, любители отечественного просвещения граф Алексей Григорьевич Разумовский (1709-1771) и Иван Иванович Шувалов (1727-1797) — меценат Ломоносова и Гедеона, основатель Московского университета так восхищен был дарованиями и сведениями Платона, что хотел его представить Императрице - покровительнице талантов, и отправить его на свой счет в Париж для усовершенствования в науках, коими славились тогда Сорбонна и Королевская Академия, но Гедеон, как бы предчувствуя скорую и вечную с ним разлуку, убедил Шувалова оставить Платона в России. Шувалов до самой кончины Платона находился с ним в самых близких и искренних отношениях. Граф Разумовский, как любитель церковного пения, нередко беседовал и певал вместе с иеродиаконом Платоном. В проезде свой через Новгород Платон сблизился с учителем тамошней семинарии Тихоном (впоследствии Святым Епископом Воронежским).
В 1759 году (20 июля) Платон посвящен был в Санкт-Петербургском Троицком подворье во иеромонахи и через два года получил место ректора Троицкой семинарии.
В мае 1763 года (на другой год после своего Коронования 22 сентября (5 октября) 1762 года) Императрица Екатерина II в сопровождении многочисленной свиты приходила на поклонение Святым мощам преподобного Сергия в его обитель. При встрече ее Платон поднес Святую икону, хлеб и соль. На другой день за обеднею в присутствии Государыни и членов Святейшего Синода Платон сказал проповедь «О пользе благочестия». И проповедь и проповедник так понравились Императрице, что после она изъявила ему свое благоволение в самых милостивых выражениях, слово его тогда же велела напечатать, а его удостоила пригласить к обыденному своему столу. Из Лавры Императрица путешествовала в Ростов, где в ее присутствии состоялось переложение Святых мощей Димитрия Ростовского из старой раки в новую, богатейшую и великолепную. По возвращении из Ростова, Императрица пожаловала Платону кусок бархата на рясу и значительную сумму денег, повелела ему явиться к себе в Москву, куда отправилась с сыном своим наследником престола Великим Князем Павлом Петровичем. Пред поездкою в Москву освободилось место наместника Лавры, на которое и был назначен Платон. В Москве ожидало его назначение на высокий и ответственный пост учителя богословия к наследнику. Платону тогда было только 26лет: он находился в полноте сил душевных и телесных.
Простившись с Лаврою своею, Платон в июле 1763 года направился в Санкт-Петербург на новое поприще, на котором «все его слова должны быть уроками и все поступки примерами». Платон вполне оправдал свое высокое назначение.
Императрицею назначено было преподавать богословие Великому Князю три раза в неделю, а по воскресным и праздничным дням пред Литургией читать ему Евангелие с объяснением. Живой и, как дитя, рассеянный Великий Князь уроки Платона слушал с большою охотою и вниманием. О влиянии, какое имел Платон на наследника и саму Императрицу, можно судить по следующему факту. Однажды, слушая поучение его в день рождения и причащения Святым Тайнам Великого Князя, Государыня, растрогавшись до слез, высказала: «Отец Платон делает из нас все, что хочет; хочет он, чтобы мы плакали, — мы плачем».
Случай особенно отличиться талантом красноречия и заслужить удивление Двора и народа представили Платону блистательные победы русских, одержанные над турецким флотом. По случаю этого важного события, увенчавшего создания Петра I бессмертными лаврами, Екатерина II повелела в 1772 году положенное в 29 августа поминовение всех воинов совершить в Петропавловском соборе при гробе основателя российского флота. По окончанию заупокойной Литургии и панихиды Императрица подошла со взятым при Митилене флагом турецкого адмирала к гробнице Петра и, преклонив колена, повергла флаг к ее подножию в знак признательности со следующими словами: «Твоя от Твоих Тебе приношу». После этого Платон и произнес во вечную память Петра I свое знаменитое, занесенное на страницы истории слово.
Исчислив труды и победы преобразователя России, проповедник вдруг неожиданно сходит с кафедры, приближается к гробнице Петра и, коснувшись покрова ее, как бы вдохновенный, воскликнул: «Восстань теперь, великий Монарх, Отечества нашего отец! Восстань и воззри на любезное изобретете твое; оно не истлело от времени и слава его не помрачилась. Восстань и насладися плодами трудов твоих! Флот, тобою устроенный, уже не на море Черном, не на океане Северном, но где? Он на Средиземном, в странах Восточных, в Архипелаге, близ стен Константинопольских, в тех, то есть, местах, куда ты нередко свое око обращал и гордую намеревал смирить Порту. О, как бы твое, Великий Петр, возрадовалось сердце, если бы... Но слыши! Мы тебе, как живому, вещаем, слыши: флот твой в Архипелаге, близ берегов Азийских, Оттоманский флот до конца истребим! Российские высокопарные орлы, торжествуя, именем твоим весь Восток наполняют и стремятся предстать пред стены Византийские».
Такой внезапный переход речи, «такое смелое и необыкновенное ораторское движение поразило слушателей изумлением и даже невольным страхом». Стоявший близ гробницы правнук Петра, наследник Цесаревич Павел испугался, как он сам признавался после Платону, что «Прадедушка встанет». Известный же своею «добродушною остротою» граф Кирилл Григорьевич Разумовский (1728-1803), услышав воззвание Платона к Петру I, чистосердечно заметил, но так, что услыхать могли лишь стоявшие вблизи его: «Чего вин его кличе? Як встане: то всим нам достанется». Замечание это заставило иных невольно улыбнуться в то время, когда почти у всех на глазах видны были слезы.
Государыня восхищена была речью Платона. В переводе на французский язык она отправила ее к Вольтеру, который в ответе своем так отозвался о ней: «Сия речь, обращенная к основателю Петербурга и Ваших флотов, есть, по моему мнению, знаменитейший памятник; я думаю, что никогда и ни один оратор не имел столь счастливого предмета для своего слова, не исключая и греческого Платона».
В 1766 году 16 (29) июля Платон был посвящен во Архимандрита Троицкой Лавры и в этом звании занял Троицкое подворье в Санкт-Петербурге. Двор для Платона был для него новым училищем. Там его окружали разные ученые люди, особенно иностранные. Нередко собирались они у законоучителя по особому его приглашению на обеды и на вечера. Подобно тому, как греческий язык, Платон изучил и французский, т. е. почти самоучкою.
Собираясь в 1767 году в Москву, Императрица отпустила нового Архимандрита в Троицкую Лавру. Братия обители приняла его с искреннею радостию, как прежнего собрата и настоящего начальника.
Среди важных и разнообразных занятий своих Платон, как нежный сын, не забыл своей доброй и благочестивой матери, он послал за нею карету в Москву, и когда она приехала в Лавру, встретил ее в монастырских воротах. Пред отъездом же ее в Москву, одарив ее деньгами и шелковыми тканями на платье, Платон спросил: «Довольны ли Вы, матушка, моими подарками»? — «Очень довольна», - отвечала она. «Как же Вы прежде не советовали мне идти в монашество», - заметил он. «Чего мне от Христа? Я ведь не знала еще, что меня будешь так дарить», - простодушно сказала старушка. Это свидание его с матерью было последнее.
По прибытии Двора в древнюю столицу, и Платон явился туда для исполнения обязанностей законоучителя и придворного проповедника. Императрица в этом 1767 году собралась пойти и со всею своею свитою пешком в Троицкую Лавру к празднику преподобного Сергия, 5 (18) июля. Там Платон в четвертый раз встречал и приветствовал ее словом. Довольная оказанным ей приемом и заведенными порядками в семинарии и монастыре, Государыня изъявила распорядительному наместнику свое благоволение, пожаловав значительную сумму денег на окончание огромной и единственной в своем роде колокольни, начатой постройкой еще при императрице Анне Иоанновне.
По возвращении своем в Петербург, Платон еще на 30 году жизни сделан был членом Святейшего Синода, в котором тогда заседали и Архимандриты Троицкой Лавры.
В 1770 году состоялось наречение и рукоположение (12 (25) октября) в присутствии Государыни Платона в чин Архиепископа Тверского и притом к его удовольствию с оставлением Архимандритом так любимой им Троицкой Лавры.
Началось теперь служение Платона Церкви и Отечеству в Святительском чине. Оно продолжалось 42 года с несомненною пользою для церковно-государственной жизни и с великою честью для самого иерарха.
Возблагодарив Императрицу речью за ее милости, Платон отправил к Тверской пастве своей печатное пастырское послание для прочтения во всех церквах епархии; потом издал инструкцию для благочинных, сокращенный Катехизис для ставленников, с прибавлением правил из Кормчей книги и Духовного Регламента, и присягу на священнослужительские чины и для детей два кратких Катехизиса в вопросах и ответах.
Вскоре затем Платон и сам отправился в свою епархию. С большою ревностью принялся он там за исполнение дел высокого своего звания. Между прочим, он обратил отеческое попечение на местную Духовную семинарию, увеличил средства ее содержания, умножил число учеников и до 70 из них послал в Троицкую семинарию, — устроил консисторию, заново перестроил собор, обширный и величественный памятник древнего благочестия и зодчества и благолепно украсил. Когда Императрица проездом своим через Тверь в Москву в 1775 году увидала тамошний собор, то сказала Преосвященному: «Вы так украсили собор, что я подобно красивого мало видала».
При самом отъезде своем из Твери в Москву (21 января (3 февраля)) Государыня в доказательство своего благоволения, вручила Платону два Указа, для представления их куда следует, и пожаловала богатую панагию, осыпанную драгоценными камнями. Из Указов Платон узнал, что повелевается перевести его в Московскую епархию с удержанием места Архимандрита Троицкой Лавры и, сверх того, выдать ему на подъем и обзаведение 5000 р.— сумму по тогдашнему времени очень значительную.
Тяжело было Платону расстаться с Тверской епархией, составлявшей предмет его забот и попечений; он сокрушался душою и горько плакал. К его скорби об этой разлуке присоединился страх, «весьма естественный человеку — вступить на иераршеский престол, обагренный кровью Архиепископа Амвросия (Зертис-Каменского) (1708-1771), который сделался жертвою своей сильной ревности по истине в борьбе с суеверием, предрассудками и злоупотреблениями» (убит был в сентябре І771 года во время мятежа, происшедшего в Москве при появлении в ней чумы). Известно было также расстройство дел епархиальных в столице. Платон решился умолять Императрицу об увольнении его от Московской епархии. С таким намерением и для присутствования в Святейшем Синоде он и приехал в Москву (в январе 1775 года. Подал Императрице просьбу об увольнении, но последняя была тотчас же возвращена просителю с собственноручною надписью Государыни: «Держусь Моего Указа». После этого Платон должен был объявить врученные ему Указы в Святейшем Синоде, где и провозглашен Архиепископом Московским и Калужским.
Вступив на кафедру Московскую, Платон ревностно принялся за приведение в порядок разных сторон епархиальной жизни. Самое серьезное внимание обратил новый Архипастырь на наличный состав духовенства древней столицы. В 1771 году от моровой язвы большая часть духовенства погибла и замещена была выходцами из других епархий — священнослужителями непросвещенными и не оправдывавшими своего звания поведением и службою. Платон старался таких священнослужителей заменить более достойными, и по образованию, и по жизни. С древних времен в Москве, на Крестце, у Спасских ворот собирались безместные попы и диаконы, запрещенные, под следствием находившиеся и отрешенные от мест; там они нанимались за малую цену служить обедни при разных церквах, особливо домовых. Такие попы и диаконы назывались «Крестцовскими» и «с Крестца», для отличия от Крестовских, служивших в домовых церквах. «Сборище, известное под названием Крестца и наем священнослужителей делали соблазн народу, бесчестие духовенству и укор начальству». Против него восставал еще первый Патриарх наш Иов, но тщетно, и Крестец просуществовал до Платона, который решился все преодолеть, лишь бы уничтожить такое злоупотребление, как постыдную симонию, — и успел.
Богослужение, точное исполнение устава церковного составляло также предмет особых забот Архипастыря. Он неожиданно и лично посещал монастыри и церкви в часы Литургии, вечерни и Всенощного бдения, никогда не оставляя без замечания достойное похвалы или порицания. Для чтецов и певцов Платон сам бывал примером. Присутствуя при богослужении, он читывал часы, Апостолы и паремии. Случалось, что иногда певал на клиросе вместе с дьячком и за дьячка. В 1775 году он издал «Инструкцию» для благочинных и протоиереев, которые заменили прежних поповских старост и заказчиков; в 1800 году, в видах упорядочения Крестных ходов, прежде совершавшихся по произволу некоторых церквей и монастырей, издал в 1800 году особое «Учреждение о Крестных ходах».
Своими попечениями и заботами о возвышении чина духовного чрез возвышение его умственного и нравственного достоинства, ревностный по вере Архипастырь по справедливости заслужил имя отца Московского духовенства. Сравнивая прежнее состояние его с современным себе, Платон говаривал с некоторым самодовольством: «Я его застал в лаптях и обул в сапоги; из прихожих ввел в залы к господам».
Со всем рвением Архиепископ Московский взялся за внешнее и внутреннее преобразование Московской Духовной Академии. Сравнительно с многолюдством столицы и епархии в ней мало было учеников; она нуждалась в содержании.
В 1785 году Платону представлено было право разрешать печатание книг духовного содержания.
Когда дух нечестия взволновал Францию и, распространяемый агентами тайных обществ, проникал и в другие государства, тогда дальновидная Екатерина II употребила все средства, внушаемые ее политикой, для предупреждения умственной заразы в своем государстве; особенно обращено было ее внимание на учебные заведения, ученые общества, да вольные типографии и книги, кои могли быть проводниками зловредного учения. Высочайшим Указом 1785 года декабря 24 (6 января), присланным Московскому Архиепископу Платону и главнокомандующему в Москве графу Якову Александровичу Брюсу (1732-1791); повелено было рассмотреть напечатанные в типографиях Новикова и в вольных книги сомнительного содержания. По сношению Архиепископа с главнокомандующим касательно этого дела, избраны цензорами и следователями с духовной стороны Архимандрит Серапион (Александровский) (1747-1824) и игумен Моисей; а с гражданской — полицмейстер Годеин. Первым предписано «освидетельствовать книги, выходящие из вольных типографий, где что-либо касается до веры или дел духовных, и наблюдать, чтоб таковые печатаны не были, в коих какие-либо колобродства, нелепы я умствования и раскол скрываются». Подозрительные книги были рассмотрены и продажа их остановлена до окончания следствия; потом собраны были содержатели вольных типографий и обязаны подписками впредь не печатать никакой книги без цензуры одного из духовных и светскихъ цензоров.
На донесение комиссии последовал Высочайший Указ, коим повелевалось запечатать и запретить, на основании замечаний Архиепископа Московского Платона, следующие книги:
1) «О заблуждениях и истине»;
2) «Апология, или защищение вольных каменщиков»;
3) «Братское увещание»;
4) «Хризомандер», аллегорическая и сатирическая повесть;
3) «Карманная книжка»;
6) «Парацельса химическая псалтырь» и прочие же книги Новиковские и вольных типографий были дозволены.
По приказанию Императрицы, содержатель типографии и член Дружеского общества Новиков отдан был Платону на испытание в православии потому, что он подозреваем был в сношениях с тайными обществами.
Зная неблагоприятное о Новикове мнение Государыни Платон, по испытании подозреваемого, все-таки, не обинуясь донес о нем в таких словах: «Вследствие Высочайшего Вашего Императорского Величества повеления, последовавшего на имя мое от 28 сего Декабря, поручик Новиков был мною призван и испытуем в догматах православной нашей Греко-Российской Церкви, а представленные им, Новиковым, ко мне книги, напечатанные в типографии его, были мною рассмотрены. Как пред престолом Божиих, так и пред престолом Твоим, Всемилостивейшая Государыня, я одолжаюсь по совести и чину моему донести Тебе, что молю всещедрого Бога, чтобы не только в словесной пастве Богом и Тобою, Всемилостивейшая Государыня, мне вверенной, но и во всем мире были христиане, таковые, как Новиков. Что ж касается до книг, напечатанных в типографии его, Новикова, и мною рассмотренных, я разделяю их на три разряда: в 1-м находятся книги собственно литературные, и как литература наша доселе крайне еще скудна в произведениях, то весьма желательно, чтобы книги в этом роде были еще более и более распространяемы и содействовали бы к образованию; во 2-м я полагаю книги мистические, которых не понимаю, а потому не могу судить об них; наконец, в 3-м разряде суть книги самые зловредные, развращающие добрые нравы и ухищряющиеся подкапывать твердыни Святой нашей веры. Сии-то гнусные и юродивые порождения так называемых Энциклопедистов следует исторгать, как пагубные плевела, возрастающие между добрыми семенами». Такое откровенное и беспристрастное мнение было уважено Императрицею.
При начале революции французской (1789), общество литераторов в Москве предприняло переводить все сочинения Вольтера, изданные Бомарше в 69 томах. Об этом предприятии доведено было до сведения Императрицы ЕкатериныII; Рескриптом своим на имя Московского главнокомандующего Петра Дмитриевича Еропкина (1724-1805) она повелела управе благочинии и обер-полицмейстеру наблюдать, чтобы «такое издание отнюдь не было печатаемо ни в одной типографии без цензуры и аппробации Преосвященного Митрополита Московского».
Свою ревность по истинной вере и великодушие Платон показал в 1795 году в деле университетского профессора Мельмана, обнаруживавшего в беседе с ним мнения, противные основанию откровенной религии. Напитанный немецкой философией конца XVIII века, этот знаток греческой и латинской словесности, полагал основанием религии философию, а источником нравоучения — языческих писателей. Платон возразил ему, что коренное основание религии есть Священное Писание, и что истинная философия может быть почерпнута только из Откровения, которое преподает нам чистое и возвышенное учение нравственности, и одно может сообщить правилам ее высшую силу обязательности и власть действовать на сердце человеческое. Но, видя упорство ученого немца в своих мнениях, Платон двукратно советовал ему не высказывать, по крайней мере, своих мыслей на лекциях: но когда тот не принял такого условия и объявил, что почитает себя обязанным сообщить слушателям свои убеждения, тогда Митрополит отнесся к куратору Московского университета Михаилу Матвеевичу Хераскову (1733-1807), который, по совещании со старшими профессорами, решил удалить Мельмана из университета. Неблагонамеренные выдавали ревность Святителя по вере за гонение. Платон в письме своем выразил свое соболезнование об участи молодого ученого, «признавая его достойным снисходительного правления». Мельман же, несмотря на свое разногласие, отозвался в письме своем о Московском Архипастыре: «in eo summa ars et summa ratio», т. е. в нем высочайшее искусство и высочайший разум. Не только против одной лжеименной философии, но и против гнездившихся в пастве расколов должно было ополчаться Архипастырю Московскому. Свирепствовавшая в Москве чума 1771 года дала повод раскольникам к основанию моленной и часовни на земле, отведенной им начальством для кладбища за Преображенской и Рогожской заставами; та и другая принадлежали разным, несогласным между собою согласиям, но соединенным общею враждой против православной Церкви: одно — поповщина, которая принимала священство, не признавая иерархической власти; другое — отвергало священство, вместе с тем и Таинства Церкви, кроме Крещения и покаяния, совершаемых у них мирянами их согласия под именем отцов. В числе последователей того и другого толка были богатые купцы и фабриканты, которые влиянием своим и зависимостью от себя удерживали в расколе тысячи недостаточных и бедных людей.
Усилившееся общежитие перекрещенцев в Преображенском не могло не обратить на себя заботливого внимания Московского Архипастыря; он донес об этом Святейшему Синоду, который Указом своим 1775 года сентября 29 запретить «держать в Преображенском лжеучителей». Но основатель этого согласия беспоповщины, или федосеевщины, Московский купец Илья Кавылин, изворотливый и вкрадчивый, снискавший себе благоволение некоторых вельмож, знакомый с полицией, сумел ослабить меры, принятые духовными властями. В 1790 году, он, с разрешения Московского главнокомандующего Князя Александра Александровича Прозоровского (1732-1809), соорудил вместо ветхой деревянной часовни новую каменную, и на ней, как бы на церкви православной, поставил главу с Крестом. Митрополит Платон спрашивал губернское правление: «Почему дозволено раскольникам это сделать?» — Ему отвечали: «В силу Манифеста 1762 года, правление не в праве это им запретить».
Еще прежде Платон написал увещание раскольникам не столько в духе обличения, или суда, сколько в духе любви, соболезнующей о закоснелых в заблуждениях; в таком же духе он принимал учительные меры, действуя на отпадших от православной Церкви и проповедью, и пастырским посланием, и келейною беседою, и благоразумными распоряженьями. Многолетний опыт его убедил, как он сам писал в 1803 году, что «Церкви Христовой пастырю и самому просвещенному весьма затруднительно иметь с раскольниками прение и их в заблуждении убедить: ибо в прениях с обеих сторон должно быть единое начало, или основание, на коем основывать все доказательства. Но ежели начало у одной стороны будет иное, а у противной другое: то никогда согласиться будет не возможно. Просвещенный христианский богослов, для утверждения всех истин Церкви Христовой, не иное признает начало как едино слово Божие, или писания Ветхого и Нового Завета. А раскольник, кроме сего начала, признает еще за равносильные слову Божию начала и всякие правила Соборов, всякие писания церковных учителей и всякие повести, в книгах церковных обретаемые; да еще их и более уважает, нежели слово Божие». Но и такие трудности Бог помогал Платону нередко преодолевать; силою убеждения, духом кротости и снисхождения он успел многих отпадших возвратить в недра православной Церкви.
Боявшийся влияния Платона, по вступлении на престол Александра I, глава беспоповщинского толка в Москве, Кавылин происками своими успел освободить свою общину от зависимости православного духовенства: тогда Архипастырь Московский, тщетно противоборствовавший успехам его толка, поддерживаемого светскими властями, выразился так: «Если этот народ исправен в исполнении гражданских обязанностей, то обращение его к православно надо представить Господу; будет время, когда он изберет достойнейшего на это дело».
В 1800 году поступила к Московскому Митрополиту просьба от 250 человек Московских старообрядцев о дозволении построить им церковь, иметь по согласию прихожан рукоположенных от Архиерея священников и отправлять богослужение по старым книгам. Тогда Митрополит, по совещании с некоторыми из выдающихся духовных лиц, изложив правила об этом нововведении, препроводил просьбу старообрядцев, при своем мнении, в Святейший Синод. Его мнение и правила утверждены были Указом Государя и вследствие сего в 1801 году основана в Московской епархии на Введенском кладбище первая единоверческая, или, так называемая, благословенная церковь-памятник благоразумной терпимости. В мнении своем Платон полагал, чтобы присоединенных к православной Церкви не называть более ни раскольниками, ни старообрядцами, а именовать «единоверцами» или «соединенцами» и церковь их «единоверческою». Первая на Москве такая церковь в честь Введения Божией Матери освящена по благословенно Митрополита Платона.
Между тем, английские пытливые богословы чрез полномочного министра при Дворе Великобританском графа Семена Романовича Воронцова (1744-1832) отнеслись с вопросами к Митрополиту Московскому о разделении и разности Восточной Церкви от Западной, о Святом Крещении и поклонении Святым иконам. Поводом к тому было сочинение Дютана о православной Греко-российской Церкви, которое доставил Высокопреосвященному при письме гвардии-капитан П. А. Яковлев. Митрополит, сообщив английским богословам замечания свои об этом важном и любопытном предмете (как говорят, писанные под его руководством Мефодием Смирновым (1761-1815)), послал им и свое сочинение о «Христианской Богословии» в латинском переводе, с тою целью, как выразился он в послании своем, «дабы из него лучше могли понять силу того учения, коему следует Греко-российская Церковь, и убедились бы, что люди чрез меру мудрствующие, всегда покушаются смешивать древнее с новым и неизвестное с известным».
Замечания и книга Платона приняты были в Англии с уважением и переведены на английский язык; богословие его употреблялось при богословских лекциях в Оксфордском и Глазговском университетах. И другие иностранные ученые в Германии, Италии, Швейцарии и Франции, для распространения своих познаний о духовном состоянии России, старались заводить переписку с Платоном, имя которого славилось в Европе: что доказывают их письма и отзывы о нем в сочинениях. — Сколько ни вызывал его на сближение с собою Римский первосвященник, сам и чрез своих агентов, но Платон, не терпевший системы папизма, уклонился от сношений с ним.
Кроме духовной и учебной части, внимания ревностного Архипастыря требовали и административная, тогда запутанная, и хозяйственная — расстроенная. Для окончательного решения накопившихся епархиальных дел Платон не щадил ни труда, ни здоровья. Каждый почти день по нескольку часов занимался он рассмотрением дел, поступавших к нему из консистории, духовных правлений и от благочинных. Сам принимал, разбирал прошения и жалобы, выслушивал словесные объяснения.
Не мало времени и труда уделял Митрополит Платон на приведение в порядок экономической стороны своей кафедры. Архиерейский дом в Кремле был разграблен и разорен вовремя народного бунта и убиения преосвященного Амвросия. Получив, без просьбы своей, от монарших щедрот 40 000 рублей на построение нового дома. Платон соорудил грандиозное здание, обращенное потом в Николаевский дворец, где в 1818 году увидел свет Государь Император Александр I; возобновил и украсил Чудовские церкви, возобновил и благоустроил заброшенный дом Митрополита Тимофея (Щербацкого) (1698-1737) в с. Черкизове, любимом летнем приюте Московских Святителей. Хозяйственная деятельность Митрополита Платона проявлена была им в разных других местностях, и при других случаях.
В 1776 году, пребывая в Санкт-Петербурге, исполнял, по приглашению Государыни, должность законоучителя невесты Великого Князя Павла Петровича принцессы Софии Доротеи (1759-1828), которая с именем Марии Феодоровны и в положении Императрицы увековечила себя благодеяниями страждущему человечеству.
Не дожив еще и до 50 лет владыка Платон, утомленный заботами и трудами, почувствовал влечение к любимому им с детских лет уединению. Возможно, что ему наскучила и борьба с обстоятельствами и людьми, не всегда к нему расположенными при Дворе и в Синоде. Дождавшись исполнения 12 лет Святительского своего служения, он обратился к Государыне с просьбою об увольнении на покой, о чем уведомил и Великого Князя Павла Петровича. Поступком Платона Великий Князь очень опечалился и в ответном письме убеждал духовного своего отца не оставлять кафедры. Государыня же ответила просителю, что «он и без увольнения может быть свободным», и предоставила его воле пребывание в Троицкой Лавре, с дозволением поручить епархиальные дела своему викарию.
Правом пребывать в Лавре Платон пользовался охотно и часто. С 1783 года владыка Платон занялся устроением себе приюта для уединения, для которого он избрал в трех верстах от Лавры, на реке Кончуре, среди рощ, лугов и прудов, красивое место. Там в безмятежной тишине желал он скончать и дни свои. В этом приюте, после названном монастырем, устроено им кладбище для погребения лаврских иноков; по его плану и на его средства сооружена на подобие Фавора, церковь, в которой один престол, на горе во имя Преображения Господня, а под ним вертепный храм Лазарева Воскрешения, напоминающий Палестинскую Вифанию. Здесь в пещере, приготовив себеместо для погребения, храмоздатель впоследствии поставил дубовый гроб, вмещавший в себе Святые мощи преподобного Сергия. Расставив по хорам в Вифанской церкви изображения Святых Отцов, Великих учителей Церкви и над ними икону Спасителя, говаривал: «Вот Христова Академия и с Ректором Своим».
В деревянном двухэтажном доме Архиерея сооружена малая Крестовая церковь Сошествия Святого Духа.
Как бы в выражение любви своей к просвещению и благотворению, Платон присоединил к обители семинарию и богадельню.
В 1787 году Платон пожалован был в Митрополиты. Пожалование это состоялось порядком или при обстановке совершенно исключительной. Платону исполнилось полвека жизни. Наступил день его рождения и мирского тезоименитства общего с его Августейшим учеником, Великим Князем Павлом Петровичем. В присутствии Государыни, в праздник Святых Апостолов Петра и Павла,