Технология формирования умственных действий с заранее намеченными свойствами.




Технологии репродуктивного типа: монологического изложения информации, технология формирования умственных действий с заранее намеченными свойствами, технология взаимообучения. (Характеристика одной из технологий по выбору экзаменуемого технология).

План

1.Рассказать какие бывают технологии репродуктивного типа

2.Более подробно рассказать про одну из технологий

Технология монологического изложения информации.

Формы:лекция, рассказ, экскурсия.

Образовательный потенциал.Технология способствует: сообщению новых знаний, формированию ценностного отношения к сообщаемым знаниям, формированию взглядов (убеждений), освоению языка науки.

Условия эффективности. Педагог владеет техникой речи; содержание и изложение информации хорошо продумано; темп речи оптимален; используются приёмы активизации внимания (см. ниже); установлен и поддерживается контакт с аудиторией.

I. Вступление:две задачи – установить контакт, заинтересовать.

Виды вступлений: простое, внезапное (яркое, эмоциональное начало), косвенное или с ораторской предосторожностью (оригинальное развернутое начало, направленное на преодоление нежелания слушать) => изобретение вступления.

II.Главная часть. Для убеждения используется цепочка доказательного ряда: тезис – демонстрация аргументов – умозаключение.

При демонстрации аргументов использовать правило рамки: начало, и конец любого информационного ряда воспринимаются и запоминаются лучше, чем его середина (правило Эббенгауза).В начале сильный аргумент – затем менее сильный – затем наиболее сильный.

Сильные аргументы: статистические сведения (не злоупотреблять цифрами, сводить их к ощутимым); научные сведения; факты известные обеим сторонам; факты очевидцем которых вы были лично; личностно значимые факты для данной аудитории.

III.Заключение. Обобщить, сделать выводы => побудить к действию.

Приёмы активизации внимания:

-Композиционные (интригующее начало, контрастное сопоставление аргументов, вопросно-ответное изложение информации и др.)

-Речевые приёмы (интонационная выразительность, изменение темпоритма, психологические паузы, цитаты, крылатые выражения, афоризмы, тропы и фигуры речи, эмоциональная заразительность)

-Методические приёмы (использование наглядности, проблемные и риторические вопросы, приёмы обращения к аудитории)

 

Технология формирования умственных действий с заранее намеченными свойствами.

- процесс перехода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность, способности, знания, умения, навыки обучающегося.

Шесть этапов:

I этап – мотивационный. В идеальном варианте мотивация должна строиться на познавательном интересе, так как он (познавательный интерес) обладает таким свойством, как ненасыщаемость. Такого вида мотивация чаще всего зарождается в ходе проблемного обучения. Если у учащегося уже заранее есть сформированный мотив, то никакой работы на этом этапе не проводится. К сожалению, в практике мы сталкиваемся с тем, что у учащегося отсутствует мотивация или она настолько незначительна, что на данном этапе вместо выявления мотива приходится заниматься его формированием.

II этап – ориентировочный. Данный этап заключается в предварительном ознакомлении с тем, что предстоит освоить, т. е. ориентировать учащегося на будущую деятельность. Ключевым моментом данного этапа является понимание. От того, насколько учащийся полно и глубоко поймет предлагаемую ему задачу, зависит дальнейшая работа по ее решению.

III этап – материальный (материализованный). Название этого этапа и всех последующих будет совпадать с выполняемой деятельностью на этих этапах. Суть этого этапа заключается в усвоении учащимся содержания действия. На этом же этапе преподавателем осуществляется контроль за выполнением действий. Если на этом этапе учащиеся хорошо освоят все операции по выполнению действия, то можно сказать, что данный этап прошел успешно и учащиеся справятся с овладением данным действием.

IV этап – внешнеречевой. Данный этап заключается в обобщении, т. е. все проделанные операции учащийся должен воспроизвести в виде речи, как устной, так и письменной.

V этап – беззвучной устной речи (другими словами, речь про себя). Этот этап, как и предыдущий, посвящен обобщению. Учащиеся должны «прокрутить» данные операции «про себя».

VI этап – умственного или внутриречевого действия. Этот этап заключается в автоматизации действия.

В основном результат усвоения учащимися действия зависит от первого этапа.

Типология ориентировочной основы действия зависит от трех критериев:

– степени полноты;

– меры обобщенности;

– способа получения.

3) Технология взаимообучения – новая стадия или новый исторический этап в развитии учебно-воспитательного процесса.

При этой технологии организационная структура расширяется, обучение и воспитание ведутся уже в четырех формах: коллективной, групповой, парной, индивидуальной. Доминирующим становится коллективная форма организации учебных занятий и занимает не менее 50-60% учебного времени.

Коллективизм в обучении – это главный резерв качества и эффективности учебно-воспитательной работы. Работая вместе, помогая друг другу, люди добиваются больше, чем работая порознь.

Признаки коллективной работы:

– Наличие у всех членов коллектива общей единой цели.

– Взаимопомощь и сотрудничество

– Разделение труда, функции, разнообразие тем и заданий

– Участие каждого члена коллектива в управлении учебным процессом

– Объем работы, проделанный коллективом, должен быть больше, чем проделано одним самым способным учеником.

– Общественно полезный характер деятельности всех и каждого члена коллектива в отдельности.

– Забота всех о каждом и каждого обо всех.

– Равенство объективных условий для развития каждого члена коллектива.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: