ПРИНЦИП ИНФОРМИРОВАНИЯ КЛИЕНТА О ЦЕЛЯХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ОБСЛЕДОВАНИЯ




ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПСИХОЛОГА

МАРИНА КОМЯГИНА, ПСИХОЛОГ, ЭКСПЕРТ ПО ЖЕНСКОЙ ЭНЕРГИИ

ПРИНЦИП КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

1. Психолог обязан не допустить разглашения информации, полученной им о клиенте в процессе проведения консультирования, тренингов и других работ с клиентом.
Психолог имеет право нарушить принцип конфиденциальности без согласия клиента только в случаях, предусмотренных законом,а также если это направлено на:
-обеспечение необходимой профессиональной помощи клиентам;
-проведение необходимых профессиональных консультаций;

2. Если психолог заранее знает,что ему после проведения работы предстоит раскрывать информацию о клиенте, то необходимо предупредить об этом клиента,четко осведомив об объеме и характере раскрываемой информации.

3. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами, она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента.

4. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми.

5. При необходимости присутствия во время диагностики,консультации,тренингах или других психологических мероприятиях третьих лиц (супервизоры, начальство, проверяющие и контролирующие инстанции, телевидение и другое),не имеющих непосредственное отношение к мероприятию,психолог должен проинформировать об этом клиента (тов) и получить от него (них) согласие на присутствие.
«Информация о клиенте, которая к психологу попала-у него и пропала»

ПРИНЦИП КОМПЕТЕНТНОСТИ

1. Для предоставления качественной и высококвалифицированной психологической помощи психологу необходимо постоянно повышает уровень своей профессиональной компетентности, знакомится с последними достижениями в области психологии.
Психолог может начать осуществлять профессиональную деятельность в новых областях или использовать новые методики только после их изучения, прохождения обучения, супервизорства и(или) консультирования у компетентных в этих областях или методиках специалистов.

2. В своей работе психолог обязан применять только надежные и проверенные методы изучения психических свойств, качеств и состояний личности.

3. Психолог обязан четко определять границы собственной компетентности и учитывать их при работе с клиентами.

Границы компетентности определяются образованием, формами повышения квалификации, соответствующим профессиональным опытом, а также личностными качествами и характеристиками психолога.

Психолог должен отдавать себе отчет в том, что его личные проблемы могут влиять на эффективность профессиональной деятельности, поэтому не работают в тех областях, в которых личные проблемы могут отразиться на клиентах и нанести им какой-либо вред.

Психолог обязан делать все возможное для распознавания на как можно более ранних этапах формирования и(или) наличия своих собственных проблем, которые могут явиться препятствием в осуществлении квалифицированной и эффективной профессиональной деятельности.

4. Психолог самостоятельно выбирает процедуру и методы обследования. При необходимости психолог консультируется с экспертом в соответствующей области.

Если психолог понял,что применяемые им методики противопоказаны клиенту или не смогут ему помочь, то психолог обязан информировать об этом клиента и порекомендовать ему другого специалиста или подходящие методики.

ПРИНЦИП ОТВЕТСТВЕННОСТИ

1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед обществом, в котором он работает и живет.

Для повышения благополучия жизни людей и общества психологу необходимо заниматься популяризацией психологических знаний всеми легальными и доступными для него способами.

При этом психолог должен осознавать свою профессиональную ответственность за свои высказывания на психологические темы. Во время публичных выступлений психолог не имеет права пользоваться непроверенной информацией,вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности

2. Проводя свою профессиональную деятельность, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует полученную информацию и свои профессиональные знания им во вред.

3. Психолог не бросает клиента.

Психолог прекращает свое вмешательство, когда становиться ясно, что клиент не нуждается больше в его услугах и/или дальнейшая работа не приносит результата, а ее продолжение может нанести вред клиенту.

Перед прекращением работы с клиентом психолог выясняет актуальное состояние клиента и проводит соответствующую подготовку по прекращению работы или предпринимает усилия по передаче клиента другим специалистам.

4. Психолог старается не допускать возникновения неформальных отношений с клиентами

В ситуациях, когда психолог не может избежать вне-профессиональных отношений с клиентами, он должен быть особенно осторожен и внимателен и учитывать силу своего влияния.

Психологи должен стремиться избегать вне-профессиональных контактов с клиентами в ситуациях, способных нанести им вред.

Если же в силу обстоятельств психолог не может предотвратить вред от вне-профессиональных отношений, то проблема должна решаться, исходя из интересов клиента, и в полном соответствии с этическим кодексом.


4. ПРИНЦИП БЛАГОПОЛУЧИЯ КЛИЕНТА

1. Целью своих профессиональных действий психолог ставит достижения клиентом благополучия. Поэтому при проведении различных психологических мероприятий вся работа и применяемые методики основываются на интересах клиента,на задаче достижения клиентом благополучия.

2. Психолог должен оберегать клиента от психологических травм уважать личность человека, с которым работает.
Психолог уважает права других людей на собственную уникальность,их установки, моральные нормы и другие отличительные особенности личностей, несовпадающие или идущие в разрез с его собственными взглядами на жизнь.
Главный профессиональный принцип психолога- «не навреди», «не причиняй «добро».

3. Дискриминации по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям категорически запрещается.
Если у психолога имеются внутренние разногласия с клиентом или негативные убеждения по вышеобозначенным критериям, то психолог обязан в вежливой и корректной форме отказать клиенту и порекомендовать ему другого специалиста.
«Не думай о клиенте свысока»

ПРИНЦИП ИНФОРМИРОВАНИЯ КЛИЕНТА О ЦЕЛЯХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ОБСЛЕДОВАНИЯ

1.Если в результате различных психологических мероприятий необходимо провести диагностическое обследование клиента, то психолог должен рассказать ему об этом,кратко описав цели и задачи такого обследования. При этом необходимо учитывать принцип добровольности и право клиента отказаться как от предложенного обследования, так и от работы с данным психологом и обратиться к другому специалисту.
Во избежание непонимания и возможных недоразумений, психолог должен ответить на все вопросы о предстоящем обследовании.

2. Психолог должен информировать участников психологической работы о важных аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.

3. Для получения согласия клиента на психологическое обследование психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык. Психолог формулирует и излагает результаты обследования в терминах, понятных клиенту.
Для этого психолог должен уметь внимательно слушать,находить понятный клиенту словарь и делать психологическую подстройку к клиенту.

4. В своей профессиональной деятельности психолог предоставляет клиенту рекомендации по достижению им целей, но не в коем случае не дает «советы»,поскольку это тормозит развитие клиента и происходит перекладывание ответственности с клиента на психолога.
Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.

5. В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента, помогать открывать ему новые горизонты развития.

6.На всех этапах психологических мероприятий психолог должен делать акцент на позитивный исход, формировать позитивные эмоции у клиента.


6. ПРИНЦИП ОСОЗНАННОГО СОГЛАСИЯ

1. Психолог перед началом консультирования или других психологических мероприятий должен получить осознанное согласие на консультирование, пользуясь понятным для участников языком.

2.Содержание осознанного согласия в общем виде отражает, что клиент:

• способен дать согласие;

• получил значимую информацию относительно всех процедур;

• дал свое согласие на основе свободного волеизъявления и без нажима
со стороны;

• Данное согласие правильно оформлено

3. В тех случаях, когда клиент официально не может дать осознанное согласие, психологи-консультанты получают осознанное разрешение от тех, кто в соответствии с законом несет за клиента ответственность.


4.В случае документально подтвержденной недееспособности клиента психолог обязан:
• проинформировать его о проводимых вмешательствах, сообразуясь с его психическим состоянием и особенностями;
• постараться получить его одобрение и учитывать личностные пристрастия и интересы.

5. В тех случаях, когда психолог консультирует сразу несколько людей, между которыми существуют близкие и/или родственные отношения (муж и жена, родители и дети, вступающие в брак и т.п.), он в самом начале должен прояснить:
• кто из них является клиентом
• какие отношения будут у психолога-консультанта с каждым из участников консультации.

Как только психолог сталкивается с выполнением потенциально противоречивых ролей (например, семейного консультанта мужа и жены и свидетеля одной из этих сторон на бракоразводном процессе). он должен сделать выбор в направлении одной из них.



7. ПРИНЦИП ДЕНЕЖНОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ

1. Психолог производит психологические мероприятия только за денежное вознаграждение.

Все вопросы денежного вознаграждения в качестве оплаты своего труда психологи решают на самых ранних стадиях психологического взаимодействия с клиентом, но в любом случае до момента психологического вмешательства.

2.Психолог воздерживаются от получения подарков и услуг от клиентов взамен на оказанную им помощь, поскольку такая практика является серьезным источником конфликтов, эксплуатации и девальвации профессиональны отношений.

Психолог-консультант может участвовать в бартере только в тех случаях, когда это не мешает профессиональной деятельности и не приводит к манипуляции.


8. ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КООПЕРАЦИИ

1. Психолог не замыкается в своей деятельности, а сотрудничает с другими психологами, основываясь на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.

2. Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц. Если психолог имеет претензии к стилю или методам работы коллеги, то он может выступать с обоснованной критикой в кругу специалистов. В тех случаях, когда психолог узнает об этических нарушениях другого психолога, он обращает на это его внимание, если это может способствовать приемлемому разрешению ситуации и при этом не будут нарушено право на конфиденциальность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: