Концепция прагматического воспитания Дж. Локка.




2. 1632-1704 чистая доска,белый лист. В своей теории склоняется к воспитанию - делового человека,физически крепкого,высоконравств и целообразного. Джон Локк (1632-1704) – философ и просветитель Англии. Труд: «Мысли о воспитании» (1688). Педагогическая теория Локка исходила из его философии, в которой он разделял идеи и материализма, и идеализма. Он выступал против теории «возрожденных идей», утверждал, что душа ребенка чистая доска, не отрицал роль наследственности. Мы начинаем мыслить с того момента, как ощущения доставляют нам необходимый материал. Идеи – результат определенных жизненных обстоятельств, образования и воспитания. В системе «воспитание-образование» предпочтение отдавалось воспитанию, формированию характера. Социально-педагогические ценности Локка ориентированны на семейное воспитание, к школе относится критически. Отрицал необходимость общественного воспитания. Цель воспитания – формирование джентльмена, умеющего вести дела и принадлежащего к высшим слоям общества. Различает виды воспитания:
Физическое – основа всего последующего. Разработал систему физического воспитания в сочетании с нравственным и умственным, формирующую настоящий характер, волю, мужество.
Нравственное – необходимо, что бы ребенок отказался от случайных поступков, капризов, вызванных желанием, а следовал бы только своему разуму. С детьми нужно обращаться строго, но в меру, приучать к самообузданию и повиновению, но не подавлять личность ребенка (примерами, рассуждениями, ласковыми словами). Локк подметил интересную закономерность: дети мечтают, чтобы с ними обращались как с разумными созданиями.
Педагогика Локка оказала значительное влияние на развитие социально-педагогической теории и практики в самой Англии.

6. Социально-педагогические идеи и практика в России IX – XVIII в.в. Импульсом к развитию социально-педагогической деятельности послу­жило крещение Руси в 988 г., а основной формой, в которой осуществлялась благотворительность, стало нищелюбие. В основе христианской концепции помощи лежит философия деятельной любви к ближнему. В Древней Руси христианской добродетелью считалось выражать чувство милосердия и сострадания в форме подачи милостыни. Ценные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержатся в «Поучении детям» Владимира Мономаха (1053-1125). Одним из важных средств воспитания детей Мономах считал образование. Выдвинутые Мономахом идеи, оказали большое влияние на развитие социально-педагогической мысли в Древней Руси. Многовековая практика разрозненной помощи отдельных людей, движимых религиозными мотивами, послужила истоком сложившихся позднее коллективных форм социальной помощи. Огромную роль в становлении благотворительной деятельно­сти в России играли монастыри. Развитие благотворительности и зарождение первичных форм общественного призрения в Киевской Руси были прерваны, как и весь ход формирования российской государственности, татаро-монгольским нашествием, явившимся тяжелым испытанием для русского народа.
Новый шаг в развитии государственной системы социальных институтов был сделан в период правления Петра I. Великий реформатор за­ложил основы государственной светской системы помощи, пытаясь внедрить в российскую социальную политику европейские модели благотворительности.
В XVII веке, с которого идет отсчет Нового времени, появилась целая плеяда мыслителей, чьи взгляды по-новому представляли природу человека и воспитания. Я.А. Коменский (1592-1670) впервые попытался обосновать и применить на практике методику общественного воспитания в школах. Век Екатерины, который можно охарактеризовать как начало нового периода в образовании и просвещении народа, выдвигает своих представителей новой социальной теории. И.И. Бецкой (1704-1795) видел воспитание «новой породы» людей в привитии ребенку общественно-государственных и нравственных идеалов. Ко второй половине XVIII столетия в России формируется устойчивая государственная политика, направленная на помощь обездоленным и нуждающимся. Появля­ются действенные формы и методы помощи нуждающимся сиро­там, незаконнорожденным, вдовам, престарелым, нетрудоспособ­ным, инвалидам, увечным, душевнобольным, заключенным, погорельцам и т. д. Различаются два типа призрения: «закрытое» - в специально созданных для этого учреждениях (госпитали, приюты, богадельни и т.п.), «открытое» - вне заведений, осуществляемое в виде пенсий, пособий, обеспечения землей, профессией. Наряду с государственным призрением большое значение по-прежнему имеет призрение церковное и частное. Важную роль в развитии отечественной системы социально-педагогической деятельности играли крестьянские общины как уникальный социальный институт помощи в России XVIII века. Воспитательное влияние сельской общины на личность осуществлялось через обычаи и традиции, коллективный контроль во время общих работ и общих праздников, авторитет стариков, мнение соседей.

 

7. Социально-воспитательные идеи И. Песталоцци. В истории мировой педагогики Песталоцци известен как один из великих и благородных подвижников дела воспитания униженных и оскорбленных. Укрепило славу отца сирот. в 1774 г введены народные школы. Учредили первый приют в нейгофе. Воспитанники работали в поле,в мастерских, приобретали минимал среднее образование. Учились письму, счету,чтению,пению. В романе “ Лейгорд и Гердруда” рассматривали некоторые средства обучения и воспитания. При определении основ образования полагал нужно опираться на знания человеческой психологии. На закате жизни имеет ряд сочинений которых обобщил педагогич опыт. Среди них лебединая песня. Он немало сделал чтобы педагогика отвечала требованиям времени,разработал метод элементного образования. Суть чтобы пробудить задатки заложенные в каждом ребенке. Он заложил пед процесс в каждом ребенке. Учащийся вместе с учителем, а затем сами должны развивать свои силы и способности.

8. Образовательно-воспитательные о пыты Р. Оуэна. Роберт Оуэн (1771-1858) философ, педагог, социалист Англии. Изменив неразумные условия и правильно организовав воспитание, можно создать «рациональный характер» и искоренить нищету и общественные беды.
Утопически полагая, что правильное воспитание людей само по себе уже обеспечит построение социализма, Оуэн начал реализовывать свои идеи на конкретных воспитательных примерах. Был владельцем фабрики, проводил социальные эксперименты, открыл ясли, детские сады на предприятиях, улучшил условия труда и жизни своих рабочих, открыл культурно-просветительские учреждения, организовал рациональное воспитание. Все окончилось провалом, подавили конкуренты и внутренние распри.
Пропагандировал идеи социализма в рабочей среде, создал просветительные учреждения, издавал научно-популярную литературу, выступал против религии. Говорил о зависимости характера от среды. Всю свою систему воспитательных учреждений Р. Оуэн назвал «Новым институтом для образования человеческого характера». Обучение сочеталось с производительным индустриальным трудом.
Сочетанием утопической романтики и присущей капитализму рациональности стал опыт колонии «Новая гармония», основанной им в США. Реализовал на практике ступени «коммунистического воспитания» (воспитание правильного гражданина).
 Оуэн (Owen) Роберт (14.5.1771, Нью-таун, Уэльс, - 17.11.1858, там же), англ., социалист-утопист. В 1800 стал совладельцем прядильной фабрики в Нью-Ланарке (Шотландия), где провёл филантропич, реформы, облегчившие условия труда и жизни рабочих. В 1815 выступил с проектом закона, который ограничивал рабочий день для детей и устанавливал обязат, шк, обучение. В 1816 открыл в Нью-Ланарке воспитат. -обра-зоват, комплекс "Ин-т формирования характера", куда входили: школа для маленьких детей от 1 до 6 лет (т.е. ясли для детей от 1 года до 3 и дет, сад для детей от 4 до 6 лет), дневная школа для детей от 6 до 10 лет, вечерняя школа для подростков от 10 до 17 лет, работавших на фабрике; вечером там же проводились лекции и консультации для взрослого населения. В 1818 О. посетил Швейцарию, где познакомился с И. Ф. Оберли-ном, И. Г. Песталоцци, Ф. Э. Фелленбер-гом. В нач. 1820-х гг. управление предприятием и ин-том перешло в руки квакеров, компаньонов О., не разделявших его пед, и социальных взглядов. О. продолжил попытку осуществления своих идей в организованных им коммунистам, колониях в США и Великобритании, но успеха они не имели.
О. опирался на близкую философии Просвещения идею о решающем воздействии внеш. среды на характер человека. Приписывая все бедствия и пороки пагубному влиянию частнособственнич, отношений, неравенству, религ. догматизму, невежеству, О. связывал процветание и духовное возрождение человечества с коренным изменением устоев общества. Путь к социализму видел в мирном введении коммунистич, принципов, воплощённых в общинах - "с.-х. и пром, посёлках сотрудничества".
Частью коммунистич, обновления мира считал реформу системы образования. О. пришёл к заключению, что пед, методы принесут мало пользы, если человеку не будут созданы условия жизни, препятствующие зарождению дурных чувств и побуждений. В идеальном обществе обязанности индивида совпадут с его интересами; исчезновение классовых антагонизмов, свободное чередование физич, и умственных занятий, использование механизмов, облегчающих труд и создающих полное изобилие, будут содействовать формированию совершенного человека. Только справедливый строй позволит превратить воспитание в непрерывный, целенаправленный процесс, отвечающий потребностям индивида и общества. Свои пед, воззрения О. изложил в кн. "Новый взгляд на общество, или Опыты формирования характера" (1813-14; рус. пер. 1865) и в др. сочинениях.
Систематич, воспитание, согласно О., должно начинаться в младенчестве. Врождённые задатки людей неодинаковы, но с помощью продуманных пед, мер можно развить требуемые способности и наклонности. Не отрицая роли семьи, О. настаивал на совместном, равном для обоих полов обществ, воспитании, исключающем всякую проповедь религ. догм. Дошк, воспитание (дети от года до 6 лет) призвано заложить основы физич, здоровья и нравств, принципов, пробудить в ребёнке чувство коллективизма. В общинах дети старше 3 лет должны жить отдельно от родителей в помещениях, оборудованных спальнями, столовыми, классными комнатами. Совершая под руководством воспитателей прогулки, они знакомятся с животным и растительным миром, явлениями природы, осн, видами трудовой деятельности. Особое значение О. придавал маршировке, пению, танцам и гимнастике, считая их упражнениями, к-рые лучше других закаливают ребёнка, прививают хороший вкус и манеры, приучают к дисциплине. Наряду с познават, играми эти занятия составляли основу и шк, программы (дети от 6 до 17 лет).
Задачу обучения О. видел в развитии способности самостоятельно анализировать явления и факты, отделять истину от заблуждений, осн, внимание уделял методам преподавания. Ребёнка следует знакомить только с реальными фактами, или "осязаемыми знаками", применять гл. обр. наглядные формы обучения, к-рые, по мнению О., исключают усвоение неверных или субъективных представлений. Использование книг в уч. процессе допускалось только при работе с детьми старше 10 лет, у к-рых уже прочно сформировалось "рациональное мировоззрение, критич, отношение к суевериям и предрассудкам".
Учитель, по мнению О., должен дать нужное направление мыслительной деятельности учеников; от учителя требуются не глубина познаний, а прежде всего человеческие качества, умение воздействовать на детей добротой, силой примера. Любые формы наказаний и поощрений О. считал недопустимыми, т. к. они порождают гордыню или озлобленность. Повышенное внимание могло уделяться только детям, в силу объективных причин нуждающимся в особом уходе. В качестве наставников детей мл. возраста рекомендовалось использовать подростков. Подобная практика делала бы их более требовательными к себе, приобщала к управлению обществом. В школах О. охотно прибегали к Белл-Лан-кастерской системе обучения.
Важнейшими уч. предметами О. считал математику, химию, естеств. историю, др. "полезные" науки, имеющие прямую связь с производит, деятельностью общин. Изучение гуманитарных дисциплин сводилось в системе О. к нази-дат. примерам, доказывающим неразумность прежнего уклада жизни. С 5-летнего возраста дети в ходе игр привлекаются к посильным работам, постепенно овладевают всеми ремёслами, необходимыми для жизнедеятельности общины. Приобретённые знания и умения позволяют человеку выбирать разнообразные занятия, отвечающие его склонностям и потребностям общества.
Процесс воспитания и обучения должен охватывать, по О., и взрослых членов общин. Разумно организованный досуг, предусматривающий лекции по науч. и социальным вопросам, эстетич. воспитание, призван способствовать укреплению привитых ранее нравств. устоев и убеждений.
Идеи утопич. социализма О., получившие широкое распространение в Великобритании в 19 в., оказали влияние на обществ, мысль, социальные движения, на пед. учения, в т. ч. на требования реформы нар. образования, выдвигавшиеся чартистами.

 

 

1. А. Дистервег о социальной педагогике как педагогической работе с беспризорниками и малолетними правонарушителями. 1790-1866 успеха в воспитании можно достичь,если уделять внимание возратсным индивидуальным особенносятм. Принцип культуросообразности. К началу 20 в соц проблемам воспитания становится тесно, в рамках традиций педагогики. Появляются предпосылки новой науки,соц педагогики. Одним из представителей становится в соц пед Адольф Дистервег. 1790-1866г. Зародилась наука в 19в. Немецкий педагог,именно он впервые употребил терми социальная педагогика (который позже использовал Наторп,выпустив книгу под названием соц педагогика). В педагогике Дистервег открыл новое направление соц-пед подержку, особой социальной группе, учителям народной школе. Он основал журнал «Римские листки» для которого написал более 200 статей. Этот журнал можно рассматривать как первое издание по соц педагогике. Будучи в 1858 г членом палаты депутатов, он выступал за интересы немецкого учительства,требуя уровнять в правах с государств служащими и представителями высок уровня содержания. Он основал несколько учительских союзов. Дистервег требовал всеобщее начальное бесплатное обучение,которое даст основу соц воспитания всем детям независимо от совловных пренадлежностей,благосостояния и независимо от религиозных взглядов. Он был против ранней специализации обучения,на основе обще-человеческого воспиатния. Значительный его вклад в теории соц педагогики. Он развил принцип природосообразности и культуросообраности,которые тесно связаны с процессом соц адаптации ребенка.(учет возратсных и индивид особенностей школьника) Он видел в психологии основу науки и воспитания.

2.Культуросообразность — при воспитании необходимо принять во внимание условия места и времени,в котором родился человек и в котоом предстоит ему жить. Исторически достигнуты уровень культуры, и воспитательный идеал общества.

3.Самодостаточность — понимал как активность,инициативность,развитие детской самодостаточности,это конечная цель воспитания. Рассматривал соотношение этих принципов, Дистервег считал,что природосообразность является основополагающим принципом и воспитатель не должен поступать на перекор природе. Он предлагал иное преобразование общетва через воспитание и просвещение. Пропагандировал идеи Песталоцци.

10. П. Наторп о социальной педагогике как деятельности по интеграции воспитательных сил в целях распространения культуры. Рассматривал школу, как важный инструмент социализации. 1854-1924 немецкий философ,педагог. Профессор Марбургского университета,преподавал философию. Изучал взгляды Песталоцци. Первое десятилетие 20 века написал работу – “социальная педагогика”, “культура народа и культура личности” где он систематизировал, понятия разделения и категории соц педагогики. А в качестве предмета науки, выделил социальные условия образования. Соц условия образования – образование условия социальной жизни. Он рассаматривает соц пед как область соц философии – те воспитание через общество, в обществе,для общества. Он говорил что человек не формируется сам по себе,как еденица. Человека,челает человека именно общаться с другими людьми. Без общественности вообще не было бы воспитания. Главная роль в социализации он отводил воле. Условием для воспитания воли он считал, семью,школу, свободное самовоспитание. Наторп сказал – что нужно ввести такую специальность посредника между людьми,семьей,школой (соц педагог).

- свободное воспитание -: это совершенствование своего собственного внутреннего мира, в сотрудничестве со взрослыми., в связи с обществом и для общества те соединяя себя с жизнью общества. Взаимодействие сознания и воли он рассматривал как основной фундамент,принципа развития культуры. Люди получившие такое воспитание и самовоспитание.,обязательно станут оплатой демократии в обществе и устранят все причины социальных конфликтов.

Основно пед труд Наторпа, соц педагогика – был издан в 1898г Книга состоит из 3 частей: перв 2 части книги представляют собой, филосовские и мировоззренческие позиции автора, исходя из которых он обосновывает соц педагогику. Эта система этики, он рассматривает также вопросы как законы соц развития. – Труд, политика,образование. Он связывал производствен,педагогич и политич деят-ть людей. Отсюда Наторп делает ставку на общедоступную народную школу. В 3 части изложил теорию домашнего школьн свободного народного самовоспитания как 3 ступени социального воспитания. 1 ступень – семейная. Но чтобы воспитание было эффективным надо понимать силы. Для этого необходим квалифиц специалист – соц пед. В семью соц пед приходит из школы, глав звена соц воспитания.

1. В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен о социальной направленности обучения и воспитания. В начале 19 в в России осущ либеральные реформы в системе народного образования,построены по западному образцу. Происходят споры в обществе, народное образование в России. Общественное мнение разделяется на западников и славянофилов. В религиозной сфере Россия подрожала Византии,а в клуьтурном Западу. Большую роль в развитии Русской общнополитической мысли 18-19веков сыграли Белинский И герцен. Белинский сложный путь развития.Он возлагал изменения общества через просвещение но в 40годы он считал,что нельзя устанавливить социализм мирным путем без народноой революции те от просвещения перешел к революционному демократизму и стал социалистом,утопистом. В своих статья он выступал за гуманич=стическое направление обучения,в педагогике. Оставив идею воспитания человека и гражданина. Он резко противостоял сословным целям воспитания. И говорил о равных одинаковых целях воспитания. 1811-1848 Белинский перв половина 19в. Он боролся за то чтобы русский язык и классич русск литература была приоритетной в образовании и повышал уровень содержания образования. Он разработал теорию народности,в искусстве,в просвещении, литературе и воспитания. Много времени уделял семейному воспитанию.Сем воспитание должно развивать в детях общественные интересы с малых лет,а отношение взрослых и детей должны строится на взаимопониманиии и доверии. Он был против физических наказаний те они унижают достоинство ребенка. Он говорил,что мальчикам и девочкам надо давать равное образование. Вывод: пед теории белинского внесла свой вклад в общую борьбу прогрессивных сил России,против крепостничесокго воспитания. Роль белинского — был одним кто рассматривал крепостничество,внес вклад в общее развитие. Как формирование личности ребенка — предложение.

2.Герцен 1812-1870 является представителем русско-революционной демократич мед мысли. 30-40г выступал против самодержавия и крепостничества. Мечтал о переходе россии к социализму через крестьянскую общину и считал что для общего строя необходима революция. Журнал Колокол печатал. Анализировал много состояние западной пед системы. Он выступал против свободного воспитания,и считал необходимотью у детей воспитывать ответственность за свои поступки, чувства долга и сознательность. Он выступал за всестороннее общественное образование. Одной из основных пед идей Герцена это сочетание личностного с общественным. Он признавал общественный характер личности, и ее социальную обусловленность. Поэтому считал что учителям необходимо развивать у них общественное стремление и наклонности. Используя для этого коллективно детские игры, на которых дети могут приобретать такие соц качества как умение подчиняться, быть активным и самостоятельным. Он написал много статей об общем образовании, о детском чтении,свободе и дисциплине воспитания. Его общественно-политические идеи и мысли широкий резонанс того времени. Идеи — общественно-крепостнические бессословные школы,воспитывать коллективиста.

1. Вклад К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева и др. в социально-педагогическую мысль. Ушинский (начинается научная педагогика в россии.стержнем его педагогич концепции явл принцип народности. Принцип реализуется что ребенок должен получить образование на родном языке. Идеи труда, ведущий фактор развития личности. Осново-полагающий, двуединство обучения и воспитания. Нельзя разрывать обучение и воспитание. Он считал что задача нравств воспит – это формирование и уважение, любовь к труду. Он основатель научной педагогики России.) 1824- 1870 создает концепцию народного воспитания,в основе которого заложено религиозно-нравственный устой православного воспитания. Основоположник научной педагогики в России. Ушинский горячо поддреживал Пирогова в том что главная цель воспитания это развитие гуманности в человеке, и эта цель должна быть приоритетной задачей начальной и средней школы.Ушинский развивал идеи Пирогова, рассматривал проблему, по какому идеалу должно стремиться гуманистическое воспитание,какими средставами и с помощью каких наук его можно осуществить. в «Работе о нравственном элементе в русском воспитании» перечислил что относит к русскому народу: природный ум, равнодушие,чувствобщества как могучие задатки,человечность,глубокие следы христианства. Именно народный характер воспитания ушинский считал главным условием,раскрытия природных сил и способностей человека. Гуманное воспитание можно осуществить с помощью таких учебных предметов как родной язык, родная литература. Именно изучение родного языка он поставил во главу гуманного обраования в средней школе. ИТОГ — ТО общественным требованием общечеловеческой цели воспитания,было сформулировано общественно-пед движением России конца 50-60 г 19 века,в виде общей идеи которая была осмысленна и обусловлена Ушинским. Также он разработал систему гуманизации воспитания, и народности в педагогике. В Пед теории Ушинского основополагающей идеей стала идея народного воспитания. Народня педагогика — совокупность знаний и навыков воспитания передающаеся в этно культурные традициях,народ художеств творчества, устойчивых формах общения детей со взрослыми и между собой. Она заключает в себе многовековую, бытовую культуру воспитания.

2.Ушинский 1.народное воспитание 2.формирование личности по средствам труда 3. единство теорий и практики. Труд «Психология и воспитание учения»

3. Каптерев 1849-1922 роль в воспитании отдается саморазвитию, направлено на нравственное закаливание личности,формирование сильного характера и воли. Крупный российский педагог,теорик мирового уровня, разрабатывал проблемы дошкольной педагогики., сторонник гуманистического и демократического принципов воспитания и образования. Общим основанием педагогики считал анропологию. (физиологию и психологию). Создал стройную пед теорию,ввел новое понятие «пед процесс» который понимал как единство биологического и социального в развитии. Был против профессионализации обзеобразовательных школ. Он считал,что трудовое начало в школе должно способствовать развитию мыслительных способностей учащегося,а не быть просто физической нагрузкой. Например ручной труд совершенно необходим в школе тк вырабатывает способность умственной деятельности учащихся. Ему принадлежит большая роль в разработке проблем трудового воспитания в средней школе. Широкое признание получил как теоретик, энциклопедиия для семейного воспитания и обучения -60 выпусков». Активно содействовал развитию в России детских садов. Сторонник сем, школьн,обществ. Обосновал необходимость вариативности общеобразовательных школ,диффренциации учбных курсов и тд. Рассматривал обучение и воспитание с социальной позиции,выделял интересы развития социальных групп. В 1921 г отстранен от пед работы,по инициативе Крупской,не смотря на его мировую известность,из-за того что он высказался резко отрицательно против политизации школы, выдвинул идею свободного от влияния государства и его политических требований,идею беспартийности, требовал чтобыы школа была в тесном союзе с церквью. Его перестали печатать и его имя замалчивали.

4.Лесггафт — 1837-1909 ПЕДАГОГ,БИОЛОГ,ВРАЧ основоположник школьной гигиены. Утверждал что педагогика — ветвь биологии,в основу своей теории ставил антропологический принцип. Антропология — это наука о биологической природе человека, а пед антропология — наука о развитии и воспитании,обучения человека с учетом его биологических особенностей. Гл принцип образовательной теории Лесгафта,единство и умственное развитие человека. Видел в фищическом воспитании важное средство не только физич и умств деят,но также нравственное и эстетическое. Воспитание по его мнению имеет социальный характер и вместе с общественной средой играет решающую роль в формировании личности. Он отрицал наследственную обреченность в развитии человека и говорил, что испорченность среди детей и подростков явл недостатком семейного и школьного воспитания,а не природы ребенка.. Написана им большая работа — семейное воспитание ребенка и его значение. В которой он раскрыл типичные недостатки семейного воспитания губительно действующие на детей. Призывал в семье уважительное отношение к личности ребенка, признать за ним право на разумную свободную деятельность. Для этого родители должны формировать у них навыки,умения, ответственно относиться к своим поступкам.и умение преодолевать трудности. Разработал типологию детей, имевшое большое практическое значение при описывании школьных типов. Выявил влияние характера семейной жизни на развитие ребенка и формирование его типа поведения. Он разработал свою программу семейного воспитания в которой главное место занимает гигиена матери и ребенка, а также ситему физических упражнений и игр. Разработал стройную систему физичесокго воспитания,был организатором внедрения физического воспитания в школах и всех детских учреждениях. Благодаря его деятельности были открыты в центральных и провинциальных городах детские площадки,катки, экскурсии для детей из малоимущих семей,в школах созданы спортивные и гимнастические залы. После 1917 г научное наследие Лесгафта используется советской школой и педагогикой. В 1919 г был создан государственный институт физического образования им лесгафта (ныне росс академия физич культуры в питере). Он написал труд семейное воспитание ребенка и его значение. Он обосновал цели, задачи, методы семейного воспитания. Выделили основные принципы семейного воспитания, уважительный подход, уважение личности ребенка, развитие его самодеятельности и творчества, учет влияния взрослых и семейных сфер. Воспитатель должен быть эталоном нравственности. атмосфера труда в семье должна быть радостна. Основы воспитания ребенка в семейноый период: соблюдение чистоты, отсутствие произвола взрослых, последовательность в словах и делах взрослых, признание ребенка как личности.

13. Основные формы социально-педагогической деятельности в России во второй половине XIX – начале XX в.в.

1.Тенденции развития социально-педагогической теории и практики в XX в.в. В 60-70 г в педагогической науки и практики, наметился поворот в сторону соц педагогики,возобновляются теоретические исследования,создание первых организованных форм. В эти годы в развитии отечественной педагогики, выделили 3 этапа (по Бочаровой:)

2. 1 этап 60 годы — обозначан организационно-эмперическим. Это годы накопления опыта, поиска. В школах появляются организаторы, внеклассные и внешкольные воспитательные работы. Рботают внешкольные детские учреждения,а также учреждения культуры,спорта, правоохранительные, и жилищно-коммуникационные учреждения. Дома планирования, музыкальные,спортивные, художественные учреждения и тд. Правоохранительные органы — детские комнаты милициию

3. 2 этап 70-80 года - обозначены усилением внешних исследований к проблемам социальной педагогики. Стала расти быстро сеть разнообразных комплексов,, образовательных, физкультурных, оздоровительных, внешкольных. Изменилась функция школы,она стала не только стала координирующей целью микрорайона,но и педагогической. ТЕ осуществляло более интенсивоно процесс педагогизации среды (шацкий) И опыт, обогащал практику, социальное воспитание. Этот этап характеризуется, первыми попытками, научного методического анализа практики социального воспитания.

4. 3 этап — конец 80х годов. Этап дальнейшего углубления содержания соц воспитания, развития его форм и современных методик. Появляются новые технологии.Этот период характеризуется переходом, от отдельных очагов передового опыта социального воспитания, государственного уровня решению проблемы,на основе научного анализа накопления опыта.

5. В начале 90-х годов соц пед утверждается как отрасль научных знаний, исследующией знания, отношения личности и общества, человека и среды. В июле 90 года решением коллегии гос комитета ССР по народному образованию,была введена новая должность соц педагог. В марте 1991 г гос комитет по труду и соц вопросам,утвердил квалификационную характеристику этой профессии. Более 50 вузов России,уже в 90-м году,начали подготовку кадров по спец-ти соц педагогика. В наст время их более 300. Соц педагогика, стала предметом изучения таких ученых современных как: Бочарова, Мудрик, Мардахаева,Басова,Торохтий и др.

Современныйэтап развития СоП. – основной особенностью развития СоП в нашей стране признается одновременно становление СоП в единстве 3-х состояний:

1- как сфера практической деятельности

2- как области научного знания

3- как образовательного комплекса

Эта специфика обусловила то,что СоП обладала высоким динамизмом в развитии каждого этого состояния. 20-летний опыт развития СоП свидетельствует о том,что она имеет все основания для дальнейшего развития. 1 – соц-политические основания (потребности различных групп, а также соц заказ)

2- соц-психолог основания (ожидание людей различ видов поддержки и помощи от институтов соц-пед деятельности.)

4- историко-пед основания (знания накопленные на предыдущих этапах развития)

5- научно-теоретич основания (теорет знания и содержание и организация соц пед деятельности,полученные в ряде научно-исслед работ).

6- Научно-практич основания (разнообразный опыт в соц-пед деят-ти субъектов социума)

7- Нормативно-правовые основания (в федерал законах содержатся юридические регулирования соц-пед деят-ти)

Этапы становления СоП: 1 этап – 80-90 года появляется СОП как специальность,научная дисциплина., вида профессиональной деятельности. Советское общество в тот период характериз как общество застоя, в связи с этим профессии практически были вынуждены искать решения этих соц проблем которые были в соц среде. В связи с этим,что эта задача не могла быть поставлена науке по … предпринимают попытки поиска решений смежных направлений.

2 этап - 89-92 годы – Содержательный план. Осуществляется поиск наиболее общих типичных повторяющихся черт практики с целью их осмысления и изучения которые нашли отражения в ввиде статей,методич пособий, монографий,диссертаций.

- Определение теоретических и концептуальных оснований для развития практики соц-пед деятельности которые обеспечивают единство пед и соц компонента.

- Поиск взаимосвязей СоП с др науками и дисциплинами, разворачивается дискуссия какое понятие шире СоП или Соц работа – это начало развитие двух направлений.

- Обосновывают функциональные обязанности СП. План развития организационных форм

- В 1991 г формируют и функционируют временный научно-исслед коллектив (ВНИК – школа,микрорайон). В регионах советского союза около 100 эксперементальных площадок.)

- Форма неправительственной организации которая называлась всероссийская организация СП в россии (ВАСОП)

- Возникают др общественные объеденения,ассоциации работников соц служб.

- Открываются специализации СОП в высших учеб заведениях.

- Начинается подготовка Сп и СР

- создаются первые учебные заведения по специальности СОП на базе свердловского госуд учр

- издается журнал СОП

- правительство утверждает первую квалификационную характеристику СП.

15. Теория «средовой педагогики» С.Т. Шацкого. Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) - педагог. Один из первых российских ученых, обратившийся к социальной педагогике детского сообщества.
Именно в русле «свободного воспитания» оформилась «педагогика среды» Шацкого. «Педагогика среды» представляет собой научный подход, в котором воспитание строится на основе познанных фактов воздействия среды, являясь решающим фактором в процессе воспитания. «Детская жизнь во всех своих проявлениях отражает жизнь среды, в которой она протекала и протекает; это надо учитывать при постановке педагогической работы».
В 1907 году основал общество «Сетлемент», главной задачей которого было «создание атмосферы семейного воспитания», а также 1 опытная станция, «Бодрая жизнь». В этих учреждениях проверялись идеи самоуправления учащихся, воспитания как организации жизнедеятельности детей, лидерства в сообществе школьников. Он сосредоточился на проблеме вхождения ребенка в круг культурных достижений человеческой цивилизации.
Главенство в детерминантах развития ребенка Шацкий отдавал не генетическим задаткам, а социально-экономической среде. «Мы не должны рассматривать ребенка самого по себе…, а должны смотреть на него как на носителя тех влияний, которые в нем обнаруживаются как идущие от окружающей среды».
Школе отдавал основную роль в воспитательной работе. ОУ должно быть связано с жизнью, являться центром и координатором воспитательного воздействия среды.
Ведущий момент в процессе воспитания и обучения - творчество, самостоятельность.
Главный результат – это не приобретение знаний а развитие мышления, воспитание ума.

16. Социально-педагогические взгляды и деятельность А.С. Макаренко. 1878-1942 воспитание ребенка должно обязательно проходить в коллективе. Воспитание происходит в коллективе, деятельность связана с трудовой деятельностью. В основе педагогики Макаренко — теория воспитательного коллектива, формирующего нормы и стиль жизни в детской среде.
Макаренко выступал против использования для детей элементов тюремного режима в пользу усиления производственного уклона и общевоспитательных методов. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: “Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему”. Наследие педагога и писателя А.С. Макаренко обычно ассоциируется прежде всего с понятием "коллектив". Исследования показывают, что этот термин закрепился в его творчестве лишь в конце 20-х годов.
Исследования показывают также, что, используя термин "коллектив", А.С. Макаренко и в последующем, в конце 20-х годов и в 30-е годы, - не отказался от того его смысла, который он имел в виду, прибегая ранее к другим терминам: традиционному - "община" и новому - "коммуна". Он указывал на неэффективность "мелких воспитат



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: