Второй зал: XVIII-XIX век




Музей Владимирского скита

Методическая экскурсия И.А.Матвеевой, 2012. Расшифровка и доп. Щелчковой Марфы.

Вступление

Музейное дело при монастырях не новшество. В начале XX в., перед Собором, церковная общественная жизнь активизировалась. Государь долго не мог решиться на созыв Собора, но было понятно, что он в конце концов произойдет. И государь рекомендовал Синоду разослать предложение готовить предложения к Собору. Епископы РПЦ освещали те вопросы, которые на Соборе нужно решить, обдумав. Несколько лет готовились эти вопросы. Материалы интереснейшие. Сейчас изданы (Свято-Тихоновским институтом в Москве, в 2010? году). В том числе обсуждался очень низкий образовательный уровень приходского духовенства по России. При этом многие маленькие храмы обладают настоящими церковными сокровищами, предметами искусства, которые содержатся в ненадлежащих условиях, а священники даже не могут понять, какие сокровища у них хранятся. В результате по всем епархиям был разослан циркуляр: создавались епархиальные древлехранилища. Это были предтечи церковных музеев, где собирались церковные ценности, достаточно древние, может быть, ветхие, с целью реставрации и хранения. В Финляндской и Выборгской епархии главой епархии митрополитом Сергием Страгородским было решено создать древлехранилище на базе Валаамского монастыря. В 1911 г. здесь, на Валааме, начало официально функционировать епархиальное древлехранилище.

Как организовать хранение, учет, паспортизацию? Сюда были приглашены Паялин и Шляпкин – известнейшие историки-источниковеды — чтобы обучить братию вести здесь музейное дело и архивное дело. И сюда вплоть до революции из заброшенных маленьких приходов привозили различные предметы, связанные с богослужением, иконы – древние по времени и нуждающиеся в реставрации. Сейчас все эти вещи находятся в музее города Куоппио.

Такой же музей был при Троице-Сергиевой лавре. И при других крупных монастырях.

На Валааме музей открылся в 1979 г. В нем работали совершенно светские люди, но подвижники. Они организовывали экспедиции в Приладожские земли, собирая экспонаты по крупицам. (Ведь с Валаама можно было свободно все увозить: приехал на экскурсию – положил в сумочку и увёз.) Какие-то вещи находили у частных лиц, выкупали (финансирование, по меркам Карелии, было хорошее).

В 1992 г. музей был реорганизован. Получил статус церковно-исторического. С частичным государственным финансированием и чуть-чуть монастырским. Потом вообще закрыт. Теперь открыт заново как монастырский музей. Музей имеет большие фонды. Площадей, где это всё можно показать, нет. Очень небольшая часть представлена в экспозиции музея, располагающегося в цокольном этаже.

 

Первый зал: ранняя история Валаамского монастыря

Книги – очень хорошие муляжи. Среди них – Закхеево Евангелие апракос. Само Евангелие хранится в Библиотеке, многие книги – в Публичной библиотеке Петербурга, все хранятся в особых условиях.

 

Иконы, связанные с Валаамом, самые ранние по времени написания. Это не Средние века, а XVIII век.

Самая ранняя икона – Божией Матери Деисус (Предстояние) (неправильно подписана «Владимирская»), она более ранняя - XVI, но нет никаких сведений, что она написана на Валааме. Найдена во время экспедиций в северное Приладожье работниками Валаамского музея.

Икона преподобных Сергия и Германа. На обороте надпись: написана в Валаамском монастыре при игумене Дамаскине для прихода в селе (?Гаврилово). То есть это подарок монастыря маленькому приходу в Карелии. Этот приход находился в Олонецком уезде, где находится пос. Видлицы, куда вывезли «обеспечиваемых» из дома инвалидов.

Далее:

- довольно произвольный набор икон,

- портреты русских царей, сыгравших особую роль в судьбе Валаамского монастыря, жалованные грамоты, которые получал от них Валаамский монастырь,

- предметы, в той числе монеты европейские и российские, найденные во время раскопок, проводившихся на Валаамском монастыре.

 

Экспозиция «Рукописная мастерская (скрипторий)». Это работа современных дизайнеров-музейщиков Петербурга. Парта была взята из Валаамской иконописной мастерской. (Там, где сейчас находится почта, на старом Валааме находилась иконописная мастерская, где в том числе обучали мальчиков иконописному делу. Парта находилась там в советское время. Не понятно – была она там исторически или притащили откуда-то, но это XIX век. Хранилась в фондах музея. Здесь из неё сделали стол валаамского писца.)

Сидеть за партой нельзя!

Второй зал: XVIII-XIX век

Экспонаты расположены по кругу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: