Внутренние и внешние факторы банкротства




 

Внутренние факторы банкротства Внешние факторы банкротства
• неправильная маркетинговая политика предприятия • слабые предпринимательские способности • неэффективный менеджмент • нерациональная политика привлечения кредитов • изношенность основных фондов • низкое качество продукции • снижение спроса на продук­цию • сильная конкурентная среда   • нестабильность и неэффективность законодательства • неблагоприятная экономиче­ская ситуация в стране, от­расли, регионе • рост цен на энергоносители и другие материальные ресур­сы • стихийные бедствия  

 

Внешние и внутренние факторы банкротства взаимообусловливают и взаимоумножают друг друга, осложняя предпринимательскую деятельность и приводят к неблагоприятным результатам.

Чтобы предупредить банкротство, нужно внимательно следить за внутренними и внешними факторами, которые могут привести к банкротству.

Внутренние факторы отслеживаются в ходе анализа баланса пред­приятия. Этот анализ можно осуществить как силами работников предпри­нимательской фирмы, так и с помощью аудиторских фирм.

Внешние требуют особых специалистов, занимающихся их анализом. Часто они привлекаются со стороны.

Аналитическая и организационная работа по предотвращению бан­кротств предполагает определенную стратегию.

Стратегия предотвращения банкротства:

-постоянно осуществлять маркетинговые исследования и разработки, что позволит расширять возможности фирмы на рынке;

-постоянно осуществлять исследования внутренних и внешних факторов успеха и неуспеха фирмы;

-стремиться к быстрой оборачиваемости капитала, не допускать сверх­нормативных запасов сырья, топлива и т.п., не иметь неиспользуемого оборудования, следить за платежеспособностью фирмы, своевременно (без штрафов и пени) осуществлять необходимые платежи в бюджет и возвращать кредиты.

Большое значение имеют меры по предупреждению банкротства, например досудебная санация, которая представляет собой предоставление должнику финансовой помощи в размере, достаточном для погашения де­нежных обязательств, обязательных платежей и восстановления платежеспо­собности. Участвовать в досудебной санации могут учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, кре­диторы, иные лица (не являющиеся кредиторами, но заинтересованные в судьбе должника).

Предоставление финансовой помощи в рамках досудебной санации мо­жет сопровождаться принятием должником либо иными лицами обязательств в пользу субъектов, осуществивших санацию.

Возможно осуществление досудебной санации и за счет средств бюдже­та (как федерального, так и субъектов Российской Федерации) либо внебюд­жетных фондов

По отношению к несостоятельной фирме в РФ применяются следующие процедуры банкротства.

Наблюдение

Наблюдение вводится с момента принятия арбитражным судом заявле­ния о признании должника банкротом.

В течение периода наблюдения проводятся мероприятия, направленные на выявление экономического состояния должника и способные определить его дальнейшую судьбу.

В течение наблюдения, наряду с руководством должника (которое не от­страняется от исполнения своих обязанностей), действует временный управ­ляющий.

В обязанности входит обеспечение сохранности имущества должника (поскольку на практике нередки ситуации, когда руководитель должника до первого заседания арбитражного суда скрывает активы вверенного ему пред­приятия).

Другая основная обязанность временного управляющего - осуществле­ние анализа финансового состояния должника.

Временный управляющий изучает и выявляет количество и состояние активов должника; наличие и характер дебиторской задолженности; перспек­тивность деятельности предприятия-должника; размер требований кредито­ров; состав имущества должника, находящегося у третьих лиц, и т.д.

В результате изучения финансового состояния должника управляющий может сделать следующие выводы:

- о достаточности (недостаточности) имущества должника для покрытия судебных расходов;

- о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника.

На практике часто временный управляющий, составляя заключение о возможности восстановления финансового состояния должника, указывает способы, которые могли бы привести к этой цели, применимые и эффектив­ные для данного должника.

Временный управляющий созывает первое собрание кредиторов, кото­рое представляет интересы всех кредиторов при проведении процедур бан­кротства. На собрании временный управляющий знакомит кредиторов с воз­можными перспективами должника. В первую очередь учитываются состоя­ние активов и экономический потенциал предприятия.

Временный управляющий информирует кредиторов о предполагаемых мероприятиях внешнего управления, о необходимых для этого затратах, о примерном периоде времени, в течение которого платежеспособность долж­ника может быть восстановлена, о суммах, которые кредиторы смогут полу­чить в случае достижения целей внешнего управления и при недостижении этих целей. С момента признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства, или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается

Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление введено с целью предоставления должнику более благоприятных условий для восстановления своей платежеспособности и погашения задолженности. Процедура может применяться при рассмотре­нии дела о банкротстве должника - юридического лица.

Согласно главе 5 Закона введение процедуры финансового оздоровления должно производиться арбитражным судом на основании соответствующего решения первого собрания кредиторов.

О введении финансового оздоровления арбитражный суд выносит опре­деление. Сведения об этом публикуются в определенном Правительством РФ официальном издании (в настоящее время указанные сведения подлежат опубликованию в "Российской газете"). В определении арбитражного суда должны указываться срок финансового оздоровления, график погашения за­долженности, сведения о лицах предоставивших обеспечение, сведения о размере и способах обеспечения. Арбитражный суд также утверждает адми­нистративного управляющего на время действия процедуры финансового оз­доровления, в обязанности которого входит:

- ведение реестра требований кредиторов;

- созыв собрания кредиторов;

- рассмотрение отчетов о ходе выполнения плана финансового оздоров­ления и графика погашения задолженности;

- осуществление контроля над исполнением должником текущих требо­ваний кредиторов, выполнением плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, перечислением денежных средств на погашение требований кредиторов.

Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем 2 года. Долж­ник вправе до истечения установленного срока финансового оздоровления погасить все требования кредиторов, предусмотренные графиком погашения задолженности. В этом случае финансовое оздоровление будет считаться оконченным досрочно. С другой стороны, если должником в период финан­сового оздоровления неоднократно или существенно нарушаются сроки удовлетворения требований кредиторов, суд, может принять определение о введении внешнего управления или решение о признании должника банкро­том.

Внешнее управление

С момента введения внешнего управления:

- руководитель должника отстраняется от должности, управление дела­ми должника возлагается на внешнего управляющего;

- вводится мораторий на удовлетворение требованийкредиторов по де­нежным обязательствам и обязательным платежам должника.

На сумму требований кредитора по денежным обязательствам и (или обязательным платежам, установленным на момент введения внешнего управления начисляются проценты (по учетной ставке ЦБ РФ).

Не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управ­ляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собра­нию кредиторов для утверждения.

План внешнего управления должен предусматривать меры по восста­новлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации ука­занных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.

Внешний управляющий по требованию собрания кредиторов или коми­тета кредиторов отчитывается перед кредиторами о ходе внешнего управле­ния и реализации плана внешнего управления.

По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из следующих решений:

- о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением пла­тежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении уста­новленного срока внешнего управления;

- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании долж­ника банкротом и об открытии конкурсного производства;

- о заключении мирового соглашения.

Рассмотренный собранием кредиторов отчет внешнего управляющего подлежит утверждению арбитражным судом.

Конкурсное производство

В случае нецелесообразности введения внешнего управления, а также по иным основаниям, предусмотренным законом «О несостоятельности (бан­кротстве)» арбитражный суд самостоятельно или по ходатайству собрания кредиторов принимает решение о признании должника банкротом и об от­крытии конкурсного производства.

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Конкурсный управляющий с момента своего назначения осуществляет следующие функции:

- принимает в ведение имущество должника, проводит инвентаризацию и оценку имущества должника и принимает меры по обеспечению его со­хранности;

- анализирует финансовое состояние должника;

- предъявляет к третьим лицам, имеющим задолженность перед должни­ком, требования о ее взыскании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имуще­ства должника, находящегося у третьих лиц;

- осуществляет иные функции в соответствии с законом.

Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже указанного иму­щества на открытых торгах.

Вырученные от реализации имущества средства используются для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с установленной очередностью (ст. 64 ГК РФ).

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетво­рения требований предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворе­нию.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения кон­курсного производства. Определение арбитражного суда о завершении кон­курсного производства является основанием для внесения в единый государ­ственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Мировое соглашение

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение.

Мировое соглашение должно содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обяза­тельств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга, либо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации.

Мировое соглашение может содержать условия:

- об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств должника;

- об уступке прав требования должника;

- об исполнении обязательств должника третьими лицами;

- о скидке с долга;

- об обмене требований на акции;

- об удовлетворении требований кредиторов иными способами.

Мировое соглашение может быть заключено после погашения задол­женности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Утверждение мирового соглашения арбитражным судом в ходе наблюдения или внешнего управления является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.

Таким образом, современное российское законодательство о банкротстве преследует две основных цели:

- во-первых, необходимо изъять из гражданского оборота субъектов, не способных функционировать, принося прибыль и добросовестно исполнять свои обязательства перед партнерами. Ликвидация таких субъектов способна только оздоровить экономику.

Закон призван осуществить ликвидацию таких юридических лиц,во - первых быстро (чтобы они не успели причинить более значительных убытков кредиторам); во-вторых, с соблюдением баланса интересов должника, креди­торов и государства.

Во-вторых, закон должен помочь восстановлению финансового поло­жения должника, испытывающего временные трудности, обладающего зна­чительным финансовым потенциалом.

Институт банкротства, с одной стороны, позволяет юридически ликви­дировать предприятие, которое фактически как субъекты предприниматель­ства прекратили свое существование, оказавшись неспособными осущест­вить предпринимательскую деятельность.

С другой стороны, данный институт дает возможность предприятиям, оказавшимся в условиях кризиса, но имеющим высокую вероятность финан­сового оздоровления, воспользоваться наиболее эффективными способами управления в условиях определенных финансовых льгот, устанавливаемых законодательством о банкротстве.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. Что представляет собой реорганизация предприятия?

2.В каких формах осуществляется реорганизация юридического лица?

3.Прекращение деятельности организации с передачей всех ее прав и обязанностей вновь создаваемым организациям это..........……..

4.В каких случаях предпринимательская организация может быть ликвидирована как юридическое лицо?

5.С какой целью создается ликвидационная комиссия?

6.Какова очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации предпринимательской организации?

7.Кто признает фирму банкротом? Что является признаком банкротства?

8.Перечислите внешние и внутренние причины банкротства.

9.Какие основные направления включает стратегия предотвращения банкротства?

10. Что такое досудебная санация?

11. Каковы основные процедуры банкротства приняты в Федеральном законе РФ от 26.10.2002г. «О несостоятельности (банкротстве)»?

12. Какие функции возложены на временного управляющего при наблюдении?

13. Для чего вводится процедура финансового оздоровления? На какой срок?

14. Какие обязательства возлагаются на внешнегоуправляющего?

15. Что такое конкурсное производство, конкурсная масса?

16. На какой стадии рассмотрения дела о банкротстве можно заключить мировое соглашение?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: