V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины




1.Рекомендуемая литература (основная)

1.Налоговый Кодекс Российской Федерации – ч.II. Федеральный закон РФ от

05.08.2000 № 117-ФЗ.

2.Об естественных монополиях. Федеральный закон РФ от 17.08.95

№ 147 – ФЗ.

3.О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на

товарных рынках. Закон РФ от 22.03.91 (с изменениями и дополнениями).

4.О государственном регулировании агропромышленного производства.

Федеральный Закон РФ от 14.07.97 № 100 - ФЗ.

5.О таможенном тарифе. Закон РФ от 06.12.91 (с изменениями и

дополнениями).

6.O мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов).

Указ Президента РФ от 28.02.95 № 221.

7.О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов).

Постановление Правительства РФ от 07.03.95 № 239 (с изменениями и

дополнениями).

8.О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг),

включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке

формирования финансовых результатов, учитываемых при

налогообложении прибыли. Постановление Правительства РФ от 05.08.92

№ 552 (с изменениями и дополнениями).

9.Методические рекомендации по формированию и применению свободных

цен и тарифов на продукцию, товары и услуги. Письмо Минэкономики РФ

от 20.12.95 №7-1026.

10.Методические рекомендации по разработке ценовой политики

предприятий. Приказ Минэкономик РФ от 1.10.97 № 1 18.

11.Горина Г.А. Ценообразование. Российская торговая энциклопедия. Т. 4.,

глава 28.

12.Котлер Ф. Основы маркетинга. М., Прогресс, 1990.

13.Ценообразование / Под ред. И.К. Салимжанова И.В. М.: ЗАО

Финанстатинформ, 1999.

14Цацулин А.Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга. Учебное

пособие, м. 1998.

15.Шуляк П.Н. Ценообразование. - Учебно - практическое пособие. М.:

Издательский Дом «Дашков и К о»

 

2.Рекомендуемая литература (дополнительная)

 

1.Герасименко В. Ценовая политика фирмы. М., Финстатинформ, 1995.

2.Горина Г.А. Ценообразование. Учебное пособие. М., ТООЛюкс - Арт, 1996.

3.Клишина Г.П. Мировые цены. Учебное пособие. М. МГУК, 1999.

4. Липсиц И.Ф. Коммерческое ценообразование. - Учебник. М.: БЕК. 1997.

5.Слепов В.А., Николаева Т.Е. Ценообразование. Учебное пособие. М.:

Изд – во ФПК Пресс, 2000.

6.Слепов В.А. и др. Финансы и цены. М.: ФПК Пресс 1999.

7.Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. - Учебник.

Издательство ЭКМОС, 1997.

 

 

3.Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино - и телефильмов, мультимедиа и т.д.

 

Средства, обеспечивающие освоение дисциплины, применяются в каждом ВУЗе индивидуально по усмотрению кафедры и преподавателя.

 

 

Автор:

К.э.н., профессор кафедры финансов Московского государственного университета коммерции Горина Г.А.

 

Рецензент:

Зав.кафедрой финансов и цен Российской экономической Академии имени. Г.А. Плеханова доктор экономических наук, профессор Слепов В.А.

 

 

    2.1. Дидактическое содержание тем дисциплины Тема 1. Сущность цены и процесса ценообразования в марке­тинге. Цена как экономическая категория и инструмент маркетинга фирмы. Процесс ценообразования, его особенности в условиях рынка. Понятие равновесной цены. Задачи ценообразования. Соизмерение полезности (ценности) и ры­ночной цены товара (услуги). Функции рыночных цен; их содержание и значение. Функция балансирования спроса и предложения. Детерминанты спроса и их влияние на уровень равновесной пены. Эластичность спроса и предложения, её влияние на равновесный объём продаж и уровень прием­лемой продажной цены. Координирующая функция рыночных цен. Взаимовлияние товарных цен. Регулирование ценами межотраслевых и внутриотраслевых пропор­ций, распределения ресурсов и капитала. Стимулирующая функция рыночных цен. Стимулирование ценами конкурентности рынка и научно-технического прогресса. Стимулирова­ние высокого качества продукции и эффективности потребления и произ­водства. Учётная функция рыночных цеп. Проблемы возмещения издержек фирмой. Цена и упущенная выгода покупателя. Цена как жертва, прино­симая покупателем. Система ценообразующих факторов. Особенности системы ценооб­разования в России.      

 

 

    Тема 2. Система рыночных цен и тарифов. Разновидности рыночных цен и принципы их дифференциации. Процесс товародвижения и ценообразование. Оптовые, закупочные и роз­ничные цены и тарифы. Территориальная дифференциация цен. Фрапкированне цеп. Влия­ние транспорта на общий уровень цен. Особенности ценообразования на новые товары. Ступенчатые цены. Система цен, обслуживающих внешнеторговый оборот. Особенно­сти ценообразования на мировом рынке. Система контрактных цен. Скидки с цен и основания для их уста­новления. Проблемы формирования честных и справедливых цен в Рос­сии. Дискриминационные цены как проявление незрелости рынка, его слабой конкурентности. Средства дискриминации покупателей и продав­цов. Защита интересов субъектов рынка государством. Задачи формиро­вания недискриминационных транспортных тарифов.        
    Тема 3. Научные основы ценообразования. Эволюция научных представлений о сущности цены как важнейше­го атрибута рынка. Теория трудовой стоимости и её вклад в современную практику це­нообразования. Противоречивость процесса ценообразования по услови­ям производства и по условиям потребления. Вклад марксистской школы в устранение противоречия. Теория предельной полезности и современное ценообразование. Предельные (маржинальные) показатели и их роль в ценообразовании. Цена и субъективная полезность (ценность) блага. Вклад теории в цено­образование по условиям потребления (спроса) и в ценообразование на факторы производства. Маршаллианская революция и маркетинговая концепция ценообра­зования. Ценообразование по условиям производства (предложения) и по ус­ловиям потребления (спроса) как двуединый процесс. Исследования о ро­ли фактора времени в ценообразовании. Потребительский излишек и рав­новесная рыночная пена. Необходимость учёта эластичности спроса и предложения. Вклад А. Маршалла в развитие маркетинговой концепции ценообра­зования.        
    Тема 4. Конкурентность рынка и стратегия ценообразования. Стратегические цели фирмы и соответствующие им цены. Основные рыночные модели: теория и практика. Истинная и мнимая конкурентности рынка. Истинные и мнимые недостатки монополии. Кон­курентность рынка и участие покупателя в формировании цены товара (услуги). Ценовая стратегия как часть общей маркетинговой стратегии. Стра­тегические цели и их влияние на стратегию и тактику ценообразования. Особенности ценообразования, ориентированного на максимум прибыли. Условия максимизации прибыли фирмой-монополистом и кон­курентной фирмой. Соответствующие равновесные цены. Ценообразование, ориентированное на максимум валового дохода (выручки от продаж). Конфликт стратегических целей фирмы и противо­речия ценообразования. Инициативное изменение цен фирмой и политика «следования в фарватере». Условия и границы их применения. Наступательная и оборо­нительная стратегии фирмы. Ценовые войны.      
    Тема 5. От планового к рыночному ценообразованию. Наша эволюция. Рынок и централизованный план, их соотношение. Свободные (ры­ночные) и плановые (государственные, назначаемые) цены. Цены опти­мального плана: принципиальные преимущества свободного ценообразо­вания, подтверждаемые советским опытом. Становление маркетинговой концепции ценообразования в России. I [рограмма шоковой терапии: положительный и отрицательный опыт. Государственное регулирование цен в России и за рубежом, его гра­ницы. Инфляция и ценовая дисперсия. Средства сдерживания инфляци­онных процессов методами направляющего воздействия государства. Со­вершенствование налоговой системы как рычаг сдерживания инфляцион­ных процессов.      
           
    Тема 6. Методы ценообразования в маркетинге. Общие подходы к установлению исходного уровня цены. Границы рыночной цены, задаваемые конкуренцией, покупателями и затратами продуцента. Последовательность обоснования рыночной цены. Методы ценообразования как система. Ценообразование на основе затрат производства и сбыта продукции (затратный метод). Условия и границы применения. Обоснование цен на основе анализа безубыточности и получения целевой прибыли. Содержание пропесса ценообразования па основе оптимизации маржинальной прибыли (дохода покрытия). Значение метода на транс­порте. Ценообразование с ориентацией на спрос и на конкуренцию. Пре­имущества метода и условия его развития. Параметрические методы ценообразования. Особенности ценообразования по этапам жизненного цикла товара.        
    Тема 7. Управление процессом ценообразования на базе иссле­дования эластичности спроса и предложения. Практическое значение показателей ценовой эластичности. Точеч­ная и дуговая эластичность спроса и предложения по цепе (тарифу). Классификация товаров (услуг) по эластичности спроса. Зависи­мость ценовой политики фирмы от эластичности спроса и предложения. Связь эластичности спроса с финансовыми результатами деятельно­сти фирмы. Определение границ товарного рынка при исследованиях эластич­ности спроса. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса на перевозки железнодорожным транспортом. Практические возможности использования информации и формирования на её базе обоснованных транспортных тарифов. Проблемы организации исследования ценовой эластичности россий­скими фирмами.        
    Тема 8. Транспортные тарифы в системе рыночного ценообра­зовании. Место транспорта в экономике. Транспортная составляющая в ко­нечной цене продукции. Понятие транспортных тарифов на пассажирские и грузовые перевозки. Действующие принципы формирования тарифов, границы их применимости в будущем. Двухставочная основа транспортного тарифа. Зональный принцип формирования транспортных тарифов. Конкурентность рынка транспортных услуг и проблемы адаптации тарифов к рыночным условиям. Договорные и свободные тарифы. Об­ласть их перспективного использования.        
    Всего по п. 2.1.        
    2.2 Практические (семинарские) занятия Тема 1. Сущность цены и процесса ценообразования в марке­тинге. Цена как экономическая категория и инструмент маркетинга фир­мы. Особенности и преимущества рыночных цен. Процесс ценооб­разования в маркетинге. Задачи ценообразования в маркетинге. Функции рыночных цен. Система факторов, определяющих общий уровень цен в России. Ин­фляция и меры по борьбе с нею.        
    Тема 2. Система рыночных цен. Понятие системы применительно к ценам и процессу ценообразова­ния. Признаки классификации рыночных цен. Формирование цен в процессе товародвижения. Понятие поясной дифференциации цеп. Транспортные издержки в цене. Франкирова-ние цен. Особенности ценообразования на новые товары. Цены мирового рынка. Контрактные цены. Основания для их пересмотра. Система ценовых надбавок и скидок. Дискриминационные цены.        
             
    Тема 8. Транспортные тарифы в системе рыночного ценообра­зовании. Место транспорта в экономике. Транспортная составляющая в ко­нечной иене продукции. Понятие транспортных тарифов на пассажирские и грузовые перевозки. Действующие принципы формирования тарифов, границы их применимости в будущем. Двухставочная основа транспортного тарифа. Зональный принцип формирования транспортных тарифов. Конкурентность рынка транспортных услуг и проблемы адаптации тарифов к рыночным условиям. Договорные и свободные тарифы. Об­ласть их перспективного использования.        
    Всего по п. 2.1. 54 4 32 2 22 2  
    2.2 Практические (семинарские) занятия Тема 1. Сущность иены и процесса ценообразования в марке­тинге. Цена как экономическая категория и инструмент маркетинга фир­мы. Особенности и преимущества рыночных цен. Процесс ценооб­разования в маркетинге. Задачи ценообразования в маркетинге. Функции рыночных цен. Система факторов, определяющих общий уровень цен в России. Ин­фляция и меры по борьбе с нею.  
    Тема 2. Система рыночных цен. Понятие системы применительно к ценам и процессу ценообразова­ния. Признаки классификации рыночных цен. Формирование цен в процессе товародвижения. Понятие поясной дифференциации цен. Транспортные издержки в цене. Франкирова-ние цен. Особенности ценообразования на новые товары. I [ены мирового рынка. Контрактные цены. Основания для их пересмотра. Система ценовых надбавок и скидок. Дискриминационные цены.        
  ■у          
    Тема 3. Научные основы ценообразования. Основные научные направления в теории ценообразования. 2. Цена как денежное выражение стоимости. Марксистская трактов­ка цены и ценообразования. Вклад представителей теории предельной полезности (маржинали-стов) в теорию, методологию и практику ценообразования. Редкость, полезность блага и его цена. Маршаллианская революция и её роль в становлении маркетинго­вой концепции ценообразования. Ценовая эластичность спроса и предложения. Фактор времени в ценообразовании. Потребительский излишек (избыток) и излишек продавца. Маршаллианская револю­ция и современное ценообразование.        
    Тема 4. Конкурентность рынка и стратегия ценообразования. Особенности ценообразования на рынках с различной конкурентно­стью. Содержание процесса ценообразования в условиях естественной монополии. Роль государства в становлении развитого рынка и справедливых цен. Стратегические цели фирмы и их влияние на политику ценообразо вапия. Равновесие фирмы на различных рынках по условиям максимизации прибыли. Равновесие фирмы при различных рыночных моделях но условиям максимизации валового дохода. Конфликт стратегических целей фирмы и ценообразования.        
    Тема 5. От планового к рыночному ценообразованию. Наша эволюция. Становление маркетинговой концепции ценообразования в России. Опыт государственного планирования и регулирования пен. Поня­тие противозатратного хозяйственного механизма и роль цен в его становлении. Программа либерализации цен 1992 года. Результаты, дальнейшие задачи. Свободные рыночные цены в России, их перспективы.        
  Тема 6. Методы ценообразования в маркетинге. Границы рыночной цены. Установление исходного уровня цены. Общая характеристика методов ценообразования в маркетинге. Взаимосвязь методов. Позиции затратного метода ценообразования в маркетинге. Состоя­тельность затратного метода. Его истинные недостатки. Обоснование цен с позиций безубыточности и получения целевой прибыли. Система учёта и контроля «директ-костинг» и ценообразование. Ценообразование по условиям максимизации маржинальной прибы­ли (суммы покрытия). Методы ценообразования с ориентацией на конкуренцию. Наступа­тельный и оборонительный варианты. Ценообразование с ориентацией на прогнозный спрос. Область применения натурально-параметрического метода ценооб­разования. Ценовая стратегия по стадиям жизненного цикла товара.      
    Тема 7. Управление процессом ценообразования на базе инфор­мации об эластичности спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения как атрибуты рынка. Методы расчета эластичности спроса по цене. Изменение ценовой эластич­ности вдоль кривой спроса. Понятие единичной эластичности спро­са и сё значение в оптимизации финансовых результатов деятельно­сти фирмы, Классификация товаров (услуг) по эластичности спроса и возмож­ная ценовая стратегия. Эластичность спроса на услуги транспорта и уровень транспортных тарифов.   ?  
    Тема 8. Транспортные тарифы в системе рыночного ценообра­зования. Место транспортных тарифов в системе рыночных цен. Двухставоч-ная основа железнодорожных транспортных тарифов. Признаки классификации транспортных тарифов. Дифференциация транспортных тарифов в зависимости от платеже­способности грузов. Государственное регулирование транспортных тарифов. Рынок транспортных услуг и задачи совершенствования тарифной системы. 6 36 2 16 4 20
                                         


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: