Основными методами, позволяющими выявить особенности эмоционального развития, считаются наблюдение и специальные рисуночные методы.




Наблюдение - наиболее старый метод психологического исследования, «состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан», и при изучении эмоциональных особенностей этот метод может стать информативным.

На такие параметры в эмоциональных проявлениях нужно прежде всего обратить внимание: Эмоциональный фон. Он имеет много общего с настроением, но это более размытая, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным. Положительный эмоциональный фон проявляется в приподнятом настроении, улыбке и жестах, выражающих открытость и расслабленность, руки свободно двигаются, голова поднята, во время беседы корпус направлен в сторону собеседника. Ребенок легко вступает в общение и игры, проявляя заинтересованность. Это не означает, что при обследовании он не станет стесняться. Возможна некоторая напряженность, постепенность в установлении контакта.

Отрицательный эмоциональный фон характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, руки висят вдоль тела или лежат на столе, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.

Другой важный параметр - выраженность эмоций, т. е. то, насколько ребенок умеет выражать свои чувства, насколько богат его эмоциональный мир. Зачастую дошкольники еще не до конца освоили культурные формы выражения эмоций. Они еще не всегда могут сдержать такие эмоциональные проявления, как крик, плач и т. п. В некоторых случаях дети просто не обучены этому, в других - стараются использовать их с целью воздействия на взрослых, в третьих - не могут сдержаться. Важно посмотреть, насколько богат и разнообразен эмоциональный мир ребенка, усвоены ли им оттенки эмоций, или они плоские, односторонние, невыраженные. В последнем случае ребенок реагирует однотипно (улыбается или плачет) или вообще не выражает никаких чувств. Это сигнал психологу для более тщательного изучения особенностей ребенка, так как может свидетельствовать об органических поражениях, предрасположенности к неблагоприятному развитию личности.

Следующий важный параметр - эмоциональная подвижность. Очевидно, что эмоции детей более подвижны, чем у взрослых. Это объясняется незаконченной миелинизацией нервных волокон, что приводит к частому переходу от возбуждения к торможению и наоборот, а внешне выражается в быстрой и легкой смене эмоций от печали к радости, от горя к веселью. Однако чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости. Такие дети в игре бурно радуются, эмоционально включаются в ситуацию и тут же могут расплакаться по незначительному поводу. Резкую смену настроений может вызвать успех или неудача при выполнении задания, радость сменяется обидой, разочарование — гневом, страх - неудержимым весельем.

Выделенные параметры эмоциональной сферы необходимо прослеживать не только при наблюдении за ребенком, но и при анализе выполнения им заданий рисуночных методик («Рисунок человека», «Рисунок семьи»). В частности, можно предположить сниженное настроение, отрицательный эмоциональный фон, если:

· рисунок начинается с изображения ног или ступней;

· фигура человека очень маленькая;

· в рисунке присутствуют облака;

· у нарисованного человека покатые плечи;

· в рисунке преобладают темные, грязные тона (черный, коричневый, лиловый, фиолетовый, серый).

О положительном эмоциональном фоне свидетельствуют выбор ребенком ярких, насыщенных тонов, легкая или минимальная штриховка.

Об эмоциональной напряженности может свидетельствовать:

· штриховка отдельных частей тела (в таком случае заштрихованные части являются источником негативных переживаний); штриховка, выходящая за контуры фигуры.

Стирание и поправка ранее нарисованных элементов, не приводящие к улучшению результата, также могут свидетельствовать об эмоциональном напряжении ребенка, внутренних конфликтах, противоречивости чувств в той или иной сфере, с которой соотносится исправляемая деталь.

Отказ от рисования тех или иных частей человеческой фигуры - показатель чрезмерно нагрузочных негативных переживаний, связанных с ними.

Предпочтение красных тонов также свидетельствует об эмоциональной напряженности.

Показатели эмоциональной неустойчивости ребенка:

• выполнение изображения короткими штрихами;

• наличие штриховки, выходящей за контуры фигуры, если это не обусловлено недостаточно сформированными навыками рисования;

• изменчивый нажим карандаша;

• отсутствие изображения шеи.

Анализ выполнения ребенком заданий рисуночных методик служит источником информации, связанной с переживаниями по поводу самооценки. О высокой самооценке свидетельствуют:

• крупный, пропорциональный рисунок (но не чрезмерно большой);

• сильный, уверенный нажим;

• длинные (но не чрезмерно) ступни, крупные плечи.

О низкой самооценке сигнализируют:

• расположение рисунка в нижней части листа;

• частые стирания;

• слабый нажим (может быть связан с астенизацией ребенка);

• изображение несоразмерно маленького туловища;

• отсутствие изображения ног.

Показатели противоречивой, конфликтной самооценки (высокий уровень сочетается с неуверенностью в своих силах):

• расположение человека в верхней части листа;

• изображение маленькой фигуры (ребенок как бы надеется, что в маленьком рисунке будут меньше заметны дефекты) или чрезмерно большой (компенсаторная тенденция придать себе значимость, превозносить себя в воображении);

• уход от выполнения задания - ребенок предполагает, что не сможет нарисовать такого человека, какого хотел бы;

• штриховка ног, преувеличенный размер обуви.

Такие показатели, как изображение в последнюю очередь черт лица либо отсутствие их прорисовки, могут свидетельствовать как о неустойчивой, так и о низкой самооценке.

 

Типы инуклюзии и интеграции проблемного ребёнка:

Постоянная полная ---- В массовом учреждении (инклюзия)

Постоянная Неполная ----- В смешанной группе

Частичная постоянная ------В учреждении комбинированного вида (ежедневно на часть занятий)

Частичная временная ------В учреждении комбинированного вида(не реже 1-2-х раз в месяц)

Эпизодическая ----- Социальная интеграция

Основные методы диагностики психологической готовности к школьному обучению:

· ориентировочный тест школьной зрелости Я.Йерасека, А.Керна;

· тест Г.Витцлака «Способность к обучению в школе”;

· тест школьной зрелости П.Я.Кеэс.

· Диагностика готовности к школьному обучению Эльконина

· Диагностика мотивации школьного обучения (Н.Г.Лусканова, М.Р.Гинзбург).

· На самооценку – тест Дембо-Рубинштей



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: