Физическая культура ребенка раннего возраста




В последние годы многие молодые родители, заботясь о всестороннем развитии детей, уже с первых месяцев их жизни немало внимания уделяют физическому воспитанию грудных малышей. При этом используют гимнастику, массаж, закаливание. Но вот проходит год, полтора… У родителей появляется много новых забот по воспитанию ребенка: ведь именно у 2-3 летних детей формируются характер, вкусы и привычки, гигиенические навыки, развиваются речь и движения, закладываются основы нравственного и эстетического воспитания. Физическому воспитанию в семье постепенно уделяется все меньше внимания. И когда говоришь, что детям от 1 года до 3 лет необходимы регулярные занятия физической культурой, родители, как правило бывают крайне удивлены: «Ну зачем нашему ребенку физкультура, если он и так ни на минуту не присядет? Все время в движении!»

Действительно, многие дети этого возраста весьма подвижны. И тем не менее регулярные, правильно организованные, целенаправленные занятия в форме гимнастики, подвижных игр, спортивных развлечений крайне необходимы. Они имеют огромное оздоровительное и воспитательное значение. Почему?

Именно в возрасте до 3 лет организм ребенка наиболее пластичен, и любое, даже самое незначительное, но систематически повторяемое воздействие оказывает большое влияние на его развитие.

Специалисты заметили, что даже при большой подвижности у детей движения обычно бывают однообразными, в работу вовлекаются не все мышцы, а лишь их часть – чаще всего одни и те же группы. Все это не дает достаточного физиологического эффекта. К тому же, если не следить за ребенком и не учить его, как надо правильно выполнять то или иное движение, у него прочно и надолго закрепляется навык неправильного выполнения движения. Нередко это сочетается и с неправильной позой ребенка. Все это может быть причиной неравномерного развития мышц, нарушения осанки, искривления позвоночника, что в свою очередь, затрудняет деятельность, рост и развитие внутренних органов.

При специальных занятиях физической культурой в работу вовлекаются буквально все мышечные группы и суставы. От них в головной мозг идет целый поток сигналов – импульсов. Эти импульсы стимулируют развитие центральной нервной системы, повышают ее тонус, т.е. рабочие возможности. А центральная нервная система в связи с этим посылае6т в обратном направлении к рабочим исполнительным органам (мышцам, сердцу, легким) увеличенное количество импульсов, что приводит, в свою очередь, к повышению их функционального состояния, способствуют их развитию и укреплению.

Под влиянием систематических занятий физической культурой в мышцах происходят отчетливые изменения. Энергетические процессы в них становятся все более экономными и эффективными, мышечная масса нарастает, повышаются ее функциональные характеристики. Заметно увеличиваются жизненная емкость и максимальная вентиляция легких. Как правило, у детей занимающихся физической культурой, деятельность сердечно-сосудистой системы становится более экономной: пульс у них реже, а выброс крови за каждое сердечное сокращение больше, т.е. повышается кровоснабжение мышц и других органов. Улучшается обмен веществ, участвующих белков, жиров и углеводов. Поэтому в организме создаются запасы источников энергии. При этом повышается способность организма после нагрузки быстро восстанавливать эти запасы.

Вот почему во всех детских учреждениях малыши систематически занимаются физкультурой. Однако исследования последних лет свидетельствуют о том, что одних этих занятий еще недостаточно для правильного роста и развития ребенка. Их следует дополнять занятиями физкультурой и дома. Тем более такие занятия необходимы для детей, находящихся на домашнем воспитании.

При занятиях физической культурой в домашних условиях необходимо давать ребенку целый комплекс разнообразных упражнений. Упражнения должны быть доступными для данного возраста, интересными и доставлять удовольствие. Их цель – содействовать развитию и совершенствованию ходьбы, бега, лазанья, метания, прыжков, сохранению равновесия, способствовать формированию правильной осанки, свода стопы. Вовлекая в работу все группы мышц, упражнения стимулируют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Общая продолжительность каждого занятия для детей 2 лет – 8-10 мин., от 2 до 3 лет время занятия постепенно увеличивается до 20 мин. Увеличение физической нагрузки достигается не только продолжительностью занятий, но и количеством повторений и ритмом каждого упражнения. Для предупреждения утомления нужно чаще менять исходные положения (сидя, лежа, стоя) и движения, а также чередовать их с паузами отдыха. В занятиях следует использовать различные предметы: палки разных цветов, обручи, веревку, кубики, мешочки, вызывающие у детей интерес и желание двигаться. При ходьбе постепенно исчезают лишние, мешающие ребенку, движения, что ведет к их экономии и начальной координации. Развивается некоторая самостоятельность пространственных ориентировок, умение смелее и в тоже время спокойнее двигаться на ограниченной, наклонной и поднятой над поверхностью пола плоскости (доски, дорожки и т.д.). Упражнения в бросании и лазанье способствуют формированию большей уверенности. В связи с развивающимся чувством равновесия, глазомерной оценки направления и расстояния сложнее и разнообразнее становятся действия с предметами.

Процесс усвоения нового в движении сохраняет прежнюю специфику – подражание. Однако подражание изменяет свой характер: наблюдается большее осмысливание предложенной ребенку задачи и в связи с этим более четкое ее выполнение.

Регулярные занятия физической культурой и насыщенные движениями прогулки, увеличивая двигательную активность и улучшая качество движений, способствует функциональному усовершенствованию и морфологическому созреванию различных органов и систем, обеспечивают правильное физическое развитие малышей, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. Родителям необходимо помнить, что дети, систематически занимающиеся физической культурой, становятся не только здоровее, крепче и закаленней, но и самостоятельней, решительней, смелее, сообразительнее, внимательней, более настойчивыми при достижении намеченной цели, легче входят в любой детский коллектив и осваивают трудовые навыки.

 

II. Характерной особенностью организма ребенка раннего возраста является его пластичность, податливость, способность легко изменяться под влиянием различных условий и воздействий окружающей жизни, как благоприятных так и неблагоприятных.

Целенаправленное влияние является решающим, без которого ребенок не может сам овладеть именно человеческими движениями. Следовательно, ребенок должен усвоить двигательный опыт человека, своевременное развитие движений у ребенка играет большую роль в развитии его психики, в установлении взаимодействия с окружающей его средой.

Учеными установлено, что развитие движений, осуществляемое в раннем возрасте, обеспечивает правильное нервно-психическое развитие ребенка и укрепляет его здоровье.

Однако следует помнить, что в каждом отдельном случае развитие движений может иметь различную вариативность в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. В одном случае в связи с особенностями нервно-психической организации этот процесс идет легко и успешно; в другом – замедлен, характерен некоторыми отклонениями, задержками. Поэтому учет индивидуального своеобразия и возможностей ребенка необходим для правильного руководства развитием движений.

Средствами физического воспитания являются физические упражнения, а также закаливающие факторы. Очень важная роль в физическом воспитании детей в раннем возрасте рациональному общему режиму, в частности двигательному.

Почему же необходимо развивать и формировать начиная с самого раннего возраста? Какие именно движения необходимы и целесообразны? Какими средствами их контролировать на занятиях с ребенком раннего возраста? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить:

Необходимо помнить, что движения являются органической потребностью малыша. Двигательная активность - величина относительно постоянная, поэтому ребенок, который не смог удовлетворить потребность в движении в первую половину дня, будет стремиться сделать это вечером.

Особенностью ребенка раннего возраста является и то, что все двигательные структуры созревают по времени неодинаково, на протяжении 3,5 лет они качественно отличаются не только от таковых у взрослого, но и ребенка дошкольного возраста.

Такая структура двигательного анализатора обязывает взрослого с большей ответственностью относиться к воспитанию движений с первых дней жизни ребенка, правильно применять специальные воздействия на разные мышечные группы для более качественного их созревания, а также помнить о трудности статических нагрузок на малыша. Ребенку тяжело длительное время сохранять одну и туже позу (стоять или сидеть на стуле).

Движения ребенка раннего возраста необходимы ему для познания окружающего мира – и в этом тоже его отличие от взрослого. Полноценное нервно-психическое развитие малыша невозможно также без достаточного количества движений.

Для воспитания движений ребенку необходимы различные формы двигательной деятельности, массаж и специальные занятия гимнастикой.

Планируя развитие движений ребенка раннего возраста, воспитатель имеет в виду еще одну важнейшую возрастную особенность – трудность (а в ряде случаев невозможность) выполнения точного, конкретного движения по слову взрослого. Исследования показывают, что для формирования точного двигательного навыка у детей от 2,5 до 3 лет им необходимо повторить это движение от 33 до 68 раз. Таким образом, воспитание навыка (точно выполнять то или иное движение) надо планировать минимум на 4 месяца и максимум на 8 мес. на каждом занятии. Но такое невозможно. Поэтому для воспроизведения детьми движения на специальных занятиях нужны средства, конкретизирующие его, т.е. гимнастические пособия, которые соответствуют возрастным возможностям ребенка:

· Мостик, качалка, ходьба - укрепляет мышцы ног;

· Веревка – укрепляет мышцы ног, туловища и способствует развитию ловкости, смелости;

· Мяч резиновый, мешочки с песком, обручи – способствует развитию координации движений (броски, ловля, катание, отбивание и др.)

Для проверки результатов всей работы по физическому воспитанию необходима прежде всего правильная организация диагностики развития детей в соответствии с возрастными сроками. Отставание развития движений ребенка от возрастных норм свидетельствует либо о каких-то серьезных отклонений в состоянии здоровья и развития малыша, либо о плохой посещаемости занятий гимнастики (из-за частых болезней).

Вопрос о возможной помощи ребенку с отставанием в физическом развитии решаются вместе с врачом. Хорошей формой помощи малышу являются задания для родителей, т.е. врачебно-педагогические рекомендации по выполнению дома утренней зарядки, дыхательных упражнений, отдельных закаливающих процедур.

Одним из показателей качества физического воспитания детей являются результаты плантографии (отпечатки стоп). Показания и противопоказания для занятий ребенка гимнастикой определяет врач. Воспитатель группы четко должен соблюдать определенное правило: не заниматься с ребенком без рекомендации врача. Только при соблюдении этого правила, занятия будут полезны и результативны.

 

Показатели правильно составленного гимнастического комплекса и правильно проведенного занятия являются:

1. Наличие упражнений для всех групп мышц.

2. Подбор упражнений с учетом особенностей данного возрастного периода.

3. Чередование работы и отдыха (чередование исходных положений, работы мышечных групп, коллективных и индивидуальных упражнений).

Показатель достаточной функциональной нагрузки ребенка – результат хронометража его поведения на занятии (проводится медицинским работником), а так же результат оценки двигательной активности малыша, т.е. общей и моторной плотности.

При определении общей плотности занятия учитывается время, которое затрачивается на выполнение движений, показ их, на объяснения воспитателя, построения и расстановку детей, а также на уборку спортивного инвентаря, т.е. все полезное время. Общая плотность должна составлять не менее 80-90 %.

Моторная плотность характеризует время, непосредственно затраченное ребенком на движение. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70-80%.

Для определения физической нагрузки (проводится медицинским работником) следует ориентироваться на изменения частоты сердечных сокращений.

Двигательная активность детей зависит от методики и организации занятия. Она выше при использовании фронтального, поточного или группового способа, но при этом следует помнить об обязательном применении пособий и наличие достаточного числа взрослых при проведении занятия.

Важным показателем нормальной физической нагрузки является поведение ребенка, поэтому воспитателю должны быть известны внешние признаки утомления. (Таблица).

Если у кого из детей признаки утомления выражены явно, малыша следует усадить на стул и дать отдохнуть, поставив об этом в известность медработника; в случае утомления большинства детей надо уменьшить число повторений движений, исключить наиболее трудные.

Следует заметить, что ребенок раннего возраста отказывается выполнять упражнения в основном при слишком большой нагрузки или когда ему легко и неинтересно. Во всех случаях необходимо обязательно пересмотреть наиболее трудные занятия вплоть до замены комплекса. Для этого целесообразно иметь картотеку упражнений. Пользуясь такими карточками, легко составить новый гимнастический комплекс, а также произвести замену упражнений в готовом комплексе. (Таблица).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: