В любой дипломной работе, какой бы теме она ни была посвящена, неизбежен обзор уже существующих мнений на проблему. Излагая различные точки зрения, необходимо не просто пересказывать труды предшественников, но и пытаться оценить сущность и причины различий между взглядами, построить обоснованную критику существующих позиций, выработать свою точку зрения. Кроме того, желательно рассматривать эволюцию взглядов на выбранную проблему во временном и пространственном аспекте. Первое означает внимание к ученым различных периодов - дореволюционных, советских и современных, второе - анализ точек зрения не только российских исследователей, но и зарубежных.
Итак, еще один критерий качества работы - полнота освещения различных подходов к избранной проблеме, которая может оцениваться следующим образом:
ü изложение и анализ одного подхода к решению проблемы;
ü реферативное изложение нескольких подходов;
ü анализ нескольких подходов (в том числе, возможно, зарубежных авторов) к решению проблемы;
ü анализ нескольких подходов и наличие собственного оригинального мнения.
Уровень изучения и использования эмпирического материала
Дипломная работа юридического характера строится на трех основах: теория, законодательство и практика. Любая теория не имеет смысла, если ее нельзя внедрить в практику и, если она практикой не подтверждается. В юридическом исследовании практика приобретает особое значение, именно практикой проверяется эффективность и целесообразность установленных или санкционированных государством правовых норм. Наконец, именно с практикой придется работать выпускнику-юристу, какую бы конкретную сферу деятельности он ни выбрал.
Эмпирическая база в юридическом исследовании, прежде всего, состоит из правоприменительных актов. Это может быть практика судов различных уровней (постановления Конституционного Суда РФ, постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ, решения по конкретным делам, обобщения судебной практики и т. д.). Можно использовать не только российскую, но и зарубежную судебную практику (например, если работа носит сравнительно-правовой характер или практика по конкретным делам еще не сложилась в России, но существует за рубежом). Помимо судебной практики при подготовке работы можно анализировать и акты иных государственных органов (органов опеки и попечительства, органов внутренних дел, нотариусов и т. д.). Также возможно привлечение статистических сведений (например, количество заключаемых договоров), материалов социологических исследований, к примеру, опросы общественного мнения.
Таким образом, следующим критерием качества дипломной работы является характер эмпирической базы, используемой при проведении исследования. Условно данный кри терий может оцениваться так:
ü отсутствие эмпирической базы исследования;
ü цитирование актов судебной власти без их анализа;
ü использование и анализ актов судебной власти высших судебных органов;
ü изучение и анализ различных правоприменительных актов, а также привлечение результатов социологических исследований, статистических материалов.
Практическая значимость полученных результатов
Наиболее очевидный вариант предложений практического характера - предложения по улучшению действующего законодательства и устранении существующих в нем пробелов.
Итак, еще одним критерием качества дипломной работы выступает ее практическая значимость, которая оценивается следующим образом:
ü проблема вообще не решена;
ü сформулированы общие направления решения проблемы;
ü даны практические рекомендации в общей форме;
ü даны конкретные практические рекомендации по улучшению действующего законодательства, договорной и судебной практики, а также деятельности государственных органов.
Новизна результатов
Дипломная работа - это не диссертационное исследование, тем не менее работа должна содержать элементы научного анализа. Однако единого определения, единых признаков научности знания не существует, причем это еще более характерно для гуманитарных и социальных наук. Вместе с тем представляется возможным дать ряд общих рекомендаций относительно того, как сделать работу научной.
Прежде всего, любое правовое явление должно рассматриваться с точки зрения уже существующих научных концепций и категорий.
Еще одни возможный вариант привнесения элемента научности в работу - классификация изучаемьгх объектов. Разрабатьтвая ту или иную тему, можно предложить свои собственные критерии деления,. проиллюстрировав на примерах, какое значение она имее, сравнить предложенную классификацию с теми, которые были предложены различными исследователями.
Итак, еще одним важным критерием качества курсовой или дипломной работы выступает научная новизна полученных результатов. Оцениваться же этот критерий может так:
ü студент присоединился к уже существующему подходу к решению проблемы;
ü студент предлагает использовать собственную модификацию существующего подхода;
ü студент предлагает использовать свой собственный оригинальный подход.