Бог только сверхчеловек?




Религии на более высоком уровне обожествляли сам опыт человеческой истории: жизнь и смерть, любовь и ненависть... Бога формировали по подобию человека. Эти боги по сути являются людьми, спроецированными на небо, им присущи все человеческие слабости и несовершенства. Однако, там, где представление о Боге сформировано по человеческим меркам, и представление о человеке останется несовершенным. Человек в этом случае должен выглядеть более убогим, чем он есть на самом деле. Таким образом, эти религии имеют общее ядро все они порабощают человека, превращают его в "ничто", преданное своеволию богов. Отношение человека к богам в них основано исключительно на одном страхе.

Наверняка и в этих религиях содержатся глубокие истины, которые на определенном этапе культурного развития имели важное значение. Нет сомнений, что среди людей, исповедовавших эти религии, часто царила искренняя набожность. Несмотря на это, их основные представления о Боге являются раздробленными и ошибочными.

В результате таких представлений некоторые люди считают, что религия существует для слабых и закрепощает человека. Это на самом деле имеет отношение к религиям вышеописанного типа. Такие представления о Боге и человеке не можем принять и мы.

Как мы позднее увидим, христианство приносит абсолютно новую весть о Боге, причем в значительно отличающейся форме: "Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства" (Гал 5,1). Но мы должны признать, что сами христиане сравнительно часто искажали эту Божью весть. Если они в своей вере стоят перед Богом в рабском страхе, если вера для них лишь совокупность заповедей и запретов, то в этом случае они вообще не поняли, что такое христианство. Нельзя отрицать, что многие христиане именно таким образом разъясняют свою веру, тем самым давая повод к тому, что христианство рассматривается в одной плоскости с другими религиями и вместе с ними отвергается.

ТРЕБОВАНИЯ ХРИСТИАНСТВА

Хотя мы отвергаем приведенные нами представления о Боге, все же мы не вправе превозноситься и осуждать тех, кто эти представления принял. В определенном смысле все они имеют свое предназначение, ведь никто не может знать, каков Бог в действительности. Однако, теперь мы скажем главное: все это действительно, покуда человек находится в рамках своих рассуждений, до тех пор, пока Бог сам не откроет что-то о Себе. В момент, когда говорит Бог, человек может только слушать, тут прекращается любое, в том числе самое добросовестное, стремление приблизиться к Богу собственными рассуждениями!

Отличие христианской веры заключено в том, что Бога не находят снизу, человеческими поисками, Бог Сам идет навстречу человеку сверху. В этом ее действительность и обязательность. Исключительность христианства не в необычном содержании учения и требований веры, а в том, что Бог стал во Христе одним из нас. Путь, который ведет к Богу, может сделать доступным только сам Бог.

Таким образом, все повернулось на сто восемьдесят градусов. В религиях человек отправляется искать Бога, чтобы затем по-своему его почитать. В Откровении Бог идет за человеком, идет ему навстречу, и сообщает, какой Он есть и какими Он видит нас. Человек на это отвечает преданностью своей веры. Следовательно, христианская вера вообще не является одной религией среди многих других. Это особая встреча со Христом, в которой Сам Бог хотел быть рядом с нами.

Откровение

В Откровении мы имеем возможность правдиво и по-настоящему познать Бога. Бог Сам говорил и вмешивался в наш мир и нашу историю. Он предоставил нам возможность Его познать. Уже в дохристианскую эпоху он заявил о Себе через просвещенных им пророков. Потому евреи не могли уже принять какие-то другие убеждения. Это Откровение Ветхого Завета воспринял Христос, в Нем оно и завершилось. Бог во Христе высказывает Сам Себя, и потому называется Словом (Ин 1,1). Здесь предел любой человеческой мудрости о Боге, ибо Бог высказался Сам.

Это не означает, что теперь христианство обладает абсолютной истиной. Истина никогда не будет тем, чем мы можем владеть как драгоценным камнем, приобретя его раз и навсегда. Для человека она всегда несовершенна, требует дополнений и дальнейших поисков. И после Откровения мы не можем познать Бога полностью, однако, нам становятся известны высказывания о Нем, за которые он Сам ручается. Во Христе и Его благовестии, содержащемся в Новом Завете, Откровение достигло своей полноты.

Кто-то может возразить, что и другие великие религии ссылаются на откровение. Это верно, и мы не сомневаемся, что и помимо христианства могут встречаться элементы откровения. Об Откровении в Ветхом Завете мы уже говорили. Учение ислама во многом строится на ветхозаветном и христианском Откровении. Поэтому после иудаизма из всех нехристианских религий к христианству ближе всего ислам. Но Христос не только пророк, каким признает его ислам, Он приходит от Бога: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин 1,18). Он не просто посредник в передаче религиозных истин (ислам), Он Сам Откровение Бога. Не только в том, что говорит и делает, но и в том, чем является. "Кто меня видит, Отца видит", говорит Он Сам о Себе (ср. Ин 12,45; 14,9); таким образом Он стоит на одном уровне с Богом.

В этой главе не говорится о том, действительно ли в Иисусе открылся Бог, об этом речь пойдет позже. Достаточно предварительно принять возможность того, что Бог заговорил с людьми. Эту вероятность нельзя отрицать, если не принимать Бога за безличную роковую силу. Просто утверждать, что Бог "не мог бы сделать ничего подобного", означало бы сотворить образ Бога по собственному усмотрению и отказать Ему даже в тех возможностях, которыми и мы, люди, обладаем, например, в способности к самосознанию и самовыражению.

Никто не обязан принять те требования, о которых мы здесь говорим. Каждый имеет право спрашивать об их причинах (об этом в следующей главе), но следовало бы серьезно задуматься над самими требованиями. Однако тому, кто придерживается Божьего Откровения и в нем убежден, нужно знать, что если он хочет поступать по совести, то должен следовать этим требованиям.

"Слышать" глас Божий

Если кто-то ожидает серьезного разговора, то сделает все, только бы не опоздать на встречу. Когда бесконечный Бог призовет Свое творение, оно не может быть равнодушным к тому, что с ним говорит Сам Бог и к тому, о чем Он говорит. Уже сама возможность, что Бог может нам что-то сообщить, должна побудить нас отыскивать следы Его проявления.

Человек преобразится, как только Бог на самом деле заговорит. Это его касается, он должен прислушаться и принять ту или иную точку зрения. Он может закрыть или открыть свои уши и глаза перед Богом. Однако Божие послание никогда не было необязывающим, поэтому человек не может отвечать или не отвечать по своему усмотрению. При этом он становится или верующим, или виновным (конечно, в том случае, если ему действительно было что-то известно о сути Божиего Откровения). Поскольку Бог сообщает человеку только важные вещи, человек получает или теряет шанс узнать нечто важное о себе и своем мире. Если "непосвященные" думают, что без веры будет легче жить, то каждый верующий может им прямо засвидетельствовать, что вера приносит ему подлинную радость и обогащает его жизнь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: