Пояснительная записка
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели: формирование у обучающихся профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.
При изучении дисциплины бакалавры должны научиться ориентироваться в многообразных аспектах безопасности жизнедеятельности – от гуманитарного, социального, экономического их содержания до естественнонаучного и технического. Специалисты должны быть способны не только идентифицировать опасные и вредные факторы окружающей среды, но и уметь давать им количественную оценку, владеть инструментарием для их замеров и уметь активно воздействовать на них с целью минимизации негативных последствий для человека.
Задачи:
- приобретение понимания проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека;
- овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;
- формирование культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваютсяв качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;
- культуры профессиональной безопасности, способностей для идентификации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;
- готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;
- мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;
- способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;
- способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ООП 38.05.01 Экономическая безопасность
Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла ООП ВПО (С3.Б7.).
Учебная дисциплина Безопасность жизнедеятельности непосредственно связана с дисциплинами естественнонаучного и математического цикла (информатика, математика, экология и др.). Кроме того, Безопасность жизнедеятельности закладывает знания для изучения дисциплин профессионального цикла.
Требования к входным знаниям студента, необходимым для изучения дисциплины.
Для изучения дисциплины студент должен:
знать:
- основные понятия и термины в области безопасности, допустимые уровни воздействия на человека и окружающую среду;
- основные методы и средства обеспечения безопасности на рабочем месте;
- основы культуры личной и коллективной безопасности, экологического поведения, нравственно-этического мировоззрения и риск-мышления, предусматривающего заботу о личной безопасности, безопасности окружающих людей, создания благоприятных для жизни и деятельности условий среды обитания;
- основные положения Трудового кодекса по охране труда, свои права и обязанности в области безопасности жизнедеятельности.
уметь:
- решать простейшие задачи в области обеспечения личной и коллективной безопасности (например, электробезопасности, пожарной безопасности, транспортной безопасности, рациональной организации освещения, микроклимата, оказания первой доврачебной помощи пострадавшим и т.д.);
- анализировать, критически мыслить, принимать правильные и обоснованные решения в нештатных ситуациях;
владеть:
- навыками самостоятельного изучения и использования в работе законодательных актов в области государственного и муниципального управления;
- нормами и правилами безопасного труда, быть готовым их неуклонно соблюдать, быть способным адаптироваться к другим близким видам труда с соблюдением требований безопасности.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Знать: социальную значимость своей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);
Уметь:
- выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-24);
Владеть:
- способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);
- способностью соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов, нетерпимо относиться к коррупционному поведению (ОК-6);
- в области расчетно-экономической, проектно-экономической деятельности: способностью подготавливать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- в области педагогической деятельности: способностью к проектированию, реализации, контролю и оценке результатов учебно-воспитательного процесса по экономическим дисциплинам в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования (ПК-54).