Это способность лиц приобретать права и нести обязанности




  Ограничение дееспособности римских граждан    
       
_________________   ____________________   ______________________________________
1. Дети в возрасте до 7 лет. 2. Душевнобольные и слабоумные.   1. Лица в возрасте от 7 до 14 (девушки от 12) лет   1. Лица в возрасте от 14 лет (девушки до 12 лет) до 25 лет 2. “Расточители” 3. “Бесчестные” 4. Женщины
                     

II. План практического занятия

«Защита прав в Древнем Риме»

(очная форма обучения)

I.Способы защиты частных прав в древнейший период развития Римского государства.

Доклад: «История возникновения государственного суда в Древнем Риме».

II.Легисакционный процесс: сущность и особенности проведения.III.Процесс посредством формул.

IV. Этапы судопроизводства в формулярном процессе.

V. Особенности экстраординарного процесса.

VI. Преторские средства защиты гражданских прав.

VII. Разбор конкретной правовой ситуации, решений практических задач по теме.

III. Рекомендации по выполнению заданий и по подготовке

к практическому занятию

При выполнении заданий и подготовке к семинару следует изучить рекомендованную литературу и источники, дополнить конспекты лекций.

В первом задании необходимо дать краткий письменный ответ по сути заданного вопроса.

Во втором задании следует внимательно разобраться в терминах, их трактовка должна соответствовать конкретно-историческим условиям и изучаемым источникам права.

В третьем задании необходимо внимательно разобраться с условиями задач, найти и изучить учебную и научную литературу по данным проблемам, выработать правильное решение и обосновать его письменно.

В четвертом задании надо заполнить названия категорий лиц, имеющих определенные виды ограничения правоспособности.

На занятиях в первом вопросе рассмотреть способы защиты частных прав в древнейший период развития Римского государства, показать границы самоуправства в развитии права, роль саморасправы, самозащиты, третейского суда и арбитража в решении частных вопросов.

История возникновения государственного суда в Древнем Риме должна быть рассмотрена в специальном докладе. Докладчику необходимо осветить вопросы о том, когда возникли первые судебные учреждения, кем рассматривались преступления против государства и против частных интересов, суть судебной системы Древнего Рима в классический и постклассический периоды его истории.

Отвечая на второй вопрос, студенты должны раскрыть сущность легисакционного процесса, основные его этапы, судопроизводство на этапе in iure и litis contestatio.

В третьем вопросе следует проанализировать причины замены легисакционного процесса формулярным, рассмотреть суть последнего, раскрыть основные части формулы.

Студентам необходимо раскрыть этапы судопроизводства в формулярном процессе, производство до установления предмета тяжбы (litis contestatio), процессуальное представительство, отказ от защиты, конкуренцию исков, а также содержание судебного решения. Отдельное выступление должно быть посвящено исполнительному производству.

При рассмотрении особенностей экстраординарного процесса следует уделить внимание тому, в связи с чем он возник, каким образом он осуществлялся, какова была его специфика.

В шестом вопросе студенты должны раскрыть преторские средства защиты гражданских прав: интердикты, преторские возражения, репликации, наказание легкомысленно тяжущихся, а также порядок вызова в суд, договоры и мировые сделки.

Разбор конкретной правовой ситуаций и решение практических задач производится на основе римских источников права соответствующего периода, научной историко-правовой литературы.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Димитров Н.Н. Римское право: Учебное пособие /Под ред. д.ю.н., проф. Новикова Ю.А. М., 2004.

2. Дождев Д.В. Римское частное право. М., 2008.

3. Новицкий И.Б. Перетерский И.С., Краснокутский В.А. и др. Римское частное право. Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2010.

Дополнительная литература

1. Дигесты Юстиниана. Тома 1-8. / Отв. ред. Кофанов Л.Л. М., 2008.

2. Димитров Н.Н., Козлитин Г.А. и др. Практикум по историко-правовым дисциплинам. М., 2008.

3. Дождев Д.В. Основания защиты владения в римском праве. – М., 1996.

4. Дрожжин В. Правосудие в Древнем Риме // Росс. Юстиция. 1994. № 10.

5. Мануэль Хесус Гарсиа Гарридо. Римское частное право: Казусы, иски, институты: Учебник для вузов (под ред. Кофанова Л.Л.; пер. с исп.). М., 2005.

6. Памятники римского права: В 3 т. М., 1997 – 1999

V. Контрольные вопросы для самопроверки

Дайте правильные ответы на тестовые задания:

1. Каким органом рассматривались дела, связанные с нарушением интересов государства?

а) арбитром; б) народным собранием; в) коллегией жрецов; г) сенатом.

2. Государственные органы защищали нарушенные права римских граждан:

а) в случае любых правонарушений в отношении частных лиц; б) при имущественных спорах римских граждан; в) только в случаях, когда для данной категории дел была установлена возможность предъявления иска; г) Вообще не рассматривали имущественные споры.

3. Если квириты из разных триб достигали согласия о порядке рассмотрения имущественного спора, то дело рассматривал:

а) государственный суд; б) третейский судья; в) арбитр; г) суд рекуператоров.

4. Какой из указанных видов гражданского процесса относится к древнейшему периоду существования Римского государства?

а) экстраординарный процесс; б) легисакционный процесс; в) формулярный процесс; г) арбитражный процесс

5. Гражданский процесс в Римском государстве, состоящий из двух стадий и заключающийся в проведении строго формальных действий, произнесении строго определенных слов, предъявлении исковых требований, точно соответствующих закону – это:

а) экстраординарный процесс; б) легисакционный процесс; в) формулярный процесс; г) инквизиционный процесс





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!