Пояснительная записка
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью дисциплины является изучение и приобретение знаний и навыков профессиональной этики, усвоение системы этических норм, необходимых для нравственного становления и развития специалиста-профессионала, с четко сформированной нравственной культурой. Более того, изучение предлагаемого курса позволит будущему специалисту получить представление о путях и методах разрешения нравственных конфликтных ситуаций в своей профессиональной деятельности.
В процессе освоения дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общепрофессиональные компетенции:
- способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2);
- способностью понимать социальную значимость своей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);
- способностью к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций (ОК-7);
- способностью креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции (ОК-10).
Задачи дисциплины:
- выработка у студентов понимания сущности ценностного отношения к человеку и его жизнедеятельности;
- изучение основных категорий и норм профессиональной этики;
- усвоение нравственного содержания труда сотрудников;
- получение навыков нравственного самовоспитания;
- изучение основных требований этики служебных отношений и служебного этикета;
- выработка умения создавать должный морально-психологический климат в служебном коллективе;
- использовать усвоенные профессионально-этические знания в решении служебных задач.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА
Дисциплина «Профессиональная этика и служебный этикет» (С1.В.ОД.3) входит в базовую частью гуманитарного и социально-экономического цикла дисциплин подготовки студентов по специальности Экономическая безопасность.
Место дисциплины в структуре дисциплин подготовки по специальности Экономическая безопасность определяется тем, что нравственно-этические знания и навыки следует рассматривать как составную часть профессиональной деятельности специалистов экономической безопасности. Необходимость изучения дисциплины определяется еще и тем, что формирование культуры нравственного мышления, умения оценивать факты и явления профессиональной деятельности не только с правоохранительной, расчетно-экономической, проектно-экономической, контрольно-ревизионной и других точек зрения, но и с нравственной, будет препятствовать развитию технократических подходов к профессии.
Дисциплина «Профессиональная этика и служебный этикет» связана и взаимодействует с такими учебными дисциплинами, как психология, социология, конфликтология, межкультурные коммуникации и др.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
знать:
- мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; гуманистические ценности, свободы и демократии; (ОК-2);
- движущие силы и закономерности исторического процесса, уважительно относится к историческому наследию и культурным традициям толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК - 3);
уметь:
- понимать социальную значимость своей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);
- уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина не допускать, не допускать и пресекать любые проявления произвола, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-8);
владеть:
- способностью соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов, нетерпимо относиться к коррупционному поведению (ОК-6);
- способностью к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);
- способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9).