Личностно-ориентированное обучение




Занятие №1.

Вопросы:

1. Среди педагогов можно встретить мнение, что программированное обучение себя не оправдало. Как вы относитесь к данной точке зрения?

2. Перечислите элементы программированного обучения, которые содержатся в других дидактических системах (выберите 2-3 системы).

3. Может ли программированное обучение обеспечить индивидуализацию учебного процесса с наличием уникальных для каждого ученика траекторий образования?

Творческие задания.

1. Разработать фрагмент программированного учебника с разветвленной структурой. Фрагмент должен содержать 3-5 элементов по определенной теме, каждый из которых включает: а) небольшой материал (текст, рисунок, схему, график и т.д.); б) вопрос или задание к материалу; в)варианты ответов. Каждый из ответов должен содержать указание ученику его последующих действий, например, «Переходите к следующему пункту 4», «Вернитесь к материалу предыдущего пункта 2», «Ознакомьтесь с дополнительной информацией под пунктом 3.1».

2. Разработать урок с использованием учебника из предыдущего задания, указать тему урока, цели, основное задание или проблему, этапы и формы деятельности учеников, предполагаемые результаты, форму их контроля и оценки.

Примерный план семинара.

1. Коллективное обсуждение вопросов.

2. Групповая работа по выполнению задания №2.

3. Моделирование уроков. Обсуждение результатов.

Литература:

1. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы.– М.: Высшая школа, 1970.

2. Гальперин П.Я. Программированное обучение и задачи коренного усовершенствования методов обучения// К теории программированного обучения. – М.,1967.

3. Крэм Д. Программированное обучение и обучающие машины. – М.: Мир, 1965.

4. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов.– СПб.:Питер,2001.–С.115-116.

 


Занятие №2.

Развивающее обучение

Вопросы:

1. Не является ли принцип Л.В.Занкова об обучении на высоком уровне сложности противоречащим принципу «от простого к сложному»?

2. Не является ли принцип первичности теоретических обобщений в системе В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина противоположным принципу природосообразности, особенно в отношении естественной сущности младших школьников, познающих мир эмпирически, с помощью органов чувств?

3. Какова, на ваш взгляд, причина более массового распространения в российских школах системы Л.В.Занкова по сравнению с системой В.В. Давыдова?

Творческие задания.

1. Проведите анализ различных подходов к обучению детей в начальной школе и выразите свое мнение.

2.Составьте список педагогических терминов по изучаемой теме на основе анализа литературы. Для этого выпишите по 2-3 варианта определений каждого ключевого термина, предлагаемых разными авторами.

3. Разработать урок по системе развивающего обучения, указать тему урока, цели, основное задание или проблему, этапы и формы деятельности учеников, предполагаемые результаты, форму их контроля и оценки.

 

Примерный план семинара.

1. Коллективное обсуждение вопросов.

2. Групповая работа по выполнению задания №3.

3. Моделирование уроков. Обсуждение результатов.

Литература:

1. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М.: Педагогика,1972.

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.– М.:ИНТОР, 1996.

3. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. –М.: Новая школа,1996.

4. Хуторской А.В. Современная дидактика:Учебник для вузов. – СПб.:Питер, 2001.–С.119-122.

5. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.:Институт практической психологии, Воронеж:НПО «МОДЕК»,1995.

 


Занятие №3.

Проблемное обучение

Вопросы:

1. Чем сходны и отличны субъективно новые для ученика результаты его решения поставленной проблемы и результаты решения научных проблем учеными?

2. Представьте, что все школы перешли на проблемное обучение. Какие результаты данной акции вы можете спрогнозировать?

3. Каковы границы применимости проблемного обучения? В каких случаях оно эффективно, а в каких нецелесообразно?

Творческие задания.

1. Сравните программированное и проблемное обучение по следующим параметрам:

· в чем выражается предполагаемый образовательный результат;

· какие для этого используются средства;

· критерии оценки образовательной деятельности.

2. Разработайте по выбранной теме следующие дидактические элементы: проблемный вопрос, проблемную задачу, проблемное задание и проблемную ситуацию. Смоделируйте и обсудите фрагмент урока с использованием разработок.

Примерный план семинара:

1. Коллективное обсуждение вопросов.

2. Групповая работа по выполнению задания №2.

3. Моделирование уроков. Обсуждение результатов.

Литература:

1. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: Знание, 1983.

2. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991.

3. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М.: Знание, 1974.

4. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. – М.: Просвещение, 1977.

5. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основы вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975.

 


Занятие №4.

Эвристическое обучение

Вопросы:

1. Считаете ли вы, что знания содержатся (обнаруживаются) внутри человека, а не снаружи? Объясните в этом случае механизм извлечения скрытых в человеке знаний.

2. Что вы понимаете под эвристикой: догадку, возникающую при решении задачи; прием решения задачи; метод открытия нового; метод обучения; продуктивную деятельность; дидактическую теорию; раздел психологии; науку о творчестве; научную область?

3. Можно ли считать эвристическое обучение развитием проблемного обучения?

Творческие задания:

1. Возможно ли создание учениками знаний без предварительной передачи им соответствующего социального опыта и технологий деятельности? Приведите аргументы к своей точке зрения по данному вопросу.

2. Составьте план урока, целью которого является создание ученик4ами новых знаний по отношению к той информации, которую им предложит учитель. План урока опишите следующим образом: тема урока; учебный курс, класс; цели урока; объект изучения; почему ученикам будет интересно его изучать; сообщаемая ученикам информация (образовательная среда); форма задания или проблема для эвристической деятельности; предполагаемые виды добытых учениками новых знаний (приращение новых знаний).

Примерный план семинара:

1. Коллективное обсуждение вопросов.

2. Групповая работа по выполнению задания №2.

3. Моделирование уроков. Обсуждение результатов.

Литература:

1. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. – Минск:Беларусь, 1994.

2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. –Казань: Центр инновационных технологий, 2000.– C/484-498/

3. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития.: Учебное пособие. – Казань, 1994.

4. Кулюткин Ю. К. Эвристические методы в структуре решений. – М.: Педагогика, 1970.

5. Хуторской А.В. развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.


Занятие №5.

Методика В.Ф.Шаталова

Вопросы:

1. Какие, на ваш взгляд, ощущения от применения данной методики могут возникать у школьников(разных возрастов), их родителей, педагогов?

2. Каковы сильные стороны методики и недостатки?

3. Укажите область (границы) наиболее оптимальной применимости рассмотренной методики: для каких школ, предмета, возраста учащегося?

4. Для какого учителя данная методика может представляться оптимальной? Дайте характеристику его профессиональным качествам.

5. оцените возможность интеграции данной методики с другими известными вам методиками обучения. С какими она сочетается лучше, с какими хуже?

Творческие задания:

1. В.Ф. Шаталов, как и многие педагоги-новаторы, предлагает использовать всю свою систему в комплексе, не допуская частичного использования. Например, в системе Шаталова родительское собрание не начинается, пока нет хотя бы одного родителя. Назовите те элементы методики Шаталова, которые, на ваш взгляд, не могут быть отделены друг от друга.

2. Разработайте опорный конспект по выбранной вами теме. При составлении конспекта придерживайтесь следующих рекомендаций:

Ø весь конспект должен вместиться в одну тетрадную страницу;

Ø найдите краткое и яркое название теме конспекта и наилучшее место для нее на странице;

Ø определите 5-7 ключевых элементов темы и найдите (придумайте) для каждой из них опорный ассоциативный сигнал;

Ø поищите принцип размещения опорных сигналов на странице, это может быть хронологическая последовательность, диагонально-динамическая, основанная на фоновом рисунке и т.д.;

Ø изобразите на странице опорные сигналы в их взаимосвязи, поищите оптимальную композицию;

Ø проработайте графическое, цветовое и словесное решение опорного конспекта.

Примерный план семинара:

1. Дискуссия по вопросам.

2. Моделирование и обсуждение фрагментов уроков по заданию 1 и 2.

Литература:

1. Шаталов В.Ф.Куда и как исчезли тройки.– М.:Педагогика,1979.

2. Шаталов В.Ф.Педагогическая проза.– М.:Педагогика,1980.

3. Шаталов В.Ф.Психологические контакты.– М.,1992.

4. Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М.:Педагогика,1987.

5. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого.– М.:Просвещение,1991.

6. Педагогический поиск/ Сост.И.Н.Баженова.– М.:Педагогика,1988.–С.141-204.


Занятие №6.

Методика «погружения»

Вопросы:

1. Какие, на ваш взгляд, ощущения от применения методики «погружения» могут возникать у школьников(разных возрастов), их родителей, педагогов?

2. Согласны ли вы с тем, что, исходя из идеи равномерности учебных нагрузок на такие сферы человека, как ум, душа и тело, необходимо распределить все учебные предметы на три равные части: развивающие ум, эмоционально-образную и физическую компоненты личности?

3. С какой целью в школе Щетинина дети на кафедрах обучаются навыкам обучения других? Не ведет ли это к уменьшению качества их общеобразовательной подготовки по учебным предметам?

4. С какими другими формами обучения может успешно применяться методика «погружения»? С какими не может? Почему?

5. Развитие данной формы обучения в креативном направлении позволило разработать особую технологию эвристического «погружения». Обоснуйте гипотезу, что методика «погружения» не может не включать в себя творческий компонент занятий.

Творческие задания:

1. Учебный процесс в системе «погружения» строится таким образом, чтобы доминанта сохранялась несколько дней. Чтобы недельное погружение в один предмет не стало для учеников утомительным, разнообразятся виды и формы деятельности, выстраиваемые по сочетанию противоположностей: «тихие – громкие», «образные – логические» и т.п. Предметы эмоционального и интеллектуального циклов сменяют друг друга. Составьте расписание «погружений» по всем учебным предметам в выбранном вами классе на первое полугодие. План одного из погружений раскройте подробно с указанием смены видов деятельности учен6иков.

2. Система ученических кафедр – форма обучения, когда дети приходят к учителю и планируют свою деятельность (какой предмет выбрать для обучения на данный момент), выполняют углубленное изучение выбранного предмета, готовят опыты и демонстрации для коллективных уроков, учатся выступать в роли учителей на общеклассных занятиях.

Работа кафедры предполагает несколько уровней освоения учениками деятельностей:

Ø Я учусь (изучаю предмет);

Ø Я учусь учить (постижение методических знаний и способов);

Ø Я учу (взаимообучение учеников);

Ø Я учу учить (уровень передачи методических способов).

Примерный план семинара:

1. Групповая работа по обсуждению и решению ключевых проблем методики «погружения». Выступления групп, обсуждение их предложений.

2. Выполнение группами творческих заданий. Моделирование и обсуждение фрагментов разработок.

Литература:

1. Методика «погружения»: за и против. Сборник научно-методических статей/ Под ред. А.А. Остапенко.– Краснодар,АЭСПК, 1995.

2. Остапенко А.А. Концентрированное обучение: модели образовательной технологии. – Краснодар: Департамент образования и науки, 1998.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

4. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001.–С.146-148, 341-347.


Занятие №7.

Личностно-ориентированное обучение

Вопросы:

1. Оппоненты введения термина «личностно-ориентированное обучение» говорят: «А разве бывает неличностно-ориентированное обучение?». Как вы можете ответить на этот вопрос?

2. В критических работах существуют термин «бездетная педагогика». Что он означает и какой смысл в него вкладывается?

3. Все ли учебные предметы в одинаковой мере могут изучаться с позиций личностной ориентации.? Например, существует точка зрения, что литература имеет в этом смысле больше возможностей, чем математика.

4. Одна из главных проблем школы – отчуждение ученика от его образования, когда образование является внешним и независимым от личности ученика процессом, не вытекающим из его внутренних потребностей, ценностей, целей. Можно ли считать, что личностно-ориентированное обучение решает данную проблему?

Творческие задания:

1. Составьте список педагогических терминов по изучаемой теме на основе анализа литературы. Для этого выпишите по 2-3 варианта определений каждого ключевого термина, предлагаемых разными авторами.

2. Разработайте идею вводного урока по крупной теме или разделу, целью которого является выявление каждым учеником личностной значимости для него данной темы. Эта значимость не должна быть одной и общей для всех. В идеале урок должен позволить выявить столько личностных значимостей, сколько учеников в классе.

Ключом к построению такого урока может служить предложение учениками таких задач, проблем, видов деятельности, совокупность которых позволит каждому ученику найти в ней возможность самопроявления.

Идею вводного урока изложите в следующей форме:

Ø Тема урока, название раздела, учебный предмет, класс.

Ø Вводная фраза учителя.

Ø Задание или иное приглашение к действию.

Ø 2-3 примера ожидаемой на уроке продукции учеников, позволяющих судить о выявлении ими личностной значимости для них данной темы.

Примерный план семинара:

1. Моделирование разработанных фрагментов уроков из задания 2.

2. Групповая работа по выполнению задания 1.

3. Коллективное обсуждение вопросов.

Литература:

1. Алексеев Н.И. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики.–Тюмень: Изд-во ТюмГУ,1997.

2. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. – М.: Институт практической психологии; Воронеж:НПО «МОДЕК», 1998.

3. Беспалько В.П. Персонифицированное образование// Педагогика, 1998.–№2.–С.12-17.

4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе.– М.: Сентябрь, 1996.


Занятие №8.

Продуктивное обучение

Вопросы:

1. Существует утверждение, что без предварительных знаний невозможно осуществлять продуктивную деятельность. То есть, прежде чем предлагать ученику творческую работу, необходимо вооружить его необходимыми для этого знаниями. Сформулируйте свою позицию по этому поводу.

2. Если позволить ученику изначально «творить» в той области деятельности или в той теме, которую он ранее изучал, то будет ли такое творчество эффективным?

3. Может ли творческая продукция ученика быть объективно, а не субъективно новой?

4. Можно ли считать общекультурным достижением придуманную ребенком считалку или речевку?

Творческие задания:

1. Продукты учебной деятельности ученика могут выходить за рамки индивидуальных или общешкольных приращений и переходить в приращения общекультурные: первоклассники могут сочинять оригинальные загадки или считалки, вполне сопоставимые с фольклорными аналогами; пятиклассники – составлять родословную славянских богов; шестиклассники – находить математическое доказательство теорем; десятиклассники – писать философские эссе. Может ли школа быть полностью сориентирована на создание ее учениками общекультурных приращений, то есть выполнять заказ общества на создание необходимой для него продукции?

2. Разработайте урок, построенный на основе продуктивного обучения. План урока представьте в следующей форме:

Ø Тема урока, учебный предмет, класс;

Ø Цели урока;

Ø Предполагаемая образовательная продукция учеников;

Ø Этапы и виды деятельности учеников с примерной разбивкой времени по минутам. Формулировка заданий ученикам на каждом этапе урока. Предполагаемые результаты;

Ø Задание ученикам по осознанию и самооценке их личностного приращения.

Примерный план семинара:

1. Коллективное обсуждение вопросов.

2. Групповая работа по выполнению задания №2.

3. Коллективное моделирование фрагментов уроков. Обсуждение результатов.

Литература:

1. Башмаков М.И. Теория и практика продуктивного обучения. – М.: Народное образование, 2000.

2. Крылова Н. Подводные камни продуктивного образования // Школьные технологии. 1999. –№4.–С.109-117.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: