«Маркетинг персонала»
Задание 1. Ответьте навопросы:
1) Означает ли маркетинг и сбыт одно и то же понятие?
2) Существовалабынеобходимостьпроведениямероприятиймаркетингаперсонала,если быорганизацияпостоянновелаработупоулучшениюусловийтруда?Еслида,токакие еще мероприятия Вы считаете необходимыми?
3) Необходимлимаркетингперсоналав некоммерческихорганизациях?
4) Оказываютливлияниепроводимыеворганизациимероприятиямаркетингаперсонала наэкономикустраны и интересы всего общества?
Задание 2. Кейс «История кондитерской фабрики «Красный Октябрь»
Основательфабрики-ФердинандТеодорфонЭйнем,немецкийподданный,который в1850г.приехалвМосквувнадежденачатьсвоедело.Вначалеонзанялсяпроизводством пиленогосахара,потом(в1851г.)организовалнаАрбатенебольшуюмастерскуюпопроизводствушоколадаи конфет.
СсамогоначаласвоейдеятельностиЭйнемповелделопозападноевропейскомуобразцу-завезновыемашины,выписалвысококвалифицированныхиностранныхспециалистов-кондитеров,создалрекламу.ВсеэтопомоглоЭйнемувкороткоевремясказочнообогатиться.
В1857г.ЭйнемвстречаетсвоегобудущегокомпаньонаЮлиусаХойса,обладавшего незауряднымталантомбизнесмена.Вдвоемонидействовалиболееуверенноиоткрылина Театральной площадикондитерский магазин.
Накопивдостаточныйкапитал,предпринимателивыписалиизЕвропыновейшуюпаровуюмашинуиприступиликпостройкефабрикинаберегуМосквы-реки,наСофийской набережной.Всправочнике«Фабрично-заводскиепредприятияРоссийскойимперии»об этомфактебыласделаназапись:«Эйнемъ.Товариществопаровойфабрикишоколадных конфектъичайныхпечений.Годоснования1867».Конечно,посравнениюссовременнымпредприятиемфабрикапокажетсямаленькой,ведьтамработаловсего20рабочих,новэто время она считалась значительной.
КомпаньонысоорудилипервоетрехэтажноезданиенаСофийскойнабережной.Когда жепроизводстворасширилось,наБерсеневскойнабережнойбылоначатостроительствоболеепросторныхзданийсмногочисленнымицехамиислужебнымипомещениями,крытыми переходамиизкорпусавкорпус.Превосходноекачествокондитерскихизделий,техническая оснащенностьфабрики,красочнаяупаковкаирекламавыдвигаютфабрикунаодноизведущихмест в кондитерскомпроизводстветого времени.
Особеннобольшиедоходысталаприноситьфабрикапослеоткрытиябисквитногоотделения,вкоторомстоялианглийскиемашиныиработалимастера-англичане.Таквпервыев России стали выпускатьбисквиты по английскомуобразцу.
ПостепенноЭйнемотошелотделиХойссделалсяединоличнымхозяином,однакоон неизменилназванияорганизации,резоннопосчитав,чтонетнуждыменятьужеизвестную торговую марку.
В1890-хгодахфабрикапревратиласьводноизкрупнейшихкондитерскихпредприятийМосквы.НаСофийскойнабережнойГейсиегокомпаньонывозвелновоетрехэтажное здание,ав1889годупостроилиещеодноновоезданиефабрикинаБерсеневскойнабережнойрекиМосквы.Скаждымгодомувеличивалоськоличествооборудованияиобновлялся егосостав,нафабрикунабираливсеновыхиновыхрабочихиработниц,восновномизподмосковныхдеревень. Такихработников легчеэксплуатироватьтак, как выгоднеехозяину.
Трудовойденьвтевременасоставлял10часов.Кондитерыжиливобщежитиипри фабрике,апиталисьвфабричнойстоловой.Администрацияфабрикипредоставлялаработникамнекоторыельготы:длядетей-подмастерьевбылаоткрыташкола;за25летбезупречнойслужбывыдавалсясеребряныйименнойзнакиназначаласьпенсия;быласозданабольничная касса, оказывавшая нуждающимся материальную помощь.
«ТовариществоЭйнемъ»успешноконкурировалосдругимикондитерскимимагнатами-«Абрикосовисыновья»,«АСиуиК0»-впервуюочередьзасчеточеньширокогоассортиментапродукции.Производилиськарамель,конфеты,шоколад,какао,напитки,пастила, печенье,пряники,бисквиты.ПослеоткрытияфилиалавКрыму(Симферополь)«Эйнемъ» началпроизводитьглазированныешоколадомфрукты:сливу,вишню,грушу,атакжемармелад.
Особоевниманиеуделялосьзвучнымназваниямистильнойупаковке(Хойскогда-то занималсяхудожественнойфотографией).Чегостояттакиеназвания,как«Ампир»,«Миньон»,шоколад«Боярский»,«Золотойярлык»!Коробкиспродукциейотделывалисьшелком,бархатом,кожей.Вкачестверекламыфирмыиспользовалисьтеатральныепрограммки, наборы-сюрпризысвложеннымивкоробкуконфетоткрытками.Дляфабрикиписалмузыку свойкомпозитор,ипокупательвместескарамельюилишоколадомбесплатнополучалноты«Шоколадного вальса», «Вальса Монпасье»или«Кекс-галопа».
НаВсероссийскойпромышленно-художественнойвыставкевНижнемНовгородев 1896г.продукцияорганизации«Эйнемъ»получилазолотуюмедаль.ПредприятиюбылоданоправопечататьнаупаковкегербРоссии.Ас1913г.фабрикаудостоиласьчестистатьпоставщикомдвораЕгоИмператорскогоВеличества.В1900г.навсемирнойвыставкевПарижезаогромныйассортиментипревосходноекачествошоколадафабрика«Эйнемъ»получила самую высокую награду— Гран-при.
КначалуXXв.«товариществоЭйнем»владеетдвумяфабрикамивМоскве,фабриками в Симферополеи Риге, многочисленными магазинами в Москве, НижнемНовгороде.
ВтрудныегодыПервоймировойвойныфирма«Эйнемъ»занимаетсяблаготворительнойдеятельностью:делаетденежныепожертвования,организуетлазаретдляраненыхсолдат, отправляет нафронт вагоны спеченьем.
ПослеОктябрьскойреволюции,в1918г.,фабрикабыланационализированаивэтом жегодуполучиланазвание«Государственнаякондитерскаяфабрика №. 1,бывшаяЭйнемъ», ав1922г.былапереименованав«КрасныйОктябрь»,хотяещенескольколетпослеэтогов скобкахвсегдадобавлялось«Бывш.Эйнемъ»:настольковеликабылапопулярностьторговой марки и ценилось качество изделий.
Вконце1920-начале1921годаиз-заухудшенияположенияссырьемитопливом пришлосьвременноприостановитьработурядафабрик:"Большевик"(бывшаяСиу),имени Бабаева(бывшаяАбрикосова)идругих.БылаподугрозойзакрытияиГосударственнаякондитерскаяфабрика№1(бывшая"Эйнем").Продовольственныйитопливныйкризисыдовели фабрикудо упадка. Выпуск продукции одно время составлял лишь 15%довоенного уровня.
Норабочие«бывшей"Эйнем"»делаливсе,чтобыфабрикаработала:ониустраивали субботникипонаведениючистотыипорядка,добровольноотправилисьназаготовкутоплива.Такрабочиедобивалисьтого,чтодажевтакоеголодноеитрудноевремяфабрикапродолжалаработать.
Ссентября1921годаГосударственнаяфабрика№1перешланахозрасчет.Вэто время нафабрикеработало959человек.Фабрикавыпускалатолькокарамель,монпасье,конфеты глюкозыидешевыесортамармелада.Новаяэкономическаяполитикаоченьблагоприятно отразилась надеятельностифабрики.
Многотрудазатрачиваетсянаорганизациюприфабрикехимическойнаучно-опытнойлаборатории.Влабораторииконтролироваливсепоступающеенафабрикусырьеиматериалы.Тамжевелиработыпоизучениютехнологическихпроцессов.Нафабрикупришло многохорошихмастеров-кондитеров.Крепликадрывысококвалифицированныхспециалистов.
ИвэтовремяфабрикаполучиланаМосковскойобластнойвыставкесадоводства, пчеловодстваиогородничестванаграду1степени,анаВсероссийскойсельскохозяйственнойвыставке-диплом1степени"Заотличноекачество изделий, завосстановлениекрупного производстваи начинания в деленаучного изучения кондитерского производства".
1922год связан сознаменательнымдля фабрики событием-еепереименовалив "Красный Октябрь".
Заслугойспециалистов,которыепришлинафабрикувтетяжелыегоды,несомненно, являетсято,чтонебылоостановленопроизводство:былвведенрабочийконтроль,велась яростнаяборьбасрасхитителями.Ужек1925г.былпревзойденуровеньпроизводства 1913— 1914 гг.
Именновтегоды«родились»насветмногиевидыпродукции,которыеисегоднясоставляют«золотойфонд»«КрасногоОктября»:в1925г.появился«Мишкакосолапый»,в 1927г.—«Южнаяночь»,в1936г.—«Стратосфера»и«Суфле».В1920-егг.впервыепоявились «Сливочная помадкасцукатом», «Сливочная тянучка», ирис«Кис-кис».
Вгодывосстановленияколлективупредприятияприходилосьборотьсясбольшими трудностями."Летом1922года,-рассказываетрабочийМ.К.Лебедев,-фабрикапереживала некотороезатоваривание,наскладескопилосьмногопродукции,асосбытомбылотуго.Это резкоотразилосьнафинансовомположении.Нужнобылозакупитьпартиюсахараипатоки, адляэтоготребоваласьбольшаясуммаденег.Атуткакразподоспеловремявыдачизарплаты.Выплатитьденьгирабочим-значитьостатьсябезсырьяиостановитьфабрику,ноине платитьнельзя.Ивотвыходбылнайден.Нафабрикенаходилисьвбольшомколичествемука,подсолнечноемаслоиконфеты.Рабочимпредложилиполучитьнеденьгами,апродуктами.Получилимытогдапопудумуки,потрифунтамаслаиподвадцатьфунтовконфет.Такимобразом,удалосьпредотвратитьостановкуфабрикииэтимсохранитьквалифицированную рабочую силу".
Руководствофабрикивместесовсемколлективоммногоделалодляулучшениякачестваизделий.Поднятьегосразубылоневозможно,таккакнебылонеобходимойсырьевой базы. Нафабрикевнимательно изучилиспроснаселения накондитерскиеизделия.
Ссентября1923годаколичествосбываемойпродукциисталобыстровозрастать. Встал вопрос о восстановлении фабричного оборудования.
Тяжелыераныбылинанесеныфабрике.Нескольколетпонадобилосьнаихлечение.В периодимпериалистическойигражданскойвойнмашинынеремонтировали,амногиеиз нихиспользовалисьнепоназначению.Последнийремонттехническогооборудованиябыл ещев1910году.За12леткапитальногоремонтанафабрикенепроизводили,незаменялии староеоборудование.
С1922по1924годбылоизрасходованонаремонтоколо300тысячрублей.Нона фабрикенетолькоремонтировалистарыемашины,ноизакупалимашиныновейшихконструкций. Так, весной 1925 года былизакуплены машины вГермании.
Началиработатьвафельноеишоколадноепроизводство,ассортиментизделийудалось довестидо 80 наименований.
Особоблагоприятнымибылидляфабрики1927-1928годы.Производствобылохорошообеспеченосырьемиразвивалосьбыстрымитемпами.Спроснакондитерскиеизделия рос.Изделияфабрикипользовалисьбольшимуспехомнетольковпределахнашейстраны. Марка"Красный Октябрь"сталаизвестнанавсехматериках.
Улучшилисьусловияжизнирабочих.К1925годубылиотремонтированыиоборудованыстоловаяна2000мест,клубсзаломна800мест,дома-коммуны.Вквартиребывшего владельцафабрикиещев1921годубылоткрытдетскийсад,рассчитанныйна80детей,расширеныдетскиеясли.В1925годуфабкомснялварендуна9летдачудляпионерскоголагеря в Рассказовке.
Прифабрикеработалашколафабричногоученичествана100человекиобщеобразовательныекурсы.
Сулучшениемусловийтрудаибытарабочихиздеревеньсталивозвращатьсястарые кадрыкондитеров,опытизнаниякоторыхбылиособеннонужныбыстрорастущемупредприятию.
Первыепятилетки.Многоесвязаноснимивжизникраснооктябрьцев:смотрырационализации,встречисоревнующихсяпредприятий,распространениепередовыхметодовтру- да,стахановскоедвижение.Ксередине1931года"КрасныйОктябрь"сталсамойкрупной кондитерскойфабрикойвМосквесчисломрабочих5000человек.Даипопроизводству продукции сталапервой-57500 тонн.
Реконструкцияфабрики.
С1935по1938годбылполностьюреконструированшоколадныйцех:обновлено оборудование,произведенмонтаж41агрегатасложныхшоколадныхмашин,полностьюпеределанаэлектросеть,переоборудованапароваяиводянаякоммуникацииихолодноехозяйство.Вапреле1938годаГосударственнаяприемнаякомиссияпризнала,чтомонтажзаграничногооборудованияпроизведенхорошо,иегоуспешноосваивают.Послереконструкции мощностьшоколадногоцехаувеличиласьпосравнениюс1936годомв2,5раза,авыпуск продукциифабрикивозросс40до64тысячтоннвгод.НастоящимэнтузиастомреконструкциибылглавныйинженерфабрикиМ.С.Бруштейн-высококвалифицированныйспециалист с большимопытом работы вкондитерской промышленности.
1939годпринесновыеуспехи,новыеимена.Годовойпланбылвыполненужек12 декабря1939года-коднювыбороввВерховныйСоветСССР.Зауспешнуюработув1939 годунаградили43 стахановцев фабрики.
Накануне войны.
Большимиуспехамивстречалиработникифабрикинаступающий1941год-четвертыйгодтретьейпятилетки.Годовойпланбылперевыполнен.Фабриканамечалапереходс трехсменнойработынадвухсменную.Рационализаторыиизобретателиработалинадсамым трудоемкимпроцессом -механизацией завертки конфет.
ВлихолетьеВеликойОтечественнойвойнывыпусккондитерскихизделийбылпрактическисвернут,производствобылопереоснащенонавыпусквоеннойпродукции:выпускалиськонцентратыкаш.Длялетчиковиподводниковвыпускалсяспециальныйшоколад«Кола»,«Гвардейский».Вгодывойнызадоблестныйтруднаблагопобеды«КрасныйОктябрь» семьразудостаивалсяпочетнойнаграды-переходящегознамениГосударственногокомитета обороны. В1946 г. почетноезнамя было передано фабрикенавечноехранение.
Втеднилюдитрудилисьбезустали.Работалипо12-14часоввсутки,безвыходных, изоднявденьдоконцавойны.Ународабылодиндевиз-вседляфронта,вседляразгрома врага.
Дляобеспеченияфронтавысококалорийнымипродуктамитехнологифабрикипринялирешение:сделатьвмеханическоймастерскойжестяныеформыемкостьюподвакилограмма,реконструироватьотливочнуюголовкуавтоматаиохлаждающийконвейер.В итоге- "КрасныйОктябрь"далдляфронтанужноеколичествошоколадабездорогихобертокв двухкилограммовыхплитках.
В январе1942года"КрасныйОктябрь"выпустил новый сорт шоколада"Гвардейский" в честьнашихгвардейскихполков.
Приступаякпослевоеннойреконструкции,коллективфабрикипоставилпередсобой задачуучестьвсепрошлыенедостаткииопыт,накопленныйвкондитерскойпромышленностизагодыпредвоенныхпятилеток. Поэтомук разработкепроекта реконструкции "КрасногоОктября"подошлитворчески.Окончаниереконструкции"КрасногоОктября"относитсяк 1950 году.
Измесяцавмесяцрослапроизводительностьтруда,менялсяобликцеховфабрики.И завсемэтимстоялилюди-рабочие,инженерыи,конечно,те,комугосударство,коллектив поручил возглавлятьпредприятие-ееруководители.
Впослевоенныегоды«КрасныйОктябрь»развивалсявместесовсейстраной.Фабрикасталасвоегородаполигоном,накоторомиспытывалосьвсеновое,чтотолькопоявлялось вкондитерскойотрасли.Так,былисозданыпервыекомплексно-механизированныепоточныелиниипопроизводствукарамели,ириса.В1960-егг.нафабрикебылапроизведенасущественнаямодернизация,включавшаяувеличениеэтажностисуществовавшихзданий.В результатепоявилисьновыепроизводственныеплощади,ифабрикаприняласегодняшние архитектурныеочертания,которыетаквеликолепносмотрятсясКрымскогомоста,украшая собойпанорамустрелки Москвы-реки и отводного канала.
В1976годунафабрикебыласозданаэкспериментальнаягруппа,возглавляемаяглавныминженеромА.Н.Даурским.Вгруппувходиливысококвалифицированныемастера- кондитеры,которыепроработалинафабрикепонесколькодесятковлет.Быларазработана программатехническогоперевооруженияпредприятиянабазеновейшихдостиженийнауки, техники и передового опыта.
Однимизглавныхмероприятийбылоулучшениеоформленияизделийидальнейшее наращиваниеудельного весарасфасованной продукции,
Выполнениеэтойпрограммыпозволилоперестроитьструктуру ассортиментавсторону увеличения выпускапродукции высокого качества, пользующейся повышеннымспросом.
Фабрика"КрасныйОктябрь"вэтотпериодявляетсяшколойпередовогоопыта,набазекоторойпроводятсяотраслевыесеминарыповопросамповышениякачествапродукции, научнойорганизациитрудаиэкономическогоанализа,повнедрениюразработоквобласти новойтехникиитехнологии.Нафабрикебылисозданыуниверсальныеиспециализированныерецептурно-смесительныестанциидляприготовленияконфетныхмасс,поточныелинии для производстваконфет, в том числеконфет куполообразной формы "Трюфели".
Ведетсяпостояннаяразработкасиспользованиемнетрадиционныхвидовсырья(различныевидымолочнойсыворотки-"Цитрон",морковнаяподварка-"Наслаждение",тонко- измельченнаямукаизпредварительнообжаренныхзеренржи-"Золотыекупола"идр.),которыепозволяютпонизитьсодержаниесахаравизделияхиулучшитьихвкусовыекачества. Фабрикуможноназватьлабораторией,гдепостоянночто-тоизобретают,внедряют,создают и т. д.Особыйподъемпроизводствахарактеризуют1990-егг.В1992г.фабрикабылапреобразованавоткрытоеакционерноеобщество.Зареконструкциейшоколадногоцехапоследовалрядсовместныхразработокинженеровфабрикиивсемирноизвестныхфирм:австрийскаяфирма«Хаас»установилановуюпоточно-механизированнуюлиниюпоизготовлению конфеттипа«Мишкакосолапый»;швейцарскийконцерн«Бюлер»поставилоборудованиеи содействовалпускутрехлинийдляпроизводствашоколадныхипралиновыхмасссиспользованиемсамыхсовременныхтехнологийиавтоматизациипроцессов;немецкаяфирма«Ан- тонОлерт»сталапартнеромпо созданию уникального комплексаконфетного производства.
Уоткрытогоакционерногообщества«Московскаякондитерскаяфабрика"Красный Октябрь"»появилисьфилиалывРязани,КоломнеиЕгорьевске.Выпускпродукциитакже увеличился за счет пятидочернихпредприятий.
В1997годуустановилиновуюпоточнуюлиниюдляпроизводстваконфет"Мишка косолапый".Причемдизайн,упаковка,рецептураитехнологияихпроизводствазаэтигоды почтинеизменилась."Консервативный"подходксохранению"древних"рецептовобернулся немалыми выгодами для фабрики.
В настоящеевремя«Красныйоктябрь»входитвхолдинг«Объединенные кондитеры». ВсвоюочередьхолдингвходитвГруппу«Гута»иявляетсякрупнейшимкондитерским предприятиемвВосточнойЕвропе,объединяя19российскихфабрик,втомчислекрупнейшие московские предприятия«Красный Октябрь», «Кондитерский концерн Бабаевский»,
«РОТФРОНТ». Напредприятиях холдингаработают 19 360 сотрудников.
КондитерскиеизделияреализуетсячерезразвитуюсетьдистрибуцииповсейРоссии, атакжеосуществляютсяпоставкивСША,Европу,Израиль,страныСНГирядгосударств БлижнегоВостока.СредипостоянныхпотребителейпродукцииХолдинга–ФГУПкомбинат питания «Кремлевский», Правительство России, мэрия Москвыи Московская Патриархия.
НавсехпредприятияхХолдингаиУправляющейкомпанииреализуетсяединаякадроваяполитика.Главнаягордость Холдинга– это его сотрудники! Студенты профильныхвузов могутпройтипрактикуподруководствомопытныхмастеровнафабриках«КрасныйОктябрь»и«КондитерскийКонцернБабаевский»,которыевходятвХолдинг«Объединенные кондитеры».Прохождениепрактикинаизвестнейшихкондитерскихпредприятиях–это бесценный опыт иудачный старт карьеры.
Будущимтехнологамкондитерскогопроизводства,механикамипрактикантамдругих специальностейбудетинтересноипознавательноработатьподруководствомопытныхмастеровнапредприятиях,имеющихбогатейшиетрадиции,оснащенныхсовременнымоборудованиемитехнологиями.Предприятияобеспечиваюторганизациюрабочихместифирменнуюспецодежду.Закаждымпрактикантомзакрепляетсянаставник–руководительпрактики,которыйкоординируетработумолодогоспециалиста.Студенты,зарекомендовавшие себяслучшейстороны,имеютвозможностьтрудоустроитьсяиуспешнореализоватьсебяна предприятияхХолдинга.
Холдинг«Объединенныекондитеры»–современнаяидинамичноразвивающаяся компания,апотомузаинтересованкаквмолодыхперспективныхспециалистах,такивуже состоявшихсяпрофессионалахвобластипродажипроизводства.Работанастартовыхпозициях(вкачествеассистентовотделовиспециалистов)позволяетполучитьнеобходимый профессиональныйопытдлядальнейшегокарьерногороста.Начинающиеиужеопытные мерчандайзерыиторговыепредставителиимеютпрекраснуювозможностьпостроитькарьерув департаменте продаж.
Компания«КрасныйОктябрь»предоставляетсотрудникамбольшиевозможностидля профессиональногороста.Разработанаиреализуетсяпрограмманепрерывногообученияи повышения квалификации персонала:
· системаадаптациипозволяетновымспециалистаммаксимальнобыстровлиться в рабочийпроцесс;
· систематренингов,семинаров,обменаопытомспартнерамиспособствуетповышению уровня компетенции;
· системапланированиякарьерыоткрываетширокиегоризонтыдляпрофессиональныхдостижений и личного роста.
Задание к кейсу:
1. Постройте график жизненного циклакомпании во временной шкале. Выделите на графикеосновныеэтапы жизненного циклакомпании.
2. Проведите анализ основныхэтапов жизненного циклакомпании, заполнив таблицу.
Этап | Про- | Про- | Действия | Цель | Методы | Систе- | Обуче- | Трудо- |
жиз- | должи- | бле- | менедже- | кадро- | отбора | ма | ние и | вые от- |
ненно- | тель- | мы | ров по | вой по- | персо- | ком- | разви- | ношения |
го | ность | этапа | решению | литики | нала | пенса- | тие | и моти- |
цикла | этапа | проблем | наэтапе | ций | вация | |||
Методическиеуказания
Вупрощенномвидемодельполногожизненногоциклаорганизациивключает4основныефазы(рисунок),хотялюбаяорганизация,действующая нарынкедлительноевремя,подвоздействиеммакросредыиспытываетвзлетыипериоды застоя,кризисы,оживлениеит.д.Зависимостьэлементовкадровойстратегииотфазыжизненного циклаорганизации показанав таблице.
Рисунок. Модель жизненного циклаорганизации
Стратегиямаркетинга включает:1)целевойрынок,представляющийсобойоднородную группупотребителей,чьевниманиехочетпривлечькомпания,и2)комплексмаркетинга,состоящийизконтролируемыхпеременных,которыекомпанияобъединяетсцельюудовлетворенияпотребностейконкретнойцелевойгруппы.Классический комплексмаркетинга (маркетинг-mix4Р)включаетпараметры:товарилиуслуга,методыегораспространения,стимулированиеи ценутовара.
Жизненный цикл организации и управление человеческими ресурсами
Жизненный цикл органи- зации | Отбор персонала | Системаком- пенсаций | Обучениеи разви- тие | Трудовыеотно- шения |
Стадия ста- новления | Поиск талант- ливыхспециа- листов иорга- низаторов про- изводства | Для привлече- ния необходи- мыхталантов зарплата и льго- ты устанавли- ваются на уровнеиливы- шеуровня ана- логичныхпока- зателей нарын- кетруда | Определениетре- бований к разви- тию работников, планированиека- рьеры | Выработкафило- софии управле- ния людьми, ста- новлениебазо- выхценностей, оформлениетру- довыхотноше- ний в коллектив- ныхи индивиду- альныхтрудовых договорах |
Стадия роста | Привлечение дополнительных работников со стороны, ис- пользование внутреннихис- точников запол- нения вакансий | Сохраняется необходимость обеспечения со- ответствия в оплате навнеш- немрынкетруда и, дополнитель- но возникает проблемаравен- ствав оплате внутриоргани- зации | Определениепо- требностей в обу- чении для развития новыхтехнологий, в связи спереме- щениями работни- ков внутриоргани- зации, открытием новыхпроизводств | Определениепо- литики регулиро- вания внутренне- го рынкатруда, формирование кадрового ядра организации и временной рабо- чей силы |
Стадия зре- лости | Обновление персонала, управлениете- кучестью, уточ- нение стратегии оборотакадров | Контроль над издержками на заработную пла- ту, корректиров- капрограмм компенсаций | Обновлениезна- ний, совершен- ствованиеформ и методов обучения персонала | Поддержание программ моти-вации труде, по- иск новыхвоз- можностей и ре- зервов |
Стадия со- кращения производства | Замораживание наймановых сотрудников, планирование сокращения персонала | Введениежест- кого контроля над издержками | Организация пере- подготовкиперсо- нала, повышения квалификации | Решениепробле- мы занятости, соблюдениетру- дового законода- тельства, прове- дениеперегово- ров, разрешение конфликтов, управление стрессами |
Задание 3.
Разработайтестратегиюмаркетингадля следующихтоваров и услуг новинок:*
*Комплексмаркетингавсегдасодержит4основныеэлемента.Предусмотритеответынавопросы:какиесвойстватоваранужныпокупателям,зачемпокупаютданныйтовар,где,кто его покупает, закакую цену; наличиеинструкции, гарантии и т.д.
1) новый вид услуг грузоотправителямнажелезныхдорогах;
2) электродвигатель для автомобиля на солнечной энергии;
3) новоелекарство;
4) новый вид услуг коммерческого банка.
Разработайтестратегиюмаркетингаперсоналадляследующихсегментовтрудовыхресурсов:
1) работающиенапредприятии выпускники колледжей, продолжающиеобучениев вузе;
2) рабочие предприятия предпенсионного возраста;
3) менеджеры низовогозвена(мастера, заместители начальников отделов);
4) сотрудники предприятия, проживающиев общежитии;
5) безработные,имеющиепрофессии,аналогичные имеющимсянапредприятиивакансиям снизкой оплатойтруда;
6) высококвалифицированныеслужащие,работающиевнастоящеевремявконкурирующихкомпаниях.
Методическиеуказания
Фирмы,ориентированныенапроизводство,обычноисходятизтого,чтоувсехлюдей (предприятийотрасли)потребностиодинаковы.Онипытаютсявстроитьвкомплексмаркетингачерту,привлекательнуюдлявсехпокупателей,надеясь,чтотоварпонравитсявсем. Приэтомдлявсехпотребителейразрабатываютединыйкомплексмероприятиймаркетинга. Такойподходназывают “массовыммаркетингом”. Целевымрынкомздесьявляютсявсе возможныепотребители.
Фирмы,ориентированныена целевоймаркетинг,пытаютсяудовлетворитьлишьопределеннуюгруппу(илинесколькогрупп)потребителей,чьипотребностисхожи,онивданном случаеявляютсяцелевымрынкомфирмы.Длякаждойтакойгруппыразрабатываютотдельный комплекс маркетинга.
Маркетингперсонала-mix –этосовокупностьсредстввоздействиянапотребителейцелевогорынкасцелью вызватьунихжелаемуюответную реакцию. Существует четыре средства такоговоздействия(илимаркетинговыхсредств):товар(product),цена(price),место(place) продажи,стимулирование(promotion)продаж.Какчастоназываюткаждыйизэлементов маркетинга-mix4Р,всвоюочередь,такжеимееткомплексныйхарактер.Взависимостиот задействованныхмаркетинговыхсредстввозможныразличныемоделимаркетингаперсонала-mix.Приведеннаянарисунке модель,включаетсемьосновныхблоков:исследовательский,поляинтересов,определениявидаСМИ,формированияусловийдоговорасработниками,определенияособенностейместаработы,оказаниясодействияновомуработнику,заботы о занятыхсотрудниках.
Вариант моделимаркетингаперсонала-mix
1. Блокисследованияи планирования Внутренний рынок труда: · потребностьв персонале; · возрастная структура; · текучестькадров; · стратегическое планирова- ниеперсонала; · развитиеперсонала. Внешний рынок труда: · структурарынка; · конъюнктура; · мобильностьповедения; · ценности, система мотивов; · место расположения пред- приятия; · отрасль, регион. | 2. Блок полей интере- сов ·внутреннее ·внешнее 3. Блок средств массо- вой информации ·внутренниеописания рабо- чихмест иразработка спе- цификаций; ·реклама; ·ярмаркавакансий; ·акции-презентации; ·собеседования; ·профессиональные агентства. 4. Блок договоровФормированиеусловий дого- вора(зарплата, дополнитель- ная работа, срок увольнения, полномочия, перспективы) | 5. Блок рабочих мест · рабочееместоиокружаю- щая среда; · стиль руководства; · производственный климат; · организационная культура. 6. Блок содействия · введениев работу, · адаптация, · познаниепотенциала, · развитиеработника 7. Блок заботы о пер- сонале |
Задание 4.
Рассчитатьфондоплатытрудаштатныхсотрудниковаптеки(г.Москва).Обоснованиезаработнойплаты сотрудниковвыполнитьнаоснованиианализасреднерыночного уровня оплаты трудапо соответствующимдолжностям.
Предполагаемаячисленностьштата:3фармацевта-провизора,6фармацевтов,1бухгалтер,1водитель, 1 грузчик, 1 директор, 1 уборщица.
Длярасчетасреднерыночногоуровняоплатытрудапокаждойдолжностинеобходимо найтипо5предложений(вакансий)указанныхдолжностейнаинтернет-ресурсахиливпечатныхизданиях. Датьссылки наресурсы сномерами вакансий (объявлений).
Представитьинформацию по каждойдолжностив табличной форме:
Должность | Источник(интернет-ресурс илипечатноеиздание,№ва- кансии) | Размерпредлага- емойвобъявле- ниизаработной платы, руб. | Среднийрыночный уровеньоплатытруда поданнойкатегории сотрудников |
Фармацевт- провизор | 1. | ||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
фармацевт | 1. | ||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
…. | … | … | … |
Расчет ФОТ сотрудников штата аптекипредставитьв таблице:
Контингент | Численность, чел. | Рыночная среднемесячная заработная плата, руб. | ФОТ, руб. |
Фармацевты провизоры | … | … | |
Фармацевты | … | … | |
Бухгалтер | … | … | |
… | … | … | … |
Итого: | … | - | … |
Задание 5. Кейс «Карьера на продажу»
КомпанияRoyalDutch/Shellосознала,чтокарьеравкомпанииявляетсятоваром,а кандидаты–егопокупателями.Чтобыпривлечьиудержатьлучшихсотрудников,онавзяла на вооружениеметоды маркетинга.
Неизвестный брэнд
НаодномизрекламныхплакатовкомпанииShellкрасуетсямолодогоатлетасзагорелымторсом.Надписьподнимговоритотом,чтокомпания–замечательныйработодательдляженщин:«Привет,девушки.ПриходитеработатькнамвShell,гдетакмногозамечательныхпарней».Кстати,женщиныпостоянноспрашивают,действительнолиэтот пареньработаетвкомпании.«Приходитсяихразочаровывать–этовсеголишьреклама»,– говорит менеджер по привлечениюперсонала ShellНадежда Арзуманова.
ИспользоватьмаркетинговыеприемыдляпривлечениясотрудниковвRoyalDutch/ Shellначалисравнительнонедавно.Наглобальномуровнеэтимзанимаютсявсегонесколько лет,авРоссиипрограммузапустиливавгусте2005года.ИменнотогдавроссийскомShell объявили,чтособираютсяпродвигатьсвойбрэнднетолькокакпроизводителягорюче- смазочныхматериалов,ноикакпривлекательногоработодателя.Итемсамымкомпания попалавструюужеставшегомоднымтренда.«Построениебрэндаработодателя–это тенденцияпоследнеговремени,–говоритменеджерпомаркетингукомпанииRosExpertExecutiveSearch ИринаПашинкина.– Проблеманехваткиспециалистов ощущается всеболее остро, поэтомувконкурентной борьбеза персонал нужны дополнительныекозыри».
Междутемещенескольколетназадтакойнеобходимостиукомпаниинебыло.«На российскомрынкеShellпредставляласобойнебольшуюкомпаниюсоштатомоколо100человек,котораянеиспытывалапотребностивнаборебольшогоколичествалюдейипроведениикампаниипопостроениюкадровогобрэнда»,–вспоминаетСергейКукса, работавший директоромпокадровойиадминистративнойработеАО«Шеллнефть»c1993по1998 год.Теперьженефтегазовыйконцерннамеренрезкорасширитьсвоеприсутствиенароссийскомрынке.Вчастности,речьидеторазработкеместорожденийсовместныхпредприятий«СалымпетролеумдевелопментН.В.»и«Сахалинэнерджиинвестменткомпани Лтд.»,икаждыйгодShellтребуютсяпримерно300–500человек.«Салымскоеместорождениебудетразрабатыватьсяещеоколо30лет,а„Сахалин-1”–более40лет,–говорит НадеждаАрзуманова.–Поэтомупереднамистоитзадачанаборабольшогоколичества российских специалистов».
Сегодняпрощесказать,ктовкомпаниинетребуется,–нужныинженеры,финансисты,экологи,специалистыпогеологоразведкеит.д.Вспискевакансийестьменеджерыпо телекоммуникациям,governmentrelationsит.д.Понятно,чтосразузакрытьтакоеколичествовакансийопытнымиспециалистамисложнодажедлякрупнойнефтегазовойкомпании.Ичтобысэкономитьнарекрутментевбудущем,нужнобылорешитьстратегическую задачу–потратитьсянасозданиебрэндасейчаситемсамымобеспечитьпостоянный приток перспективныхкандидатов. А затем спокойно растить из них специалистов.
ДвагоданазадкомпанияужесоздалавHR-подразделенииспециальнуюгруппудляпривлеченияперсонала.Нонесмотрянаростбизнеса,какработодательShellвсеещеоставался«темнойлошадкой».«Исследования,проведенныенамив2003году,показали:ShellизвестенвРоссиилишькакбрэндмашинногомасла,ито,какимивиделинаскандидаты,было загадкойдажедляспециалистовпорынкутруда»,–говоритруководительгруппыпопри- влечению и подборуперсоналаАндрей Чепурнов.
Нафорумахдлямолодыхспециалистовсоискателиоставлялидовольномногонегативныхотзывовокомпании.«Например,наwww.jobfair.ruписали,чтовходныетребования унасоченьвысоки,авреальностимыякобымалоплатим,отправляемнаСахалин,где условиятрудаоставляютжелатьлучшего,–говоритЧепурнов.–Мнедажепришлосьвмешатьсявдискуссию и объяснить позицию компании».
ИмиджShellкакработодателяосложнялсяиегозападнымпроисхождением.«УShellбылобразчужаковсPапада,которыеприехаливРоссиюзарабатыватьнанашейнефти»,– поясняет руководитель нефтегазового направления консалтинговой компании CornerstoneВладиславБыханов,которыйподбираетсотрудниковдляShell.Однимсловом, компании предстояла масштабнаяработа по созданию позитивного кадрового брэнда.
Карьера против денег
Кандидат,ищущийработу,–посути,тотжепокупатель.Когдаразнообразиятоваровнет,онпокупаетто,чтоестьнарынке.Еслижепродуктовслишкоммного,онначинаетвыбиратьмеждупредложениямиразныхкомпаний(cм.график).Ивэтотмоменткаждыйработодательхочетобратитьнасебявниманиеикак-топовлиятьнаеговыбор.Поаналогиисcustomervalueproposition(CVP,предложениеценностипокупателю)работодательсоздаетеmployeevalueproposition–предложениеценностисоискателю(EVP).Фактически компанияпродает карьерувкачествепродукта.
Для началаShellопределиласьстребованиямиксвоим потенциальным «покупателям». Еесотрудникидолжнызнатьанглийскийязык,обладатьаналитическимиспособностями, техническимскладомума,уметьдобиватьсярезультатов.Иприэтомстаралисьизбегать алчныхлюдей–компанииненужныпроектныеработники,готовыепоехатьработатькудаугодно,еслиимхорошозаплатят.«УShellнетпреимуществавзарплатепереддругими нефтяными компаниями,– подтверждает генеральный директор „ЭКА консалтинг”РустамБарноходжаев.»ПоэтомуEVPShellсоставляетнеуровеньвознаграждения, апрофессиональныйикарьерныйрост.Вэтомнефтянойконцерннапоминаетсоветский академическийинститут,кудаприходятассистентом,апрофессоромстановятсячерез многолет.«Умолодогочеловекапочтинетшансовстатьруководителемсразу,дляэтого нужновырастивShell»,–говоритВладиславБыханов.Такимобразом,цельпрограммы employerbrandвShell–найтилояльныхсотрудников,готовыхприйтивкомпаниюрадипоступательной карьеры.
Впервуюочередьискатькандидатовначалисредимолодыхспециалистов–студентовивыпускниковсопытомработыдотрехлет.Вначале2005годакомпанияпровелаисследованиеиустановила,чтобольшевсегомолодыхспециалистовинтересуюткарьера, обучение/развитиеихорошийкомпенсационныйпакет,чтовобщем