Русский писатель XX века (идеалы, творчество, судьба). М.А. Булгаков




Настоящие писатели - совесть человечества.
Л. Фейербах

 

Первая треть XX века в России была описана многими советскими писателями. Ho лишь несколько авторов решились написать действительную правду, не побоялись преследований со стороны власти.

Одним из таких писателей был Михаил Афанасьевич Булгаков - человек твердых убеждений и непоколебимой порядочности. Учителем своим автор «Мастера и Маргариты» называл Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Любимым нее его писателем с детства был Николай Васильевич Гоголь. Булгаков писал о Гоголе: «Он придет в первых картинах представления, а в последней уйдет, подернутый пеплом больших раздумий».

В этих словах не только судьба Николая Васильевича Гоголя, но и пророческое предсказание жизни самого Булгакова. Как и Гоголь, писатель ставил человека перед лицом вечности, задавался вопросом о нравственной цели бытия. Извечная борьба добра и зла — постоянная тема произведений писателя. Разочарование в человеческом мире он надеялся победить любовью, добром, справедливостью, честью и творчеством. Любовь и семейный уют с кремовыми шторами, зеленой лампой над столом, цветами, музыкой и обязательными в этой обстановке книгами царят во всех произведениях писателя, начиная с «Белой гвардии» и кончая «Мастером и Маргаритой».

Идея служения добру пронизывает еще «Записки юного врача», его первое произведение, связанное с профессиональными интересами в молодости. Однако здесь уже проступал свойственный Булгакову беспощадный взгляд на вещи, драматизм, граничащий с трагедийностью. К «Запискам юного врача» примыкает рассказ «Морфий» о судьбе врача, не выдержавшего однообразия провинциальной жизни. В рассказе явственно звучат автобиографические ноты: «Велика штука, подумаешь, уездный город? Ho если кто-нибудь подобно мне просидел в снегу зимой, в строгих и бедных лесах летом, полтора года, не отлучаясь ни на один день, если кто-нибудь разрывал бандероль на газете от прошлой недели с таким сердечным биением, точно счастливый любовник голубой конверт, ежели кто-нибудь ездил на роды за восемнадцать верст в санях, запряженных гуськом, тот, надо полагать, поймет меня».

Но как ни близка была Булгакову врачебная практика, социальные катаклизмы тех лет, трагедийные месяцы Киева стали более мощным эмоциональным и сюжетным источником художественных исканий молодого писателя. Известно, что, проехав через всю революционную Россию и попав в тысяча девятьсот восемнадцатом году в родной Киев, писатель пережил многие повороты судьбы и опаснейшие приключения, был мобилизован одной из банд, бежал, спасся чудом. Его впечатления о том периоде жизни отразились в рассказах «Я убил» и «Налет». Ho понадобилось несколько лет, чтобы утихла боль воспоминаний и из доставшегося жизненного опыта родился знаменитый роман «Белая гвардия».

«Белая гвардия» - одно из первых произведений в нашей литературе, запечатлевшее глубокую драму представителей русской потомственной интеллигенции, не принявших революции. Оказавшись в белом стане, Алексей Турбин и Мышлаевский переживают духовную трагедию, крах своих жизненных представлений.

В 1925 году первые главы романа «Белая гвардия» вышли и свет, и через некоторое время Московский художественный театр поставил написанную Булгаковым на материале романа «Белая гвардия» пьесу «Дни Турбиных», принесшую и театру, и ее автору как славу, так и множество неприятностей: спектакль то запрещали, то вновь разрешали.

С этого времени жизнь писателя тесно связана с театром. Им написаны несколько пьес, но ни одна из них не была разрешена к постановке.

Приблизительно в этот нее период жизни Булгакова появились повести «Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце». В этих повестях ярко проявляется сатирический дар писателя.

Обращает на себя внимание повесть «Роковые яйца». Всего год-полтора отделяют «Дьяволиаду» от этой повести, но какой путь проделала мысль писателя-сатирика, насколько емкая, прозрачная проза стала выходить из-под его пера!

Главный герой повести - профессор Владимир Ипатьевич Персиков, изобретатель красного «луча жизни». Именно с помощью этого луча выводятся на свет чудовищные пресмыкающиеся, создающие угрозу гибели страны. Красный луч — это символ социалистической революции в России, совершенной под лозунгом построения лучшего будущего, но принесшей террор и диктатуру. Гибель Персикова во время стихийного бунта толпы, возбужденной угрозой нашествия на Москву непобедимых гигантских гадов, олицетворяет ту опасность, которую таил начатый большевиками эксперимент по распространению «красного луча» на первых порах в России, а потом и во всем мире.

Повесть полна трагической символики крови, огня и смерти.

Говоря о «Собачьем сердце», можно сказать, что это произведение шедевр булгаковской сатиры. Здесь важен образ профессора Преображенского. Достаточно вдуматься в случайно брошенные слова «подходящая смерть», ведь здесь мы видим отношение профессора к жизни и человеку. Ho самодовольство профессора, вздумавшего улучшить саму природу и создать по заказу нового человека, было наказано быстро и жестоко.

Булгаков предвидел, что шариковы легко могут сжить со свету не только Преображенских, но и швондеров. Сила Полиграфа Полиграфыча - в отсутствии совести и культуры. Профессор Преображенский грустно пророчествует, что в будущем найдется кто-то, кто натравит Шарикова на Швондера, как сегодня председатель домкома натравливает его на Филиппа Филипповича. Писатель как бы предсказал кровавые чистки 30-х годов, когда одни швондеры карали других, менее удачливых.

В этом же произведении автор приводит своего героя к знаменательному выводу: «На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками».

Юмористический сарказм Булгакова настолько меток, беспощаден и вместе с тем обладает такой силой философского обобщения, что понятны злоба тогдашних чиновников и бесконечные нападки критики на его прозу и пьесы.

К концу 20-х годов Булгакова лишили дороги к читателю.

Вынужденная творческая немота угнетала писателя. Ho он, тем не менее, продолжал трудиться над своим романом «Мастер и Маргарита». Работа над ним началась едва ли не в конце 20-х годов и продолжалась до самой смерти писателя. Это произведение является вершиной его творчества.

Развитие событий в «Мастере и Маргарите» начинается «однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах».

Фантастический поворот дела позволяет писателю развернуть перед нами целую галерею персонажей весьма неприязненного характера и резко обнажить алогичное, безнравственное в самой жизни.

Внезапная встреча с нечистой силой выворачивает наизнанку видимость всех этих берлиозов, латунских, майгелей, алоизиев могарычей. Сеанс черной магии, который Воланд со своими помощниками дает в столичном варьете, в буквальном и переносном смысле раздевает некоторых граждан из зала. При этом дьявольские мишени избирательны.

Но не дьявол страшен Булгакову. Дьявол, пожалуй, для Булгакова не существовал, как не существовал и богочеловек.

В его романе живет иная вера, вера в непреложные нравственные законы. Я думаю, что для Булгакова нравственный закон заключен внутри человека и не должен зависеть от религиозного ужаса перед грядущим возмездием, тем самым страшным судом, параллель которому можно найти в бесславной гибели Берлиоза.

В целом все творчество Булгакова наталкивает на мысль о том, что автор, высмеивая быт и нравы своего времени, стремился не дать самодовольству и пошлости проникнуть в паши души.

В жизни у него было два пути: смириться с временем, писать безобидные фельетоны и жить «как все» или же ценой страданий и лишений писать правду. Он выбрал второй путь, путь служения своим идеалам и принципам. В судьбе его нет случайностей. Знакомясь с историей его жизни и творчества, понимаешь, что человек скорее создает, нежели встречает свою судьбу. А судьба Михаила Булгакова - его книги.

 

«Собачье сердце»

Следующая вещь, «Собачье сердце» (1925 год), уже не была пропущена в печать и была напечатана в России лишь в годы перестройки, в 1987 году. Ее фразы и формулы незамедлительно вошли в устную речь интеллигентного человека: «разруха не в клозетах, а в головах», «семь комнат каждый умеет занимать», позже к ним прибавится и «осетрина второй свежести», и «чего не хватишься, ничего у вас нет», «правду говорить легко и приятно».

Главный герой повести, профессор Преображенский, проводя медицинский эксперимент, пересаживает орган погибшего в пьяной драке «пролетария» Чугункина бродячему псу. Неожиданно для хирурга пес превращается в человека, и этот человек — точное повторение погибшего люмпена. Если Шарик, как называл пса профессор, добр, неглуп и благодарен новому хозяину за приют, то чудом оживший Чугункин воинственно невежественен, вульгарен и нагл. Убедившись в этом, профессор осуществляет обратную операцию, и в его уютной квартире вновь появляется добродушный пес.

Рискованный хирургический эксперимент профессора — намек на «смелый социальный эксперимент», происходящий в России. Булгаков не склонен видеть в «народе» идеальное существо. Он уверен, что лишь трудный и долгий путь просвещения масс, путь эволюции, а не революции может привести к реальному улучшению жизни страны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: