Организация сотрудничества педагогов, родителей и детей




 

Обеспечение сотрудничества ГБОУ и семьи

 

Особое внимание наш детский сад уделяет проблемам взаимодействия с родителями воспитанников. В детском саду налажен тесный контакт с родителями.

Руководящая и организующая роль нашего детского сада по отношению к семье характеризуется комплексом факторов:

  • планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;
  • практическая помощь семье в воспитании детей;
  • организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;
  • вовлечение родителей в педагогическую деятельность;
  • активизация их педагогического образования.

Свою работу с родителями мы строим на принципах сотрудничества. Мы считаем, что признаками такого сотрудничества являются:

  • осознание цели деятельности каждым участником процесса;
  • чёткое разделение и кооперация труда между воспитателями и родителями;
  • личный контакт между воспитателями и родителями с обменом информацией, взаимной помощью, самоконтролем;
  • положительные межличностные отношения.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности каждого педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

Наш детский сад поставил перед собой следующие задачи в работе с родителями:

  1. изучение семей детей;
  1. привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
  1. изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
  1. просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.


Мы считаем, что в области дошкольной педагогики родителям важно:

  • знать основные закономерности и особенности воспитания и обучения детей;
  • знакомиться с содержанием и методами воспитания;
  • овладеть методами организации детской деятельности, общения, направленными на формирование социально ценных форм поведения и отношений ребёнка с окружающими людьми.

Педагогическую культуру родителей мы рассматриваем в связи с общими социально-педагогическими условиями воспитания, которые включают в себя совокупность основных требований общества к личности родителей, содержание идейных, нравственных норм, регулирующих внутрисемейные отношения, характер межличностных отношений в семье.

 

Под педагогической культурой родителей мы понимаем их достаточную подготовленность, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе семейного и общественного воспитания детей. Ведущим компонентом педагогической культуры родителей является их педагогическая подготовленность, которая характеризуется определённой суммой психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе практики воспитания детей.

Ответственное отношение родителей к своим обязанностям, желание как можно лучше воспитать своих детей – неотъемлемая составная часть педагогической культуры родителей.

 

\Концепция сотрудничества работников

ГБОУ д/с №1909 с семьёй

 

В соответствии с Законом «Об образовании», где записано, что родители являются первыми педагогами, они (родители) обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте.

В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учётом их индивидуальных возможностей и способностей.

Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние.

Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению взаимовлияния, а также улучшению взаимоотношений в семье.

Инициаторами установления сотрудничества являются наши воспитатели, т.к. они профессионально подготовлены к образовательной работе и понимают, что успешность работы с родителями зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей.

Важнейшим способом реализации сотрудничества воспитателей и родителей является организация совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

 

Под включением родителей в деятельность дошкольного учреждения мы понимаем их участие в:

  • организации образовательного процесса;
  • создании творческих групп, которые активно делятся своим опытом;
  • организации современной социально - развивающей среды в группах;
  • оказании дополнительных услуг;
  • разработке планирования разных видов на всех уровнях:
  • обще дошкольных планов;
  • занятий;
  • самостоятельной деятельности детей;
  • совместной деятельности детей;
    • разработке собственных курсов, программ, планов для работы с родителями, детьми;
    • привлечение родителей к оценке и контролю за деятельностью ДОУ.

 

Для реализации этой задачи необходимо:

  1. внедрение методики поэтапного включения родителей в деятельность дошкольного учреждения:
  • повышение уровня психолого – педагогических знаний родителей в целях актуализации их образовательных потребностей;
  • воспитание родителей как реальных заказчиков образовательных услуг, т.е. понимания ими назначения, целей, функций дошкольного учреждения;
  • активное, систематическое участие родителей в деятельности дошкольного учреждения;
  1. создание комплекса необходимых условий на всех уровнях и этапах организации образовательного процесса для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.

 

Показателями степени включения родителей в деятельность дошкольного учреждения являются:

  1. Сформированность представлений родителей о сфере педагогической деятельности, т.е. наличие представлений:
  • о педагогической деятельности в целом;
  • о специфике работы с детьми дошкольного возраста;
  • об особенностях образовательного процесса в дошкольном учреждении;
  • о деятельности воспитателя;
  • о возможных результатах деятельности детей дошкольного возраста.
  1. Владение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
  1. Степень проявления интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.

Высший уровень проявления этих показателей является критерием включённости родителей в планирование образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Степень эффективности сотрудничества обусловлена:

  • положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу, осознанием её целей и личностной заинтересованностью;
  • совместным планированием, организацией и контролем за жизнедеятельностью детей;
  • свободой выбора участников деятельности;
  • позицией администрации, способствующей самореализации и самовыражению педагогов и родителей.

Для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны осознавали значимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяли друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребёнку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость).

 

Такое доверие само по себе не приходит: воспитатель завоёвывает его добрым, неравнодушным отношением к ребёнку, умением развивать в нём положительные личностные качества, великодушием и милосердием. Если ко всему этому прибавить культуру общения, тактичность и взаимопонимание, то картина «психологии доверия» будет достаточно полной.

 

Содержание, организация и методика сотрудничества детского сада и родителей

 

Содержание, организация и методика сотрудничества нашего детского сада и родителей включает:

  1. единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей;
  2. взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребёнка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду;
  3. установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики;
  4. взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников;
  5. изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганду его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания;
  6. использование разнообразных форм работы детского сада с семьёй во взаимосвязи:
  • ознакомление с родителями и другими членами семьи;
  • консультации;
  • групповые и общие родительские собрания;
  • наглядные формы пропаганды;
  1. индивидуальные и групповые формы работы с родителями, дополняющие друг друга. (Ежедневное общение воспитателя с родителями создаёт большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи между семьёй и детским садом);
  1. систематическую плановую связь детского сада с родителями в течение всего года с учётом задач и содержания образовательной работы с детьми;
  1. привлечение актива родителей, общественности к деятельности дошкольного учреждения, к работе с семьями.

 

Вовлечение родителей в деятельность детского сада

 

  1. Первые контакты детского сада с семьями:
  • приглашение родителей с детьми или без них посетить детский сад до начала занятий;
  • представление родителям визитной карточки детского сада;
  • составление договора.
  1. Дальнейшая взаимосвязь родителей и персонала реализуется в процессе:
  • ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают детей;
  • неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи, независимо от конкретных проблем;
  • рекомендаций посетить врача и т.п.;
  • посещений родителей с тем, чтобы они могли видеть, как занимается их ребёнок, или знакомиться с работой детского сада.
  1. Родители могут участвовать в ежедневных занятиях детей:
  • оставаться в ГБОУ, чтобы ребёнок привык к группе, воспитателям, детям;
  • помогать и участвовать в разных мероприятиях (например, чаепитиях с детьми, праздновании дней рождений детей и т.д.);
  • оказывать помощь при проведении экскурсий и других мероприятий.
  1. Родители могут участвовать в принятии решений по поводу их детей.
  1. Родительский комитет может принять участие в решении вопросов, касающихся работы ГБОУ.
  1. Детский сад оказывает помощь родителям в конкретных проблемах по уходу за ребёнком, методах его воспитания, в поисках выхода из кризисных ситуаций.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: