Неассоциативное, или облигатное обучение




Суммационная реакция, или феномен суммации. В основе этого явления лежит сенсибилизация, т.е. повышение чувствительности нервной ткани к раздражающим агентам, и фасилитация – облегчение запуска именно данной ответной реакции. Такая поведенческая реакция уже встречаются у одноклеточных простей­ших и беспозвоночных животных. Например, освоение определенного маршрута передвижения, скопление в определенных местах пространства, раз­личение съедобных и несъедобных продуктов. Эта реакция обладает следующими свойствами: 1) она не может сохранять­ся длительное время и обречена на исчезновение, 2) вызывающие ее раздражители не имеют специализированного сигнального значения, 3) после исчезновения этой реакции самостоятельно она не восстанавливается, так как ее исчезновение есть процесс разрушения, а не временного торможения. Возникнув на ранних этапах эволюции живых существ, суммационная реакция у высших животных в преобразованном, а иног­да и замаскированном виде проявляется как важнейший компонент бо­лее сложных форм обучения.

Привыкание. В противоположность суммационной реакции привы­кание представляет собой такую форму обучения, которая состоит в относительно устойчивом ослаблении реакции в результате многок­ратного предъявления раздражителя, не сопровождающегося каким-ли­бо биологически значимым агентом (пищевым, оборонительным и др.). Явление привыкания весьма широко распространено в животном мире, начиная с одноклеточных организмов. Привыкание совершенствуется в процессе эволюции и сохраняет за собой важную роль в репертуаре поведенческих адаптаций. В определенном смысле привыкание – это подавление реакций, значимость которых невелика для поддержания жизнедеятельности. Привыкание возникает не в результате утомления или сенсорной адаптации. Привыкание может быть кратковременным и долговременным, что позволило использовать привыкание как модель для изучения разных видов памяти.

Наиболее распространенной формой привыкания в животном мире является ориентировочный рефлекс, который при повторении вызвав­шего его раздражителя постепенно угасается. Раздражители, которые не имеют для животного прямого биологического значения, постепен­но утрачивают ответную реакцию организма. Такая форма поведенчес­кой адаптации, в основе которой лежит научение не отвечать на раздражение (негативное научение), основывается на механизмах привыкания (или угашения, по И.П. Павлову) ориентировочного реф­лекса. Основными факторами в развитии ориентировочного рефлекса являются новизна, неожиданность и значимость раздражителя для ор­ганизма. В составе ориентировочной реакции выделяют два процесса: 1) начальную реакцию тревоги, удивления, сопровождающуюся повыше­нием тонуса мышц и фиксированием позы (затаивание), генерализо­ванным изменением электрической активности различных отделов моз­га (неспецифическая настройка), и 2) исследовательскую реакцию внимания – поворот головы, глаз, ориентация рецепторов по направ­лению к источнику раздражения. Она сопровождается локальными из­менениями биоэлектрической активности мозга. Исследование динами­ки ориентировочного рефлекса у животных и человека показало, что он возникает не на сам раздражитель как таковой, а в результате сличения стимула со следом, оставленным в нервной системе пред­шествующими раздражителями. Если стимул и след совпадают, то ори­ентировочная реакция не возникает. В том случае, когда информация о стимуле и хранящиеся в памяти следы от предшествующих раздражи­телей не совпадают, тогда возникает ориентировочная реакция, которая оказывается тем интенсивнее, чем больше выражено такое рассогла­сование. Вероятно, конфигурация следов, оставленных в нервной системе в результате повторения каких-то раздражителей, фиксирует все их параметры. Другими словами, нервная система путем комбина­ции своих элементов строит «нервную модель» стимула, динамика формирования которой и отражается в процессах угашения ориентиро­вочного рефлекса. Отсутствие ориентировочной реакции на повторяю­щийся стимул свидетельствует о согласовании его нервной модели с тем реальным импульсным залпом, который направляется в головной мозг.

Импринтинг, или запечатление. Первые шаги в самостоятельной жизни молодого организма, способствующие его выживанию, в решающей мере зависят от его контактов с матерью. Импринтинг – это комплекс поведен­ческих адаптаций новорожденного, которые осуществляют первичную связь между ним и родителями, как бы замыкая цепь преобразований эмбрионального периода и позволяя реализовать новорожденному уже сформированные механизмы восприятия и реагирования, Типичный пример импринтинга: если утенок вылупляется из яйца в присутствии большого зеленого ящика, он будет следовать за ним, двигающимся по проволоке, причем даже более охотно, чем за собственной матерью или другими птицами. По-видимому, явление импринтинга служит примером взаимодействия индивидуального опыта и врожденных свойств молодого организма, что ведет к быстрой фик­сации их в механизмах памяти. Подробно явление импринтинга раск­рыто в разделе «Память».

Подражание, или имитация. В результате подражания (имитации) животное вы­полняет видотипичные действия путем непосредственного наблюдения за действиями других животных своего вида. Особенно это характер­но для молодых животных, которые путем имитации родительского по­ведения обучаются различным проявлениям поведенческого репертуара своего вида. Л.А. Орбели считал имитационное поведение главным охранителем вида, так как его громадное преимущество заключается в том, что «зрители», присутствующие при акте повреждения члена их же стада или их сообщества, вырабатывают рефлекторные защитные акты и, таким образом, могут избежать опасности в будущем.

Таким образом, облигатное, неассоциативное обучение обеспе­чивает жизнедеятельность особи на первых этапах ее самостоятель­ного существования, а также закладывает основы видоспецифического характера поведения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: