Ассоциативное, или факультативное, обучение




Классические условные рефлексы. Ассоциативное обучение ха­рактеризуется совпадением во времени какого-либо индифферентного раздражителя с деятельностью организма. Биологический смысл такой ассоциации, т.е. условного рефлекса, заключается в его сигнальности, т.е. в приобретении этим раздражителем роли предупреждающего фактора, сигнализирующего наступление последующих событий и подготавливаю­щего организм к взаимодействию с ними. И.П. Павлов разработал учение об условных рефлексах в основном на примере рефлекторного слюноотделения. Индифферентный раздражитель сочетался с безуслов­ным агентом (пищевое подкрепление), вызывающим слюноотделительный рефлекс. Такой принцип выработки условных рефлексов был воспроиз­веден и в другой экспериментальной ситуации – при сочетании постороннего раздражителя со слабым электроболевым сти­мулом, приводящим к отдергиванию конечности у собаки. Спустя нес­колько сочетаний эта же реакция возникала и на условный сигнал. При выработке классических условных рефлексов животное выступает в качестве пассивного участника событий, не имеющего возможности кардинально изменить их последовательность.

Инструментальные условные рефлексы. Их объединяют в самосто­ятельную группу, так как они строятся на основе активной целенап­равленной деятельности животного. Последовательность событий в данной группе инструментальных условных рефлексов зависит не только от внешней сигнализации, но и от поведения самого животно­го. Для выработки инструментальных условных рефлексов используют специальные экспериментальные камеры, в которые помещают живот­ных. Например, крыса, помещенная в такую камеру, начинает осущест­влять ориентировочно-исследовательскую поведенческую реакцию, в результате которой случайно нажимает на педаль и получает пищевое вознаграждение. Затем экспериментатор перед очередным произволь­ным нажатием на педаль включает какой-либо посторонний раздражи­тель. После нескольких сочетаний, животное по сигналу нажимает на педаль и получает пищевое вознаграждение, т.е. вырабатывается инструментальный условный рефлекс. При этом следует иметь в виду, что в отличие от классического условного рефлекса сам по себе двигательный акт не имеет генетической связи с получением пищи. Эта связь формируется в процессе предварительной тренировки. Впервые инструментальные условные рефлексы изучались в павловской лаборатории Ю.М. Конорским и Я. Миллером (1936), которые назвали данные рефлексы условными рефлексами второго типа. Затем их стали называть инструментальными условными рефлексами, оперантным пове­дением. Сущность инструментальной деятельности заключается в из­менении взаимоотношений организма со средой, что происходит либо при изменении его положения в пространстве (локомоторная деятель­ность), либо при воздействии организма на окружающие предметы (манипуляторная деятельность). Например, выработка у животных на­выков ориентации в лабиринте или обучение в «проблемном ящике». К группе оперантных рефлексов относят различные формы дрес­сировки, т.е. обучение с помощью «проб и ошибок».

 

Когнитивное обучение

Образное (психонервное) поведение. И.С. Бериташвили в про­цессе изучения поведения животных по разработанному им методу свободного перемещения в экспериментальном манеже установил, что у высших позвоночных животных при первом же восприятии местополо­жения пищи создается образ или конкретное представление о пище и ее местоположении в данной среде. Этот образ сохраняется длительное время без повторного воспроизведения. Каждый раз, когда он реп­родуцируется при восприятии данной среды или ее компонента, жи­вотное ведет себя точно так же, как и при непосредственном восп­риятии. Такое поведение, направляемое образами (психонервное по­ведение), стали называть произвольным – в отличие от автоматизиро­ванного условнорефлекторного поведения. При данной форме обучения устанавливаются временные нервные связи между психонервным обра­зом и двигательными нервными центрами. Непосредственная актив­ность образа реализуется через ориентировочную реакцию, которая регулирует направление поведения животного. Индивидуальное пове­дение, первично направляемое психонервным образом, при повторной тренировке автоматизируется и осуществляется по всем законам ус­ловнорефлекторного обучения.

Элементарная рассудочная деятельность животных. Л.В. Кру­шинский (1977) в качестве самостоятельной формы поведения выделял элементарную рассудочную деятельность животных, которая заключа­ется в их способности улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды, и в возможности оперирования этими законами при построении программ поведения в новых ситуациях. Другими словами, важнейшая функция рассудочной деятельности состоит в отборе той информации о структуре окружаю­щей среды, которая необходима для построения программы наиболее адекватного поведенческого акта в данных условиях. К проявлениям элементарной рассудочной деятельности животных относят способ­ность к экстраполяции направления движения раздражителя и так на­зываемое инсайт-обучение (от англ. инсайт – проницательность, по­нимание, интуиция). Экстраполяции возможны: 1) в параметрах раз­мера; 2) в плане объема; 3) в плане проницаемости; 4) во времени, перемещение в пространстве с определенной скоростью. Согласно представлениям Л.В. Крушинского, животные, осуществляющие экстраполяционную деятельность, заранее знают, что 1) предметы не исчезают и не возникают ниоткуда (выход за пределы – срыв); 2) если на пути встречается непрозрачная перегородка, то она непроницаема; 3) меньший предмет можно вставить в больший (на основе представлений больше-меньше и объемности); 4) если один предмет вставлен в дру­гой, то они перемещаются вместе; 5) нельзя объемную фигуру поместить в плоскую фигуру.

Вероятностное прогнозирование. Под вероятностным прогнозиро­ванием понимают предвосхищение будущего. Этот прогноз основывается на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуа­ции. В соответствии с вероятностными гипотезами осуществляется подготовка к действиям в предстоящей ситуации, благодаря которым повышается вероятность достижения цели (Н.А. Бернштейн, 1966). Выс­шие позвоночные и человек в своей деятельности непрерывно опира­ются на вероятностное прогнозирование. Например, когда человек переходит улицу, он прогнозирует ситуацию на проезжей части и ин­тервал времени для безопасного пересечения дороги. А водитель транспорта в это время прогнозирует поведение пешеходов, смену сигналов светофора и свои собственные действия по управлению ав­томобилем.

Животные прогнозируют вероятность поиска пищевого объекта. Одновременно они прогнозируют поведение хищника, чтобы не стать жерт­вой собственной беспечности.

Согласно И.М. Фегенбергу и Г.Е. Журавлеву (1977), вероятностное прогнозирование деятельности может иметь следующие формы: 1) прогнозирование разных форм событий, независимых от субъекта; 2) прогнозирование своих ответных активных действий; 3) прогнозирование целенаправленных действий с их актуальной значимостью и предполагаемым результатом; 4) использование гипотез о наиболее вероятных действиях своих активных партнеров при осуществлении поведения в общении с другими; 5) прогнозирование действий и целей с учетом собственных энергетических затрат.

Таким образом, когнитивные формы обучения, опираясь на весь широкий репертуар более простых форм облигатного и ассоциативного обучения, выступают в качестве одного из фундаментальных механиз­мов высшей нервной деятельности животных и человека.

Окончание главы 32

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: